Игра Го. Можно не знать языка своего оппонента, и, тем не менее, прекрасно общаться с ним через игру

Большой сенсацией стала победа программы «Deep Mind» над чемпионом мира по игре Го. Руководители крупных корпораций имеют высокие разряды в этой игре, в нее играют по вечерам сотрудники «Яндекс», а некоторые компании делают её частью корпоративной культуры. Какие навыки приобретает хороший игрок и зачем учиться го нам рассказал президент Московской Федерации Го, Гроссмейстер России, трёхкратный чемпион Европы Тимур Санкин.

Материал подготовила:

А.Ю. Свинцицкая,
редактор Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва


Краткая справка:

Тимур Владимирович Санкин — педагог Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьёвы горы», мастер го 6 дана, двукратный чемпион России (2013, 2018 гг.), трёхкратный чемпион Европы в командном зачете (2005, 2014, 2017 гг.), Гроссмейстер России, президент Московской Федерации Го. Воспитанники Тимура Владимировича Санкина — многократные победители первенств России и Европы, участники первенств Мира.


— Тимур Владимирович, когда в Вашей жизни впервые появилась игра го? Ещё чем-то увлекались в детстве?

— Заниматься Го я начал с шести лет. На занятия меня привела мама, у которой двое коллег увлекались этой игрой, причём у обоих был мастерский уровень — третий дан. Один из них, Юрий Михайлович Беляев, впоследствии стал моим тренером. Тогда я жил в Ижевске и летом ходил в Парк космонавтов, где любители играли в шахматы, и, в том числе, несколько человек увлекалось игрой Го. Потом родители начали возить меня в шахматный клуб «Иж-планета». С этого и началось знакомство с игрой. В секции я долгое время был единственным ребёнком, не было никакой конкуренции, и прогресс, по большому счёту, был небольшой. Тогда у мамы родилась хорошая идея — она пригласила на Го моего друга, и как только он увлёкся, между нами началось здоровое соперничество, он быстро прогрессировал, догнал меня, и уже вдвоём нам было намного интереснее заниматься. Мой первый успех пришёл в 1993 году, когда я занял второе место на Первенстве России среди детей до 12-ти лет, которое проходило в Санкт-Петербурге. Поездки на соревнования в другие города были очень увлекательными: я знакомился с новыми друзьями. Это были новые эмоции, новые впечатления. И, безусловно, для меня это было огромным стимулом для прогресса.

Так же, как и всех, в детстве меня водили на многие кружки: английский язык, художественная школа, музыкальная школа… Музыкальную школу я закончил. Занимался также спортом: ходил в бассейн, на гимнастику.

Отец научился одновременно со мной, а начал преподавать Го на много позже.

— Что Вас привело к педагогической деятельности? Это призвание или личный выбор?

— Это и призвание, и личный выбор. Начал преподавать я в достаточно юном возрасте — с 16-ти лет. Случилось это следующим образом: в 15 лет надо проверить, мне кажется, попозже он поступил я поступил в институт и, оглянувшись по сторонам, понял, что в Го в Ижевске играет 5-10 человек, и не увидел никого, кто занимался бы развитием и популяризацией нашей игры в городе. И, как следствие, не было перспектив играть с новыми партнерами. Я уже осознал, что движение появится, если я сам начну заниматься развитием Го в Ижевске. Мы с друзьями создали Федерацию, зарегистрировали её. Я пошёл преподавать Го в ИжГТУ — свой университет (кстати, договорился, чтобы за занятия Го студенты получали зачёты по физкультуре) и лицей, в который в своё время не смог поступить. Буквально через три года ученик этой школы Матушкин Александр стал чемпионом России в категории до 12-ти лет. Это был мой первый успех в качестве тренера.

— Вы являетесь действующим чемпионом России по игре в Го. Как удаётся совмещать личностное развитие и педагогическую деятельность?

— С трудом (смеется — ред.). В го у меня три основные сферы деятельности: преподаватель, руководитель Федерации и спортсмен. Личные спортивные результаты долгое время имели самый низкий приоритет. Но честолюбие заставило соскучиться по звукам фанфар, к тому же важно быть примером для своих учеников. Пришлось применить умение мобилизоваться и достигать поставленных целей. Кстати, я никогда не был и сейчас не являюсь номером один российского рейтинг-листа и фаворитом чемпионатов России.

Занятия с детьми помогают мне оставаться в тонусе, потому что старшая группа в «Лидере» — это ребята, обладающие достаточно высоким уровнем игры — 2-3 дан, что в спортивной терминологии соответствует званию КМС и МС. И, конечно же, чтобы занятия были продуктивными, мне самому нужно быть в форме. Нет желания передавать ученикам свои ошибки. Хочется, чтобы ученики в итоге превосходили меня в силе игры.

Важно отметить: все мои победы в качестве спортсмена и преподавателя стали возможны в первую очередь благодаря родителям и наставникам в Го. В связи с этим стоит заметить, что в 2010-2011 годах я полтора года постигал секреты мастерства у своего китайского «лао-ши» Ли Ляна, 5-й профессиональный дан. После обучения в Поднебесной я впервые стал чемпионом России. В том же 2013 году мои воспитанники взяли весь пьедестал на первенстве России, серебро и бронзу первенства Европы.

Тимур Санкин

— Что дают детям занятия Го? Какие навыки помогают развить? Чем могут пригодиться в жизни?

— Для себя я выделил три составляющих, которые даёт Го. Первый аспект: Го — это искусство гармонии. Искусство баланса между стратегией и тактикой, атакой и защитой, территорией и влиянием, медлительностью и поспешностью, силой и слабостью, жадностью и расточительством и так далее.

Второй аспект: Го — инструмент принятия решений. В партии ситуация на доске меняется с каждым ходом. В одной партии приходится принимать порядка ста решений. Причем эти решения приходится принимать, учитывая огромное количество критериев, которые не поддаются формальной оценке, что очень напоминает жизнь.

И третий аспект: Го — это искусство стратегии. Игра зародилась около 4-х тысяч лет назад. Говорят, если шахматы — это отдельная битва, то Го — это целая война с множеством сражений, которые переплетаются между собой, и локальная неудача не решает исход партии. И то, что в Го играли и играют великие правители Востока — тому подтверждение. По одной из легенд игру Го придумал китайский император Яо, чтобы развить способности своего сына. Издревле в Японии Го использовалась представителями правящей элиты при поиске стратегического решения государственных и военных задач.

Если говорить об игроках современности, то это действующий президент Южной Кореи, который имеет 4-ый дан, и премьер министр Китая, у которого 5-ый дан по Го. Из российских политиков стоит отметить Сергея Горькова, заместителя министра экономического развития, который тоже является поклонником нашей игры. Умеют играть в Го президент компании Alibaba Джек Ма, создатель Microsoft Билл Гейтс, основатель Google Сергей Брин и многие другие.

Что еще развивает Го? Концентрацию, память, логику, усидчивость и чувство прекрасного, ведь Го — это искусство. Важно отметить, что обучение происходит в игровой форме, это — и социализация, и приятное времяпрепровождение.

Тимур Санкин

— Мы знаем, что Вы сотрудничаете с компанией Яндекс. Расскажите подробнее о проекте.

— Сотрудничаем с Яндекс — это громко сказано. В действительности я участвовал в двух мероприятиях в Яндексе. Одно из них — дискуссия на тему «Го и искусственный интеллект», организованная Политехническим Музеем. Мы обсуждали, как программа Deep mind, принадлежащая Google, обыграла чемпиона мира по Го. Это стало сенсацией не только в мире Го, но и в мире науки, и с этого момента «искусственный интеллект» стал очень популярной темой.

Второе мероприятие — «Вечер Го в Яндексе». Го увлекаются сотрудники компании, которые пригласили меня на своего рода «мастер-класс».

Го становится частью корпоративной культуры в крупных российских корпорациях. Компании заказывают мастер-классы по Го с целью развития навыков своих сотрудников, выстраивания коммуникации через игру. Московская Федерация Го уделяет этому вопросу большое внимание.

— Есть еще какие-то интересные варианты сотрудничества? Может, международные?

— В прошлом году впервые за долгое время в Москве состоялся Кубок Посла Китая. Традиционно в столице проходит Кубок Посла Японии. В мае этого года в Москве в «Хорошколе» мы принимаем Первенство Европы. Регулярно наши дети выезжают на соревнования в Европу, посещают страны Азии. Два года назад шесть воспитанников Центра «Лидер» ездили на двухмесячную стажировку в Корею. Ким Шахов — мой сильнейший ученик, полгода обучался в Китае; наши ребята стажировались в лагере в Японии. Эти культурные обмены происходят регулярно. Неоднократно мы проводили совместные сборы с китайскими мастерами.

Одно из названий игры Го — по-китайски «шоу тхань» — переводится как «разговор руками». Это очень точное определение, ведь Го — это процесс диалога во время игры. Го — это язык общения, можно не знать языка своего оппонента, и, тем не менее, прекрасно общаться с ним через игру, что мы постоянно и практикуем (улыбается — ред.).

Тимур Санкин

— В этом году Вы являетесь участником московского конкурса «Педагог года Москвы» в номинации «дополнительное образование». Вы первый раз принимаете участие в конкурсе профессионального мастерства городского уровня?

— Подобные педагогические конкурсы для меня в новинку. Моё первое участие в педагогическом состязании произошло чуть более года назад на конкурсе Дворца пионеров, и как его победитель, сейчас я представляю наш Дворец уже на следующем этапе — в городском конкурсе.

— Скажите, участие в конкурсе Московского Дворца пионеров «Мастерство и творчество» как-то помогло Вам в подготовке к городскому этапу? Чем для Вас стал этот опыт, что почерпнули для себя?

— Участие в конкурсе «Мастерство и творчество» было моим первым опытом, который оказался не только положительным, но и результативным. Участие позволило мне по-новому, под другим углом взглянуть на свою педагогическую деятельность. Наши организаторы — Ресурсный научно-методический центр ГБПОУ «Воробьевы горы» — высококвалифицированные профессионалы своего дела, и они оказывают мне поддержку в подготовке к городскому испытанию. Спасибо им большое!

Тимур Санкин

— Что значат конкурсы профессионального мастерства для педагога? Что даёт участие?

— Это — вызов, это — возможность посмотреть на свою программу и свою деятельность со стороны. Это — конкуренция, а она всегда является двигателем прогресса. Участие в таких конкурсах очень помогает педагогическому росту. А поскольку по образованию я не педагог, а инженер, учиться есть чему.

— Вы ставите себе цель победить в городском конкурсе? Чем для вас будет эта победа?

— Будучи спортсменом по натуре, конечно, считаю, что если участвовать — то побеждать. Но первостепенен сам процесс, нежели результат. На конкурсе мы учимся у своих коллег по цеху, расширяем кругозор, получаем положительные эмоции. Поэтому желаю всем участникам состязания новых открытий и ярких впечатлений!

Добавить комментарий

Войти с помощью: