Новый этап развития содержания дополнительного образования детей
НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1
Позиционирование современной ситуации как нового этапа оформления (обновления) содержания дополнительного образования детей в Российской Федерации обусловлено рядом обстоятельств.
Борис Викторович Куприянов – ведущий аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор boriskuprianoff2012@yandex.ru
Сергей Геннадьевич Косарецкий – директор центра социально-экономического развития школы Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук skosaretski@hse.ru
Прежде всего, последние пять лет (с февраля 2012 года) характеризуются беспрецедентным вниманием государства к сфере дополнительного образования детей. За этот период был принят ряд нормативных документов («Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 года № 1726-р, «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей», от 24 апреля 2015 года № 729-р, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», от 23 мая 2015 г. № 497 и др.). Из Федерального бюджета выделены средства на обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей, на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности.
Во-вторых, ситуация с содержанием дополнительного образования детей испытывает на себе влияние процессов стандартизации общего, профессионального и высшего образования, где содержание образования не только нормировано соответствующими стандартами, но и разрабатываются примерные образовательные программы (по каждому уровню образования), идет активное общественное и профессиональное обсуждение стандартов и примерных программ. На сайтах образовательных организаций публикуются основные общеобразовательные программы (школы, дошкольные образовательные организации), учебно-методические комплексы, рабочие программы, фонды оценочных средств по учебным предметам (сузы и вузы). Фактически значительная часть организаций дополнительного образования, реализующих общеразвивающие дополнительные образовательные программы, оказались вне этого процесса.
В-третьих, благодаря разработанным и внедренным в практику за последние 10 лет Федеральным государственным образовательным стандартам, оформленность содержания дошкольного (2013), общего образования: начального, основного, среднего (2009-2012), профессионального и высшего образования (2009-2016) актуализировала проблему граней дошкольного и дополнительного, основного общего и дополнительного, профессионального и дополнительного и т.д., образования. «Окружение чужими стандартами» позволяет очертить собственные специфические границы содержания дополнительного образования. В тоже время Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, реализующие идею вариативности, свободы выбора обучающимся образовательных траекторий, обостряют ситуацию конкуренции для сферы дополнительного образования детей, предлагают множественность альтернатив воспитания и обучения, делают чрезвычайно актуальным сохранение сущности дополнительного образования как альтернативного, как персонального, как вариативного и т.д.
В-четвертых, если в эпоху Советского Союза (в конце 80-х годов) предпринимались усилия по нормированию содержания внешкольного воспитания, то последнюю четверть века этот компонент дополнительного образования детей государством не регулировался. За этот длительный период профессиональные сообщества педагогических работников сферы дополнительного образования не имели ориентиров, что не могло не повлиять на качество отбора содержания образования и в конечном итоге отразилось на качестве образовательных услуг. По признанию экспертов, складывалась ситуация «профессионального произвола педагога дополнительного образования» (единоличного и не всегда обоснованного социокультурными реалиями решения) и «социально-профессионального аутизма педагога дополнительного образования» (отчуждения от социокультурных реалий, запросов детей, родителей, общества и государства).
В-пятых, с 2016 года государственная политика, ориентированная на поддержку доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р), коснулась и сферы дополнительного образования. Данное обстоятельство актуализировало проблему экспертизы содержательной части программ дополнительного образования детей (в рамках процедур лицензирования), особенно применительно к негосударственным организациям, а также при принятии решения о выделении бюджетных средств на реализацию дополнительной образовательной программы (определение приоритета финансирования и т.д.).
В-шестых, определение настоящего времени как особого этапа обновления содержания дополнительного образования детей в Российской Федерации обусловлено накопленным за последние годы в нашей стране опытом вариативности дополнительного образования и дифференциации обучения. С другой стороны, потребность в дифференциации содержания дополнительного образования осознается как на уровне потребителей образовательной услуги (дети и родители обучающихся), так и в социально-профессиональной среде педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Разработка и принятие методических рекомендаций по разделению дополнительного образования по уровням, как на общефедеральном уровне, так и в субъектах РФ обусловлено, в значительной мере, соображениями различий в объеме финансирования (в зависимости от сложности образовательной программы, от достигаемых обучающимися образовательных результатов и т.д.). Кроме финансовой обоснованности уровневой дифференциации программ дополнительного образования, требуется научное (психолого-педагогическое) и методическое обоснование.
В-седьмых, после нормирования общественного участия в оценке качества социальных услуг (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 г. «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»), стало актуальным сформировать открытое для общественности понятийное поле анализа и интерпретации содержания дополнительного образования детей.
Исходя из всего вышеизложенного, представляется правомерным характеризовать нынешнюю ситуацию в качестве нового этапа оформления содержания дополнительного образования детей в Российской Федерации:
– направленного на реализацию современной государственной политики в сфере дополнительного образования детей,
– обеспечивающего симметрию дополнительного образования детей по отношению к другим видам образования в области нормировании содержания,
– обеспечивающего сохранение сущности дополнительного образования детей на современном этапе развития отечественной системы образования,
– реализующего благоприятные возможности для оформления содержания дополнительного образования детей,
– содействующего преодолению противоречий и проблем, возникших в нормировании содержания дополнительного образования детей в последние 25-30 лет,
– содействующего облегчению деятельности педагогических работников по разработке дополнительных общеобразовательных программ,
– содействующего включению негосударственного сектора в предоставление услуг по программ дополнительного образования за счет средств бюджета,
– содействующих профессиональным экспертам (методистам, руководителям) и общественности в изучении и оценке программ дополнительного образования.
Экспертным сообществом в качестве инструмента оформления содержания дополнительного образования детей предлагается научно обоснованная концепция содержания дополнительного образования детей (форма системной совокупности содержательных и технологических ориентиров), разработка и апробация которой позволит развернуть коммуникацию экспертов-профессионалов данной области и представителей общественности и обеспечит, в конечном счете, обновление содержания дополнительного образования детей.
В связи с тем, что существующая в настоящее время нормативно-правовая база1 определяет шесть направленностей программ дополнительного образования (художественная, техническая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая), то и концепций содержания должно быть шесть (по каждой направленности) дополнительных общеразвивающих программ.
Как и любая концепция, данный документ призван удерживать понятийные и ценностные основания дополнительного образования детей, в целях сохранения специфики персонального образования и общественного воспитания, обеспечивая, таким образом, онтологическое единство сферы дополнительного образования детей, интегрируя образовательные организации различной ведомственной принадлежности и различных форм собственности.
Опираясь на анализ существующих концепций математического, филологического, исторического образования, представляется возможным обозначить в качестве обязательных концепций содержания дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ отдельной направленности такие элементы как:
– принципы и критерии идентификации дополнительных программ данной направленности,
– функции программ этой направленности в содержании дополнительного образования детей.
Идентификация дополнительных общеобразовательных программ отдельной направленности предполагает научное обоснование сущности предметной области, характеристику ориентиров (элементов содержания), обозначение границ с предметными областями Федеральных образовательных стандартов общего и профессионального образования.
Функции дополнительных общеобразовательных программ отдельной направленности, изложенные в концепции, удерживают:
– инвариантную часть функций, универсально актуальных для любых программ дополнительного образования,
– инвариантную часть функций, характерных для всех программ одной направленности,
– вариативную часть функций, характерных для отдельных программ одной направленности (различающихся по уровню и профилю программ).
При разработке научно обоснованной концепции содержания дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ отдельной направленности следует опираться на известные методологические и методические подходы. В частности, значительными возможностями обладает системно-деятельностный подход — основа стандартизации общего образования. Системно-деятельностный подход соответствует сущности дополнительного образования, так как в этих методологических рамках, обучающийся является активным субъектом образовательных отношений, осуществляющим цепь самоопределений (образовательных, социальных, профессиональных). Системно-деятельностный подход ориентирован на пробуждение у обучающегося интереса к предметной деятельности, к процессу освоения предметной деятельности, на развитие компетенций самообразования, на воспитание человека с активной жизненной позицией как в сфере образования, так и в других обстоятельствах жизнедеятельности. Реализация системно-деятельностного подхода обеспечит развитие субъектности обучающихся (развитие способностей к целеполаганию, умений решать образовательные, предметные, социальные задачи, развитие ответственности за собственные действия). При таком подходе образовательные отношения предполагают сотрудничество и взаимопонимание между педагогами и обучающимися.
С заявленных методологических позиций в концепции должны быть проанализированы состояние, проблемы и перспективы обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ соответствующей направленности.
Важным элементом концепции должны стать направления опережающего обновления содержания дополнительного образования детей в этой области:
– оформление общепризнанного содержательного ядра программ отдельной направленности,
– оформление зон возможного развития содержания, оценка вероятностей движения в том или ином векторе изменения содержания,
– обоснование подходов к дифференциации и интеграции с основными общеобразовательными программами начального, основного, среднего общего образования,
– разработка модели усиления вариативности за счет уровневой дифференциации и специализации как акцентирования частных направлений (отдельных компонентов).
Думается, что целесообразно, чтобы текст включал описание механизмов реализации идей, сформулированных в концепции:
– образовательный механизм предполагает использование текста концепции при реализации программ профессионального и высшего образования (программы «Педагогика дополнительного образования», «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дополнительное образование»);
– кадровый механизм реализации предусматривает педагогическое обеспечение интериоризации педагогическими работниками основных идей и ценностей концепции, освоение в процессе повышения квалификации положений концепции, содействие педагогам в разработке на основе концепции дополнительных образовательных программ;
– программно-методический механизм – разработка на основе концепции программно-методических материалов, их обсуждение, тиражирование, издание и пропаганда через тематические конкурсы, выставки, презентации.
Обновление содержания дополнительного образования требует уточнения представлений о дифференциации программ дополнительного образования, которая может осуществляться:
– по направленностям программ дополнительного образования, по виду (общеразвивающие и предпрофессиональные),
– по достигаемым образовательным результатам, которые отражаются в ведущей задаче, в основной образовательной функции данной программы (познакомить обучающихся с отдельным видом деятельности, ввести в сферу деятельности, в область знаний, сформировать базовые компетенции в решении тех или иных задач; углубить представления обучающихся, вывести на уровень самостоятельного решения задач);
– на основе композиции контингента обучающихся (одновозрастные учебные группы или разновозрастные, традиционно дифференциация по возрасту обучающихся);
– по длительности и интенсивности (краткосрочные программы – от 18 часов до 36 часов; годовые программы – от 72 до 144 часов; продолжительностью от двух до шести лет по 108 – 144 часов в год и т.д.);
– по ориентированности на детей различных групп здоровья (дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети без ограничений и т.д.),
– по ориентированности на детей с различным уровнем способностей (программы по работе с одаренными детьми, программы без указания на наличие способностей, программы по работе с детьми, имеющими низкие показатели по развитию способностей);
– по составу участников (инклюзивные и однородные).
Важным условием практического обновления содержания дополнительного образования детей является уточнение формата дополнительной общеобразовательной программы, что предусматривает реализацию двух уровней требований: формального и квалификационного, где в роли формальных требований:
– наличие всех элементов программы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение, список литературы;
– качество оформления титульного листа;
– указание на тип, вид, разновидность программы (общеразвивающая или предпрофессиональная; краткосрочная, интегрированная, комплексная и т.д.);
– указание на направленность дополнительной общеобразовательной программы (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной);
– отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок в тексте;
– полнота состава пояснительной записки (актуальность, цель, задачи, предполагаемые результаты, перечисление процедур аттестации обучающихся);
– соблюдение формы учебно-тематического плана;
– соответствие жанра и стилистики в описании методического обеспечения;
– объем, новизна и содержательность списка литературы, соответствие одному библиографическому стандарту.
Квалификационный уровень требований, предъявляемый к дополнительным общеобразовательным программам, по нашему мнению, должен включать в себя:
– прозрачную логику изложения в каждом из разделов программы;
– обоснованность актуальности программы — востребованность со стороны личности (указание возраста и социальных особенностей обучающихся; опора на психолого-педагогическую литературу — обоснование целесообразности освоения ребенком, исходя из его возрастных и социокультурных особенностей, именно этого содержания; результаты социологических исследований — доказательство востребованности населением этого вида деятельности);
– обоснованность актуальности программы — запрос со стороны государства (выборка положений из нормативных документов, государственных программ, в том числе программ субъекта Российской Федерации, муниципалитета);
– обоснованность актуальности программы — соответствие местным традициям и общественному запросу (специфика экономики территории, особенности занятий населения, профессиональные корпорации, культурные общности, общественная активность населения – общественные объединения);
– в пояснительной записке должны быть указаны идеи (идеологические ориентиры, методологические трактовки), на которые опирается автор программы, отсюда должна происходить используемая в тексте терминология, автором должна быть предъявлена основная идея — задумка программы дополнительного образования детей;
– формулировки целей должны быть конкретны, современны, задачи выстроены либо в логике последовательного решения, либо параллельного достижения, цели и задачи должны соотноситься друг с другом, цель и задачи должны быть адекватны возрасту детей, направленности и длительности программы;
– формулировки цели должны соответствовать уровню освоения содержания образования («стартовый», начальный, ознакомительный или базовый, содержательный или продвинутый, уровень углубления и т.д.);
– формулировки целей могут включать ориентацию на освоение программы как ступени профессионального самоопределения обучающегося, а могут рассматриваться в контексте досуговых практик будущего взрослого (в первом случае необходимо указать образовательные организации профессионального или высшего образования, в которых обучающиеся по программе дополнительного образования могут продолжить образование по профилю);
– ожидаемые результаты и способы их проверки должны быть подробно изложены, должны быть перечислены формы аттестации обучающихся;
– формами аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе могут выступать выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.;
– в учебно-тематическом плане формулировки разделов и тем должны быть конкретными, понятными и сформулированными в традиционном ключе, принятом в той или иной отрасли знания или деятельности (здесь лучше уйти от метафор, образности);
– в пояснительной записке также можно указывать новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;
– в тексте программы должна быть логично изложена последовательность действий, приводящая к реализации идеи и достижению цели и задач;
– в тексте программы должна быть продемонстрирована компетентность автора образовательной программы в педагогике и психологии, методике преподавания (через указание фамилий известных методистов);
– в тексте методического обеспечения могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий, цикл организации жизнедеятельности детско-подросткового объединения в течение всей продолжительности программы (от двух, трех, до пяти-семи лет), уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград для обучающихся);
– все элементы деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной программы призваны обеспечить самоопределение обучающегося, его свободный выбор, движение к обретению личностных смыслов в той или иной деятельности;
– в тексте методического обеспечения должны быть изложены средства обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
– содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям.
Таким образом, в рамках нового этапа обновления содержания дополнительного образования детей предусматривается разработать, широко и открыто обсудить в ходе общественных консультаций концепции содержания дополнительного образования по направленностям программ, уточнить форматы (системы требований) дополнительных общеобразовательных программ.
- 1. Текст подготовлен в рамках выполнения проекта «Формирование научно-методологических основ опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в рамках комплексных исследований передовых практик и прогноза технологических и социальных изменений (разработка концепций по направленности)» проводимому в рамках мероприятие 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» ФЦПРО
1.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008