Изготовление игрушки «КОТ-ПОДВЕСКА»

ab4de13ae3fa0448f1b9d84140ef4287

Муранова Н. Н.,

педагог дополнительного образования

центра художественного образования

ГБПОУ “Воробьёвы горы”

Данное открытое занятие по изготовлению игрушки «кот-подвеска» может быть использовано педагогами дополнительного образования, общеобразовательных школ, руководителями студий декоративно-прикладного творчества.

Цель занятия: изготовление сувенира-подвески с использованием современной технологии.

Задачи:

  1. Обучающие:

– познакомить с историей игрушек;

– обучить технологическим приемам изготовления игрушки-подвески;

– обучить разным видам декорирования игрушки.

     2. Развивающие:

– сформировать творческое мышление и фантазию,

– развивать умение решать художественно-творческие задачи на повтор и импровизацию при изготовлении игрушки;

– способствовать развитию внимания и памяти;

– развивать умение самому разрабатывать эскизы игрушек, выполнять в материале, подбирать цветовую гамму.

3. Воспитательные:

– сформировать интерес к игрушке и к процессу обучения в целом;

– способствовать воспитанию терпения, усидчивости;

– воспитать стремление к завершению начатой работы.

Оборудование:

ножницы для ткани;

– швейные иголки;

– швейные нитки (в ассортименте);

– фетр (в ассортименте);

– синтепон (плотность 180 г/м2);

– карабин с петелькой или кольцо с петелькой;

– бусины (в ассортименте);

– пайетки (в ассортименте);

– атласные ленты (в ассортименте).

Наглядные пособия: книги, раздаточный материал с видами игрушек, презентация.

Методы обучения:

  1. Объяснительный (рассказ, беседа).
  2. Иллюстративный (демонстрация видов игрушек, процесс изготовления кота-подвески).
  3. Деятельностный (разработка эскизов).

Структура занятия

  1. Организационный момент (5 мин).
  2. Теоретическая часть (20 мин).
  3. Практическая часть (1 час 20мин).
  4. Обсуждение результатов работы. Подведение итогов (10-15 мин).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Педагог приветствует обучающихся, напоминает им о том, что они делали на предыдущем занятии, сообщает тему и план проведения нового занятия.
  2. Теоретическая часть:
  3. знакомство с историей и видами игрушек;
  4. демонстрация выполнения кота-подвески.
  5. Практическая часть:
  6. прорисовка эскизов игрушек (выставка-конкурс на лучший эскиз);
  7. изготовление кота-подвески;
  8. оформление декором и дополнительными лентами;
  9. выставка игрушек.
  10. Обсуждение результатов работы. Подведение итогов. Обучающиеся вместе с педагогом обсуждают то, что удалось выполнить, а что не получилось; были ли затруднения при изготовлении игрушки. Педагог проводит устный опрос, что обучающиеся запомнили на занятии; что они узнали нового и чему научились. В конце занятия – уборка своего рабочего места.

Теоретическая часть

Вряд ли найдется человек, который никогда не играл в игрушки, не уносился с их помощью в воображаемые дали. Но если сделанные промышленным способом игрушки в большинстве случаев воспроизводили в миниатюре приметы «взрослой жизни» и помогали ее познанию, то игрушка, сделанная своими руками, создавала особенный мир образов, где реальность была лишь поводом для фантазии, а быль и вымысел так взаимопроницаемы, что разделить их невозможно.

Эта особенность коренится во множестве функций, которыми обладала игрушка в народном быту. Она была и забавой для детей, и средством их воспитания, и праздничным подарком, и свадебным атрибутом, и украшением, а в древности еще и обрядовым культовым символом. Одна из функций игрушки – передача ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний, а также трудовых навыков, когда дети 5-6 лет их делали сами.

Со временем одни функции отмирали, другие выступали на первый план, появлялись новые, обусловленные модой и новыми явлениями быта. Но многие игрушки сохранили свое игровое и ритуальное предназначение и веками жили среди других предметов народной культуры, благодаря простоте игровой функции и ясности сюжета.

Главные персонажи игрушки – это собирательные образы, без индивидуальных чёрт и свойств. Создавая игрушку, мастер выражал в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы, в том числе связанные с фольклором. Игрушки чередовались, сменяли друг друга вслед за детским возрастом.

Игрушка – богатейшая и удивительная область народного искусства. В мире разнообразных художественных форм она занимает своё особенное, ничем более не замещаемое место. В игрушке видна связь ремесла и искусства. В формах игрушки народное мастерство выражается как творчество символов, намеков, обобщений, схем.

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.

Игрушки на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли свое назначение. Согласно мнению многих ученых, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они были в форме оружия, орудий труда, которые использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначением таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

С возникновением рабовладельческого строя и скотоводства начали изготавливаться игрушки другого плана, они были довольно реалистичными. В Древнем Египте игрушки делали из ткани и дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол. Игрушки были с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Это были повозки, всадники. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных.

По некоторым данным, первые погремушки и свистульки имели не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что мелодичные звуки, свойственные этим игрушкам, отгоняют нечистую силу.

В средние века, игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребенка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных камней, тканей, металлов.

Для бедных слоев населения игрушки делались из глины, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали куклы, для мальчиков – фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д.

Изготовление игрушек на Руси стало серьезным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Народные игрушки имели развивающее значение, а также могли развлечь, повеселить, занять, порадовать. Получили развитие игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филимоносовские, Хлудневские и самые известные деревянные: Богородские и Сергиево-Посадские.

В 90-е г.г. 19 века из Сергиева Посадавышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Развитие производства игрушек во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе.

В начале 20 века появляются первые конструкторы. С развитием электронной промышленности появились игрушки с дистанционным управлением, со всевозможными эффектами. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.

И все-таки все игрушки, несомненно, были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное, все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями.

Сегодня на занятии я познакомлю вас с технологией изготовления кота-подвески, а затем вы внесете в игрушку свою лепту: придумаете какого цвета будет кот, каким декором вы его украсите.

 

Практическая часть

Педагог. Сегодня при изготовлении кота-подвески мы повторим пройденный материал по следующим темам: «Шов «вперед иголку», «Потайной шов», «Пришивание бусин».

Нашу работу мы начнем с прорисовки эскиза кота. В конце занятия мы проведем выставку-конкурс «Лучший эскиз».

  1. Следующий шаг – выбор цветовой гаммы фетра, подбор пайеток, бусин, цвета швейных ниток.

Изготовление кота-подвески.

– вырезаем форму кота – это наше лекало;

– прикалываем наше лекало к фетру, обводим специальным фломастером для ткани контур тела (2 детали) и хвост (2 детали);

– вырезаем 4 детали;

– оформление мордочки кота (глаза, нос, мордочка, усы);

– складываем 2 детали тела кота и сшиваем по краю швом «вперед иголку», оставляя отверстие для набивки синтепона.

– тоже самое делаем с хвостом;

– пришиваем «потайным стежком» хвост к игрушке;

  1. А теперь Вы можете украсить своего кота всевозможным декором, проявляя фантазию: это могут быть и атласные ленты, и бусины, и пайетки. Для того, чтобы можно было повесить нашу игрушку, закрепляем на голове кота или атласную ленту, или карабин с петелькой.

Вопросы для закрепления темы

  1. Какое значение имела игрушка для наших предков? (обрядовое, магическое, охраняемое от злых духов)
  2. Какие были первые игрушки? (камни, игрушки из дерева и глины)
  3. Какие Вы знаете народные игрушки?
  4. Где появилась первая матрешка? (Сергиев Посад)
  5. Какие Вы знаете виды швов? (вперед иголку, взакреп, петельный, потайной и т.д.)

Добавить комментарий

Войти с помощью: