Изготовление игрушки «КОТ-ПОДВЕСКА»
Муранова Н. Н.,
педагог дополнительного образования
центра художественного образования
ГБПОУ “Воробьёвы горы”
Данное открытое занятие по изготовлению игрушки «кот-подвеска» может быть использовано педагогами дополнительного образования, общеобразовательных школ, руководителями студий декоративно-прикладного творчества.
Цель занятия: изготовление сувенира-подвески с использованием современной технологии.
Задачи:
- Обучающие:
– познакомить с историей игрушек;
– обучить технологическим приемам изготовления игрушки-подвески;
– обучить разным видам декорирования игрушки.
2. Развивающие:
– сформировать творческое мышление и фантазию,
– развивать умение решать художественно-творческие задачи на повтор и импровизацию при изготовлении игрушки;
– способствовать развитию внимания и памяти;
– развивать умение самому разрабатывать эскизы игрушек, выполнять в материале, подбирать цветовую гамму.
3. Воспитательные:
– сформировать интерес к игрушке и к процессу обучения в целом;
– способствовать воспитанию терпения, усидчивости;
– воспитать стремление к завершению начатой работы.
Оборудование:
– ножницы для ткани;
– швейные иголки;
– швейные нитки (в ассортименте);
– фетр (в ассортименте);
– синтепон (плотность 180 г/м2);
– карабин с петелькой или кольцо с петелькой;
– бусины (в ассортименте);
– пайетки (в ассортименте);
– атласные ленты (в ассортименте).
Наглядные пособия: книги, раздаточный материал с видами игрушек, презентация.
Методы обучения:
- Объяснительный (рассказ, беседа).
- Иллюстративный (демонстрация видов игрушек, процесс изготовления кота-подвески).
- Деятельностный (разработка эскизов).
Структура занятия
- Организационный момент (5 мин).
- Теоретическая часть (20 мин).
- Практическая часть (1 час 20мин).
- Обсуждение результатов работы. Подведение итогов (10-15 мин).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Педагог приветствует обучающихся, напоминает им о том, что они делали на предыдущем занятии, сообщает тему и план проведения нового занятия.
- Теоретическая часть:
- знакомство с историей и видами игрушек;
- демонстрация выполнения кота-подвески.
- Практическая часть:
- прорисовка эскизов игрушек (выставка-конкурс на лучший эскиз);
- изготовление кота-подвески;
- оформление декором и дополнительными лентами;
- выставка игрушек.
- Обсуждение результатов работы. Подведение итогов. Обучающиеся вместе с педагогом обсуждают то, что удалось выполнить, а что не получилось; были ли затруднения при изготовлении игрушки. Педагог проводит устный опрос, что обучающиеся запомнили на занятии; что они узнали нового и чему научились. В конце занятия – уборка своего рабочего места.
Теоретическая часть
Вряд ли найдется человек, который никогда не играл в игрушки, не уносился с их помощью в воображаемые дали. Но если сделанные промышленным способом игрушки в большинстве случаев воспроизводили в миниатюре приметы «взрослой жизни» и помогали ее познанию, то игрушка, сделанная своими руками, создавала особенный мир образов, где реальность была лишь поводом для фантазии, а быль и вымысел так взаимопроницаемы, что разделить их невозможно.
Эта особенность коренится во множестве функций, которыми обладала игрушка в народном быту. Она была и забавой для детей, и средством их воспитания, и праздничным подарком, и свадебным атрибутом, и украшением, а в древности еще и обрядовым культовым символом. Одна из функций игрушки – передача ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний, а также трудовых навыков, когда дети 5-6 лет их делали сами.
Со временем одни функции отмирали, другие выступали на первый план, появлялись новые, обусловленные модой и новыми явлениями быта. Но многие игрушки сохранили свое игровое и ритуальное предназначение и веками жили среди других предметов народной культуры, благодаря простоте игровой функции и ясности сюжета.
Главные персонажи игрушки – это собирательные образы, без индивидуальных чёрт и свойств. Создавая игрушку, мастер выражал в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы, в том числе связанные с фольклором. Игрушки чередовались, сменяли друг друга вслед за детским возрастом.
Игрушка – богатейшая и удивительная область народного искусства. В мире разнообразных художественных форм она занимает своё особенное, ничем более не замещаемое место. В игрушке видна связь ремесла и искусства. В формах игрушки народное мастерство выражается как творчество символов, намеков, обобщений, схем.
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Игрушки на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли свое назначение. Согласно мнению многих ученых, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они были в форме оружия, орудий труда, которые использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначением таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.
С возникновением рабовладельческого строя и скотоводства начали изготавливаться игрушки другого плана, они были довольно реалистичными. В Древнем Египте игрушки делали из ткани и дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол. Игрушки были с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву.
В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.
На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Это были повозки, всадники. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных.
По некоторым данным, первые погремушки и свистульки имели не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что мелодичные звуки, свойственные этим игрушкам, отгоняют нечистую силу.
В средние века, игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребенка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных камней, тканей, металлов.
Для бедных слоев населения игрушки делались из глины, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали куклы, для мальчиков – фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д.
Изготовление игрушек на Руси стало серьезным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Народные игрушки имели развивающее значение, а также могли развлечь, повеселить, занять, порадовать. Получили развитие игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филимоносовские, Хлудневские и самые известные деревянные: Богородские и Сергиево-Посадские.
В 90-е г.г. 19 века из Сергиева Посадавышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Развитие производства игрушек во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе.
В начале 20 века появляются первые конструкторы. С развитием электронной промышленности появились игрушки с дистанционным управлением, со всевозможными эффектами. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.
И все-таки все игрушки, несомненно, были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное, все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями.
Сегодня на занятии я познакомлю вас с технологией изготовления кота-подвески, а затем вы внесете в игрушку свою лепту: придумаете какого цвета будет кот, каким декором вы его украсите.
Практическая часть
Педагог. Сегодня при изготовлении кота-подвески мы повторим пройденный материал по следующим темам: «Шов «вперед иголку», «Потайной шов», «Пришивание бусин».
Нашу работу мы начнем с прорисовки эскиза кота. В конце занятия мы проведем выставку-конкурс «Лучший эскиз».
- Следующий шаг – выбор цветовой гаммы фетра, подбор пайеток, бусин, цвета швейных ниток.
Изготовление кота-подвески.
– вырезаем форму кота – это наше лекало;
– прикалываем наше лекало к фетру, обводим специальным фломастером для ткани контур тела (2 детали) и хвост (2 детали);
– вырезаем 4 детали;
– оформление мордочки кота (глаза, нос, мордочка, усы);
– складываем 2 детали тела кота и сшиваем по краю швом «вперед иголку», оставляя отверстие для набивки синтепона.
– тоже самое делаем с хвостом;
– пришиваем «потайным стежком» хвост к игрушке;
- А теперь Вы можете украсить своего кота всевозможным декором, проявляя фантазию: это могут быть и атласные ленты, и бусины, и пайетки. Для того, чтобы можно было повесить нашу игрушку, закрепляем на голове кота или атласную ленту, или карабин с петелькой.
Вопросы для закрепления темы
- Какое значение имела игрушка для наших предков? (обрядовое, магическое, охраняемое от злых духов)
- Какие были первые игрушки? (камни, игрушки из дерева и глины)
- Какие Вы знаете народные игрушки?
- Где появилась первая матрешка? (Сергиев Посад)
- Какие Вы знаете виды швов? (вперед иголку, взакреп, петельный, потайной и т.д.)