Мир кукол: новые формы приобщения детей и взрослых к декоративно-прикладному творчеству

В статье представлен опыт работы по приобщению детей и взрослых к традиционным и современным видам декоративно-прикладного творчества в cтудии «Мир кукол» школы № 1265 города Москвы. Автором описаны виды деятельности, направленные на подготовку будущих мастеров кукольного дела, варианты создания кукол из разных материалов, реализуемые в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мир кукол». Статья может быть интересна педагогам дополнительного образования, школьным учителям и педагогам-организаторам при изучении направлений и традиций народного декоративно-прикладного творчества как в дополнительном образовании, так и на уроках технологии в школе.

Е.Н. Матушкина,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение «Школа № 1265»,
г. Москва

Дополнительное образование в школе включает в себя множество направлений, отвечающих запросам и интересам детей и взрослых. Как правило, это повторяющиеся по своей сути объединения: например, изостудия, театр. Часто встречаются мастерские керамики, танцевальные коллективы и другие объединения. Мы же хотим рассказать о новом необычном объединении дополнительного образования Школы № 1265 города Москвы – «Мир кукол».

В детстве я не играла в куклы, а делала их из всего, что было доступно, – картона, проволоки и даже цветов. Шила для них одежду, из коробок конструировала дома, мебель и многое другое. Позже, в период работы школьным учителем, помогала в разработке программы «Народоведение» М.Ю. Новицкой. Тогда же пришел интерес к народной кукле, ее разновидностям и многообразию. Традиционные тряпичные куклы-мотанки, подорожницы, крупенички, танцующие соломенные куколки развили у меня интерес к кукольному творчеству.

В дальнейшем, обучаясь у именитых и признанных мастеров кукольного дела секретам создания текстильной, лепной, игровой и интерьерной куклы, ватной игрушки, я достигла достаточно высокого уровня в мастерстве изготовления этих изделий. На сегодняшний день это мое увлечение переросло в новую профессию – кукольный мастер. Со временем возникло желание поделиться приобретенными в этой сфере знаниями и умениями с такими же, как и я, увлеченными куклами людьми. Так образовалась студия кукольного творчества «Мир кукол» (далее – Студия), изначально рассчитанная на школьников. Впоследствии «кукольной темой» заинтересовались и взрослые – родители обучающихся Студии, также участники проекта «Московское долголетие».

В рамках реализующейся в Студии дополнительной общеразвивающей программы «Мир кукол» ведется обучение изготовлению своими руками различных видов кукол и кукольных аксессуаров из разных материалов. Каких только кукол мы не создали за время работы нашей Студии! У нас появляются на свет народные желанницы и радоницы, уютные лоскутные тильды и тыквоголовки, домашние медведи Тедди, легкие ангелы, куколки-брошки, герои сказок и мультфильмов. И все куклы одеты и обуты соответственно образу, задуманному автором.

Особого внимания заслуживают совместные творческие работы. Так, юными участниками Студии был создан дуб «у лукоморья» высотой в человеческий рост. Вместе с детьми склеивали ствол из бумаги и картона, тонировали акриловой краской, вырезали дубовые листья и лепили желуди из полимерной глины – они получились очень похожими на настоящие. Постепенно дуб заполняется героями стихотворения Пушкина. Уже появились кот ученый, русалка, царь Кащей и многие другие. В настоящее время мы трудимся над созданием Бабы Яги и «тридцати витязей прекрасных»[1] – планируем собрать всех героев произведения.

Со взрослыми участниками Студии родился сюжет масленичной ярмарки. Основными героями стали немного усовершенствованные народные куклы-мотанки, изображающие посетителей ярмарки. Тщательно подошли к тканям, из которых шили одежду: старались подобрать состаренные кусочки материала с традиционными узорами. Для того, чтобы обуть куколок, валяли валенки, шили сапоги. Товары и продукты на торговых рядах лепили из полимерной глины, тонировали и расписывали до полного сходства. Тут и блины с маслом, и самовар, и соленые огурчики, и ржаной хлеб, и сахарные петушки на палочке, и многое другое. На ярмарочной площади, как в старину, изображены различные народные увеселения, состязания в силе и ловкости, игра на гармони и даже ярмарочный медведь со скоморохом.

Создавая этот народный сюжет, мы с моими «взрослыми ученицами» получили огромное удовольствие от творческого процесса. Результат вызывал большой интерес всех посетителей нашей мастерской – детей и взрослых, – а также был высоко оценен жюри Всероссийского фестиваля народного творчества «Россия – твоя и моя!», где наша работа получила диплом Гран-при конкурса.

Для того, чтобы сделать куклу своими руками, юные и взрослые обучающихся Студии знакомятся со свойствами полимерной глины, с текстилем, картоном, паперклеем и другими материалами; учатся пользоваться инструментами, которые, помимо изготовления кукол, могут оказаться полезными в быту; осваивают приемы шитья, лепку; шьют обувь, валяют варежки и валенки; конструируют мебель, дома и комнатные интерьеры. Я открываю им секреты применения различных игл, лепки стеками, использования строительных инструментов и способов соединения деталей в кукольном производстве и многое другое. Скучать не приходится! Воплощаем творческие замыслы, развиваем воображение, осваиваем многочисленные материалы и инструменты и просто радуемся.

Школьники часто с гордостью рассказывают, как дома они с легкостью решили возникшую проблему – зашили одежду, отреставрировали какие-то вещи или даже предметы мебели, – приносят показать самостоятельно сделанные игрушки или интересные поделки на школьные конкурсы. Конечно, им помогают знания, полученные на занятиях Студии, и владение уже знакомыми им инструментами.

Для взрослых обучающихся Студии в программу «Мир кукол» были введены альтернативные варианты обучения кукольному мастерству, поскольку в выборе той или иной программы взрослые чаще всего ориентируются либо на свое желание продолжить заниматься любимым делом, либо на возможность реализовать детские мечты [2; 3; 5]. Недостаточно было просто пойти по пути усложнения программы, ведь у части взрослых были не сформированы базовые навыки. Здесь, скорее, стоял вопрос об адаптации программы под интересы и возможности взрослых обучающихся.

Расскажу немного подробнее об этих альтернативных вариантах.

Первое. Различное содержание в пределах одной темы. Например, в теме «Куклы из фетра» школьникам предлагается изготовить танцующих балерин в технике сшивания выкроенных деталей обметочным швом. А взрослые из того же материала выполняют более сложную фантазийную работу, в которой присутствуют несколько техник исполнения. Так, участники проекта «Московское долголетие» при создании брошки-куколки имеют возможность использовать различные техники и варианты исполнения.

Второе. Возможность выбора задач различного уровня сложности. Как правило, дети выполняют учебные задачи по шаблонам, предложенным педагогом. А взрослые создают выкройки и схемы самостоятельно под руководством педагога. Им также предоставляется возможность работы по образцу или согласно собственной фантазии.

Третье. Возможность выбора обучающимися техник исполнения элементов своего изделия. Так, к примеру, школьники могут выбрать, из какого материала будут сделаны волосы их персонажа: из шерстяных ниток, готовых трессов, будут ли это лепные волосы. А взрослые имеют дополнительную возможность выбора способы их крепления – пришивание или приклеивание.

В настоящее время во многих школах отсутствует предмет «Домоводство», поэтому дети имеют возможность получить необходимые бытовые навыки именно на моих занятиях. Также готовую куклу нужно одеть, причесать, нарисовать ей лицо, уютно разместить в игровом интерьере. А это значит, что мы знакомимся еще и с профессиями парикмахера, визажиста, портного, дизайнера, мебельщика, конструктора.

В процессе создания куклы я показываю, как правильно и красиво оформить лицо, нарисовать выразительные глаза, губы и нос; возможно, прорисовать эмоции, характер или возраст определенного героя. Кукольная одежда также требует тщательности исполнения: сначала нужно создать выкройку платья или другого вида одежды соответственно возрасту героя, времени или условий его существования и, конечно же, ориентируясь на вкус автора; затем подобрать ткани для пошива, фурнитуру, украшения. Мы стараемся шить костюм как можно интереснее, «затейнее», тщательно выполняя все швы. Конечно же, кукла должна быть обута, поэтому обучающиеся осваивают приемы пошива обуви для своих героев.

Создание прически – тоже очень увлекательное занятие. Кукольные волосы могут быть аккуратно пострижены, заплетены или уложены в замысловатую прическу по типу старинных. Если для создания задуманного образа требуется поместить героя в определенный интерьер, то мы вместе конструируем предметы мебели, подходящие герою по размеру и стилю. Это может быть кресло, мягкий диван, торшер, стол и стул, книжный шкаф… и даже как-то приходилось делать мышеловку. Кстати, малюсенькие книги в жестком переплете в книжном шкафу мы также делали своими руками.

Полученные обучающимися знания, умения и навыки, бесспорно, актуальны и полезны для них, но ничто не сравнится с эмоциями, которые мы получаем от наших занятий, от работы и результатов. Мы радуемся новым созданным образам, придумываем нашим героям характеры и истории. Положительные эмоции так необходимы для жизни каждого человека – и взрослого, и ребенка!

Общим для обучающихся Студии всех возрастов является желание познакомить со своими творениями других людей, поделиться с ними радостью, увлеченностью, интересом, чувством глубокого удовлетворения от выполненной работы. С одинаковым энтузиазмом и дети, и взрослые демонстрируют свои работы на школьных, городских и международных выставках, фестивалях и ярмарках декоративно-прикладного искусства, регулярно участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней. В некоторых конкурсах требуется продемонстрировать уже созданные работы, а в каких-то показать свое мастерство. Начинающие кукольные мастера уверенно представляют себя и наш коллектив, получают одобрение членов жюри. Неоднократно работы обучающихся Студии были удостоены Гран-при значимых конкурсов, несколько лет подряд они становились дипломантами ежегодного московского чемпионата профессионального мастерства «Мастерята» в компетенции «Технологии моды».

Среди обучающихся кукольному делу, как правило, нет случайных людей: все они творчески одарены и увлечены темой создания кукол и сопутствующих им предметов. На занятиях Студии обучающиеся не только приобретают новые знания и совершенствуют свои умения и навыки, но и получают возможность проявить талант, осуществить некоторые свои мечты.

Знакомство обучающихся с народным творчеством на занятиях декоративно-прикладным искусством позволяет создать преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в культуре мировой, найти подходы в решении актуальных социально-культурных, экологических, нравственных и эстетических проблем [1; 4; 6]. Совместное творчество вдохновляет людей разного возраста на создание настоящих произведений искусства и своей собственной уникальной кукольной истории. Возможно, для кого-то из обучающихся это путь к будущей профессии и из них получатся не просто интересные люди, но и прекрасные специалисты для мастерских кукольных театров, парикмахеры, визажисты, дизайнеры, конструкторы и модельеры.

Список источников:

  1. Винник И. Мир кукол: истории и легенды. Москва: АСТ, 2009. 30 с.
  2. Ершов М.Ф. Социокультурные изменения в мире кукол: от акань до Буратино // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 24–25 октября 2019 г. / Отв. ред. А.Н. Садриева. Нижний Тагил, 2019. С. 47–51.
  3. Политова М.А. Кукла – арт-объект или игрушка: реализация двух функциональных задач от древнего мира до современности // Теория и история искусства. 2020. №№ 3–4. С. 132–146.
  4. Пушкарева Т.В. Мир кукол в мире людей: историко-культурный анализ // Человек. Культура. Образование. 2015. № 4. С. 100–107.
  5. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. Т. 3. № 2. С. 81–85.
  6. Терехова Н.Н., Катаева Л.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре // Образование и воспитание. 2021. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5995/ (дата обращения: 02.10.2024).

[1] Пушкин А.С. Руслан и Людмила [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/poems/5061/ruslan-i-lyudmila-poema?ysclid=m2a7gdro4p258276362 (дата обращения: 02.102024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: