Мотивация обучающихся к занятиям резьбой по дереву в системе дополнительного образования

Статья посвящена вопросам мотивации обучающихся к занятиям резьбой по дереву в системе дополнительного образования. Рассматриваются различные способы и подходы развития мотивации, основанные на опыте обучения учащихся педагогом на базе ГБПОУ «Воробьевы горы». Материал может быть использован при преподавании других видов декоративно-прикладного искусства и проведения занятий дополнительного образования.

М.Ю. Ракитин,
педагог дополнительного образования
Центра художественного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Жизнь ребенка — это постоянное движение вперед по пути развития. Это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, самоактуализации, процесс личностного роста. И в этом процессе одну из главных ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает ученик, то есть его мотив.

Мотивация — самый надежный «двигатель» процесса освоения обучающимся любого вида деятельности. Ведь замотивированный ребенок всегда пытается докопаться до сути, задает вопросы по материалу, в случае неудач пытается снова и снова, пока не достигает успеха. Важно всеми возможными способами этот интерес поддерживать и усиливать [1].

Мотивация детей играет важную роль в процессе усвоения знаний и получения навыков. Обучающийся добивается больших результатов, если его деятельность подкрепляется мотивацией, то есть интересом и желанием к самореализации.

Мотив обучающегося к деятельности может быть внешним, т.е. деятельность осуществляется ради долга, например, желания получить хорошую оценку, и внутренним — это интерес к самой деятельности, к ее процессу, а также стремление к саморазвитию [2].

В общеобразовательных учреждениях мотивацию часто формируют внешними способами. Положительные отметки и хороший аттестат являются желанными для большинства выпускников, вынуждая их прорабатывать и заучивать учебный материал. Но такой подход совершенно неуместен в системе дополнительного образования. Во-первых, здесь нет дневников, журналов с отметками и аттестатов. Во-вторых, сложно применять школьную оценочную систему к творчеству и искусству. Таким образом, на первый план для педагога дополнительного образования выходит задача развить у своих подопечных положительную внутреннюю мотивацию к своему предмету.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к деятельности у обучающихся, являются интересное и доступное содержание учебного материала, четко организованная учебная деятельность, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности педагога [1].

Какими же способами можно формировать внутреннюю положительную мотивацию у обучающихся?

Жизнь современных детей во многом связана с Интернетом и цифровыми технологиями, а это значит, что их эффективное использование создает необходимые условия для стимулирования учебной деятельности. Современные гаджеты, Интернет и социальные сети стали постоянными спутниками обучающихся. Они помогают им в поиске необходимой информации, обеспечивают их виртуальное общение, одновременно являясь способами самовыражения и самоактуализации. Умело используя информационные технологии и некоторые интернет-ресурсы, можно активно взаимодействовать с обучающимися.

Мотивация значительно возрастает, когда виден положительный результат деятельности. Когда обучающийся только начинает посещать занятия, он еще не знает, что выйдет из-под его ножа или стамески. Он сидит, режет на липовой доске и не задумывается о конечном результате. На начальном этапе для него самое главное — правильное и чистое выполнение элементов. Но когда его творчеством начинают восхищаться его семья, одноклассники и друзья, учителя и даже незнакомые ему люди, а работы занимают призовые места на выставках и конкурсах, — он начинает резать совсем по-другому. Обучающийся старательно прорабатывает каждое изделие, старается устранить даже малейшие недочеты, каждая его новая работа сложнее и техничнее предыдущей. Он видит, что результат его деятельности востребован, а это мотивирует его развиваться дальше.

Представим некоторые способы формирования внутренней мотивации, с успехом используемые при занятиях с учащимися на базе ГБПОУ «Воробьевы горы».

Любой учитель, «горящий» своим делом, имеет десятки последователей-учеников, которые иногда даже выбирают профессию, связанную с любимым предметом. Личный пример очень эффективен, однако следует помнить, что опытный резчик с виду режет все быстро, легко и просто. У обучающегося может сложиться мнение, что он не сможет выполнить подобной работы, и ему надо объяснить, что со временем он сможет вырезать изделие ничуть не хуже, чем у преподавателя. Также могут быть продемонстрированы ранние работы педагога — с целью показать обучающемуся возможности самосовершенствования.

Демонстрация работ преподавателя и работ других мастеров тоже имеет важное значение для развития личности ученика-резчика. Обучающийся на основе просмотренного материала задает себе планку, вершины которой ему предстоит достичь. В этом случае он приложит все усилия, чтобы сделать такое же по красоте изделие или превзойти мастера. В первую очередь обучающиеся знакомятся с творчеством мастера геометрической резьбы Дениса Лазаренко и известного мастера резьбы по дереву, народного художника РФ Кронида Гоголева.

Рассказы о выдающихся мастерах резьбы по дереву знакомят обучающихся с миром этого вида прикладного творчества с другой стороны. Они открывают для себя интересные факты из жизни резчиков, узнают, как тот или иной человек начал заниматься этим ремеслом, к каким результатам пришел. Кто-то из обучающихся может узнать в мастере себя и постараться достичь тех же высот.

Положительный эффект на мотивацию обучающихся оказывает посещение тематических выставок и музеев. Традиционно проводится экскурсия на выставку работ обучающихся, расположенную в Московском дворце пионеров, выставку международного авторского центра резьбы по дереву «Татьянка» и во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства с профильной экскурсией «Народная резьба по дереву». Таким образом, у обучающихся формируется представление как о традиционной, так и о современной резьбе по дереву. После посещения выставки работ Московского дворца пионеров ребята обретают уверенность в собственных силах и начинают воплощать свои самые смелые проекты.

Сложным этапом для ученика-резчика является начало обучения — постановка техники резьбы по дереву. Отработка элементов с целью формирования культуры обращения с инструментом и выполнения чистых резов многим дается нелегко. Именно на этом этапе очень важно поддержать обучающегося, чтобы он не опустил руки и продолжил творить дальше. Высокую эффективность показал так называемый «метод зеленой ручки», используемый многими педагогами. Суть подхода заключается в акцентировании внимания на успех обучающегося и игнорировании незначительных ошибок [3]. Например, на занятиях постановки техники резьбы по дереву на учебных досках детей самые лучшие элементы обводятся зеленым маркером. При дальнейшей работе ученик принимает зеленые элементы за образец, особенно важно для него в этот момент, что эталон выполнен его собственными руками. Так внутри каждого ребенка крепнет вера в собственные силы и продолжается движение вперед.

Участие в конкурсах позволяет обучающимся получить независимую оценку их творчества. Незнакомое им жюри оценивает качество изделий и ставит соответствующие баллы, присваивая определенные места. В настоящее время существует большое количество дистанционных конкурсов и фестивалей, некоторые из них (арт-галерея «Шантарам», «Портфолио ученика», «Добрых рук мастерство» в рамках городского конкурса «Новые вершины» и др.) публикуют фотографии работ в сети Интернет на отдельных страницах. В результате обучающийся может найти свою работу через поисковые системы и поделиться ею с помощью ссылок в социальной сети или через электронную почту, что также положительно сказывает на оценке его труда и стимулирует к дальнейшему творчеству.

Особое место в развитии мотивации занимает участие обучающихся в ежегодно проводимых конференциях научно-исследовательских работ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Здесь каждый ребенок может показать свою индивидуальность, обменяться опытом и знаниями с единомышленниками, представить результат своей работы широкой публике, совершенствуя навыки публичного выступления и получая оценку компетентного жюри.

Ученики-резчики, имеющие призовые работы, регистрируются на сайте для одаренных детей «Алые паруса». После заполнения всех форм на сайт загружаются все призовые работы и соответствующие им наградные документы. Таким образом, сохраняются авторские права ребенка. Лучшие работы попадают на главную страницу сайта и собирают большое количество отзывов и комментариев. Регистрация на «Алых парусах» дает обучающимся новый толчок вперед — они получают отзывы от незнакомых им людей, с которыми могут общаться и отвечать на вопросы. Это рождает гордость за свои достижения и знания, стремление делать новые работы, публиковать их фото на сайте, также занимать призовые места. Новые знакомые, в том числе и товарищи по интересам, способствуют творческому росту юного резчика. Аналогичным эффектом обладает социальная сеть Instagram.

Хорошей мотивацией для многих обучающихся является возможность реализации своих работ. Инструмент резчика стоит недешево, как и хороший материал. Реализация работ дает возможность обучающимся приобретать себе новые ножи и стамески, понравившиеся заготовки и материал. С ростом ассортимента инструмента обучающийся может выполнять дома все более сложные работы, начинает уделять больше времени резьбе, что приводит к повышению качества изделий и совершенствованию техники.

Иногда у обучающихся происходит угасание мотивации и интереса к резьбе по дереву. В этом случае деятельность их можно стимулировать, предложив им сделать более интересную работу, освоить новую технику резьбы. Также мы подключаем к данной работе и родителей. В этом случае возможно изготовление предметов украшения домашнего интерьера, резных накладок для мебели. Хорошим стимулом для саморазвития и демонстрации своего творческого и технического потенциала является изготовление резного панно для украшения интерьера дома. На наших занятиях большинство обучающихся с удовольствием берется за эту задачу.

Положительно влияют на мотивацию к изучению резьбы по дереву доски почета и стенды, расположенные в учреждении. Размещение в таких местах грамот и дипломов, полученных детьми, их фотографий вместе с работами способствует распространению информации среди обучающихся других групп и преподавателей.

В данной статье были рассмотрены основные способы мотивации обучающихся к занятиям резьбой по дереву в системе дополнительного образования. Объем изучаемого материала велик, поэтому для повышения эффективности необходимо продолжение работы в домашних условиях. Для этого очень важно организовать правильную работу педагога с родителями обучающихся, снабдить учеников дополнительным материалом, вести отдельную работу с одаренными детьми. Необходимо отметить, что некоторые приведенные способы мотивации могут быть применены при изучении любого ремесла или направления декоративно-прикладного искусства.

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. — М.: Речь, 2005. — 240 c.
  3. Метод «зеленой ручки». Газета «Вести образования». — Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/1/experience/9678-metod_zelenoy_ruchki.

Добавить комментарий

Войти с помощью: