К юбилею театра моды «Василиса» Московского Дворца пионеров (интервью с Натальей Васильевной Воропаевой)

Театр моды «Василиса» Московского дворца пионеров отмечает свое 25-летие, в связи с пандемией растягивая торжества. Пользуясь случаем, мы поговорили с руководителем театра Натальей Васильевной Воропаевой о том, когда появился театр моды, зачем сегодня дети учатся этому искусству и как театр пережил дистанционное обучение.


Днем рождения театра считается 18 апреля 1995 года, именно тогда состоялся первый показ на конкурсе «Мода. Мастерство. Фантазия». Костюмы для первого показа готовили педагоги студии, всех их основательница театра Наталья Воропаева вспоминает с теплотой: вышивки на платьях от Ольги Степановны Молотобаровой, швейные изделия от Марины Александровны Руб, Ларисы Михайловны Магай и Любови Николаевны Сапоновой; вязаные шедевры от Людмилы Семеновны Пучковой и Ирины Николаевны Скворцовой, постановка дефиле от Нины Владимировны Ермолаевой.

За 25 лет в театр пришли 23 педагога, 4 000 учеников, проведено 24 городских конкурса театров моды, получено семь грантов Президента по поддержке талантливой молодежи, закреплено сотрудничество с Ассоциацией детских творческих объединений «Золотая игла», проведены сотни показов во всех уголках России и в мире, созданы 50 коллективных коллекций, 32 авторские коллекции, 67 авторских костюмов.

Занятия в театре моды «Василиса» помогают сформировать у обучающихся новый взгляд на современную предметную среду в области дизайна костюма. Ребята участвуют в разработке и создании различных швейных изделий сложного кроя, занимаются конструированием, моделированием и декорированием одежды, участвуют в разработке и пошиве коллективных и авторских коллекций моделей одежды для участия в различных конкурсах и показах, становятся юными исследователями моды, участвуя в разработке модных проектов.

С годами у названия театра «Василиса» появилась расшифровка: «Всемирная Академия Современных Исполнителей Любого Исторического Стиля и Авангарда».


Бессменному руководителю и создательнице театра моды «Василиса» Наталье Васильевне Воропаевой было 12 лет, когда школьная учительница по труду спросила: «Кто хочет заниматься мягкой игрушкой?» и отвезла одноклассниц на занятия во Дворец пионеров на Ленинских горах. В кружке «Мягкая игрушка» мест не было, и девочкам предложили занятия в кружке «Художественная вышивка». Без малого четыре года девочки изучали народное творчество, ездили на экскурсии и в экспедиции в разные регионы, участвовали в выставках и показах, создавали авторские работы. Это определило будущее, по сей день связанное с Московском Дворцом пионеров.

Е.Р.: Кто был вашим любимым педагогом во Дворце пионеров, Наталья Васильевна?

Н.В.: Любимый педагог — преподаватель вышивки, Ольга Степановна Молотобарова. Ее умение тихо, спокойно, доходчиво объяснять и увлекать своим любимым делом сыграло решающую роль в моей судьбе. Я поступила в педагогический институт на индустриально-педагогический факультет, где готовят учителей труда. И вот уже более 30 лет я сама работаю во Дворце пионеров. Сначала заведующей лабораторией «Моделирование и конструирование одежды» в секторе «Эстетика быта». Потом сектор был переименован в студию декоративно-прикладного творчества. Но мы по-прежнему учили детей шить различные изделия для себя и создавать творческие работы, декорируя их аппликацией, вышивкой, придумывая интересные конструктивные решения.

О театре моды речи тогда не шло. Однако в конце года обязательно проводились показы сшитых за год изделий и творческих работ. Мы готовили сценарий показа, репетировали выходы. Все как во взрослом Доме моделей. У нас даже была группа, участницы которой демонстрировали творческие костюмы на различных праздниках. Мы назвали эту группу «Василиса» по имени героини русской сказки. Василиса — рукодельница, все может делать своими руками: печь пироги, ткать, шить. У имени есть и другое значение: «царственная». Театр моды, который появился через несколько лет, тоже стал называться «Василиса».

Е.Р.: Что такое детские театры моды, когда они появились?

Н.В.: Первые детские театры моды в стране стали появляться в начале девяностых. Изменилась политическая ситуация, хотелось чего-то нового и увлекательного. Не просто шить для себя, а еще и создавать необычные костюмы, а потом демонстрировать их на сцене перед зрителями. Пионерская организация тоже искала новые формы работы. К нам во Дворец пришла Галина Петровна Чубарова, представитель Центрального Совета пионерской организации и предложила отправиться на творческий фестиваль в Анапу. Там собрались представители многих городов России, учащиеся фольклорных и танцевальных коллективов, кружков рукоделия и шитья. Все те, кто с особой любовью относился и относится к народным традициям и обычаям. Были представлены разные направления творческой деятельности детей, но особый интерес вызвали коллективы, представляющие многообразие костюмов, от народных до современных. Это были целые коллекции, специально сшитые по какой-то определенной теме и имеющие одинаковое стилевое решение. Именно в Анапе было принято решение о создании Ассоциации детских творческих объединений под эгидой Совета пионерских организаций. Ассоциация получила название «Золотая игла». А приоритетным направлением деятельности стал Костюм.

У нас во Дворце мы тоже шили небольшие коллекции костюмов. Кружки моделирования и конструирования были во всех Домах и Дворцах творчества Москвы. После фестиваля в Анапе появилась идея провести показ-конкурс детских работ москвичей.

Заведующая отделом эстетического воспитания Дворца Марина Степановна Алешина идею поддержала. Так в 1995 году появился жанр «театры моды» в рамках городского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии».

С детьми начал работать хореограф, подбиралось музыкальное сопровождение, проводились репетиции. Мы много работали, шили, выступали, набирались опыта, постигали мастерство художников-модельеров. Появилось и такое направление, как «композиция костюма». Концепция театра моды строилась на том, что обучающимся необходимо было придумать (нарисовать) костюм, сшить его и потом продемонстрировать на сцене. Мы и сейчас стараемся придерживаться этого, хотя дети, как правило, могут только рисовать, только шить или только демонстрировать придуманную коллекцию. Но все это делается в коллективе единомышленников, на одно общее дело и для развития самого коллектива.

Е.Р.: Как вы думаете, зачем сегодня идут учиться придумывать и шить одежду?

Н.В.: В советское время в школах были уроки труда, и практически все девочки умели шить, чтобы самим создавать себе модные наряды. Ведь в магазинах купить подобные вещи было проблематично. Сейчас рынок швейных изделий переполнен. И все равно хочется чего-то необычного, придуманного и сделанного своими руками. Многие хотят сейчас быть дизайнерами одежды, создавать свои авторские модели. Но этому нужно постоянно учиться. Думаю, что занятия в театре моды помогают обучающимся вникнуть во все особенности дизайна одежды, разобраться с принципами создания коллекций, определиться с выбором профессии. Занятия в театре моды способствуют развитию креативного мышления детей.

При этом в коллектив приходят и те, кто хочет научиться красиво двигаться и демонстрировать созданную другими одежду. Есть ученицы, которые создают настоящие арт-объекты из нетрадиционных материалов: в дело идут втулки, коробочки от духов, бумага, различные строительные материалы. Здесь, может, и не нужно умение правильно шить. Но понимать, как соединить, скрепить детали, чтобы конструкция не просто держалась, но была удобна в носке, просто необходимо. Можно быть и дизайнером, который создает необычные принты для ткани. А кто-то с интересом изучает историю костюма, и на ее основе познает историю поколений и эпох, выполняя проектные работы.

Е.Р.: Как сегодня развивается театр моды «Василиса»?

Н.В.: Направлений деятельности в театре моды, и в нашем в том числе, сейчас великое множество. Но мне очень нравится, когда мы работаем командой: создаем общую коллекцию, готовимся вместе к конкурсам, показам, поездкам в другие города и страны, помогаем друг другу советами, делимся опытом. Коллектив театра моды постоянно развивается. И если в начале нашего пути больше внимания уделялось народным традициям в костюме, то сейчас мы больше придерживаемся авангардного направления. Не забываем о влиянии «русского авангарда» на развитие дизайна.

Театр моды «Василиса» — член Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла». С 1997 года национальный конкурс театров моды проводится под патронажем мэтра отечественной моды Вячеслава Михайловича Зайцева. Он же является Почетным Президентом Ассоциации.

Ассоциация каждый год задает общую тему конкурса и все проходящие мероприятия в той или иной степени раскрывают эту тему. Народные костюмы и национальные традиции, сказки и спортивная феерия, идеи природы и архитектурные объекты, наука и исторический костюм — всегда очень интересно и увлекательно отправляться на поиски креативных идей, совершенных форм и современных технологий для создания чего-то нового в мире моды. Надо сказать, у каждого коллектива есть свое видение происходящего, своя направленность деятельности. Все развиваются в рамках своих кадров, интересов детей и родителей. В этом году нас ждет особенная тема — праздники народов мира.

Наш коллектив много лет входил в Высшую Лигу театров моды России. С прошлого года мы в суперлиге Ассоциации «Золотая игла». Четыре года подряд коллектив театра моды «Василиса» входит в пятерку лучших коллективов России по версии «Золотой иглы». Два года наши девчонки возглавляют индивидуальный рейтинг «Лучший юный дизайнер России».

Это большая работа педагогического, детского и родительского коллектива театра моды «Василиса».

Впереди новые ученики, новые планы и идеи, новые коллекции, новые победы и новые искания. Мы все время в пути — так было и так будет, пока мы играем в моду!

Наталья Воропаева, руководитель театра моды «Василиса»: «Наша цель — коллектив единомышленников».

Е.Р.: Как вам работалось в дистанционном режиме, есть ли какие-то выводы после такого длительного вынужденного эксперимента?

Н.В.: 25-летие театра моды «Василиса» выпало на карантин. Но это активизировало творческую мысль детей, родителей и педагогов. Все готовили видеопоздравления, сочиняли стихи, рисовали плакаты, активно проводили фотосессии и съемки видеороликов наших многочисленных коллекций, в онлайн-режиме шили новую коллекцию и авторские костюмы. Итоговое занятие проходило под девизом «Перелетим Карантин». Все первое полугодие учебного года мы продолжали очень активно работать в онлайн-режиме: проводили встречи, консультации, конференции и показы, в декабре состоялся конкурс мастерства «Шумный праздник».

Дети рады возможности вернуться во Дворец и приступить к занятиям в очном формате. У нас много творческих планов и идей. Но и про дистанционную работу забывать пока не стоит. Педагоги планируют оставить формат индивидуальных онлайн-консультаций в случае, если ребенок отсутствует по уважительной причине или необходима специальная подготовка к конкурсам разных уровней. В любом случае, мы рады возвращению к очному обучению и с нетерпением ждем наших учеников.

Интервью провела:

Е.В.Ремизова,
специалист по связям с общественностью
ГБПОУ
«Воробьевы горы»
Москва

Добавить комментарий

Войти с помощью: