К вопросу о профилактике профессионального выгорания педагогов при дистанционном образовании

В статье представлен взгляд автора на взаимосвязь перехода к дистанционной форме реализации программ дополнительного образования в 2020 году и изменение психологического состояния педагогов.

В качестве ключевой особенности выделена актуализация профессионального выгорания. Отмечена важность работы с данной проблемой, ее профилактики, возможности работы с ней с позиции салютогенеза.

И.С. Григорьев,
психолог,
член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП),
старший методист отдела профессионального развития кадров

ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Прошедший 2020 год наглядно показал, что мы живем в интересные, как характеризовал их Терри Пратчетт[1], времена. Распространение коронавирусной инфекции и следствия, вызванные государственными мерами борьбы с ней, стали испытанием для различных сфер общественной жизни, в том числе для образования. Осмысление опыта, как часто бывает в социальных науках, запаздывает, не успевает за темпом изменений. Поэтому, несмотря на то, что в 2021 год мы смотрим с надеждой вернуться к привычному миру, даже при благоприятном сценарии исследовательскими задачами станут анализ сложившейся ситуации и борьба с последствиями, их устранение, попытки нивелировать ущерб. Мы ждем результатов подобных исследовательских проектов и практических шагов в данном направлении.

Основным событием года в сфере образования стал экстренный вынужденный переход к дистанционному формату реализации образовательных программ и связанные с этим эффекты. Большинство педагогов отмечали увеличение нагрузки как на них, так и на учеников [5, с. 9]. Вряд ли стоит этому удивляться. Особенно учитывая, что подобного опыта раньше не было. В начале процесса перехода в дистанционный формат ярко проявили себя проблемы технической обеспеченности (что даже более ярко сказалось на обучающихся) и отсутствие необходимых навыков. Педагоги и администрация образовательных организаций высоко проявили себя в этот период, сделав все возможное для скорейшего освоения необходимых компетенций. Вместе с тем, начали появляться первые результаты опросов, «быстрых» исследований, обозначавших те «болевые точки», которые были очевидны для всех участников образовательного процесса. В дальнейшем стали проявляться менее очевидные особенности. Чаще стали звучать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами [5, с. 26].

К концу 2019-2020 учебного года у многих возникло ощущение, что с проблемой перехода к дистанционному формату обучения удалось справиться. У некоторых педагогов возникла надежда, что новый учебный год может пройти без подобных потрясений и вынужденных мер[2]. При этом как для управленцев, так и для педагогов актуальным оказался следующий вопрос: как провести это лето? Имеющиеся у нас данные позволяют говорить о том, что фигурировали два основных сценария:

  • использовать лето для того, чтобы обстоятельно подготовиться к реализации образовательных программ в дистанционном формате в грядущем учебном году — такой вариант отмечался теми педагогами и руководителями, которые, оценив быстрый и вынужденный переход в дистанционный формат, сделали вывод, что системная работа в подобном режиме требует дополнительной подготовки;
  • использовать лето для отдыха, чтобы восстановить силы и быть физически и психологически готовым к работе в сентябре.

Мы не беремся оценивать какую-либо стратегию как правильную или ложную. Здесь, на наш взгляд, важно отметить тот факт, что первая группа указывала на необходимость работы над тем, чтобы перевести свою деятельность, в первую очередь образовательную, в дистанционный формат на системном, а не обусловленном вынужденными обстоятельствами ситуативном уровне.

По нашим наблюдениям, преобладал второй вариант. И это можно понять, ведь педагоги самоотверженно работали, испытывая колоссальный стресс в условиях неопределенности уже три месяца. Важно заметить, что в данном случае стресс относился к сфере профессиональной деятельности, т.е. носил специфический характер. При этом та самая неопределенность сохранялась, распространялась на будущее. Все это в наших глазах оказалось предпосылками популярности у нашей аудитории, работников сферы дополнительного образования детей, темы профессионального выгорания, которой было посвящено одно из занятий дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цифровые образовательные технологии: теория и практика реализации в системе дополнительного образования детей».

Учитывая то, что в период пандемии общий стресс населения возрос, а тревожное состояние подкреплялось обращениями к средствам массовой информации, насыщенными сводками о заболевших, необходимостью соблюдения мер дистанцирования, условиями самоизоляции, режима ношения масок и перчаток, беспокойством как за собственные жизнь и здоровье, так и близких, специалисты в сфере психического здоровья заговорили о «второй эпидемии» негативных психологических эффектов [4]. Во что должно было сложиться сочетание фактора профессионального стресса и «фонового», свойственного эпохе пандемии?

Осенью 2020 года Яндекс.Учебник в рамках программы «Я Учитель» провел большое исследование профессионального выгорания педагогов. В профильной части (тест Fatigue and Detachment Questionnaire) приняли участие тридцать восемь тысяч респондентов. Полученные результаты говорят о том, что профессиональному выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа. У 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% оказались уже в острой его фазе, т.е. присутствует значительное влияние на результаты работы и качество жизни в целом [10].

Что такое профессиональное выгорание? Существует определенная путаница в использовании слова «выгорание» как термина: говорят о профессиональном, об эмоциональном. Если обратиться к Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11, используемый код QD85), то встретим следующее определение:


«Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками:

  • ощущение мотивационного или физического истощения;
  • нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям;
  • снижение работоспособности.

Эмоциональное выгорание касается непосредственно профессионального контекста и не должно применяться к опыту из других сфер жизни» [9].

Следует отметить, что перечисленные признаки выгорания достаточно трудно объективно диагностировать. По этой и другим причинам выгорание не может классифицироваться как медицинское заболевание. Однако Всемирная организация здравоохранения отмечает важность работы с данным синдромом и планирует разработку научно обоснованных рекомендаций, посвященных психическому здоровью на рабочем месте.

В классификациях исследователей психологов встречаются разные модели описания выгорания, однако симптоматически, как правило, упоминаются три группы (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) [7], которые могут быть соотнесены с признаками, перечисленными в МКБ. На практике же спектр симптомов крайне широк: от легкого изменения эмоционального фона до серьезных психосоматических нарушений и заболеваний.

Скептики могут пробовать возражать: «Какое это все имеет отношение к дополнительному образованию? Речь идет про школы!». Представить исследование подобного масштаба, сфокусированное исключительно на сфере дополнительного образования, сложно. Однако именно в ней остро проявляется следующая особенность — сложность перевода в дистанционный формат работы программ по ИЗО, а также связанных с занятиями музыкой и спортом [5, с. 20]. Уникальность программ дополнительного образования, которая позволяла педагогам быть более гибкими и творческими в своей работе (заметим, что данные качества способствуют профилактике профессионального выгорания в обычное время), сыграла с ними злую шутку — при переходе в дистант зачастую оказалось невозможно использовать те средства и методы, которые подходят массовой школе, имеют высокую масштабируемость.

Описывая значение противопожарной безопасности часто говорят, что пожар легче предупредить, чем ликвидировать. Для профессионального выгорания это справедливо не меньше. На страницах журнала мы уже публиковали советы по профилактике профессионального выгорания для администрации образовательных организаций [2]. Учитывая возросшую актуальность темы, хотелось бы дать определенные советы, которые могут стать полезными для понимания проблемы и ее профилактики самими педагогами.

При разговоре о психологических проблемах люди зачастую рассматривают их как болезнь. Во многих случаях это происходит из-за низкой психологической грамотности и определенной стигматизации. Учитывая то, что симптоматически профессиональное выгорание достаточно похоже на депрессию (и некоторые специалисты делают упор на это) [10], высок соблазн отнестись к ситуации именно таким образом — как к болезни. Альтернативна пониманию здоровья через патологию — концепция салютогенеза (от латинского Salus — здоров, и греческого Genese — возникновение). С точки зрения салютогенеза, здоровье является способностью организма уравновешивать односторонние нагрузки и противодействовать возможным болезненным тенденциям. В каждый момент времени организм, преодолевая действие вредоносных факторов или болезненных тенденций, обретает новое состояние здоровья [7, с. 255].

В соответствии с концепцией салютогенеза, специалисты предлагают множество разнообразных способов управления стрессом [6, с. 323]. Их можно разделить на три группы:

  • внутриличностные ресурсы, помогающие победить стресс и управлять своим организмом;
  • ресурсы взаимодействия человека с природой и животными;
  • сконструированная здоровая среда и факторы, стимулирующие или подавляющие ресурсы организма в состоянии стресса.

Первые две категории мы оставляем за скобками данной статьи. Скажем лишь, что развитие личностных качеств, таких как жизнестойкость (по С. Мадди), твердость (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), может быть осуществлено в процессе жизни, а не является врожденным и константным. Ресурс природы не всегда нам доступен, а возможности анималотерапии не всегда раскрываются перед нами без помощи опытного специалиста. Поэтому сконцентрировать собственное внимание, как нам видится, следует именно на формировании среды, позволяющей увеличить ресурсы здоровья.

Возможности влиять на окружающее пространство не равны и сильно ограничены (собственно, именно это стало одной из причин усилившихся разговоров об образовательном неравенстве в период пандемии). Однако даже при таких условиях у нас оставалась возможность контролировать время. Что в данном направлении можно сделать? Управлять временем. Попробуем сформулировать несколько общих советов.

  1. Составьте четкий распорядок дня. Большое количество планнеров (ежедневников и прочих форм), в том числе электронных, поможет в этом. Сложнее может оказаться ответственно подойти к выполнению плана, учесть все дела и факторы, которые могут помешать. Не забывайте, что в жизни должно найтись место не только работе. Также важно не забыть согласовать расписание с семьей и важными для вас людьми. Перечисленные ниже позиции также стоит учесть.
  2. Выделите отдельное время для общения с обучающимися и их родителями. Стоит заранее регламентировать данный вопрос и предупредить родителей об этом. Зачастую личное время нарушается. Должны существовать отдельные периоды, когда мысли о рабочих вопросах не должны вас беспокоить.
  3. Запланируйте общение с коллегами. Мы зачастую игнорируем необходимость общения в профессиональном сообществе. Важно не превращать подобные встречи в совещания! Еженедельное чаепитие с обсуждением интересных профессиональных находок и взаимообмен опытом даже в дистанционном формате поднимают мотивацию, напоминают, что в нашей работе на самом деле интересно.
  4. Оставьте время для себя. Это может быть хобби или что-то другое. Важно, чтобы вы знали, что это время принадлежит только вам. Так вы сможете переключить внимание, беспокоящие мысли утихнут. И когда придет время — вы сможете приступить к работе, восстановив какое-то количество энергии.

Подобные советы, касающиеся организации быта, досуга и профессиональной жизни, неоднократно появлялись в течение 2020 года в печатных источниках, на различных специализированных и популярных ресурсах [1], [3], [11]. Эффективных способов крайне большое количество, однако зачастую они не являются специальной деятельностью — достаточно не забывать о себе, общении с семьей, друзьями и близкими, заниматься хобби и теми вещами, которые на самом деле нас интересуют, — за работой не забывать о себе. Как правило, такие методы индивидуальны, каждому подходит свое. Важно помнить и о возможности работы со специалистом, который поможет в сложившейся ситуации, проведет профессиональную диагностику, окажет информационную и психологическую поддержку, научит специальным техникам и приемам релаксации и борьбы со стрессом.

Само информирование о проблеме и ее особенностях также является важным инструментом. Поэтому особое внимание хотелось бы обратить на появляющиеся курсы повышения квалификации, посвященные проблематике профессионального выгорания педагогов. Подобные программы разработаны и реализуются в большом количестве организаций (в том числе компанией Яндекс, чье исследование по данной теме мы упоминали выше). Московский Дворец пионеров (ГБПОУ «Воробьевы горы») также не остался в стороне и запускает программу «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Стоит надеяться, что зафиксированное увеличение интереса к проблематике профессионального выгорания в педагогической среде послужит стимулом для реальных мероприятий по его профилактике, серьезному отношению к проблеме со стороны самих педагогов и руководителей образовательных организаций. Причины, проблемы, актуализировавшие этот интерес в прошедшем 2020 году, рано или поздно останутся в прошлом. Но важность заботы о педагогах — и в первую очередь их самих о себе — никуда не исчезнет.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса/Эмили Нагоски, Амелия Нагоски; пер. с англ. Антонины Лаировой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 293 с.
  2. Григорьев И.С. Профессиональное выгорание педагогов и его связь с депрессией. — Про_ДОД, № 6 (24), 2019.
  3. Оптимизация социально-трудовых отношений как фактор профилактики профессионального выгорания [монография] / Г.М. Бирженюк, П.А. Егоров, Е.А. Ильинская [и др.; науч. ред. Г.М. Бирженюк]; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. — С-Пб.: СПбГУП, 2020
  4. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 2020; (2):87-94. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-87-94
  5. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  6. Antonovsky A. Health, stress and coping. New perspectives on mental and physical well-being. San Francisco: Jossey-Bass. 255 p.
  7. Christina Maslach «A multidimensional Theory of Burnout», «Theories of Organizational Strees», Cary L.Cooper, Oxford Univercity press, 2000.
  8. Clemente I. Diaz. The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression // Psych Learning Curve / American Psychological Association. URL: http://psychlearningcurve.org/the-truth-about-teacher-burnout/ (Дата обращения 20.12.2020).
  9. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ Дата обращения: 28.02.2021.
  10. Профессиональное выгорание школьных учителей. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». URL: https://octave.syandex.net/uchitel/ Результаты_исследования “Проф_выгорание_школьных учителей«.pdf. Дата обращения: 28.02.2021.
  11. «Я ненавижу свою работу»: 7 признаков профессионального выгорания URL: https://zeh.media/zhizn/psikhologiya/7258094-ya-nenavizhu-svoyu-rabotu-7-priznakov-professionalnogo-vygoraniya Дата обращения: 28.02.2021.

[1] В некоторых источниках упоминается о якобы древнекитайском проклятье «Чтобы ты жил в интересные времена». Проверить эту информацию затруднительно, однако именно так («Интересные времена») и с тем же смыслом английский писатель Терри Пратчетт назвал один из своих романов.

[2] Ссылаясь на подобные мнения и надежды, мы апеллируем к опыту реализации Отделом профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы» в период с мая по июнь 2020 года дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цифровые образовательные технологии: теория и практика реализации в системе дополнительного образования детей». В обучении по данной программе приняли участие более 300 сотрудников образовательных организаций города Москвы, реализующих программы дополнительного образования детей. В рамках проведенной работы состоялось несколько небольших опросов и ряд интервью с обучающимися. Они носили поисковый характер, и ознакомление с их подробными результатами не входит в задачи данной статьи. Однако в некоторых случаях мы позволим себе сослаться на наличие подобных данных, ответов со стороны респондентов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: