«Наставник – это родниковая вода»: интервью с Почётным наставником Т.Д. Эгнаташвили
Актуальное интервью: от первого лица.
Тинатин Давидовна Эгнаташвили – ветеран Московского дворца пионеров, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ветеран труда, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. За свою профессиональную и общественную деятельность Тинатин Давидовна награждена Золотой медалью Московского Фонда мира «За благотворительность» и Орденом Святой Равноапостольной Нины.
В 2023 году Т.Д. Эгнаташвили присвоено звание Почётного наставника – новая ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации. В Год педагога и наставника это особенно важно, значимо и ценно.
Тинатин Давидовна рассказала редакции журнала «Про_ДОД» о целях и ценностях наставнической деятельности, поделилась педагогическим опытом и достижениями своих учеников.
Уважаемая Тинатин Давидовна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, кто такой «наставник», в чём, по Вашему мнению, состоит главная цель наставничества, и чем является наставничество для Вас?
Здравствуйте! Приветствую Вас! Я очень рада, что Вы пришли в Центр экологического образования нашего прославленного Московского дворца пионеров.
Я наставник – по убеждению. А откуда убеждение идёт? От истории, от литературы, от исторических традиций, которые сохранились до нашей эпохи. Вот иногда я думаю: если не было бы Н.И. Пирогова – не было бы И.И. Мечникова, не было бы Н.В. Склифосовского. Если не было бы М.В. Ломоносова – не было бы его учеников. Если бы не было К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской, не было бы учёных, педагогов, которые прославили нашу советскую / российскую педагогику, не было бы их учеников. Если не было русских писателей круга журнала «Современник» – не было бы Л.Н.Толстого. Если не было бы Арины Родионовны – может быть маленький Сашенька не стал бы великим поэтом А.С. Пушкиным. Всех воспитывали наставники, поэтому наставничество – это моё убеждение.
А что такое наставничество? Это форма воспитания и профессиональной подготовки молодёжи, которая осуществляется преемственно из поколения в поколение. Это не придумано ни в нашем Дворце, ни в Москве, ни в России – это исторически сложилось. С психологической точки зрения наставничество – это доверительное общение двух поколений – старшего и младшего, которое переходит в следующую эпоху. И мне кажется, что в рамках наставничества кроме профессиональной поддержки ещё должно быть воспитание нравственности. Согласитесь, что не каждый человек может быть наставником. Мне кажется, что наставником может быть человек, который пользуется большим авторитетом среди своих коллег: профессиональный, дисциплинированный, коммуникабельный.
И в Московском дворце пионеров таких примеров немало. Фрадкин Леонид Михайлович – наставник всего большого коллектива Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева. В Театре юных москвичей Розов Сергей Викторович и Сабитова Ассель Борисовна – наставники педагогов Театра юных москвичей, где «рождаются» новые замечательные актерские и педагогические таланты: например, Андрей Андреевич Задубровский. Азаренко Александр Евгеньевич – начальник Управления городских программ, Бобров Алексей Владимирович – руководитель Центра экологического образования.
Молодые педагоги, приходящие работать в Московский дворец пионеров, талантливы, эрудированы, интересны современным детям. Но для того, чтобы они смогли выполнить все требования дополнительного образования, необходим человек, который в этом им помогает. Помогает для того, чтобы эти люди не только достойно пришли в новую эпоху, но и сами в будущем стали наставниками. Вот так я отвечу на этот вопрос.
Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к наставнической деятельности, чем она Вас привлекла?
Наставничество стало естественным этапом моей жизни и профессиональной деятельности.
Я родилась 9 мая 1945 года в городе Гори в Грузии. В 1974 году вышла замуж, переехала в Москву, родила сына. Я работала в комсомольской, партийной, исполнительной власти. Эта «школа» мне дала возможность полюбить человека, служить человеку, особенно в Исполкоме. Меня научили: за 3 дня я должна ответить на любую просьбу, которая поступает в исполнительный комитет от граждан.
С 1974 года я работаю во Дворце пионеров в отделе биологии, а потом в Центре экологического образования. Сегодня в Центре реализуется около 120 образовательных программ, работают около 50 молодых работников – педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, руководители, специалисты.
О том, для кого я стала наставником, пусть скажут другие. Один из моих учеников Буянов Владимир Элизбарович, который вырос в нашем центре как кружковец, когда объявили, что 2023 год – Год педагога и наставника, провел опрос. Каждому сотруднику Центра он задал вопрос: кто является Вашим наставником? 95% из них ответили, что их наставник – Тинатин Давидовна Эгнаташвили. Под моим руководством и наставничеством выросли и другие выдающиеся педагоги центра: это и Куликова Ольга Витальевна, и Бреев Андрей Валерьевич, и Шевяхова Людмила Васильевна, и многие другие.
В результате опроса выяснилось, что я не только наставник в профессиональной деятельности, но люди писали о том, как я помогала решать их жизненные проблемы. Например, у нас работала завучем Тамара Александровна Петрова. Она из блокадного Ленинграда. Она была удочерена академиком Б.А. Келлером, который был почётным членом восьми европейских университетов. После войны семья переехала в Москву. Но когда родители Тамары Александровны «ушли в мир иной», от неё потребовали освободить квартиру. Тамара Александровна обратилась ко мне за помощью. Я помогла, и ей оставили эту квартиру. Вот кто такой наставник – тот, кто думает, чтобы людям по возможности, по закону помочь. Такая судьба охватила меня, и так я иду по профессиональной дороге.
В Центре экологического образования наставничество уже стало педагогической традицией. Удивительно, что тех, кто пришел к нам работать вчера и позавчера, наставляют уже мои ученики: Алексей Владимирович Бобров, Анна Александра Новикова, Александра Сергеевна Горева.
Есть прекрасное выражение, что крах образования может вызвать крах нации. Вот этого нельзя допустить. Мы должны работать для того, чтобы поднять образование на самый высокий пьедестал – особенно систему дополнительного образовательного, потому что в школе не могут работать индивидуально. Это происходит только в системе дополнительного образования. И, наверно, здесь важен мой большой опыт, который я накопила за эти годы.
Какие качества, по Вашему мнению, важны для наставника?
Первое и самое главное для педагога-наставника – это любовь. Разве можно во Дворце работать и не любить детей, не любить страну, не любить свою столицу, не любить Дворец? И Вы знаете, я считаю, что, это мой Дворец. Немногие могут сказать: «Это мой дворец». Для этого надо этому Дворцу отдать свою душу, своё сердце, свой профессионализм, свою культуру, своё участие в жизни Дворца.
Ещё для наставника важно сочетание профессиональных знаний с педагогическим и жизненным опытом. Любая ситуация, с которой сталкивается педагог-наставник должна быть закончена позитивным решением. Ситуации разные бывают, есть конфликты между людьми, между родителями и детьми, родителями и педагогами, детьми и педагогами. Мы помогаем знаниями, умениями, правильными подходами. Нельзя защищать кого-то, не зная ситуации. Нужно найти золотую середину между людьми. На месте конфликта создать дружбу, гармонию. Вы знаете, это необходимо, как природа. Наставник – это родниковая вода, а дети должны ей напиться. Это знание, это разговоры, это убеждение, это любовь к детям.
Третья значимая характеристика педагога-наставника – система взаимоотношений в коллективе. Мне кажется, что у меня это тоже получилось. Я наставник в коллективе. Мои ученики любят работу и знают, что такое долг, что такое Дворец, что такое страна, кто такой ребёнок. Треугольник «ребёнок – родитель – педагог» работает блестяще. Вот что такое «наставничество» в моём понимании.
Ценность наставника – это талант от Бога. Если Бог не дал человеку талант, который душу греет, нечего наставничеством заниматься. Будущее поколение должно верить в тебя. Если ты сам не являешься примером для жизни – кто тебя послушает, кому ты нужен. В мой кабинет дверь открыта с утра до вечера – любой вопрос могу решить, и администрация Дворца любой вопрос, с которым я выхожу, поддерживает.
Особенно это оказалось важным во время и после реставрации Дворца. Вы можете зайти в наш музей, живой уголок, лаборатории. Всё кипит! Новые приборы, новые коллекции музейные – это потрясающе. У наставника должна быть коммуникационная сила, разговоры с людьми, которые приводят к решению проблем.
Наставником может быть человек с большой хорошей профессиональной репутацией и авторитетом в общественной жизни. Если этого нет, то нечего идти в наставники.
Кого Вы считаете Вашими наставниками?
Первым примером наставничества в моей жизни является моя бабушка Софико Эгнаташвили, которая была педагогом и руководила начальной школой в Грузии. Это был удивительный человек, удивительный эрудит, который с детства меня учил французскому языку, латыни, потому что она была старой гимназисткой. Она знала, как в Красном кресте работать, как помочь людям, как оказать первую помощь. И ещё она нас учила любви к книгам, к чтению. Я выросла в очень читающей семье.
Моим наставником является и моя мама – педагог, литератор. А что такое грузинская литература без русской литературы? Максим Горький, Лев Толстой, Александр Пушкин начинали в Грузии. Связи Грузии и России обогащают мою наставническую деятельность.
Когда я пришла во Дворец, им руководила Ольга Игоревна Грекова. Дворец того времени – это академия, методическое, методологическое, образовательное поле: работали Школа молодого педагога, художественный совет, методический совет. Я помню, что когда пришла работать методистом по массовой работе, на все репетиции, на все спектакли детские и даже взрослые нас водили. Главный режиссёр Дворца знакомила нас с культурным поприщем города Москвы.
Потом была Антонина Ивановна Ляшенко – замечательный наставник, которая каждую среду в 12.00 нас собирала и требовала отчёт: поделиться самым лучшим.
Потом пришла Наталья Ивановна Клятова. При ней открыли Лицей «Воробьёвы горы 1525». Потрясающий успех получился!
Что Вы считаете своей педагогической удачей?
Самая главная педагогическая удача – это то, что в 1974 году я пришла во Дворец пионеров. Дворец стал не только удачей, но и взлётом. Во Дворце человек-бездельник не может задержаться – это 100%.
Вторая удача – это, что создали лицей. Пригласили педагогов, учителей из Московского университета, из разных школ. Медико-биолого-химический факультет создали. Там латынь преподавал В.Э. Буянов, греческий язык, анатомию по институтским лекалам. Здесь было 7 деканов медико-биолого-химического факультета, 40% стали врачами. Среди выпускников лицея есть выдающиеся врачи. Затейщиков Дмитрий Александрович возглавляет группу выпускников, которые ведут кружки в области медицины. Маличенко Елена Вячеславовна, кандидат медицинских наук, врач, ведёт кружок «Юный медик». Для наших обучающихся важна потребность общения с врачами.
Третья удача – создание юннатских классов. Первые юннаты лицея сегодня учатся уже в восьмом классе. Здесь удивительная произошла интеграция биологии, науки, педагогики. Родители и учёные работают с нами.
Я считаю, что самая большая заслуга в моей жизни – это Дворец, которому я низко кланяюсь. Я люблю Дворец. Вот это самая главная удача.
В числе Ваших учеников известные учёные, космонавты, педагоги… Какими учениками Вы гордитесь?
В Центре экологического образования вырос космонавт Борис Владимирович Моруков.
Когда я была руководителем Центра, педагогом работала Костинская Ирина Всеволодовна. Среди её учеников многие стали действительно выдающимися людьми: С.Н. Рязанский – космонавт, герой России, В.М. Комаров – космонавт, Никита Аджубей – внук Н.С. Хрущева. Эти люди прославили Дворец.
Моя особая гордость как наставника – руководитель Центра Бобров Алексей Владимирович, который начинал во Дворце лаборантом, когда я работала руководителем. Он вырос от лаборанта до профессора Московского университета, является доктором биологических наук, читает лекции и ведет научные исследования. Этого человека весь мир знает! Наш научный руководитель с 1974 года Дроздов Николай Николаевич говорит: «На лекциях Боброва уже больше студентов, чем на моих лекциях».
Александр Викторович Колосков – такого методиста надо поискать в городе: Педагог года (2004), удивительный эрудит, автор альбомов по биологии для детей, руководитель космических экспериментов, куратор конкурса «Медиасфера».
Ещё у нас работают молодые педагоги – выпускники Центра и лицея: Александра Сергеевна Горева, Максим Валентинович Кандидов, Карине Арутюновна Абраамян… Таких людей во Дворце много!
В Филатовской больнице сейчас руководит наша выпускница Чубарова Антонина Игоревна, профессор. Когда случается беда – обращаются к нам, мы просим помочь людям. Они всегда рядом с нами.
Ещё мои ученики работают в заповедных зонах, в Лосином острове, есть исследователи в Белом море. Удивительное партнёрство и удивительные контакты!
В этом году в рамках конкурса «Мастерство и творчество» утверждена номинация «Наставник в дополнительном образовании ГБПОУ «Воробьевы горы». Расскажите о Вашем участии в проведении конкурса.
Конкурс «Мастерство и творчество» проходит в Московском дворце пионеров уже 20 лет. С 2022 года в содержание конкурса была включена командная работа, и меня официально назначили наставником.
В этом, 2023 году я продолжаю наставническую деятельность для участников конкурса и наставников конкурсных команд.
1 декабря 2023 года в Центре экологического образования мы принимали участников конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество». Пришло 18 человек – участники конкурса, наставники команд, члены оргкомитета. В программу встречи были включены:
1) выступление руководителя Центра экологического образования Алексея Владимировича Боброва – тема «От кружковца до доктора наук»;
2) рассказ почётного наставника Т.Д. Эгнаташвили;
3) выступления победителей конкурса разных лет.
На этой встрече я рассказала о жизни Дворца за многие годы; о визитах высочайших представителей мирового сообщества. На фотографиях были представлены встречи с великими людьми – Борис Николаевич Ельцин, семья Горбачёвых, семья французского президента Франсуа Миттерана, руководители соцстран, союзных республик, учёные, педагоги посещали Центр экологического образования. Дворец – это родниковая вода, напейтесь «этой воды», получайте удовольствие!
Для участников встречи мы провели экскурсию, показали живой уголок, музей.
Неожиданное развитие и для Центра дала эта встреча. Мой глубокоуважаемый друг и коллега, руководитель Ансамбля Фрадкин Леонид Михайлович пришёл и посмотрел наш музей. Он предложил создать музыку для приёма. Поёт хор Ансамбля. Представляете, какая интеграция произошла между Центром экологического образования и нашим ансамблем! Ещё одна интеграция произошла с Центром художественного образования. Как может ребёнок нарисовать животное по памяти? Как нарисовать цветущую сирень или другое растение, дерево? Дети работают на пленэре. Удивительные вещи происходят в Центре экологического образования, и это всё происходит через наставничество.
Что бы Вы пожелали всем педагогам и наставникам в новом году?
Я хочу пожелать, чтобы традиции наставничества не прекращались, углублялись в коммуникациях, решениях, чтобы было продолжение инновационных форм в истории, когда оглядываешься назад и видишь будущее, чтобы это никогда не прекращалось.
Есть такая мудрость: чтобы видеть то, что впереди, надо оглянуться назад. Будущее – это прославление страны, это полёты в космос, это удивительная судьба детей, чтобы мир был на земле, чтобы была дружба между детьми разных народов, религий, потому что согласие в мире рождается благодаря поколению старых и будущих наставников.