Создание экологической тропы как детско-взрослый проект

В статье представлен опыт реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, предметом которой является проектирование и создание экологической тропы на примере тропы в бассейне реки Секуа (Туапсинский район Краснодарского края).

Уникальность проекта заключается в реализации программы дополнительного образования, результатом которой станет реальный объект — экологическая тропа как пространство осуществления туристской, просветительской, образовательной и исследовательской деятельности.

А.С. Обухов,
научный руководитель «Точки варения»
ГБПОУ «26 Кадр»,
ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования
имени А.А. Пинского Института образования
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Т.В. Трескова,
методист ГБПОУ «26 Кадр»,
руководитель Туристического клуба «26 Кадр»

Н.А. Рытикова,
руководитель отделения «Открытые образовательные практики» ГБПОУ «26 Кадр», руководитель Исследовательского клуба,
руководитель детского исследовательского центра
ГБПОУ «26 Кадр» «Точка варения»

Москва

Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 (ГБПОУ «26 Кадр») — крупнейший колледж города Москвы, который кроме того, что осуществляет обучение ребят по более чем 50-ти программам, большое внимание уделяет развитию проектной и исследовательской деятельности студентов.

Уже много лет в колледже существуют разные клубные образования, в том числе такие, как Туристический клуб и Исследовательский клуб «Точка варения». До настоящего времени они жили своей жизнью и не пересекались. У руководителей этих клубов Тресковой Татьяны Валерьевны и Рытиковой Наталии Андреевны давно зрела идея соединения туристической и исследовательской деятельности и развития направления таких выездов, где ребята могли бы не только осваивать туристические навыки, но и приобретать знания по полевой исследовательской деятельности.

Весной 2021 года туристский отдел ВДЦ «Орленок» обратился к руководителю нашего Турклуба «26 Кадр» с предложением дополнить содержанием маршрут, по которому ходят «орлята» в походы. Маршрут находится в непосредственной близости от ВДЦ «Орленок».

Так начал зарождаться проект.

К разработке проекта подключился детский исследовательский центр «Точка варения» и его научный руководитель Обухов Алексей Сергеевич, а затем и педагоги колледжа по направлениям «Дизайн» и «Ландшафтная архитектура». В ходе сотрудничества родился детско-взрослый проект «Создание экологических троп детско-взрослыми коллективами».

Команда разработчиков

Уникальность нашего проекта состоит в следующем:

  • сама разработка, благоустройство, концепция дизайна и концепция содержательного наполнения разрабатывается студентами и педагогами нашего колледжа совместно;
  • использование экологической тропы предполагает включение детей и взрослых в решение исследовательских задач;
  • полифункциональность тропы (начиная с процесса проектирования и до использования тропы как результата проектирования) — это образовательный процесс для студентов нашего колледжа и для участников смен, которые станут разработчиками содержания как аншлагов (информационных стендов), так и раздаточных материалов, проводя небольшие исследования.

Представим содержание нашего проекта и основных его смысловых особенностей.

Экологическая тропа — это обустроенный прогулочно-познавательный маршрут, создаваемый с целью экологического просвещения и повышения экологической грамотности населения через установленные по маршруту информационные стенды и различные познавательные и инфраструктурные объекты [1, 9, 10].

Наш проект нацелен не только на создание благоустроенной экологической тропы, на которой можно будет реализовывать туристскую и просветительскую деятельность, но и на создание пула задач, которые направлены на вовлечение посетителей тропы в исследовательскую деятельность с разной степенью погружения (прикосновение — присмотреться, что-то заметить, чему-то удивиться; действие — что-то зафиксировать, выявить, понаблюдать; глубина — целенаправленно изучить, проанализировать, собирать мониторинговые данные и др.) [2, 3].

Таким образом, в программу-проект входят:

  1. Разработка дизайна тропы — аншлагов (так на экотропах называются информационные стенды) и иных объектов (малых архитектурных форм, а также стоянок (бивуаков) для туристов).
  2. Наполнение экологической тропы исследовательскими задачами и просветительской информацией для посетителей, а также реализация такого конструкта исследовательской деятельности, который позволит решать по ходу тропы разного уровня исследовательские задачи: от первого прикосновения (получение первичной информации) до реализации полноценных исследовательских работ.
  3. Разработка туристско-спортивного полигона для отработки технических и тактических навыков для передвижения по горному рельефу.

С целью реализации проекта был организован выезд группы студентов и педагогов колледжа в лагерь ВДЦ «Орленок» «Профессиональные старты». Цели выезда заключались в следующем:

  1. Туристическая — пройти по тропе, познакомившись с ней и отметив варианты прохождения маршрутов.
  2. Дизайнерская — определить точки для размещения объектов малых архитектурных форм, разбивки туристских стоянок, разработать общий дизайн-концепт тропы.
  3. Исследовательская — создать общий концепт образовательного маршрута для решения разной глубины исследовательских задач, определить места расположения аншлагов, разработать несколько примеров аншлагов, проведя небольшие исследования. Предполагалось также, что в рамках данного выезда удастся разработать раздаточный материал для проведения небольших первичных исследовательских действий на тропе.

Группа состояла из студентов нашего колледжа с самых разных отделений: «Дизайн и архитектура», «Реставрация и деревообработка», «Промышленное и гражданское строительство», «Технология эксплуатации», «Ресурсосберегающие и химические технологии», а также педагогов и специалистов колледжа.

Туристическая часть проекта

Для работы над практической частью проекта для группы разработчиков был организован двухдневный поход по предполагаемому маршруту экотропы. Так как группа разработчиков состояла из людей неподготовленных к полевым условиям, туристским отделом ВДЦ «Орленок» была проведена программа подготовки к походу. Все занятия практические.

Занятия по топографии

В результате занятий ребята получили следующие знания и умения, которые они впоследствии могли применить в двухдневном походе по экологической тропе:

  • знание перечня снаряжения, необходимого для двухдневного похода в район предгорий;
  • умение укладывать походный рюкзак;
  • умение регулировать рюкзак в соответствии с индивидуальными физическими особенностями;
  • умение передвигаться организованной группой по некрутым склонам;
  • умение ставить палатку типа «полусфера»;
  • умение разводить костер при помощи пропарафиненого ватного диска;
  • умение определять стороны света по карте и обнаруживать свое местоположение;
  • умение определять крутизну участков и расстояние на карте;
  • умение пользоваться навигационным приложением Gaia GPS.

При разработке экотропы мы преследовали цель создать маршруты, которые были бы интересны для различных групп пользователей. Дифференцированы эти маршруты в зависимости от протяженности и сложности рельефа, а также имеют общую верхнюю видовую точку — вершину 581 м. Маршруты были зафиксированы с помощью приложения Gaia GPS и в дальнейшем переложены на схему.

Были пройдены и описаны три основных маршрута с различными вариантами их прохождения и подходов к ним.

Протяженность самого длинного маршрута с подходом составляет 19.5 км. Набор высоты на максимально протяженном маршруте составляет 500 м.

У каждого разработанного маршрута свои задачи.

  1. «Базовый маршрут» — длиной 9 км без подхода — радиальный и представляет собой самый простой и популярный путь. В верхней части этого маршрута определено и обозначено на карте местоположение полигона для проведения тренировок по спортивному туризму и альпинизму. Эти тренировки могут включать такие задачи, как прохождение многоверевочного маршрута с применением различных технических и тактических приемов. Также было отмечено, что данная местность отвечает требованиям рабочей площадки для проведения демонстрационных экзаменов по компетенции «Инструктор-проводник».
  2. «Большое кольцо» — длиной 10,5 км без подхода. Представляет собой подъем по классическому пути на вершину. Спуск проходит по орографически левой стороне бассейна реки Секуа. На пути присутствуют затяжные спуски, и хребет с буковым лесом замыкает большое кольцо. Это самый протяженный маршрут, который хорошо использовать для спортивных тренировок на выносливость.
  3. «Малое кольцо» — самый сложный из представленных маршрутов. Ранее не хоженый, поэтому можно считать его преодоление первопрохождением группой разработчиков. На пути встречаются достаточно крутые спуски, требующие хорошей физической формы. Часть маршрута проходит по живописному руслу реки с водопадами и естественными ваннами.

Поход по тропе

Схема разработанных маршрутов с высотным профилем

Пройдя маршрут, собрав необходимый материал, группа вернулась в лагерь и продолжила работу над проектом.

После похода уже были окончательно определены задачи групп.

Задачи дизайнерской группы:

  • разработка общего концепта дизайна тропы;
  • разработка дизайна стоянок (бивуаков);
  • разработка системы навигации по тропе;
  • макеты аншлагов по нескольким точкам.

Задачи исследовательской группы:

  • сбор материала для разработки общего концепта тропы с точки зрения образовательной деятельности;
  • определение точек для исследовательских действий разной степени погружения и проработки;
  • сбор материала для разработки примеров первых аншлагов;
  • разработка раздаточного материала на примере проведенного в полевых условиях небольшого исследования с применением мобильного оборудования.

В ходе двухдневного выхода ребята:

  • проложили маршрут, отметили и прописали точки, по которым в дальнейшем будет продолжаться работа как в дизайнерской части проекта, так и в исследовательской;
  • прописали маршруты, которых в результате похода стало три. Все они прорисованы и описаны;
  • при проходе группы по тропе ребята использовали программу Gaia GPS, которая позволяла записывать трек маршрута, делать пометки по каждой точке, а также делать фотографии, привязывая их к конкретной точке.

По возвращении из похода перед ребятами стояли следующие задачи:

  1. Прописать дизайн-концепт и проработать конструкт включения посетителей тропы в исследовательскую деятельность.
  2. Разработать концепт входной группы и стоянки.
  3. Разработать макеты аншлагов и системы навигации.
  4. Описать все точки проведения исследования, обозначив те сферы, которые наиболее интересны в конкретной точке.
  5. Разработать пример раздаточного материала для проведения исследования.

Итог работы был собран в презентацию, а также оформлен на разработанном студентами же сайте www.ecotropa26kadr.ru.

Важным итогом стала технология включения ребят из ВДЦ «Орленок» и местных школ, а также жителей в исследовательскую деятельность на данной тропе.

Условно мы разделили исследовательские задачи, которые могут быть в этой местности отработаны, на три сферы:

Такое деление может быть полезным для будущих руководителей исследовательских смен в ВДЦ «Орленок» и учителей-предметников местных школ для проведения практико-ориентированных занятий с ребятами.

На тропе выделено 26 точек, на которых в дальнейшем планируется разместить аншлаги с информацией о различных природных объектах и явлениях. Число 26 выбрано для семантической связки с Колледжем «26 Кадр». На одной точке может быть несколько задач. Точки имеют маркировку по предметным областям (геосфера, биосфера, ноосфера) — как по одной области, так и по нескольким в отдельности или во взаимосвязи друг с другом.

На тропе выделено три уровня погружения обучающихся в исследовательскую деятельность:

Прикосновение — первичное погружение, наблюдательно-информационное. На этом уровне речь, как правило, идет об аншлаге (информационном стенде), который, во-первых, делают сами ребята и, во-вторых, для последующих групп он может являться «запускным механизмом» для начала более глубокого исследования.

Действие  первичное действие, целенаправленное наблюдение, взятие проб, фиксация собранных данных. Здесь мы говорим о разработке различных раздаточных материалов студентами и школьниками, с которыми в дальнейшем смогут работать участники смен ВДЦ «Орленок» и обучающиеся окрестных школ.

Пример такого аншлага и раздаточного материала был выполнен группой разработчиков нашего первого выезда:

Глубина — выход на более глубокие исследовательские работы или мониторинговая деятельность. Под этим уровнем подразумевается включение ребят в более сложную и длительную исследовательскую деятельность, для подготовки которой необходима работа не только на местности, но и с использованием первоисточников и специального лабораторного оборудования.

Все информационные точки (аншлаги) продуманы так, чтобы можно было не только познакомиться с представленной на них информацией, но и, оттолкнувшись от нее, «запустить» действие на весь маршрут или его часть, а также реализовать простейшее исследовательское действие, локализованное на конкретных природных объектах. Каждая точка, дающая информацию на уровне «прикосновение» (активизация внимания посетителей тропы на том или ином объекте, расширяющая знания о природе и экологии), выступает «стартовой» для уровня «действие» (фиксация тех или иных данных, сведений, сбор проб, наблюдения и др.). Одна точка на уровне «прикосновение» порождает от одного до пяти возможных исследовательских действий. При этом исследовательские задачи на уровне «действие» могут быть предложены и без привязки к конкретным аншлагам. То есть задач на уровне «действие» значительно больше, чем точек на уровне «прикосновение».

Большинство задач на уровне «действия» имеют потенциал (при систематической реализации, сопоставлении данных, обработке и анализе получаемых показателей, систематизации данных и др.) получить развитие на уровне «глубина» для проведения завершенных исследований и мониторингов. Однако уровень «глубина» подразумевает наиболее открытую «библиотеку» исследовательских задач, которые могут появляться у посетителей тропы при самостоятельной фокусировке на явлениях и процессах окружающей экосистемы [4].

В ходе реализации проекта создан пул задач для исследований на уровне «глубина», которые необходимо реализовать на территории тропы, чтобы подготовить обоснованный и конкретизированный материал для аншлагов. Также сразу выделяются задачи на уровне «действие», которые, при систематическом обобщении и анализе собираемых данных в разное врем года и (или) по ходу всего маршрута, имеют потенциал превратиться в экологические мониторинги (если данные, собираемые от разных посетителей, будут аккумулированы в единой базе данных). Эта задача порождает необходимость создания цифрового сопровождения проекта.

Важно отметить, что трехуровневая модель включения в исследовательскую деятельность была спроектирована на основании конструкта работы детского исследовательского центра «Точка варения» [5, 6] и взятого за основу конструкта в федеральном проекте «Топос. Краеведение» [7, 8].

Ход реализации данной программы и проекта будет систематически представляться на сайте www.ecotropa26kadr.ru.

В течение учебного года ребята и педагоги, участвовавшие в этом летнем выезде, продолжат работу над проектом, так как собранного материала больше, чем удалось переработать за 10 дней выезда. Планируется, что в течение учебного года будет реализовываться программа дополнительного образования, которая станет «подготовительной» для последующих выездов.

Разработанная технология проектирования экологической тропы с участием детско-взрослого коллектива имеет потенциал для тиражирования, может быть перенесена с определенной модификацией на любое другое место, представляющее интерес с точки зрения биоразнообразия, а также место, где в непосредственной близости есть потенциальные пользователи такого рода объекта.

В тоже время регулярно собираемые посетителями тропы данные могут превращаться в системные экологические мониторинги, развивая практику гражданской науки, включая в исследовательскую деятельность максимально широкий круг общественности.

Особо нам бы хотелось упомянуть первых разработчиков.

Студенты ГБПОУ «26 Кадр»:

  • Абельцева Анастасия;
  • Ахмадеева Анна;
  • Алимова Анна;
  • Володькин Глеб;
  • Логинова-Цой София;
  • Митина Алина;
  • Никитин Иван;
  • Положенцев Антон;
  • Тюрина Мария;
  • Широкова Анна.

Специалисты ГБПОУ «26 Кадр»:

  • Обухов А.С.;
  • Можаева М.В.;
  • Трескова Т.В.;
  • Рытикова Н.А.;
  • Бунина К.А.;
  • Горбунова Е.С.;
  • Петрова А.А.;
  • Константинов С.А.

А также выразить особую благодарность директору ГБПОУ «26 Кадр» Печеной Анне Сергеевне за поддержку инициативы педагогов, заместителю директора ВДЦ «Орленок» Спириной Л.В., сотрудникам туристского отдела ВДЦ «Орленок» Звягину Р.В., Козлову С.А., Кирносовой Е.Я.

В случае, если описанная разработка показалась Вам интересной, и Вы хотели бы обсудить возможные варианты сотрудничества, пишите на электронную почту t.vareniya@26kadr.ru.

Литература

  1. Афонин А.В. Экологические тропы России. — М.: ПК Литфонда России, 1993. — 36 с.
  2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические разработки естественнонаучной направленности / Сост.: А.С.Обухов. — М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. — 332 с.
  3. Обухов А.С. Мир вокруг нас: познание в соприкосновении с действительностью. // В кн.: Окружающий мир: введение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность естественнонаучной направленности: Сборник программ и методических разработок / Сост.: А.С.Обухов. — М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. — С. 4-6.
  4. Обухов А.С. Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного. // Исследователь/Researcher. — — № 4. — С. 73 — 102.
  5. Обухов А.С., Глазунова О.В., Ежова О.Ф., Рытикова Н.А. Концепция исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках». // Исследователь/Researcher. — — № 4. — С. 57-72.
  6. Обухов А.С. Открытое образовательное пространство «Точка варения»: от пробных действий к системной деятельности. // Вестник образования. — — № 10. — С. 1-7.
  7. Обухов А.С., Павлов А.В., Глазунова О.В., Проценко Л.М. Топос. Типовая модель создания новых мест для детского дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. — М.: ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2020. — 67 с.
  8. Обухов А.С., Глазунова О.В., Павлов А.В. Точка «Топос»: типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности. // Исследователь/Researcher. — — Т. 31. — № 3. — С. 84-121.
  9. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. — М.: Р.Валент, 2007 — 176 с.
  10. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. — М.: Агропромиздат, 1989. — 159 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: