Применение инновационных и интерактивных форм воспитательной работы

В статье раскрыт опыт успешного внедрения инновационных и интерактивных форм воспитания в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области». Материалы могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования и руководителей организаций.

Ю.Ф. Никифорова,
методист первой квалификационной категории

Ж.Р. Ганаева,
педагог-организатор первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»,
Россия, г. Кувандык

Система дополнительного образования детей располагает значительными возможностями для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения: дети посещают творческие объединения по собственному выбору в соответствии с индивидуальными склонностями и образовательными потребностями. Не случайно сказал классик: «Все мы родом из детства». И он бесконечно прав: ведь спустя много лет человек вспоминает не то, как он учился и какие оценки получал, какие уроки были, а то, какие объединения он посещал, как готовился к мероприятиям, как радовался победе в конкурсе, как ждал встречи с педагогом…

Сегодня система дополнительного образования имеет своей основой надежный фундамент, утвержденный на законодательном уровне. Так, в проекте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года подчеркивается, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Воспитательная работа является важной частью образовательного процесса МБУДО «ДПШ» и характеризуется единством образовательного, воспитательного и культуросозидающего пространств.

В организации на протяжении многих лет существуют различные формы работы с обучающимися, уже ставшие традиционными.

  1. Социальное проектирование — ежегодно разрабатывается более 10-ти социальных проектов, вовлечено свыше 500 учащихся. Наиболее значимыми являются следующие: проект этнографического лагеря «Земляки» (победитель Оренбургского областного молодежного образовательного форума «Рифей»); проект школьного лесничества «Берендей»; социальный проект «Интернет-зависимость — эпидемия XXI века»; проект «Медиацентр „Связь поколений“»; проект организации координационного центра межнационального общения «Ассамблея», медиаобразовательный проект «Видеопанорама „Маленькая Швейцария“»; социальный проект «Давайте говорить правильно», ставший победителем на Всероссийском конкурсе творческих и исследовательских работ «Слово в „Смене“». Участники проекта были поощрены поездкой во Всероссийский детский центр «Смена» (город Анапа).
  2. Организация занятости детей и подростков в каникулярное время.

На базе Дома пионеров и школьников в дни школьных каникул функционируют очно-заочные школы «Лидер», «Берендей», которые объединяют свыше 100 подростков из образовательных организаций Кувандыкского городского округа. Данная форма работы популярна среди обучающихся и приносит значимые результаты. Так, выпускница школы «Лидер» Емельяненко Алена продолжает свою деятельность в качестве куратора по работе с детскими общественными организациями в Доме пионеров и школьников, стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» в номинации «Лидер молодежной организации», а также является номинантом на вручение почетного знака «Золотая молодежь Оренбуржья».

  1. Организация временного трудоустройства в период летних каникул подростков от 14-ти до 18-ти лет, попавших в трудную жизненную ситуацию, состоящих на всех видах учета (за последние 3 года трудоустроено более 200 подростков).
  2. Школа вожатского мастерства для подростков в возрасте 16-18-ти лет, которая ежегодно выпускает от 30-ти до 50-ти подростков. Выпускники школы — это надежные помощники вожатых в дневных и загородных лагерях.

Сегодня традиционные, прошедшие многолетнюю проверку опытом формы работы с учащимися не всегда эффективны и привлекательны для детей поколения Z [1]. Они, как полноправные участники информационного общества, знают и умеют больше, чем взрослые, стремятся, чтобы с их мнением и выбором считались, уважали их самостоятельность, признавали взрослость [2]. Они не хотят быть пассивными объектами, они хотят быть социально активными субъектами.

Другим фактором, побудившим педагогов к поиску новых форм воспитательной работы, стало распространение цифровых технологий, их проникновение во все сферы социума, а последние 2 года — и пандемия COVID-19. Воспитание — это процесс, относящийся к типу взаимодействия «человек-человек». Эмоциональная (дети поглощены гаджетами и стремятся проводить все время в виртуальном мире) и физическая (карантинные меры, дистанционное обучение) разобщенность создали серьезные помехи в деле воспитания подрастающего поколения.

Поэтому новые формы должны быть занимательными и познавательными, содержать дух приключений, возможность проявить себя в творческой деятельности, создавать условия для индивидуальной и командной работы, быть предельно разнообразными и вместе с тем целостными.

В связи с этим, наряду с традиционными формами работы, педагоги активно используют инновационные, в том числе и интерактивные.

  1. Дебаты и дискуссии с приглашением должностных лиц различных структур и ведомств. Данная форма работы апробирована в ОЗШ «Лидер», имеет большой успех, что позволило вовлечь еще большее количество подростков. Дебаты проводились на различные темы: «Где родился, там и пригодился», «Телевидение: „за“ и „против“», «Книга. Ее будущее: „ДА“ или „НЕТ“», «Роль женщины в различных религиозных конфессиях» и другие. Важно, что итогом участия в дебатах становятся конкретные действия. Так, в ходе дебатов на тему «Современная молодежь: от идеи к действию» старшеклассники совместно с педагогами и представителем администрации Кувандыкского городского округа создали «Сообщество активной молодежи» («САМ»), которое в рамках волонтерской деятельности организует различные мероприятия: тематические дискотеки для подростков, очистка обочин дорог от сорняков, организация развлекательных мероприятий для детей в парке отдыха (в том числе работа бесплатного летнего кинотеатра под открытым небом). Данный кинотеатр посетили все желающие горожане, но основной массой зрителей были подростки. Проведя анкетирование, обучающиеся выявили, что данная работа оценена положительно.
  2. «Музыкальная гостиная» с приглашением знаменитых кувандычан, добившихся успехов в музыкальном творчестве. На одной из таких встреч дети познакомились с музыкальным творчеством наших земляков — группой «Корвет», которые выступали на одной площадке с Владимиром Кузьминым, знаменитыми группами: «Серьга», «Чайф». Ребята, прикоснувшись к «живому звуку», сами изъявили желание попробовать свои силы в совместном творчестве. Так появился проект «Рок не по-детски», который стал очень популярным среди обучающихся.
  3. Квест: участие в нем предполагает коммуникацию обучающихся, анализ имеющейся информации, применение эрудиции, проявление находчивости, демонстрацию своих талантов и получение положительных впечатлений. Поэтому не удивительно, что востребованными стали следующие мероприятия: эко-квест «Золотой конь и его город», космо-квест «Юра и Машина времени», «5-ый элемент», «75-ая квестория Победы», «Формула здоровья», «Дорожный checkpoint Стобеда», онлайн-квест, посвящённый Дню города «Кувандык — долина счастья». Уникальным является то, что большинство квестов разработаны на основе местного краеведческого материала, является основой формирования личностных и метапредметных компетенций и органично переплетается с направлениями воспитательной компоненты.

В связи с распространением эпидемии COVID-19 и введением карантина возникла необходимость в проведении мероприятий в онлайн-формате: онлайн-квесты — «Дорогами войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне; «Будь готов», посвященный Дню пионерии; квизы «Навстречу будущему», «Шоколадный Quiz», новогодний квиз «Теплые истории»; муниципальный конкурс исполнителей эстрадной и народной песни «Ступенька-Online»; виртуальные выставки «Вперед, к Победе», «Мир детства»; челленджи «Подоконник», «Окна Победы», «Сказка перед сном», «Зарядка со звездой», «Здоровый завтрак»; онлайн акции «Доктора — детям, дети — докторам», «Селфи с питомцем», «Детство — это мы!», «Георгиевская лента онлайн», «Спасибо деду за Победу!», «Открытка ветерану», «Воздушный змей»; флешмобы «Банановое утро», «Засветись», «Моя Россия», «Волонтеры Победы», «Голубь мира», «Пусть всегда будет солнце» и др. В связи с рядом ограничительных мероприятий новый 2021 год наше общество не смогло встретить в привычной, традиционной форме. Поэтому коллективом Дома пионеров и школьников была поставлена задача: разработать и провести массовые, культурно-досуговые новогодние мероприятия в онлайн формате с применением инновационных технологий и методов работы с обучающимися. Именно такой формат является оптимальным для детей в возрасте 14-17-ти лет: он позволяет развивать культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности. Так был написан сценарий «Новогодняя акция, или Праздник от голосового ассистента Алисы» и организовано само мероприятие.

Особым направлением деятельности нашего учреждения является работа с детьми, входящими в группу риска. Задача нашего учреждения — дать возможность стать успешными всем подросткам, в том числе и стоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделении по делам несовершеннолетних. Педагоги выстраивают для них индивидуальные образовательные траектории, изучают их потребности, интересы. Самыми востребованными объединениями среди таких подростков являются театр молодежной моды «Клеш», военно-патриотические объединения, туристское объединение «РОСТ», которое сплачивает в своей деятельности (а это — участие в соревнованиях, походах) не только обучающихся, но и их родителей. Результатами такой целенаправленной работы являются не только найденные и развитые таланты, но и спасенные человеческие души. Так, нашей гордостью является выпускник Студии уличного танца, стоявший на различных видах учета, который в настоящее время работает руководителем студии брейк-данса в г. Москва. Бывая в гостях в г. Кувандыке, он постоянно организовывает мастер-классы для обучающихся Дома пионеров и школьников.

Воспитание является одной из составляющей образования в интересах человека, социума и государства. Именно воспитание играет первостепенную роль в процессе становления личности, так как именно воспитание в мышлении и действиях подрастающего поколения закладывает основы и затем формирует главные культурные и нравственные ценности, на которых строится все общество [3]. Именно поэтому от воспитания, от его эффективности зависит наше будущее, ведь, как сказал классик: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание» (А. де Сент-Экзюпери).

Литература

  1. Коатс Джули. Поколения и стили обучения [пер. с англ. Л.Е. Колбачева]. — М.: Межгосударственная ассоц. последипломного образования, 2011. — 121 с.
  2. Петрановская Л.В. Они из будущего: как воспитывать современных детей: [аудиокнига] / Л.В. Петрановская; исполняет Л.В. Петрановская. — М.: Лекторий Прямая Речь, 2019. 1 ч. 46 мин. 00 сек. — Формат записи: MP3. — Устная речь: аудио.
  3. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. — М.: Юрайт, 2017. — Т.1. Теоретическая педагогика. — 406 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: