Опыт организации летнего отдыха и оздоровления в учреждении дополнительного образования детей «Академия Soft Skills»

В статье рассматривается опыт организации летнего отдыха и оздоровления детей в лагере дневного пребывания, направленного на развитие Soft skills, через включение в раннюю профориентацию.

Подчеркивается важность развития Soft skills в процессе профессионального информирования, ознакомления и ориентации детей с помощью профориентационных и сюжетно-ролевых игр, умных экскурсий на производственные предприятия и учреждения города, бесед с представителями разных профессий и тематических мастер-классов. Статья будет интересна образовательным организациям, реализующим программы летнего отдыха и оздоровления детей.

А.А. Калашникова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Е.В. Медведева,
методист,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»,
Кемеровская область-Кузбасс, Междуреченск

Лето — самое долгожданное и любимое время года, когда есть время для отдыха и путешествий, возможность для удивительных открытий, занятий любимым делом, приобретения новых друзей и познания окружающего мира. Очень важно, чтобы это время было грамотно организовано.

Среди многообразия возможных форм отдыха особо популярны летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) г. Междуреченска Кемеровской области-Кузбасса имеет большой опыт организации летней оздоровительной кампании и работы лагерей дневного пребывания, которые пользуются повышенным спросом в родительском сообществе города.

При разработке программы летнего отдыха в приоритете стояло создание благоприятных условий для укрепления здоровья, организации досуга детей, развития творческих способностей, воспитания культуры поведения и формирования навыков общения.

Летом 2021 года Центр детского творчества успешно реализовал краткосрочную программу (18 календарных дней) «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» для отдыха и оздоровления детей 6-15 лет. В течение летнего периода данной программой был охвачен 231 ребенок.

При выборе тематического направления программы летнего отдыха 2021 года организационная группа рассматривала воспитательно-развивающий аспект, направленный на формирование личности ребенка, готовой к жизни в современном социуме с акцентом развития Soft skills: умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде.

Поскольку Soft skills — тренд современного образования и известно, что эти навыки закладываются в детстве через разные виды деятельности и развиваются в течение всей жизни, то к одному из видов такой деятельности можно отнести знакомство с миром профессий, что и стало тематической линией программы лагеря с дневным пребыванием детей [5].

Следует отметить, что в ходе реализации данной программы формирование надпрофессиональных навыков — Soft skills (координация, креативность, коммуникация) происходит в процессе профессионального информирования, ознакомления и ориентации детей с помощью профориентационных и сюжетно-ролевых игр, умных экскурсий на производственные предприятия и учреждения города, бесед с представителями разных профессий и тематических мастер-классов [2].

Особо отметим, что формирование элементарных представлений об основных профессиях и получение первичных практических умений у детей происходит в рамках абсолютно нового для них временного детского коллектива.

Реализация программы «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» позволила расширить границы социального взаимодействия детей, повысить их самостоятельность через максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.

При разработке программы целеполаганием стала организация отдыха детей, направленная на развитие Soft skills через включение в раннюю профориентацию. В ходе её реализации были достигнуты основные её задачи:

  1. Удовлетворить запросы родителей в организации отдыха детей в летний период.
  2. Обеспечить безопасные условия для отдыха и оздоровления детей.
  3. Познакомить детей с разнообразием профессиональных сфер деятельности и изменениями в мире профессий через интерактивные формы работы.
  4. Развивать социально-психологические навыки через вовлечение детей в творческие, коммуникативные и интеллектуальные виды деятельности.
  5. Организовать взаимодействие с социальными партнерами города.

Время, проведенное в лагере дневного пребывания, позволило каждому ребенку открыть в себе новые качества, окунуться в мир профессий, познакомиться с профессионалами своего дела и узнать секреты их мастерства, проявить свои творческие способности, развить «мягкие» навыки взаимодействия в коллективе. В ходе мероприятий дети учились высказывать свое мнение, договариваться между собой, слушать и слышать собеседника, работать в команде и распределять обязанности, участвовать в коллективно-творческих делах.

Анализ работы лагеря дневного пребывания показал у детей положительную динамику в формировании социальной компетентности и готовности к адаптации в современном социуме, наличие творческого потенциала и возможности для развития коммуникативной культуры.

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса программ и методических разработок «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления» в номинации «Программы лагерей различной тематической направленности».

Содержание программы

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» содержит комплекс мероприятий для вовлечения всех детей в различные виды деятельности, направленной на их творческое развитие, креативное мышление, развитие сотрудничества и взаимопонимания детей и педагогов. Созданное воспитательное пространство в лагере дневного пребывания обеспечивает комфортное погружение детей в разнообразный мир профессий и в непроизвольной форме влияет на формирование у них надпрофессиональных навыков Soft skills.

Содержание программы направлено на развитие трех компетенций:

  • коммуникативность — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
  • креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
  • координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач [1].

Данные компетенции начинают проявляться у детей в ходе подготовки и участия в коллективно-творческих делах (КТД), ролевых играх, мастер-классах, профориентированных экскурсиях, спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Программа отдыха и оздоровления детей содержит следующие воспитательные направления:

  1. здоровый образ жизни детей;
  2. досугово-развивающая деятельность;
  3. профессиональное информирование, ознакомление и ориентация детей в мире профессий.

Здоровый образ жизни детей

Работа по этому направлению предусматривает максимальную двигательную активность, пребывание на свежем воздухе, привитие любви к занятиям спортом, активному и здоровому образу жизни. Основными формами работы в данном направлении станут: ежедневная утренняя гимнастика; спортивные игры, эстафеты и соревнования. Важной особенностью является проведение инструктажей по технике безопасности в летний период.

Досугово-развивающая деятельность

Для реализации данного направления в ЛДП создаются оптимальные условия для саморазвития, самопознания, личностного роста ребёнка, в рамках которых обеспечивается наиболее оптимальное формирование гибких навыков. Реализация деятельности будет происходить через организацию игровых, познавательно-развлекательных и творческих программ, ключевых событий.

Профессиональное информирование, ознакомление и ориентация детей в мире профессий

Данное направление реализуется через проведение:

  • «умных экскурсий»;
  • профориентационных мастер-классов;
  • ролевых игр и сюжетных мероприятий.

Тематический план мероприятий лагерной смены объединен в блоки по видам компетенций, формирующихся в определенных профессиях:

  • «Координация и эмоциональный интеллект» (пожарный, инспектор ГИБДД, журналист, официант, пекарь-кондитер, стоматолог, эколог);
  • «Креативность и системное мышление» (дизайнер, инженер, строитель, специалист по рециклингу, киномеханик, мультипликатор);
  • «Коммуникация и лидерство» (ветеринар, медицинский работник, библиотекарь, продавец, мерчендайзер, банковский работник).

Формирование определенных гибких навыков происходит в процессе экскурсий, игровых программ, мастер-классов, бесед и коллективно-творческих дел.

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» МБУ ДО ЦДТ основана на следующих принципах [4]:

  • принцип активности — участие каждого ребенка в совместной деятельности, умение выстраивать свои отношения с окружающими, усвоение новых знаний, в том числе в области здоровья и самопознания;
  • принципы деятельности и наставничества — создание многоплановой деятельности, организации совместной деятельности воспитанников с педагогами, вожатыми и сверстниками; при этом педагог-воспитатель сам занимается вместе с детьми значимой деятельностью;
  • принцип коллективности — формирование коллективного содружества на основе духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей для благоприятной ориентации ребенка в социуме;
  • принцип личностного подхода — выстраивание воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с опорой на сильные стороны в личности и поведении каждого ребёнка;
  • принцип поощрения: создание ситуации успеха для всех и каждого ребенка, участвующих в отрядных и общих мероприятиях смены, обязательное поощрение любых достижений детей с акцентом на значимость каждого члена лагерной смены;
  • принцип комплексного подхода: использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению профориентационной, здоровьесберегающей и профилактической деятельности;
  • принцип открытости: информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, обучающихся) через оформление материала стендового уголка, выставления статей на сайт МБУ ДО ЦДТ и социальные сети организации.

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» комплексная и выполняет следующие функции [3]:

  • социально-коммуникативную: — включение во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков проживания в коллективе;
  • воспитательную: — проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;
  • развивающую — создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;
  • обучающую — развитие умений и навыков: внимание, память, общение;
  • развлекательную — создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере через проведение игровых и интерактивных форм деятельности;
  • оздоровительную — укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.

Тематический план мероприятий

Освещение деятельности летней оздоровительной кампании:

Публикации и сюжеты в городских СМИ:

Список литературы

  1. Soft skills — что это такое и где этому научиться/ Фоксфорд.Медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://media.foxford.ru/soft-skills/ (дата обращения: 23.09.2021)
  2. Soft skills: что это и зачем развивать их у ребенка? [Электронный ресурс]. URL: https://oysterkit.ru/soft-skills (дата обращения: 23.09.2021)
  3. Будич А.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего лагеря труда и отдыха «Лето под знаменем Победы» [Электронный ресурс]. URL: http://licey40.simd.ru/ (дата обращения: 20.09.2021)
  4. Захезина Н.А. Программа детского оздоровительного лагеря (п. 2.1. Принципы, используемые при проведении лагерной смены) / Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» [Электронный ресурс]. URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/25165 (дата обращения: 20.09.2021)
  5. Чупрынина И.В. Развитие Soft skills, как тренд современного образования/ [Электронный ресурс]. URL:

*https://xn—j1ahfl.xn—p1ai/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html (дата обращения: 20.09.2021)

Добавить комментарий

Войти с помощью: