К вопросу об организации проектной деятельности школьников

Управление проектами относят сегодня  к надпрофессиональным навыкам и формировать их важно начать уже в школе, что определяет актуальность данной темы. Статья посвящена вопросам проектной деятельности  обучающихся, на конкретных примерах рассматривается разработка каждого из основных  элементов проекта, представлены план работы руководителя проекта с обучающимися, примерные этапы организации проектной деятельности в школе. Материалы статьи могут быть использованы в работе педагогов основного и дополнительного образования, руководителей и заместителей руководителей школ для организации работы проектных команд или индивидуальной разработки проектов обучающимися.

А.В. Грошева,
ведущий эксперт ГАОУ ДПО Корпоративный университет московского образования, к.п.н, Москва

К настоящему времени много сказано и написано о проектной деятельности школьников, ее организации. Тем не менее, работая с педагогами, мы видим, что возникают все новые вопросы, на которые постараемся дать не просто теоретически обоснованные, но и проверенные практикой ответы.

Один из основных вопросов, который часто возникает – зачем? Зачем тратить время, ресурсы (в том числе и дополнительного образования), силы педагогов и административной команды на создание системы организации проектной деятельности в школе. Возможно, не нужно вовлекать всех обучающихся – достаточно, что отдельные школьники выполнят проект с помощью учителей или родителей.

Отвечая на данный вопрос вспомним, что, например, во ФГОС СОО четко определено, что индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного[1]. Таким образом, становится понятным, что в проектной деятельности должен принимать участие каждый школьник. Для обучающихся начальной, основной школы важно участвовать не только в долгосрочных проектах, но и в более коротких, продолжительностью от одного урока, при этом результат более понятен, а значит, выше мотивация школьников. 

Но зачем проект, проектная деятельность самому школьнику, почему разработка проекта необходима каждому – будущему инженеру или «гуманитарию», кому учеба дается легко или не очень? Ответ будет понятен, если мы вспомним, что включает в себя разработка, реализация проекта. Школьник в будущем может стать врачом, космонавтом, выбрать одну из еще не существующих профессий, но ему точно придется формулировать и решать проблемы, определять цели и их достигать, ставить задачи, планировать, рационально использовать имеющиеся ресурсы… и все это – составляющие проектной деятельности. Если мы обратимся к Атласу новых профессий [3] , то увидим, что управление проектами относят к надпрофессиональным навыкам, которые нужны в большинстве профессий.

Следующий вопрос – с чего начать? Где найти интересные, актуальные темы, направления разработки проекта? Конечно, тема должна быть связана с реальной жизнью школьника, но, в тоже время, заставлять его двигаться вперед, изучать что-то новое. Интересные темы чаще можно найти на стыке нескольких образовательных областей, опора на конвергентный подход позволяет создать действительно интересные проекты. В основе любого проекта лежит решение проблемы, которое и определяет его актуальность. Поэтому можно говорить о еще одном подходе – искать не тему или область, а проблему, которую может решить проект. Перейдем к очередному вопросу – что такое проблема, как определить ее наличие. Проблема предполагает существование противоречия, вопрос, требующий решения, препятствие на пути решения каких-либо задач. Формулировка проблемы часто начинается со слов: низкий уровень, отсутствие, снижение, несоответствие… Проблема предполагает сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения, например, «До сих пор ничего не делается для того, чтобы…». Рассмотрим на конкретных примерах проектов призеров и победителей открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего». 

В проекте «Умная теплица» проблема описана следующим образом: каждый хочет питаться свежими, полезными овощами и при этом точно знать, что они полностью безопасны, поэтому лучше выращивать овощи у себя на участке. Но чтобы получить хороший урожай, нужно контролировать процесс роста овощей, вовремя поливать грядки и проветривать теплицу. Однако не у всех людей есть возможность каждый день ухаживать за тепличными растениями.

Мы видим противоречие между потребностью в хорошем урожае свежих, полезных и безопасных овощей и отсутствием возможности каждый день ухаживать за ними. Данное противоречие и составляет сущность проблемы, определяет актуальность, обозначает направление цели, так как цель состоит в решении проблемы. 

В актуальности проекта «Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря» указывается, что  использование ожоговых пластырей часто сопряжено со следующими проблемами: 

  • медленное заживление повреждённого участка;
  • отсутствие нужного размера пор для отвода жидкостей;
  • плохое поступление кислорода к ожогу также из-за отсутствия нужного размера пор…

Таким образом, в данном случае указан комплекс связанных проблем, что также является допустимым вариантом и дальнейшем помогает сформулировать как цель, так и задачи.

Продолжим рассмотрение основных элементов проекта (рис.1).

Рисунок 1. Основные элементы проекта.

Следующие вопросы связаны с постановкой цели. Какой может быть цель проекта? Как она соотносится с проблемой, результатом, задачами? Может ли быть несколько целей? Начнем с последнего вопроса – цель проекта формулируется единым тезисом, но ее достижение включает несколько шагов, этапов или направлений, которые и определят состав задач. Цель состоит в решении проблемы, соотносится с ожидаемым результатом, таким образом, все ключевые элементы проекта взаимосвязаны. Для того, чтобы ответить на вопрос – какой может быть цель, напомним о критериях SMART. Данная аббревиатура SMART соотносит один из критериев постановки цели с каждой буквой. 

1. S (– Specific)  означает – Конкретность, ясность

2. M (– Measurable) означает – Измеримость

3. А – Achievable в переводе: Достижимость

4. R – Relevant в переводе: Актуальность и согласованность.

5. T – Time bound, в переводе: Определённость во времени

Должен быть установлен конечный срок

Таким образом, цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной, не противоречить другим целям (если, например, проект входит как часть в более крупную программу). Рассмотрим на примерах. Вернемся к проекту об изготовлении ожогового пластыря.

Тема проекта «Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря».

Цель: Получить биорезорбируемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря с оптимальным размером пор. 

На что здесь мы можем обратить внимание?

  • Данная цель конкретна (понятно, каким должен быть ожидаемый результат), измеримость в данном случае определяется наличием, по завершении проекта,  образца материала для пластыря с определенными свойствами, для еще большей точности можно определить величину образца. 
  • Актуальность цели обоснована выше, у нас нет сведений по включению данного проекта в более глобальный проект или программу, но в тоже время указана возможность дальнейшего использования материала в качестве основы ожоговых пластырей, что предполагает направление дальнейшей работы, а нам указывает на согласованность цели. 
  • Критерий определенности во времени не выполняется, нет уточнения, когда будет получен образец материала для пластыря. 

Рассмотрим еще пример.

Тема: «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков».

Цель: Разработать настольную игру «Инженерный мир котиков».

  • Актуальность цели обоснована: существует проблема – недостаточно возможностей для развития когнитивных способностей детей школьного возраста.
  • Цель конкретна, но что будет включать полностью разработанная игра не определено. Таким образом критерий «измеримость» выполнен не полностью. 
  • Цель достижима, но указание на сроки готовности проекта в цели отсутствуют (однако,  на момент представления на конференции проект был уже готов).

Формулировка цели тесно связана с определением ожидаемого результата. Результат желательно конкретизировать, определить, по каким критериям и показателям мы будем судить, что уже достигли ожидаемого результата.  В проекте «Умная теплица» целью является разработка контроллера «умной» теплицы, автоматизация труда по выращиванию теплолюбивых культур с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Таким образом, определены параметры ожидаемого результата – должен быть готов контроллер с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Можно отметить, что именно связь цели с ожидаемым результатом определяет причину, по которой формулировки «совершенствование…», «создание условий…» для постановки цели проекта не подходят, т.к. в них отсутствует четкое определение конечного результата.

После определения цели и ожидаемого результата важно определить этапы, шаги по достижению цели. Такими шагами или этапами и являются задачи. Для определения задач можно ответить на некоторые из следующих вопросов:

  • Какие основные направления достижения цели?
  • Какие основные шаги нужно сделать, чтобы достичь поставленную цель?
  • Какие промежуточные результаты надо получить и что для этого надо сделать?

Рассмотрим постановку задач на примерах. 

В проекте по теме «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков» цель – разработать настольную игру «Инженерный мир котиков». Задачи определены следующим образом:

  1. изучить существующие аналоги.
  2. разработать концепцию настольной игры.
  3. разработать дизайн всех компонентов, текст правил.
  4. собрать и запрограммировать опытные комплекты для тестирования.
  5. провести тестирование и анализ результатов. 

Мы видим, что в данном случае задачи выстроены как шаги достижения цели, достаточно понятно, что будет результатом каждой из задач. Но в тоже время в первой задаче можно уточнить – что именно необходимо было выявить (особенности, принципы…) для того, чтобы игра заняла свою собственную нишу.

В проекте по теме «Умная» теплица» целью является разработка контроллера «умной» теплицы, автоматизация труда по выращиванию теплолюбивых культур с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Задачи:

  1. Изучить теоретические основы и получить навыки работы с Arduino.
  2. Проанализировать условия, факторы выращивания теплолюбивых культур (показатели влажности почвы, температуры воздуха, освещения).
  3. Изучить возможности датчиков и модулей Arduino.
  4. Собрать электрическую схему контроллера и спаять, написать программный код.

В формулировке первой задачи хорошо бы уточнить, что предполагалось выявить при изучении теоретического материала, кроме того, важно различать задачи непосредственно проекта и учебные задачи. Получить навыки работы с Arduino – учебная задача, возможно, допустимая в образовательных проектах. Во второй и третьей задаче – также важно понимать, что будет результатом выполнения задачи, что предполагается выявить.

После того, как задачи сформулированы, надо проверить – складывается ли общий ожидаемый результат из результатов выполнения задач, лучше при этом прописать результата выполнения каждой задачи.

Важным вопросом при разработке проекта является вопрос о том, будут ли поставленные задачи решены? На него нам поможет ответить анализ наличие ресурсов. Если нет на данный момент, возможно есть потенциальные ресурсы, например, у партнеров.

Значимой частью при разработке проектов является определение рисков. Не всегда о рисках задумываются, создавая учебный проект совместно со школьниками, в нем риски минимальны. При этом важно вспомнить, что мы стремимся не только разработать конкретный проект с учащимся, но и освоить в целом технологию проектной деятельности, неотъемлемой частью которой является определение рисков. При их выявлении можно воспользоваться следующей логикой – определяем риски, которые возникают по отношению к каждому из элементов проекта –   цель, задачи, ожидаемые результаты, ресурсы. Кроме самих рисков важно продумать способы их минимизации. 

Определение перспектив использования результатов проекта позволяет прояснить его практическую значимость, связь с другими предметными областями. Для учащихся есть возможность как для проявления фантазии (как результаты данного проекта можно использовать в ближайшем будущем, в более отдаленном), так и для дополнительного исследования. 

Особое значение имеет проектная деятельность в дополнительном образовании, т.к. она сообразна сущности дополнительного образования, ориентирует на получение конкретного продукта. Можно также говорить о взаимообогащнии: в процессе освоения некоторых дополнительных общеобразовательных программ обучающийся овладевает как предметным содержанием, так и формирует навыки по разработке проекта или его элементов. Но, с другой стороны, если данные навыки уже сформированы в процессе обучения, то опора на них позволит школьнику быть более успешным в дополнительном образовании.

Следующий важный вопрос об организации проектной деятельности школьников. Можно выделить следующие основные этапы: 

  1. Формулировка примерных тем или направлений разработки проектов на методических объединениях, предложение их школьникам, уточнение. Работу с учащимися по выбору темы можно организовать в увлекательной форме – провести «Ярмарку проектных идей» или «Тематический аукцион».
  2. Когда сформированы проектные группы, или произошло индивидуальное прикрепление к руководителям проектов, уточнение темы, определение проблемы, начинается непосредственно этап разработки проектов. При этом важное значение имеет сопровождение проектов, работа руководителя, включая отслеживание уровня готовности проекта, помощь и поддержка разработчиков. Основные этапы, примерный план работы учащихся с руководителем проекта представлен в таблице (Таблица 1). По итогам выполнения каждого этапа учащиеся получают зачет.
  3. Готовые проекты важно, как можно шире представить в образовательной организации – обсудить по параллелям  или направлениям (проектные сессии), затем  на общешкольной конференции. Защита проектов, публичное выступление также является значимым опытом для учащихся. 
  4. По итогам школьной конференции лучшие проекты можно направить на городские конференции, конкурсы.

ЭтапПримерное содержание
аналитическийОпределение цели, задач работы, ожидаемого результата.Изучение, анализ литературы по теме, составление библиографического списка.Определение структуры, этапов работы.Подготовка  введения.
2, содержательныйПодбор содержания, подготовка основной части работы.Изготовление макета, другого изделия, соответствующего ожидаемому результату (продукту) по итогам выполнения проекта: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, художественная творческая работа.
ПрезентационныйОформление работы, подготовка к представлению на проектной сессии. Подготовка краткого описания работы. Презентация работы на проектной сессии.
рефлексивныйАнализ результатов выполнения проекта, его представления на проектной сессии.Подготовка проектов, получивших оценку «отлично» к представлению на общешкольной конференции.
Таблица 1. Примерный план работы руководителей проектов с учащимися

Мы постарались ответить на основные вопросы которые могут возникнуть при рассмотрении общих подходов к разработке проектов и организации проектной деятельности учащихся. Но, конечно, в каждой образовательной организации есть свои особенности, свои приоритеты, свои подходы. Для их учета важно тщательно подойти к разработке (обновлению) Положения «О проектной деятельности обучающихся ГБОУ Школа№ NN», отразить цели и задачи проектной деятельности, содержание и результаты, организацию работы над проектом, описать процесс защиты проектной работы и критерии оценки. Не лишним будет также сформулировать функции руководителя проекта и  требования к проектной работе учащихся. Затем составляем дорожную карту «Проектная деятельность школьников: внедрение изменений» и приступаем к реализации!

Литература

  1. ФГОС СОО  утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 мая 2012 г. № 413  https://fgosreestr.ru/uploads/files/cc49b8b607ab29a7ea856f3a8cfd17d9.pdf  (дата обращения 4.03.2022)
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20  https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения 4.03.2022)
  3. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.

Интернет-источники

  1. Проект «Умная теплица», Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» https://profil.mos.ru/inj/proekty/1-umnaya-teplitsa.html (дата обращения 4.03.2022)
  2. Проект Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря (mos.ru) , Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» (дата обращения 4.03.2022)
  3. Проект «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков», Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков» (mos.ru)  (дата обращения 4.03.2022)

Добавить комментарий

Войти с помощью: