Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

М.М. Шицко,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории объединения «Пирамида»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества
с. Шира, Республика Хакасия

Проектная деятельность сегодня рассматривается как современная образовательная технология, как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Для успешной реализации компонента проектного обучения необходимо полное включение школьника в интегративный творческий процесс. Добиться такого эффекта позволяют занятия в организациях дополнительного образования.

Процесс решения проектных задач, связанных с удовлетворением потребностей обучения посредством проектирования и создания идеального или материального продукта в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, развитие профессиональных интересов, уточнение образовательных и профессиональных планов школьников [1].

Созидательная и преобразовательная деятельности обеспечивают формирование ключевых компетенций, а иначе говоря — ряда интегрированных свойств и качеств личности или подсистем, таких как сознание, самосознание, Я-концепция, личностный смысл, идентификация, самооценка, направленность, восприятие и др.

Одним из таких интегрированных качеств личности является патриотизм.

Патриотизм подразумевает ценностные отношения обучающегося к своей семье, родному краю, стране, а значит, может быть сформирован в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и проектной.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В.В. Путин на встрече с представителями общественности отметил: «Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнерство» [4].

Невозможно представить себе партнерство вне эмоционального общения, без взаимопонимания и взаимодействия. Такой подход в области теоретического и экспериментального исследования открывает широкие перспективы в понимании путей становления и социализации личности [2].

Внедрение в процесс патриотического воспитания средств, методик, технологий, помогающих подростку «открывать себя», создавать свою личность, является одной из важнейших педагогических проблем. Критерием успешности подростка в таком подходе становится не столько результативность в овладении содержательным материалом, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования окружающей среды, самого себя. Фундаментальным принципом современного образования является то, что каждый ребенок талантлив, наделен способностями, а задача педагогических работников — создать условия для их развития, помочь в самореализации.

В качестве средств патриотического воспитания рассматриваются: формы внеучебной деятельности по различным дисциплинам и в том числе — содержание дополнительных общеразвивающих программ. Актуальными сегодня являются реализация программ естественнонаучной направленности, поиск информации, анализ архивных данных военного времени, исследовательская работа, участие педагогов и обучающихся в конференциях, акциях.

Для создания условий развития активности и инициативности в патриотическом воспитании в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме творчества Ширинского района Республики Хакасия была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя история» для одаренных детей объемом на 72 часа.

Программа направлена на формирование ценностного отношения к своей семье, родословной в процессе освоения инструментов поиска данных о своих родных, выстраивания генеалогического древа своей семьи, изучения фактов из истории района и Республики.

Поисковая работа по увековечиванию памяти воинов выступает как одно из направлений патриотического воспитания, в котором наиболее интенсивно реализуется формирование патриота. Такая деятельность в различных регионах страны имеет разные возможности, различные формы организации, различную базу: как материальную, так и нормативную. Большое значение имеет возможность коммуникации в этой деятельности людей различных поколений [3].

В процессе реализации программы обучающиеся взаимодействуют с такими организациями, как Ширинский районный Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Военный комиссариат Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия, Ширинский краеведческий музей им. Д.С. Лалетина.

В рамках реализации программы совместно с Советом ветеранов обучающиеся обрабатывают заявки жителей района; открывают поиск, используют интернет-ресурсы: «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа»; работают с архивными документами Военкомата; составляют анкеты на офицеров военного времени, мужчин и женщин; сверяют полученную информацию с данными памятной книги Республики Хакасия «Солдаты Победы» (Рис. 1). По итогу Советом ветеранов подготавливается заявочный материал на внесение ранее неопубликованных фамилий на страницы памятной книги «Солдаты Победы». Новые фамилии появляются и на мемориальной плите патриотического комплекса «Слава Победы», расположенного на Первомайской площади села Шира Республики Хакасия.

Рис. 1. Работа с архивными документами в районном Совете ветеранов

Включаясь в данный процесс, личность не только раскрывает свой потенциал, но и наполняет его новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической деятельности, укрепляет фундамент дальнейшего прогресса.

В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Моя история» проектный вид деятельности решает ряд педагогических задач:

  • учит применять базовые знания и умения, усвоенные на занятиях, для поиска и решения разных проблем;
  • стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
  • позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что показывает обучающимся взаимосвязь между различными предметами и явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
  • привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетенций, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Защита проектов является формой итоговой аттестации обучающихся.

Одним из основных результатов деятельности по реализации данной программы стал патриотический проект «Маршруты Победы», разработанный обучающимися совместно с социальными партнерами.

Целью проекта является создание условий для глубокого ознакомления школьников 5-11-х классов с этапами и событиями Великой Отечественной войны на примере боевых и трудовых подвигов героев-земляков путем разработки Маршрутов Победы по местам воинской славы Ширинского района. На территории муниципальных образований Ширинского района расположено 23 военно-мемориальных объекта. Каждый поселок имеет свое памятное место и свою отдельную историю. Ширинский район гордится своими героями военного времени. Четыре Героя Советского Союза: Николаенко Александр Николаевич, Селицкий Иван Степанович, Тихонов Василий Гаврилович, Толмачев Алексей Емельянович. два полных кавалера ордена Славы: Кныш Яков Антонович и Андрюшев Алексей Семенович.

Проект решает ряд социально-педагогических задач:

  • сохранение истории Великой Отечественной войны и памяти о ее героях-земляках благодаря созданию Маршрутов Победы;
  • активизация поисковой работы, работы с ветеранами Великой Отечественной войны, оказание действенной помощи ветеранам;
  • совершенствование навыков работы с информацией в ходе исследовательской деятельности;
  • создание печатных и видеоматериалов для использования на уроках истории в школах;
  • воспитание патриотизма у обучающихся образовательных школ района;
  • формирование у обучающихся навыков социально-значимой деятельности.

Целевая аудитория: учащиеся образовательных школ Ширинского района 5-11-х классов.

География проекта: Ширинский район, Республика Хакасия.

Основные стадии реализации проекта описаны в трех этапах:

  • Подготовительный — создание рабочей группы, распределение обязанностей между участниками команды проекта, сбор биографической информации о героях-земляках, редакторская работа над текстом, определение маршрутных точек, разработка маршрутного листа, подготовка волонтеров-экскурсоводов, запись видео апробации, рекламная компания проекта — презентация в школах, публикация результатов этапа проекта в социальных сетях. В процессе исследовательской работы по поиску дополнительной биографической информации о героях-земляках, участниками проекта подготовлена презентация «Четыре Героя и два Кавалера» и представлена на 15-ти классных часах в образовательных организациях. На Первомайской площади села Шира проведено четыре митинга по памятным датам (Рис. 2). Составлено три экскурсионных маршрута (Рис. 3, 4).
  • Основной — проведение экскурсионных маршрутов для школьников 5-11-х классов (март-апрель, по субботам), публикация результатов этапа проекта в социальных сетях;
  • Заключительный — подготовка материалов проекта для участия в конкурсах разного уровня, анализ полученных результатов, публикация результатов проекта в социальных сетях.

В проекте приняли участие 25 волонтеров, 298 школьников района и 30 активистов «серебряного возраста».

В перспективе — продолжение поисковой работы с архивными данными, систематизация исследовательских материалов в электронный альбом «Маршруты Победы», издание печатной версии книги о героях-земляках.

Рис. 4. Экскурсия на Мемориальном комплексе Слава Победы

Программа уже доказала свою эффективность. В 2018 году проект был представлен на районном конкурсе исследовательских работ патриотической направленности «Отчизны верные сыны» и занял 1 место.

В 2020 году проект стал победителем республиканского этапа всероссийского конкурса «Добровольцы России» в номинации «Уверенные в будущем» (Рис. 5).

Рис. 5. Валерия Бухтоярова на награждении победителей регионального этапа конкурса Доброволец России-2020

Формирование ключевых компетенций, в частности, умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решение социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности.

С каждым годом потребность в укреплении патриотизма растет. В мае 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин внес поправки к закону «Об образовании» с предложением о расширении понятия воспитания таким образом, чтобы оно послужило формированию чувства гражданственности, уважения к старшим, к подвигам героев Отечества, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям многонациональной страны [5].

Образование включает в себя знания и навыки, дополнительное образование несет в себе идею духовных, моральных ценностей, которые формируют личность гражданина и объединяют общество. Одним из таких объединяющих факторов, безусловно является патриотизм.

Литература

  1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 c.
  2. Беспятова Н.К. Социальное партнерство в системе дополнительного образования детей: Межрегиональный обучающий семинар. — М.: УЦ Перспектива, 2015. — 68 с.
  3. Бижан К.С., Симонова Г.И., Ходырева Е.А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. — 2014. — № 12 (декабрь).
  4. Выступление В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 19.04.2021).
  5. Госдума приняла закон о воспитании патриотизма. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4426128 (дата обращения: 17.11.2020).

Добавить комментарий

Войти с помощью: