К вопросу об организации проектной деятельности школьников
Управление проектами относят сегодня к надпрофессиональным навыкам и формировать их важно начать уже в школе, что определяет актуальность данной темы. Статья посвящена вопросам проектной деятельности обучающихся, на конкретных примерах рассматривается разработка каждого из основных элементов проекта, представлены план работы руководителя проекта с обучающимися, примерные этапы организации проектной деятельности в школе. Материалы статьи могут быть использованы в работе педагогов основного и дополнительного образования, руководителей и заместителей руководителей школ для организации работы проектных команд или индивидуальной разработки проектов обучающимися.
А.В. Грошева,
ведущий эксперт ГАОУ ДПО Корпоративный университет московского образования, к.п.н, Москва
К настоящему времени много сказано и написано о проектной деятельности школьников, ее организации. Тем не менее, работая с педагогами, мы видим, что возникают все новые вопросы, на которые постараемся дать не просто теоретически обоснованные, но и проверенные практикой ответы.
Один из основных вопросов, который часто возникает – зачем? Зачем тратить время, ресурсы (в том числе и дополнительного образования), силы педагогов и административной команды на создание системы организации проектной деятельности в школе. Возможно, не нужно вовлекать всех обучающихся – достаточно, что отдельные школьники выполнят проект с помощью учителей или родителей.
Отвечая на данный вопрос вспомним, что, например, во ФГОС СОО четко определено, что индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного[1]. Таким образом, становится понятным, что в проектной деятельности должен принимать участие каждый школьник. Для обучающихся начальной, основной школы важно участвовать не только в долгосрочных проектах, но и в более коротких, продолжительностью от одного урока, при этом результат более понятен, а значит, выше мотивация школьников.
Но зачем проект, проектная деятельность самому школьнику, почему разработка проекта необходима каждому – будущему инженеру или «гуманитарию», кому учеба дается легко или не очень? Ответ будет понятен, если мы вспомним, что включает в себя разработка, реализация проекта. Школьник в будущем может стать врачом, космонавтом, выбрать одну из еще не существующих профессий, но ему точно придется формулировать и решать проблемы, определять цели и их достигать, ставить задачи, планировать, рационально использовать имеющиеся ресурсы… и все это – составляющие проектной деятельности. Если мы обратимся к Атласу новых профессий [3] , то увидим, что управление проектами относят к надпрофессиональным навыкам, которые нужны в большинстве профессий.
Следующий вопрос – с чего начать? Где найти интересные, актуальные темы, направления разработки проекта? Конечно, тема должна быть связана с реальной жизнью школьника, но, в тоже время, заставлять его двигаться вперед, изучать что-то новое. Интересные темы чаще можно найти на стыке нескольких образовательных областей, опора на конвергентный подход позволяет создать действительно интересные проекты. В основе любого проекта лежит решение проблемы, которое и определяет его актуальность. Поэтому можно говорить о еще одном подходе – искать не тему или область, а проблему, которую может решить проект. Перейдем к очередному вопросу – что такое проблема, как определить ее наличие. Проблема предполагает существование противоречия, вопрос, требующий решения, препятствие на пути решения каких-либо задач. Формулировка проблемы часто начинается со слов: низкий уровень, отсутствие, снижение, несоответствие… Проблема предполагает сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения, например, «До сих пор ничего не делается для того, чтобы…». Рассмотрим на конкретных примерах проектов призеров и победителей открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего».
В проекте «Умная теплица» проблема описана следующим образом: каждый хочет питаться свежими, полезными овощами и при этом точно знать, что они полностью безопасны, поэтому лучше выращивать овощи у себя на участке. Но чтобы получить хороший урожай, нужно контролировать процесс роста овощей, вовремя поливать грядки и проветривать теплицу. Однако не у всех людей есть возможность каждый день ухаживать за тепличными растениями.
Мы видим противоречие между потребностью в хорошем урожае свежих, полезных и безопасных овощей и отсутствием возможности каждый день ухаживать за ними. Данное противоречие и составляет сущность проблемы, определяет актуальность, обозначает направление цели, так как цель состоит в решении проблемы.
В актуальности проекта «Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря» указывается, что использование ожоговых пластырей часто сопряжено со следующими проблемами:
- медленное заживление повреждённого участка;
- отсутствие нужного размера пор для отвода жидкостей;
- плохое поступление кислорода к ожогу также из-за отсутствия нужного размера пор…
Таким образом, в данном случае указан комплекс связанных проблем, что также является допустимым вариантом и дальнейшем помогает сформулировать как цель, так и задачи.
Продолжим рассмотрение основных элементов проекта (рис.1).
Следующие вопросы связаны с постановкой цели. Какой может быть цель проекта? Как она соотносится с проблемой, результатом, задачами? Может ли быть несколько целей? Начнем с последнего вопроса – цель проекта формулируется единым тезисом, но ее достижение включает несколько шагов, этапов или направлений, которые и определят состав задач. Цель состоит в решении проблемы, соотносится с ожидаемым результатом, таким образом, все ключевые элементы проекта взаимосвязаны. Для того, чтобы ответить на вопрос – какой может быть цель, напомним о критериях SMART. Данная аббревиатура SMART соотносит один из критериев постановки цели с каждой буквой.
1. S (– Specific) означает – Конкретность, ясность
2. M (– Measurable) означает – Измеримость
3. А – Achievable в переводе: Достижимость
4. R – Relevant в переводе: Актуальность и согласованность.
5. T – Time bound, в переводе: Определённость во времени
Должен быть установлен конечный срок
Таким образом, цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной, не противоречить другим целям (если, например, проект входит как часть в более крупную программу). Рассмотрим на примерах. Вернемся к проекту об изготовлении ожогового пластыря.
Тема проекта «Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря».
Цель: Получить биорезорбируемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря с оптимальным размером пор.
На что здесь мы можем обратить внимание?
- Данная цель конкретна (понятно, каким должен быть ожидаемый результат), измеримость в данном случае определяется наличием, по завершении проекта, образца материала для пластыря с определенными свойствами, для еще большей точности можно определить величину образца.
- Актуальность цели обоснована выше, у нас нет сведений по включению данного проекта в более глобальный проект или программу, но в тоже время указана возможность дальнейшего использования материала в качестве основы ожоговых пластырей, что предполагает направление дальнейшей работы, а нам указывает на согласованность цели.
- Критерий определенности во времени не выполняется, нет уточнения, когда будет получен образец материала для пластыря.
Рассмотрим еще пример.
Тема: «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков».
Цель: Разработать настольную игру «Инженерный мир котиков».
- Актуальность цели обоснована: существует проблема – недостаточно возможностей для развития когнитивных способностей детей школьного возраста.
- Цель конкретна, но что будет включать полностью разработанная игра не определено. Таким образом критерий «измеримость» выполнен не полностью.
- Цель достижима, но указание на сроки готовности проекта в цели отсутствуют (однако, на момент представления на конференции проект был уже готов).
Формулировка цели тесно связана с определением ожидаемого результата. Результат желательно конкретизировать, определить, по каким критериям и показателям мы будем судить, что уже достигли ожидаемого результата. В проекте «Умная теплица» целью является разработка контроллера «умной» теплицы, автоматизация труда по выращиванию теплолюбивых культур с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Таким образом, определены параметры ожидаемого результата – должен быть готов контроллер с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Можно отметить, что именно связь цели с ожидаемым результатом определяет причину, по которой формулировки «совершенствование…», «создание условий…» для постановки цели проекта не подходят, т.к. в них отсутствует четкое определение конечного результата.
После определения цели и ожидаемого результата важно определить этапы, шаги по достижению цели. Такими шагами или этапами и являются задачи. Для определения задач можно ответить на некоторые из следующих вопросов:
- Какие основные направления достижения цели?
- Какие основные шаги нужно сделать, чтобы достичь поставленную цель?
- Какие промежуточные результаты надо получить и что для этого надо сделать?
Рассмотрим постановку задач на примерах.
В проекте по теме «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков» цель – разработать настольную игру «Инженерный мир котиков». Задачи определены следующим образом:
- изучить существующие аналоги.
- разработать концепцию настольной игры.
- разработать дизайн всех компонентов, текст правил.
- собрать и запрограммировать опытные комплекты для тестирования.
- провести тестирование и анализ результатов.
Мы видим, что в данном случае задачи выстроены как шаги достижения цели, достаточно понятно, что будет результатом каждой из задач. Но в тоже время в первой задаче можно уточнить – что именно необходимо было выявить (особенности, принципы…) для того, чтобы игра заняла свою собственную нишу.
В проекте по теме «Умная» теплица» целью является разработка контроллера «умной» теплицы, автоматизация труда по выращиванию теплолюбивых культур с применением аппаратно-программного комплекса Arduino. Задачи:
- Изучить теоретические основы и получить навыки работы с Arduino.
- Проанализировать условия, факторы выращивания теплолюбивых культур (показатели влажности почвы, температуры воздуха, освещения).
- Изучить возможности датчиков и модулей Arduino.
- Собрать электрическую схему контроллера и спаять, написать программный код.
В формулировке первой задачи хорошо бы уточнить, что предполагалось выявить при изучении теоретического материала, кроме того, важно различать задачи непосредственно проекта и учебные задачи. Получить навыки работы с Arduino – учебная задача, возможно, допустимая в образовательных проектах. Во второй и третьей задаче – также важно понимать, что будет результатом выполнения задачи, что предполагается выявить.
После того, как задачи сформулированы, надо проверить – складывается ли общий ожидаемый результат из результатов выполнения задач, лучше при этом прописать результата выполнения каждой задачи.
Важным вопросом при разработке проекта является вопрос о том, будут ли поставленные задачи решены? На него нам поможет ответить анализ наличие ресурсов. Если нет на данный момент, возможно есть потенциальные ресурсы, например, у партнеров.
Значимой частью при разработке проектов является определение рисков. Не всегда о рисках задумываются, создавая учебный проект совместно со школьниками, в нем риски минимальны. При этом важно вспомнить, что мы стремимся не только разработать конкретный проект с учащимся, но и освоить в целом технологию проектной деятельности, неотъемлемой частью которой является определение рисков. При их выявлении можно воспользоваться следующей логикой – определяем риски, которые возникают по отношению к каждому из элементов проекта – цель, задачи, ожидаемые результаты, ресурсы. Кроме самих рисков важно продумать способы их минимизации.
Определение перспектив использования результатов проекта позволяет прояснить его практическую значимость, связь с другими предметными областями. Для учащихся есть возможность как для проявления фантазии (как результаты данного проекта можно использовать в ближайшем будущем, в более отдаленном), так и для дополнительного исследования.
Особое значение имеет проектная деятельность в дополнительном образовании, т.к. она сообразна сущности дополнительного образования, ориентирует на получение конкретного продукта. Можно также говорить о взаимообогащнии: в процессе освоения некоторых дополнительных общеобразовательных программ обучающийся овладевает как предметным содержанием, так и формирует навыки по разработке проекта или его элементов. Но, с другой стороны, если данные навыки уже сформированы в процессе обучения, то опора на них позволит школьнику быть более успешным в дополнительном образовании.
Следующий важный вопрос об организации проектной деятельности школьников. Можно выделить следующие основные этапы:
- Формулировка примерных тем или направлений разработки проектов на методических объединениях, предложение их школьникам, уточнение. Работу с учащимися по выбору темы можно организовать в увлекательной форме – провести «Ярмарку проектных идей» или «Тематический аукцион».
- Когда сформированы проектные группы, или произошло индивидуальное прикрепление к руководителям проектов, уточнение темы, определение проблемы, начинается непосредственно этап разработки проектов. При этом важное значение имеет сопровождение проектов, работа руководителя, включая отслеживание уровня готовности проекта, помощь и поддержка разработчиков. Основные этапы, примерный план работы учащихся с руководителем проекта представлен в таблице (Таблица 1). По итогам выполнения каждого этапа учащиеся получают зачет.
- Готовые проекты важно, как можно шире представить в образовательной организации – обсудить по параллелям или направлениям (проектные сессии), затем на общешкольной конференции. Защита проектов, публичное выступление также является значимым опытом для учащихся.
- По итогам школьной конференции лучшие проекты можно направить на городские конференции, конкурсы.
№ | Этап | Примерное содержание |
1 | аналитический | Определение цели, задач работы, ожидаемого результата.Изучение, анализ литературы по теме, составление библиографического списка.Определение структуры, этапов работы.Подготовка введения. |
2, | содержательный | Подбор содержания, подготовка основной части работы.Изготовление макета, другого изделия, соответствующего ожидаемому результату (продукту) по итогам выполнения проекта: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, художественная творческая работа. |
3 | Презентационный | Оформление работы, подготовка к представлению на проектной сессии. Подготовка краткого описания работы. Презентация работы на проектной сессии. |
4 | рефлексивный | Анализ результатов выполнения проекта, его представления на проектной сессии.Подготовка проектов, получивших оценку «отлично» к представлению на общешкольной конференции. |
Мы постарались ответить на основные вопросы которые могут возникнуть при рассмотрении общих подходов к разработке проектов и организации проектной деятельности учащихся. Но, конечно, в каждой образовательной организации есть свои особенности, свои приоритеты, свои подходы. Для их учета важно тщательно подойти к разработке (обновлению) Положения «О проектной деятельности обучающихся ГБОУ Школа№ NN», отразить цели и задачи проектной деятельности, содержание и результаты, организацию работы над проектом, описать процесс защиты проектной работы и критерии оценки. Не лишним будет также сформулировать функции руководителя проекта и требования к проектной работе учащихся. Затем составляем дорожную карту «Проектная деятельность школьников: внедрение изменений» и приступаем к реализации!
Литература
- ФГОС СОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 https://fgosreestr.ru/uploads/files/cc49b8b607ab29a7ea856f3a8cfd17d9.pdf (дата обращения 4.03.2022)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20 https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения 4.03.2022)
- Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
Интернет-источники
- Проект «Умная теплица», Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» https://profil.mos.ru/inj/proekty/1-umnaya-teplitsa.html (дата обращения 4.03.2022)
- Проект Биореализуемый материал с антибактериальными свойствами для изготовления ожогового пластыря (mos.ru) , Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» (дата обращения 4.03.2022)
- Проект «Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков», Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» Разработка настольной игры «Инженерный мир котиков» (mos.ru) (дата обращения 4.03.2022)