Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Авторы определяют основные формы и форматы такого обучения, а также поднимают вопрос об адаптации образовательного пространства как важного условия организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.

С.В. Миргалиева,
методист,
ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»,
Москва

Р.А. Сироткин,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»,
Москва

Изменения, происходящие в мире, вынуждают современного человека и общество адаптироваться к новым требованиям жизни. Все большее внимание уделяется умению индивида приспосабливаться к быстро меняющимся условиям социума и его готовности к самообразованию в течение всей жизни как одного из условий успешности.

Ключевыми задачами периода школьного детства является формирование у ребенка:

– умения применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях, делать самостоятельные выводы и заключения;

– способности без помощи других людей решать общественные и производственные вопросы, формулировать и отстаивать собственную точку зрения;

– готовности регулярно обновлять свои знания с тем чтобы использовать их в повседневной жизни для результативного решения вышеуказанных вопросов.

Обучение по дополнительным общеразвивающим программам видится нам одним из эффективных способов реализации этих задач.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года одним из приоритетов определяет обновление содержания и методов обучения на основе комплексного анализа интересов и потребностей детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). В том же документе инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ обучаться по дополнительным общеобразовательным программам любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися, обозначена в качестве одного из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей.

Инклюзивное обучение предполагает включение детей с ОВЗ в занятия по дополнительным общеразвивающим программам наравне с другими обучающимися, что моделирует и дает возможность включения данной категории детей в жизнь социума. И здесь очень важно продумать организационные условия образовательной деятельности, ее формы и форматы.

Формы обучения

В практике работы в ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня» сложилось несколько форм обучения, отражающих уровень организационной включенности детей с ОВЗ в образовательный процесс: 

  1. адаптивная учебная группа: образовательная организация дополнительного образования создает комфортные условия, необходимые для обучения группы детей с ОВЗ (одной или разных нозологий);
  2. инклюзивная учебная группа: ребенок с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми учащимися, участвует в деятельности объединения;
  3. смешанная форма обучения: синтез домашнего обучения ребенка с ОВЗ и посещение им учебных занятий в образовательной организации;
  4. точечная форма обучения: освоение ребенком с ОВЗ большей части образовательной программы в рамках домашнего обучения в сочетании с посещением отдельных мероприятий объединения/учреждения (в соответствии с индивидуальным планом обучения или индивидуальным образовательным маршрутом). 

Выбор формы обучения обусловлен целым рядом факторов, включающим: материально-технические условия образовательной организации (уровень доступности инфраструктуры учреждения/подразделения дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, что до сих пор обозначается как одна из сохраняющихся проблем [4]), наличие кадрового потенциала для работы с данной категорией детей, индивидуальные образовательные потребности обучающегося и др.

Форматы обучения

Значительным потенциалом в организации учебного процесса для детей с ОВЗ обладает дистанционное (онлайн) обучение, которое может быть реализовано как в синхронном, так и в асинхронном режиме. Развитие онлайн-формата позволяет качественно решить задачу доступности освоения детьми с ОВЗ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ любой направленности. Так, например, маломобильные дети имеют возможность включиться в освоение образовательной программы вне зависимости от места нахождения образовательной организации и/или наличия необходимых материально-технических условий (специального оборудования), которое имеет колоссальное значение для организации офлайн-занятий детей с ОВЗ. 

Дистанционный формат обучения в асинхронном режиме имеет дополнительный потенциал для индивидуализации образовательного процесса, благодаря возможности обучающихся с ОВЗ самостоятельно выбирать темп обучения, режим работы. К тому же дистанционное обучение способствует развитию у них информационных компетенций.

В то же время существует мнение, что в некоторых случаях «использование электронных образовательных технологий может стать причиной усугубления состояния здоровья» [3, с. 72]. Мы считаем, что каждый случай использования онлайн-формата обучения для детей с ОВЗ стоит рассматривать индивидуально: во-первых, внимательно подбирая методы и средства обучения, отдавая предпочтение одним, минимизируя или отказываясь от других; а во-вторых, комбинируя их с офлайн-форматом обучения.

Если говорить о традиционном очном формате работы детских объединений, то наличие в них детей с ОВЗ также требует особого внимания к используемым методам, приемам и средствам обучения, которые должны быть подобраны с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей – в зависимости от вида и степени выраженности нарушения здоровья [2]. 

Важной особенностью дополнительного образования детей, а также значимым фактором успешного обучения ребенка с ОВЗ по дополнительным общеразвивающим программам является его включение в активную жизнь детского объединения как коллектива обучающихся. При этом нельзя не отметить тот факт, что «не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Становятся заметны две крайности: либо снисхождение и завышение оценки работ обучающегося, либо озлобленность и пренебрежение. Стоит продумать систему мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в коллективе объединения и в учреждении в целом» [5, с. 34].

Для решения этой проблемы необходима систематическая просветительская работа с детьми и их родителями, которая может быть направлена на распространение информации о равных правах и возможностях нормотипичных детей и детей с особенностями развития, о достижениях и успехах детей с ОВЗ, об их активном участии и победах в значимых мероприятиях. 

Необходимо также регулярное повышение квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования по вопросам работы с детьми с особыми образовательными потребностями. При этом важно, чтобы содержание программы повышения квалификации было направлено не только на развитие компетенций, связанных с дидактическими особенностями образовательного процесса, но и на развитие психолого-педагогических компетенций педагога по работе как непосредственно с такими детьми, так и с коллективом обучающихся инклюзивной учебной группы. Считаем это крайне необходимым для качественной организации социальной жизни обучающихся: ребенок с ОВЗ не будет чувствовать себя чужим либо ущемленным в отсутствии общения со своими ровесниками, сможет адаптироваться в обществе, развиваться как личность, а у здоровых детей будут развиваться толерантность, чувство милосердия и стремление к взаимовыручке. 

Таким образом, говоря об организации обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования, необходимо отметить ряд принципиально важных моментов:

– более внимательное отношение к выбору формата обучения, а также методов и средств его реализации;

– значимость систематического повышения квалификации педагогов, осуществляющих работу с детьми с ОВЗ;

– необходимость просветительской работы с коллективом обучающихся и их родителями.

При условии соблюдения этих условий могут быть реализованы все преимущества инклюзивного обучения [1], связанные с интеграцией детей с ОВЗ в социум, с развитием их способностей в творческой и доброжелательной среде.

Список источников:

1. Аносова Т.А., Лобанова Е.В. Потенциал дополнительного образования в реализации инклюзии детей // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 5 (102). – С. 199–202.

2. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по направленностям дополнительных общеобразовательных программ (художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая). – М.: РУДН, 2020. – 86 с.

3. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/project/grand_dod/2021-Zolotareva_DDO-Metd_posobie.pdf (дата обращения: 25.01.2024).

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.

5. Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: Учебно-методическое пособие. – Сургут: [б.и.], 2019. – 60 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: