Патриотическое воспитание детей и подростков в условиях клуба по месту жительства

Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью образовательного процесса, но в современном мире данный вопрос становится особенно актуальным. В статье представлен опыт гражданско-патриотического воспитания в условиях клуба по месту жительства – структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей.

И.О. Румянцева,
социальный педагог,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества»,
структурное подразделение
«Клубы по месту жительства»,
г. Владимир

Л.А. Рященко,
педагог-организатор,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества»,
структурное подразделение
«Клубы по месту жительства»,
г. Владимир

Дополнительное образование представляет собой особый вид образования, целью которого является удовлетворение и совершенствование познавательных интересов, творческих ресурсов ребенка, способствующих процессу самоопределения, самореализации и социализации личности и основывающихся на свободном выборе ребенком видов деятельности [2].

Дополнительное образование – динамично развивающаяся образовательная сфера, оперативно реагирующая на изменения, происходящие в обществе, образовании и воспитании. В контексте этих изменений и в соответствии с государственным заказом на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, обновляется содержание дополнительных общеразвивающих программ, меняются технологии и методы работы с обучающимися.

Дополнительное образование имеет ряд специфических особенностей, принципиально отличающих его от других видов образования:

  1. отсутствие регламентации содержания федеральными стандартами или требованиями: содержание определяется в соответствии с социальным заказом детей, родителей, общества и государства;
  2. возможность для ребенка не только включаться в различные направления и виды деятельности на основе самостоятельного выбора, но и определять темп и объем освоения дополнительной общеразвивающей программы;
  3. содержание дополнительного образования представляет собой интеграцию теоретической подготовки и практического опыта обучающихся с четко выраженной практической значимостью;
  4. возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, самостоятельного пути освоения выбранного вида деятельности;
  5. доступность различных форм образовательной деятельности в течение всего календарного года для детей разного возраста, уровня специальной подготовки и общего развития;
  6. личностно-ориентированный характер образовательной деятельности: помещение каждого ребенка в ситуацию успеха, что способствует повышению мотивации к дальнейшему освоению образовательной программы [2];
  7. включенность детей в социальные личностно-значимые отношения [5].

Социально значимая деятельность деятельность, направленная на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации. В процессе ее реализации расширяется социальное пространство человека, формируется (развивается) ответственность за себя самого и за общечеловеческие дела [4]. Социально значимая деятельность в условиях дополнительного образования важна тем, что именно здесь создается особая социально-воспитательная среда, где обучающиеся вовлекаются в активную самореализацию, саморазвитие (совершенствуются их коммуникативные и организаторские навыки и др.) и социализацию, осваивают социально значимые практики, приобретают социально ценный опыт. Социально значимая деятельность выступает условием развития нравственности детей и подростков, а также их гражданско-патриотического сознания.

Духовно-нравственное воспитание является первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма и гражданственности в детской среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России. Важно воспитать настоящих патриотов, которые знают и помнят историю своего Отечества, уважают ее, всегда готовы встать на защиту своего государства. Это реализуется в процессе духовно-нравственного развития детей и подростков, а именно, в ходе развития у них активной социальной и гражданской позиции, трудолюбия, самостоятельности, эмпатии, формирования (воспитания) нравственных, гражданско-правовых ценностей.

Патриот – человек, который отождествляет себя и свое будущее с народом, историей, культурой Отчизны, чувствует себя ответственным за ее благополучие, готов вносить вклад в процветание своей Родины, а также стоять на защите ее интересов [1]. Воспитание патриотов строится не только на гражданском просвещении, но и на практической деятельности, позволяющей включить детей в реальные дела и получить реальные результаты участия в поддержании и улучшении жизни российского общества. Это обусловлено тем, что в последнее время происходят серьезные и значимые изменения не только политического, экономического, но и общественного уклада. В связи с этим современное общество нуждается в сознательных и ответственных гражданах своей страны, так как период длительной дестабилизации жизни стал причиной отсутствия воспитательных ориентиров у граждан.

В контексте вышеизложенных позиций мы представляем опыт работы клуба по месту жительства «Спартак» (далее – Клуб), являющегося структурным подразделением Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» города Владимира.

Клуб работает с детьми школьного возраста, организуя деятельность творческих объединений художественной направленности и разнообразные мероприятия: праздники, беседы, прогулки, походы, встречи с интересными людьми, акции, проекты и др. Но приоритетной для педагогов Клуба является работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков.

Это направление деятельности Клуба дифференцируется по возрасту обучающихся. Так, патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста включает в себя знакомство с историей нашей Отчизны, героическими личностями – детьми-героями Великой Отечественной войны и их подвигами.

Очень популярны в детской аудитории общественные чтения серии книг «Пионеры-герои»: после прочтения мы непременно обсуждаем прочитанное и делимся своими впечатлениями, дети дискутируют на разные темы, что позволяет им провести параллель между пионерами-героями и своими нынешними ровесниками.

В течение учебного года для ребят этого возраста проводится цикл сообщений «Народы России», позволяющий им узнавать о разных народах и культурах, населяющих нашу Родину. Это помогает расширить кругозор детей, глубже понять и полюбить свою страну.

Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине, поэтому еще одним направление работы с младшими школьниками было выбрано краеведение по теме: «Улицы, носящие имена героев Великой Отечественной войны». Сначала обучающиеся самостоятельно готовят теоретический материал об истории улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Затем вместе с педагогами они отправляются на экскурсии по этим улицам. В заключение коллективно изготавливается альбом с фотографиями улиц и описанием подвигов героев. Это позволяет детям осмысленно относиться к истории своего родного города.

Для подростков в рамках гражданско-патриотического воспитания предлагается:

  1. разработка и реализация социально значимых проектов;
  2. конкурс социальных инициатив;
  3. публичная презентация результатов социально значимой деятельности;
  4. экскурсии в Информационный центр по атомной энергии;
  5. участие в волонтерской деятельности.

Экскурсии в Информационный центр по атомной энергии включает просмотр одного из научно-информационных фильмов, после просмотра которого дети восхищаются масштабом, мощью нашей страны, гордятся ею. Это стимулирует их стремление стать значимой единицей нашей Отчизны.

Подростки принимают активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов, ориентированных на помощь и поддержку участников СВО и их семей. Расскажем подробнее о двух проектах.

В 2022 году мы реализовали проект «Дети взрослым»: сбор гуманитарной помощи (закупка медикаментов, стелек, носков, перчаток, шапок, утепленных полиуретановых сапог и др.), изготовление эвакуационных строп, тактических ременных носилок для раненых бойцов, шерстяных носков, окопных свечей. Дети с трепетом пишут воинам письма, в которых содержатся слова благодарности и гордости.

С 2023 года нами реализуется проект «Дети взрослым. Продолжение». Данный проект предполагает не только сохранение вышеперечисленных направлений помощи и волонтерской деятельности, но и изготовление по просьбе бойцов СВО волокуш и сбор гигиенических комплектов «Сухой армейский душ». Дети и подростки помогают раскраивать изделия, надевать на готовые волокуши необходимую фурнитуру, упаковывать их в коробки и готовить к отправке, складывают полотенца, помогают формировать гигиенический комплект «Сухого армейского душа». Дети рисуют на оборотной стороне инструкции позитивные картинки, которые напоминают бойцам о доме.

Назовем несколько цифр, которые позволят оценить масштаб реализации проектов «Дети взрослым» и «Дети взрослым. Продолжение»:

  • собрано: 352 пары шерстяных носков машинной вязки; 140 пар войлочных стелек; 14 вязаных шапок; 90 пар перчаток; 180 пар полиуретановых сапог; медикаменты (бинты, лекарственные средства на сумму 100000 рублей);
  • связано 236 пар шерстяных носков;
  • написано 450 писем;
  • изготовлено 958 эвакуационных строп;
  • собрана и отшита 501 единица тактических носилок;
  • собрано 770 жестяных банок, отлито 500 окопных свечей;
  • собрано и отправлено 1945 гигиенических комплектов «Сухого армейского душа»;
  • изготовлено и отправлено 176 волокуш.

К нашему проекту был смонтирован видеоролик, в котором представлены фото- и видеоматериалы нашей работы за два года, а также положительная обратная связь от благополучателей.

Дети и подростки принимают активное участие в конкурсе социальных инициатив на городском уровне, защищая честь Клуба. В рабочей обстановке регулярно проходят встречи с участниками СВО, которые искренне благодарят детей за помощь. В такие моменты дети остро чувствуют свою нужность и сопричастность к общему полезному делу. Они рассказывают о результатах своей работы на встрече с учащимися разных школ, с солдатами-срочниками, с воспитанниками и педагогами других клубов по месту жительства, тем самым распространяя полученные знания, транслируя любовь, уважение к своей Родине и готовность прийти на помощь всегда, когда это необходимо. Также дети популяризируют информацию о клубной деятельности в кругу знакомых им лиц, чем способствуют расширению числа людей, задействованных в благотворительной работе. Таким образом к общему делу присоединяются родственники, друзья и знакомые обучающихся.

В «Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается необходимость ориентации на гражданско-патриотические и нравственные ценности [6]. Вопросы гражданско-патриотического воспитания связаны с развитием общества, именно поэтому сейчас крайне важно четко определить приоритеты в вопросах воспитания. Воспитание патриотизма у детей, формирование у них активной гражданской позиции на текущий момент является приоритетной задачей Клуба.

На сегодняшний день мы наблюдаем обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическую нестабильность, искажение мировой истории, разжигание межгосударственных и межнациональных конфликтов; насаждаются чуждые нравственные и поведенческие модели, распространяются деструктивные идеологические течения [3]. Дети – это самая чувствительная категория населения, которая все воспринимает, впитывает и остро реагируют на внешнюю информацию. Поэтому они всегда являются мишенью для террористов и экстремистов.

Подводя некоторые итоги, мы можем констатировать: дети и подростки совершают полезные дела во имя общественного благополучия, посвящая этому свое время и силы. Благотворительность и волонтерство позволяют им выразить свою гражданскую позицию активной, бескорыстной, общественно полезной деятельностью, которая является фактором гармоничного развития личности человека, его успешной социализации. Все это позволяет укреплять народную взаимопомощь, доверие и солидарность, способствует национальному сплочению. Работа Клуба в области гражданско-патриотического воспитания позволяет избежать многих ошибок и просчетов в организации работы по профилактике негативных проявлений в детской среде.

Список источников:

  1. Бигнова М.Р., Данилова О.А., Морусова Л.В. Ключевые аспекты патриотического воспитания: от образов к методам // Наука, образование и культура. – 2023. – №3 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-patrioticheskogo-vospitaniya-ot-obrazov-k-metodam (дата обращения: 24.05.2024).
  2. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: Учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 315 с.
  3. Методические рекомендации. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», 2022. – 93 с.
  4. Планирование и проектирование социально-ценной деятельности обучающихся: Методические рекомендации / сост. О.В. Неценко. – Вып. 3. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 22 с.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Голованов В.П., Хурумов А.В. Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: Методические рекомендации. – М.: [б.и.], 2023. – 99 с.
  6. Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. – URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 24.05.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: