Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: сочетание традиционного содержания и инновационных организационных подходов
В статье рассматривается организация гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в рамках реализации регионального инновационного проекта. Представлены формы и методы работы с учащимися в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Н.Г. Ковалева,
методист высшей квалификационной категории,
Государственное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодежи “Агат”»,
г. Могилев
С чего начинается Родина? С чего начинается гражданин – патриот своей большой и малой Родины? С чего начинается воспитание патриота? Попробуем дать ответы на эти вопросы на основе нашего опыта гражданско-патриотического воспитания обучающихся учреждения дополнительного образования.
Любое воспитание начинается с уважения к своей стране, к ее национальным традициям, истории и культуре. Нельзя вырастить настоящего патриота и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Старинная мудрость гласит, что человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего. Без знания корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, относящегося с уважением к другим народам.Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, о его людях, о его прошлом и настоящем, тем эффективнее решается одна из главных задач общества – воспитание гражданина и патриота [3, с. 34]. Важным условием этого процесса является взаимодействие всех участников образовательной деятельности – педагогов, обучающихся, родителей и государства. Участие родителей в жизни учреждения образования (далее – УО) влияет не только на развитие духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности ребенка, но и содействует повышению родительского авторитета в семье, способствует сближению взрослых и детей.
С сентября 2022 года в государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи “Агат” г. Могилева» (далее – Центр) начата работа по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции учащихся: региональная модель» (далее – инновационный проект). Основной идеей Проекта стало формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через организацию занятости детей и подростков в объединениях по интересам художественного профиля, а также привлечение к этой деятельности их родителей (законных представителей).
На первом этапе реализации инновационного проекта было проанализировано отношение родительской общественности к вопросам гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Был проведен опрос/анкетирование родителей, предполагающий определение содержательных компонентов понятий «гражданин», «патриот». Результаты опроса/анкетирования позволили выявить ряд проблемных позиций:
- родители учащихся отдают предпочтение различным трактовкам этих понятий и не видят в них разницы;
- родители не считают, что гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться в семье;
- отсутствуют единые ориентиры УО и семьи в формировании гражданской позиции и патриотизма учащихся.
Все это ведет к нарастанию проблемы, формированию нейтральной (пассивной), а иногда и негативной, позиции родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.
Решением этих проблем стала организация целенаправленного взаимодействия УО и семьи в рамках инновационного проекта на основе совместной деятельности, создание доверительных отношений, продуктивного социального диалога с родителями. В рамках инновационного проекта были определены содержательные направления работы, одним из которых стало культурно-этнографическое (декоративно-прикладное) направление и выбрана первая тема – «Традиции».
Через семью от одного поколения к другому передаются семейные традиции, укрепляющие семейные отношения и утверждающие нравственные нормы поведения в семье. К ним можно отнести традиции гостеприимства, празднование дней рождения членов семьи, дни памяти родных и близких, путешествия по родному краю и другие [1, с. 49]. В рамках инновационного проекта семейные традиции были дополнены народными традициями и обрядами, которые позволяют детям и подросткам усваивать образцы поведения, формировать такие общественно значимые качества как трудолюбие, честность, доброта, патриотизм. Примером являются сказки, былины, пословицы и поговорки. Такие праздники, как Рождество, Пасха, Новый год, Купалье пронизаны обрядами и традициями, с которыми сталкиваются дети в каждой семье.
В большинстве семей есть семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение. Это могут быть вещи, сохранившиеся от прародителей, фотографии, свадебные полотенца, игрушки, ювелирные украшения. Но есть семьи, где семейных реликвий нет, нет и традиций семьи.
В рамках инновационного проекта педагогами Центра было предложено родителям и детям совместное изготовление семейных сувениров, учитывая то, что практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье, передаваться из поколения в поколение, адаптируясь к условиям современной жизни. Были проведены несколько мастер-классов по единой теме «Могилевщина: знакомство с ремесленными традициями родного края». Назовем несколько тем занятий, которые оказались наиболее интересны и детям, и взрослым:«Кукла-оберег из остатков пряжи. Брелок»; «Бутоньерка “Василек”»; «Браслет из соломки»; «Целительная кукла из льняных нитей “На здоровье”»; «Закладка для книги с элементом белорусского орнамента»; «Открытка в технике “Вытинанка”»; «Брошь (магнит) из деревянной мозаики».
В течение занятий происходило объединение детей и родителей в едином увлечении, а результатом стали функциональные изделия, которые могут служить в быту или стать полноценным семейным сувениром-реликвией, основой новой семейной традиции. Такие детско-родительские мастер-классы дали взрослым импульс для занятий тем, чем они не занимались до этого в обычной жизни, возможность отдохнуть от однообразной рутины, насладиться моментом творчества и взаимодействия с детьми.
В ходе занятий происходило естественное знакомство детей и взрослых с историей своей страны, видами народных ремесел и приемами национальной техники ремесленного производства, изучение региональных народных традиций. А знание духовных и культурных традиций своего народа способствует воспитанию гражданина, горячо любящего свою Родину, место, где он живет и трудится.
Из материалов занятий была создана интерактивная карта мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, проводимых в онлайн-формате – «Могилевщина: знакомство с ремесленными традициями родного края», адресованная педагогам дополнительного образования художественной направленности, учащимся и их родителям (законным представителям). Карта размещена в соответствующем разделе сайта Центра (http://agatmogilev.by/).
Промежуточные результаты участия педагогического коллектива Центра в республиканском инновационном проекте по теме «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель» могут быть определены следующим образом:
- участие в инновационном проекте заставило обратить внимание на поиск новых форм работы с семьей с учетом того, что формирование гражданско-патриотической позиции – непрерывный процесс воспитания личности, начинать который необходимо еще в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда происходит формирование базовых социальных ценностей [4, с. 248];
- изменение форм работы педагогов с семьями учащихся позволило сформировать особую атмосферу, в которой учащийся и родитель постоянно ощущают причастность к своему народу, к конкретному региону с его уникальными культурными особенностями, народными традициями;
- участие в инновационном проекте позволило расширить формы, методы и средства взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся объединений по интересам и привлечь их к тесному сотрудничеству, независимо от внешних факторов.
Список литературы:
- Антипова Е.В. Пути повышения педагогической культуры родителей // Праблемы выхавання. – 2004. – № 3. – С. 47–53.
- Бедулина Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодежи // Праблемы выхавання. – 2010. – № 4. – С. 14–18.
- Гузова Л.П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы // Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
- Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л.С. Аверин [и др.]. Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388 с.