У российского флота – твердый почерк. Система военно-патриотического воспитания детей и молодежи
В статье представлено актуальное понимание роли учреждений системы Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в выстраивании современной системы военно-патриотического воспитания детей и молодежи России. Рассмотрены ключевые аспекты «педагогики моря» как системы формирования совокупности качеств личности, таких как преданность Родине и своему делу, стрессоустойчивость, взаимовыручка, товарищество. Рассмотрены конкретные практические примеры работы Московского Морского центра ДОСААФ России с различными категориями детей, подростков и молодежи, включая мероприятия в поддержку специальной военной операции.
В.А. Хорьков,
капитан 1-го ранга в отставке,
инженер полигона борьбы за живучесть
надводного корабля Учреждения
дополнительного профессионального образования
«Московский морской учебный
спортивно-технический центр
Общероссийской общественно-государственной
организации “Добровольное общество содействия армии,
авиации и флоту России”»
г. Москва
Московскому Морскому учебному спортивно-техническому центру ДОСААФ России (далее – ММЦ ДОСААФ России, ММЦ) 67 лет. Он является наследником знаменитой Московской Морской школы.
За 2023 год и первую треть 2024 года ММЦ ДОСААФ России провел более 70 мероприятий для детей и подростков, в том числе на базе общеобразовательных учреждений, с выездом непосредственно к ребятам, желающим приобщиться к морскому делу. Параллельно в плановом режиме выпускаются юнармейские группы «Меткий стрелок» и «Морской спасатель», обучаются взрослые водолазы и судоводители, проводятся 5-дневные военные сборы старшеклассников – всего и не перечислить.
Секрет результативности записан буквами русского алфавита!
Д – Добровольное. ДОСААФ России – это Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту. Волонтерское движение в России сейчас актуально как никогда, а ДОСААФ консолидирует усилия добровольцев.
О – Общество. Ряды добровольцев ММЦ ДОСААФ России действительно являются отражением нашего гражданского общества: школьники, студенты, просто неравнодушные педагоги и даже пенсионеры.
Одна из самых активных социальных страт – студенты. На базе ММЦ ДОСААФ России создана первичная организация студентов Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) – будущих педагогов обновленного учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины», руководителей патриотических военно-спортивных клубов. Далеко не всем из них посчастливится пройти действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, но для работы с детьми и подростками нужен опыт, нужны специальные знания. Поэтому на основании Устава ДОСААФ России будущие педагоги получают приоритетное право заниматься на курсах ММЦ ДОСААФ России, пользоваться его спортивными сооружениями, оборудованием и инвентарем. Так, за 2023/24 учебный год 15 студентов МПГУ прошли обучение по программе «Судоводитель маломерного судна» и «Матрос-спасатель». Нужны ли эти знания будущим педагогам? Очень нужны! Ведь уже этим летом они станут вожатыми в летних патриотических сменах городских и выездных лагерей детского отдыха, будут организовывать походы, в том числе обеспечивать безопасность своих подопечных на воде. Многие состоят в Студенческом спасательном отряде – и качественное обучение тоже очень важно для них. С неподдельным интересом студенты участвуют в субботниках на корабле РВК-187 – это реальная возможность ощутить себя настоящим матросом.
Получив знания, студенты немедленно присоединяются к активному проведению занятий, экскурсий для детей и подростков – вот она, живая передача знаний, почти как флажным семафором.
Леонид Иванов, студент 4 курса МПГУ: «Авторитет педагога складывается из его реальных навыков. Учить ребят преодолевать страх, грамотно подходить к борьбе с трудностями, с огнем, с ледяной водой, хлещущей из пробоины, учить верить плечу надежного товарища – все это можно делать честно только тогда, когда сам испытал и испуг, и радость от коллективной, пусть и маленькой, учебной, но победы над аварийной ситуацией. Это дает обучение в Московском Морском центре»[2, с. 22].
В рядах добровольцев-волонтеров ММЦ ДОСААФ России и люди «серебряного возраста», которых влечет романтика моря. Конечно, пожилой учительнице было бы сложно вдруг стать рулевым на буксире. Но пройти ряд занятий и тренингов для того, чтобы со знанием дела знакомить младших школьников с морской романтикой – вполне по силам. Важно увлекать их хорошими детскими книгами о море и моряках, воспитывать на героических примерах подвигов юных моряков Великой Отечественной войны, таких как юнги Северного флота, пионер-герой участник Великой Отечественной войны Боря Кулешин, и уметь пояснить детям незнакомые слова, обстоятельства.
В ГБОУ «Школа № 2101» г. Москвы под патронажем ММЦ ДОСААФ России действует Клуб юных морских экологов-спасателей, где занимаются школьники с 1-го по 5-й класс. Конечно, периодически они приезжают в Морской центр на экскурсии, дни открытых дверей. Но чаще – специалисты, преподаватели ММЦ, выезжают к ребятам, и вместе с увлеченными морским делом педагогами проводят не только познавательные досуговые коллективные творческие дела «День маяка» или «День океанов», но и очень серьезные тематические беседы о роли военных моряков в героической Обороне Москвы зимой 1941-1942 гг. Без представителей ММЦ ДОСААФ России не обходятся торжественные линейки Дня знаний и Последнего звонка [1, с. 53]. Если летние творческие каникулы – то с Морским центром!
Для подростков возможность соприкоснуться с основами суровой морской службы, требующей от человека одновременно отличной физической выучки, серьезной интеллектуальной подготовки и человеческих качеств – это реализация основных доминирующих потребностей подросткового возраста (по Д.Б. Эльконину) [3, с. 378].
Людмила Скрипник, Почетный работник образования, к.п.н.: «Для меня участие в детских программах Московского Морского центра – это, пожалуй, единственная возможность на шестом десятке лет послужить делу укрепления и развития Военно-Морского Флота России. Хочется верить, что те младшеклассники, которые с неподдельным интересом и радостью танцуют “Яблочко”, делают макет маяка или вместе со мной украдкой вытирают слезу, слушая чтение рассказов Святослава Сахарнова “Капитан “Доротеи” и “Два радиста”, – станут такими же настоящими людьми, как герои этих книг. Может, они и не станут моряками – но дружить, любить свою Родину и любить наши российские моря точно научатся. В этом смысл моей жизни. А Морской центр ДОСААФ России помогает сделать это наиболее результативно и качественно».
Оксана Кулиш, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж 33 года, ГБОУ «Школа №2101»: «Педагогика моря – это проверенная десятилетиями методика. Это и интеллектуальное, и творческое, и физическое развитие обучающихся. Уже второй выпуск моих младшеклассников живет “в ритме моря” благодаря регулярным занятиям с преподавателями и волонтерами Московского Морского центра ДОСААФ России».
Работа с детьми интересна и молодым профессионалам! Причем тоже на волонтерской основе.
Юлия Хомякова, выпускница 2024 года Колледжа Академии водного транспорта им. Министра речного флота Л.В. Багрова: «Моя работа, карьера сейчас, конечно, связаны с речным судоходством, мне это нравится с детства, и пришла в профессию осознанно, и все четыре года в колледже руководила отрядом Юнфлота. А сейчас надо задуматься даже не о себе, а о том, кто придет в рубку после нас. Поэтому в свободные выходные я с удовольствием занимаюсь с юными моряками в клубе “Надежда” ТКС “Кунцево”, которым руководит Л.В. Эюбова».
С – Содействие. Россия всегда была сильна единством фронта и тыла. Опыт СВО побудил каждого сознательного гражданина укрепить свою готовность к активным действиям по обороне страны.
И снова ММЦ ДОСААФ России объединил силы самых разных людей. Мелочей нет – одинаково важно вязать теплые носки для воинов на передовой, писать им такие же теплые письма, согревать теплом семьи участников СВО. На это направлена программа «Экипаж – семья», куда тоже на волонтерской основе включились психологи, специалисты по лечебной физкультуре, рукоделию и даже цветоводству – для мам. А для детей участников СВО – увлекательные занятия на полигоне борьбы за живучесть корабля, в классах судовождения и в стрелковом тире, изучение БПЛА и судомоделирование. Коллектив авторов этой программы – сотрудники Московского Морского центра ДОСААФ России, офицеры запаса, прошедшие горячие точки – полковник Д.З. Джамалов, кандидат исторических наук, полковник В.И. Недайвода, ветеран боевых действий в Афганистане.
Содействие кому?
А– Армии. А–Авиации. Ф– Флоту. В 2023 году ММЦ ДОСААФ России, реагируя на запрос времени, организовал обучение по программам:
- «Тактическая медицина и помощь в экстремальных ситуациях»;
- «СВОих не бросаем», содержательную основу которой составляет богатейший опыт преподавания судовой и водолазной медицины, обучения методам управления неорганизованной толпой, борьбе с пожарами, правилам обращения с оружием. Данную программу уже освоили несколько групп молодых патриотов, в том числе проходящих обучение на психологов экстремальных и кризисных ситуаций в Московском институте психоанализа, в Институте социальных наук.
Уровень знаний по медицинской подготовке делает обучение в ММЦ ДОСААФ России интересным не только для плавсостава и водолазов, но и для педагогов. В марте 2023 года группа из 10 учителей ГБОУ «Школа № 2101» прошла обучение по программе «Оказание первой помощи для педагогических работников». В содержание программы включены теоретические занятия в учебном классе, отработка приемов реанимации, шинирования и наложения турникетов с помощью реалистичных тренажеров, овладение способами переноски пострадавших современными плащевыми носилками, носилочными лямками. Также изучается нормативно-правовая база оказания помощи в различных обстоятельствах и приемы психологической поддержки всех участников экстремальной ситуации, включая тех, кто оказывает помощь другим.
В ММЦ ДОСААФ России сложилась впечатляющая материальная база преподавания судовой и водолазной медицины, есть оборудованные классы медицинской подготовки с необходимым набором пособий, тренажеров.
И, наконец, целый день захватывающей практики по теме «Пожар на корабле, и в трюме течи», включающей отработку оказания помощи в жилой застройке, в подвале, в разрушенном здании – когда вокруг темно, мокро, дым, страшно, но кричат от боли люди, и надо идти, вытаскивать, перевязывать. А затем – холодный мартовский дождь, полурастаявший снег… И команда инструктора: «Воздух!» Ползком по раскисающей глине, прошлогодней траве – туда, где твою помощь уже ждут…
Тригубец Александра Вадимовна, студентка 4 курса Медицинского института, обладатель сертификата №1: «За практическими навыками действий медика в условиях экстремальной ситуации пришла именно в Морской центр. ДОСААФ – это уже само по себе Имя. А Морской центр – это подготовка к работе в море, где всегда грозит опасность, и не одна, ведь и травмы люди получают в плавании в результате аварии и других опасных историй. Скорая помощь моментально не приедет. Поэтому важно уметь осуществлять мероприятия по общему уходу за пострадавшими и больными, профилактике массовых инфекционных заболеваний в условиях, когда квалифицированная медицинская помощь и ресурс специализированных лечебно-профилактических организаций будут ограничены или недоступны».
Вот так, шаг за шагом ММЦ ДОСААФ России твердым почерком вписывает в историю города, страны, подрастающего поколения сияющие золотом буквы – ДОСААФ.
В январе 2024 года оборонной организации исполнилось 97 лет, и Президент России В.В. Путин отметил вклад ДОСААФ в укрепление обороноспособности страны, в формирование современной системы патриотического воспитания подрастающего поколения, в подготовку молодых людей к службе в Вооруженных Силах, в совершенствование авиационных и технических видов спорта.
Но время стремительно движется, возникают новые государственные задачи в интересах обороны, защиты, национальной безопасности России и, соответственно, обновлении, регламентации и усилении деятельности ДОСААФ. На решение этих задач направлен проект Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании деятельности Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”», который подготовлен Минобороны России 15.03.2024 [4]. Подписание документа и его последующая реализация не только повысят статус оборонного общества на государственном уровне, но и позволят:
- сформировать у молодежи допризывного возраста моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность Конституционному и Воинскому Долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность;
- воспитать патриотов из граждан от 8 до 70 лет;
- обеспечить поддержание высокого уровня морально-психологического состояния призывного контингента, его крепкой дисциплины и сплоченности, обеспечивающих постоянную готовность к выполнению поставленных задач в условиях военной службы.
Список источников:
- Валиев Р.Т., Скрипник Л.Ю. Море – детям, дети – морю // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2024. – №1. – С. 53–55.
- Иванов Л.К., Некрутов С.С. Современные подходы к обучению населения навыкам оказания первой помощи // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2024. – №1. – С. 21–25.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.
- Проект Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании деятельности Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”» (подготовлен Минобороны России 15.03.2024). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56887337/ (дата обращения: 20.05.2024).