Актуальность произведений А.П. Гайдара в духовно-нравственном и патриотическом воспитании современных школьников

Статья посвящена вопросам организации духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся на основе произведений А.П. Гайдара, в которых особое место занимают базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе и во внеурочной работе, а также педагогами дополнительного образования и педагогами-организаторами.

З.П. Иваненко,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дворец творчества
детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
г. Москва

К.К. Халикова,
педагог-организатор,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дворец творчества
детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
г. Москва

Лавинообразный кризис базовых ценностей общества как ответ на нарастание глобальных проблем актуализировал огромный интерес к ценностной составляющей воспитания подрастающего поколения. Для определения вектора дальнейшего развития и усиления воспитания современных российских школьников особенно актуальным становится определение базовых ценностей[1], составляющих методологическую основу воспитательного процесса.

Особое место в жизни россиян занимают такие базовые ценности, как человек, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Именно на их основе формируется все множество инструментальных ценностей, направляющих жизнедеятельность человека и общества [1]. Каждую из перечисленных ценностей мы рассматриваем как задачу в воспитании обучающихся, для решения которой педагог может обращаться к лучшим образцам литературы и искусства отечественной и мировой культуры.

Ценности формируются на протяжении всей нашей жизни под влиянием различных факторов: семьи, образовательной среды, культуры, религии и др. В этой связи очень важно ненавязчивое и незаметное влияние на детей посредством литературных примеров.

В этой связи мы считаем своевременным обратиться к произведениям А.П. Гайдара – известного советского детского писателя, со дня рождения которого 22 января 2024 года исполнилось 120 лет. Творчество А.П. Гайдара является не чем иным, как отражением не только мировоззрения писателя, но и воплощением духовно-нравственных ценностей, оказавших значительное воздействие на формирование ценностей многих поколений советской молодежи [5].

Дополнительным импульсом в определении ценностей – ориентиров воспитания – стал Указ Президента Российской Федерации РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»: 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей [4]. Данный документ полностью отвечает потребностям российского общества в нынешних реалиях, для которого семья является важным и неизменным понятием. Эта тема важна как для граждан, так и для и государства. Без семьи, рождения детей и образования любая нация обречена на исчезновение [2].

Сказанное созвучно строкам завещания А.П. Гайдара молодому поколению: «Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! Любите людей, больше доверяйте друг другу! Берегите мир в своей большой семье» [3].

К тому времени, когда А.П. Гайдар пришел в литературу, в детской прозе отчетливо обозначились два типа сюжетов. Дидактический сюжет, в котором главной является проблема становления личности, выбора пути и приобщения к системе ценностей, принятой в социуме (герой-ребенок избавляется от недостатков, приходит к правильному поведению и, наконец, совершает достойный поступок, который и становится свидетельством его социализации, духовного роста). Такая проза исследует феномен просыпающейся совести. В житейском сюжете герой предстает со сформированной системой ценностей, убеждений, которые и реализуются в поступок. Эта литература исследует феномен подвига, жертвенности, когда подвиг и самопожертвование являются естественным поступком [7, с. 127–128].

Именно такой тип сюжета представлен в книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Тимур – командир, организатор, умный, смелый и благородный рыцарь, но в то же время он обыкновенный мальчик. Тимур не супермен, а ребенок, который пытается реализовать положительную программу через патриотическую игру. Стремление делать добро, избавлять мир от несправедливости, трудиться в радость, жить в коллективе и руководить им, дружить со сверстниками, помогать нуждающимся, совершать поступки – такие ценности проповедуются в повести. Действие в произведении происходит накануне войны, и подмосковный дачный поселок оказывается не изолированным от событий большой истории, а включенным в нее. Таким образом А.П. Гайдар показывает, что дети являются соучастниками большой жизни, ее творцами, у них сформировано чувство социальной ответственности, есть большая совместная цель – помощь людям [7, с. 127–128].

Особое внимание в произведениях А.П. Гайдара уделяется формированию духовно-нравственных ценностей – идеалов и убеждений, служащих для человека ориентиром и помогающих ему принимать правильные решения. Сегодня, когда наблюдается деформация духовно-нравственных ценностей российского общества, произведения А.П. Гайдара могут стать действенным средством, защищающим подрастающее поколение от нравственного вырождения.

К сожалению, большая часть произведений знаменитого детского писателя не входит в школьную программу и многие обучающиеся с ними не знакомы [6]. Поэтому задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы познакомить детей с биографией и произведениями А.П. Гайдара и на конкретных понятных примерах объяснить обучающимся суть духовно-нравственных ценностей.

Аркадий Петрович Гайдар – автор более ста литературных произведений: приключенческих («Р.В.С.», «Дым в лесу», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «На графских развалинах» и др.), житейских («Тимур и его команда», «Школа», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Дальние страны» и др.), сказочных («Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Горячий камень» и др.) и других. Попробуем кратко проанализировать те базовые ценности, которые заложены в детских книгах А.П. Гайдара.

Многие произведения Гайдара олицетворяют патриотические чувства и идеалы, способствуют формированию гордости и уважения к истории и культуре своей страны, подчеркивают важность любви к Родине, верности ей, готовность ее защищать. Дети в произведениях Гайдара встречаются с яркими, образцовыми героями, воплощающими лучшие человеческие качества: доброту, честность, смелость, умение дружить. Эти идеалы становятся примерами для подражания и могут вдохновлять детей на развитие собственных личностных качеств.

Сами юные герои проявляют мужество и решимость в сложных ситуациях, готовность к действию и самопожертвованию ради достижения благородной цели. Эта ценность позволяет детям учиться преодолевать жизненные трудности и собственные страхи.

В произведениях А.П. Гайдара часто делается акцент на значимости дружбы и совместных усилий, взаимопомощи. Это может вдохновить детей на коллективные действия, на содействие и помощь друг другу. Герои книг Гайдара учатся работать в команде, доверять товарищам, поддерживать друзей в трудные моменты. Все это учит современных детей ценить дружбу и сотрудничество.

А.П. Гайдар подчеркивал важность трудолюбия и самодисциплины. Дети, герои его литературных произведений, проявляют трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных целей, учатся ценить усилия и труд всех, кто участвует в обороне своей страны, демонстрируют умение преодолевать невзгоды и добиваться успеха благодаря упорному труду.

В произведениях А.П. Гайдара часто поднимается вопрос о честности и справедливости. Герои несут ответственность за свои поступки и следуют моральным принципам, борются с несправедливостью и помогают другим, даже если это требует от них самих определенных жертв. Они выступают за справедливость соблюдение законов.

А.П. Гайдар описывает природу как прекрасный источник вдохновения и место для активного отдыха, поднимая таким образом вопрос о сохранении природы и об экологической ответственности человека. Это может способствовать формированию интереса современных детей к природе и здоровому образу жизни.

Одним из наиболее важных писатель считал такой этический принцип, как ответственность перед обществом, что означает ответственность человека перед окружающими и стремление выполнить данные кому-либо обещания. Автор призывает молодежь к осознанию своей ответственности перед обществом и страной, к активному участию в ее общественной жизни, в решении социальных проблем.

Герои произведений А.П. Гайдара часто сталкиваются с трудностями и испытаниями, что дает возможность читателям через анализ их решений и поступков:

  • учиться быть самостоятельными и брать на себя ответственность за свои поступки;
  • задумываться о том, что такое хорошо, а что такое плохо;
  • делать выбор между честностью и обманом, равенством и неравенством, добром и злом;
  • развивать воображение и фантазию.

Таким образом, через приключения и действия своих героев А.П. Гайдар прививал детям важные ценности, которые остаются актуальными и в современном обществе: патриотизм, дружба, мужество, честность и уважение к труду, преданность товарищами, помощь ближнему, отвага и милосердие. Писатель не только декларировал эти ценности в своих произведениях, но и сам был их активным поборником. Его личность, творчество и весь образ жизни послужили примером для многих молодых людей, вдохновив их на борьбу за высокие нравственные идеалы.

Кроме того, произведения А.П. Гайдара вносят важный вклад в формирование у детей навыков чтения и литературного восприятия. Яркие, увлекательные и жизнеутверждающие сюжеты, насыщенные описаниями природы и характеров персонажей, делают произведения Гайдара интересными для юных читателей. А если сюжет произведения детям интересен, то он способствует развитию у них навыков чтения и побуждает их к более глубокому литературному анализу. Писатель часто включает в свои произведения образцы детской речи, в том числе диалоги между детьми, что делает тексты не только доступными и занимательными для подрастающего поколения, но и помогает развивать у обучающихся языковые навыки, способствует их литературному образованию.

В современном мире невозможно изолировать ребенка от влияния информационных технологий и пользования сетевыми ресурсами. Однако в силах любого педагога сделать все, чтобы говорить с детьми о правильных ценностях, способствовуя тем самым их духовно-нравственному развитию, помогая и направляя, прививая и воспитывая любовь к своему Отечеству. Непреходящее педагогическое значение произведений А.П. Гайдара, их воспитательное воздействие на детей заключается в том, что они помогают формировать нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, умение дружить и нести ответственность за свои поступки, любовь к природе и родному краю, способствуют развитию у детей важных качеств, таких как самостоятельность, инициативность и творческое мышление. Творчество писателя стало неотъемлемой частью детского литературного канона и продолжает вдохновлять и воспитывать новые поколения детей.

Важно отметить, что произведения А.П. Гайдара остаются актуальными и важными для воспитания юных читателей и в наши дни. Они оказывают позитивное воздействие не только на российских детей, но и на детей из других стран, поскольку содержат универсальные ценности и идеалы, которые могут быть важными для воспитания подрастающего поколения в любой части мира, в любой стране.

Список источников:

1. Барсукова С.А. Базовые общекультурные ценности россиян // Наука. Общество. Государство. – 2017. – № 1 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-obschekulturnye-tsennosti-rossiyan (дата обращения: 21.05.2024).

2. Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. – URL: https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/11289 (дата обращения: 21.05.2024).

3. Осипенко Е. Семья – главная ценность жизни: 120 лет со дня рождения писателя и публициста Аркадия Гайдара. – URL: https://kanevchanka2011.blogspot.com/2024/01/120-19041941.html (дата обращения: 21.05.2024).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 (дата обращения: 21.05.2024).

5. Филиппова Л.В., Рыбакова А.В. Роль произведений А.П. Гайдара в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16763 (дата обращения: 21.05.2024).

6. Шустов М.П. Роль произведений А.П. Гайдара в нравственно-духовном и патриотическом воспитании школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – № 70. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proizvedeniy-a-p-gaydara-v-nravstvenno-duhovnom-i-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov (дата обращения: 21.05.2024).

7. Юхнова И.С. Ценностные ориентиры героев А.П. Гайдара («Тимур и его команда») // Филологический класс. – 2019. – № 2 (56). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-geroev-a-p-gaydara-timur-i-ego-komanda (дата обращения: 21.05.2024).


[1] Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Ценностные ориентации определяют отношение личности к себе и к окружающему миру, ее направленность в самопроявлении, обусловленном интересами, предпочтениями и стремлением достичь определенных целей, что существенно сказывается на социальном развитии личности, в частности, на социализации в период становления взрослости.

Добавить комментарий

Войти с помощью: