О патриотическом воспитании школьников (на примере городской программы воспитания и дополнительного образования «Томск и томичи»)

Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников средствами городской программы воспитания и дополнительного образования «Томск и томичи» и включает в себя образовательный компонент и мероприятийный (деятельностный). Знакомит с методами и приемами мотивации детей младшего и среднего школьного возраста к активной поисковой деятельности.

Я.Н. Красноперова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
методист
Л.Р. Ярославцева,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории,
методист
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества «Факел»,
г. Томск

…В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,
как желание трудиться на пользу своей страны,
и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, –
сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Н.А. Добролюбов


Воспитание подрастающего поколения в духе
патриотизма – основа уверенного развития страны.

В.В. Путин

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789–1793 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В.В. Одинцов в «Словаре иностранных слов» определяет термин «патриот» как земляк, соотечественник.

А что такое патриотизм? В широком понимании – это любовь к своей Родине, преданность своему народу и гордость за него, желание приумножить его национальные морально-духовные ценности. Опираясь в своей работе на ориентиры, изложенные в «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», и учитывая реалии настоящего времени «в период усиления националистических настроений», требуется огромная работа по формированию чувства патриотизма у молодого поколения.

Наиболее благоприятные условия для этого в современной системе образования заложены в дополнительном образовании обучающихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации обучающегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области
воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

К главным мотивам подрастающего поколения мы относим интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и идеалы [1, с. 5].

Формирование у детей любви, «патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России» [1, с. 7] мы обеспечиваем средствами городской программы воспитания и дополнительного образования «Томск и томичи».

Она ориентирована на воспитание чувства патриотизма через развитие, поддержание культурных ценностей, сохранение памяти исторических событий, формирование активной гражданской позиции.

Для школьников программа «Томск и томичи» расширяет границы образовательного пространства с помощью квестов, квизов, проектов, конкурсов и иных форм внеурочной деятельности.

Мероприятия по программе связаны с различными областями знаний (краеведение, история города, жизнь замечательных людей, инновационные открытия и спортивные достижения, культура и искусство), т.е. всем тем, что дает представление о жизни города и горожан во временной траектории «вчера – сегодня – завтра».

В связи с тем, что программа получила положительную оценку со стороны участников и социальный опрос образовательных учреждений показал, что мероприятия программы были бы интересны не только обучающимся начальной школы, но и среднего школьного возраста, координаторы программы приняли решение об увеличении возраста участников и расширении содержания программного материала, поэтому с 2022 года программа реализуется на две возрастные категории обучающихся: младшего и среднего школьного возрастов (1–4 классов и 5–7 классов).

Участие в программе командное, что не исключает фиксацию личных достижений каждого участника в любом мероприятии, проведенном в соответствии с тематическим планом.

Интеллектуальные игры и конкурсные мероприятия для школьников дают возможность познавать, изучать, развивать навыки проектирования, выражать свою точку зрения, приобретать навыки работы в команде.

Все мероприятия проводятся в очной и/или дистанционной форме, что дает школьникам с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательной системы) возможность полноценного участия на каждом конкурсном этапе.

Совместные проекты, конкурсы, обмен педагогическим опытом – все предусмотрено в программе для педагогов.

Родители обучающихся младшего школьного возраста приглашаются к оказанию помощи в поиске информации и сотворчеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время актуально как никогда. Со времен развития IT-технологий и в связи с условиями жесткого локдауна акцент влияния на подрастающее поколение сместился в социальные сети. Активизировались блогеры, финансируемые за пределами нашей страны и ведущие провокационную, дестабилизирующую деятельность. Поэтому становится важным формирование у детей и подростков социального интеллекта через призму достижений нашего народа.

«Основой нашей национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры. …недавно были утверждены и основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. В их число, безусловно, входит и историческая память» (Путин В.В. О сохранении исторической памяти на заседании оргкомитета «Победа»).

Важно сохранять эту память об историческом городе Томске и томичах, о культурном наследии.

Программа «Томск и томичи» в 2021–2022 учебном году реализовывалась впервые и ее участниками стали 300 человек.

Для детей программа стартовала с познавательного квеста «Жили-были в Томске» о реальных и вымышленных событиях, об известных жителях нашего города, который прошел в период с 16 по 30 октября 2021 года.

Активную помощь в освоении материалов квеста оказали родители. Это позволило существенно улучшить личные достижения школьников.

Квест был предложен в двух вариантах: с помощью Google Форм и видеозаданий. Каждая команда получила ссылки на задания и самостоятельно выбрала форму участия.

Для каждой команды координаторы программы предоставили возможность командного
и личного участия.

В юбилейный, 130-й год со дня рождения Александра Волкова, многие вопросы квеста были связаны с героями его сказок: «Волшебник Изумрудного города», «Огненный бог марранов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Желтый песок», «Семь подземных королей», «Тайна заброшенного замка».

Вместе с детьми родители и педагоги совершили путешествие во времени, узнали историю Изумрудного замка, познакомились с особенностями старейшей в городе улицы Обруб, обычаями горожан.

Школьники вторых-четвертых классов участвовали в квесте командой, а первоклассники работали вместе с семьей.

Познавательный квест для школьников «Томск реалистичный» включал в себя три субквеста:

  1. «Связано с Томском», содержащий задания, связанные со значимыми для Томска местами (такими как «место силы»), символикой или созданием первого музея;
  2. «Сделано в Томске», где рассматривались изобретения – «новинки» своего времени, которыми томичи могут гордиться и поныне как в области науки, так и в области культуры;
  3. «Услышано в Томске» – это истории, дошедшие до нас из «старины седой», о событиях, которые оставили неизгладимый след в истории города, а также о культурном и творческом наследии – песне.

Конкурс рисунков «Город, который я рисую» вызвал большой интерес не только со стороны команд-участниц городской программы, но и со стороны школьников из 28 образовательных организаций города Томска. Рисование своего города позволило увидеть его влюбленными детскими глазами таким, каким он был однажды.

Конкурс прикладного творчества «Томские окна» поведал то, о чём рассказывают оконные наличники русских домов – символизм в деревянном зодчестве.

В ноябре-декабре подготовлены: Положение о конкурсе, информационное видео для детей, родителей, педагогов и мастер-класс.

Информационное видео «Томские окна» и видеомастер-класс «Томские окна» помогли детям, не занимающимся прикладным творчеством в учреждениях дополнительного образования, пошагово освоить технологию изготовления макета, открытки.

Участники конкурса при подготовке к конкурсным мероприятиям имели возможность получить информационную поддержку координаторов программы. Конкурсы проектов «Томск – город традиций», «Фамилии похожи на людей» – неотъемлемая часть программы «Томск и томичи».

Изучение Руси – державы с большим количеством семейных обычаев и устоев, особенностями, которые перекочевали и в современный мир, реликвиями, передающимися по наследству, а также историями родного города о традициях и обычаях сибиряков – вот то, что явилось предметом пристального внимания школьников. Конкурс проектов проводился по 3 номинациям: «Моя семья», «Традиции города», «Наследие».

Для конкурса проектов «Фамилии похожи на людей» подготовлены и проведены мастер-классы для детей и родителей: «Моя семья» (лэпбук) и «Герб семьи», информационные видео «Фамилии наших предков» и «Семейный герб».

Познавательная викторина «Томск героический», посвященная юным томичам в годы ВОВ, завершила череду конкурсных мероприятий по программе.

Участниками программы фактически стали не только дети младшего школьного возраста, но и их родители, которые помогали в поиске информации, сотворчестве. Мероприятия не оставили участников равнодушными, вдохновили и замотивировали на проектные и творческие работы, получили положительную оценку участников.

Особое внимание хочется уделить квизу «Русские богатыри», который прошел в рамках образовательной составляющей «Томск и томичи» – образовательной программы «Дорогами народных традиций» – в соответствии с планом мероприятий.

Участие в квизе было как командным, так и индивидуальным. География обширна. Это Томск, Томская область, города России. Квиз призван не столько проверить знания школьников, сколько замотивировать их на изучение богатого былинного наследия и тех материалов, которые формируют и укрепляют историческую память подрастающего поколения о нашей Родине.

Квиз выполнен в Google Форме, удобной для дистанционной работы. Ответы фиксировались автоматически, а по завершению квеста сформирована сводная таблица результатов, которая прозрачна и дает полное представление об участниках квиза и победителях.

Методическую разработку педагоги могут использовать на внеурочных занятиях воспитательного характера.

Материал, содержащийся в квизе, можно распечатать как раздаточный материал или сформировать слайд-презентацию.

Цель квиза – формирование любви к Родине через изучение русского былинного творчества.

За один учебный год координаторами программы разработано большое количество методических материалов для очной и дистанционной работы с детьми: ребусы, кроссворды, тематические занятия. Все материалы размещены на сайте учреждения и находятся в свободном доступе: https://fakel.tom.ru/ Как знать, может быть, со временем ваши дети станут участниками нашей программы воспитания и дополнительного образования «Томск и томичи».

Список литературы:

  1. Правительство РФ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2015.
  2. Правительство РФ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. М., 2020, № 960545-7.
  3. Путин В.В. Обращение к участникам V съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). М., 2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/68429
  4. Путин В.В. Обращение к Участникам XX Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации, М., 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/70985
  5. «Жили-были в Томске» онлайн-квест для младших школьников. URL: https://docs.google.com/forms/d/1JqUfPsDlbppzF_do_CP0KQl_R1HxzMQqldFg_Ou4Oqg/ Познавательный квест «Жили-были в Томске» (видео):
    – Вопрос (Задание 1) https://youtu.be/KbwJFZlKFAQ
    – Вопрос (Задание 2) https://youtu.be/dW8706-7c-M
    – Вопрос (Задание 3) https://youtu.be/7Ee69f4eNZ0
    – Вопрос (Задание 4) https://youtu.be/IoHBBiPapog
    – Вопрос (Задание 5) https://youtu.be/tkz5jhwZKTQ
    – Вопрос (Задание 6) https://youtu.be/ImhrcyMgeM8
    – Вопрос (Задание 7) https://youtu.be/7KS_HGWrLd8
  6. Информационное видео «Фамилии наших предков». URL: https://youtu.be/8sh2pyJcNOc40
  7. Информационное видео «Семейный герб». URL: https://youtu.be/SDA62g1D1mM
  8. Мастер-класс «Герб семьи». URL: https://youtu.be/4iKTRWjirho
  9. Мастер-класс «Томские окна». URL: https://youtu.be/51oTLIGZO7U

Добавить комментарий

Войти с помощью: