Союз семьи и школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Статья посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представленный опыт раскрывается через систему конкретных действий и мероприятий, входящих в программу воспитания; особо отмечена важность создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории своей семьи, которая вплетена в героические страницы истории страны.

А.Б. Липницкая,
куратор патриотической работы,
ГБОУ «Школа № 1293»,
г. Москва

Чтобы лучше понять проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня, попробуем ответить на несколько вопросов:

  • Как воспринимают современные подростки героев Великой Отечественной?
  • Так же, как воспринимали их дети 60–80-х, когда хотели быть похожими на героев, готовых отдать жизнь за Родину?
  • Как поколение 2000-х, когда не очень-то интересовались такими символами, как Александр Матросов, генерал Карбышев, Зоя Космодемьянская?

Ответ, по нашему мнению, очевиден:

  • Нет! Нынешние подростки другие: они интересуются, сопереживают, изучают, анализируют…

Сколько бы школа ни размещала фото героев в школьных музеях, в книгах, на плакатах в кабинетах истории, если дома родители не говорят об этом, не делятся жизненным опытом своих родителей (дедушек и бабушек, прадедов, участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла), то не будет у современных подростков понимания значимости героизма таких молодых людей, как Зоя и Шура Космодемьянские, как генерал Карбышев и многие другие, отдавшие жизнь за Родину.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят… [1]

Так начинается один из куплетов известной всем песни «Вечный огонь» на стихи Евгения Аграновича. И в памяти каждого сознательного россиянина сразу возникает образ его родного человека, погибшего или выжившего в битве с фашизмом прошлого столетия.

Сотни лиц героев «Бессмертного полка» глядят со стены памяти [2]. Мероприятие было организовано учениками совместно с объединением дополнительного образования «Музееведение» прямо в фойе 4 этажа ГБОУ «Школа № 1293» г. Москвы.

С каким трепетом и любовью передавали родители ребят фото своих предков-героев! На стене огромная река красивых лиц разных национальностей необъятного Советского Союза:

Александров,

Кузьмин,

Малхасян,

Тихонович,

Баграмов,

Ходжаев,

Рамазанов,

Худжадзе,

Бальчюнас,

Иванченко,

Монгуш,

Ташмухамедов… и многие другие.

У ребят появилась инициатива: разместить «Галерею героев» не в школьном музее, в закрытом помещении, куда школьники приходят лишь по случаю памятных событий, к определенной дате, а на открытом пространстве с большой проходимостью.

Поразительное явление происходило на переменах! Большинство школьников «вылезли из скорлупы» своих смартфонов и выстроились стеной напротив фотографий: вглядывались в лица, изучали сведения из биографий, награды, определяли возраст молодых участников войны, наперебой показывали фото своих героев и даже знакомились через них друг с другом.

Идея организации акции «Бессмертный полк» на местах, в учебных заведениях, не нова, однако по-прежнему вызывает трепет, слезы, переживания, гордость, желание рассказать одноклассникам о своих героических прадедах.

Девять лет прошло с момента первого «Бессметного полка», подросли и пошли в школу младшие братья и сестры ребят, участвовавших в первой акции, но так же, как и раньше, родители школьников – внуки героев Великой Отечественной – готовят рассказы о подвигах, ретушируют старые фото, изучают архивы и историю фронтовиков. И если девять лет назад это были короткие сообщения ребят о своих родных – героях войны и тыла, то теперь это полноценные рассказы, альбомы, законченные биографии героев и ссылки на документы.

Поколение молодых родителей сегодня активно включается в исследование открытых широкому читателю архивов Министерства обороны России, где в доступе наградные листы солдат и офицеров, сведения о государственных наградах и другие документы прошлых лет [3].

Обучающиеся детского объединения «Музееведение» совместно с родителями посылают интернет-запросы о работе своих родных в тылу на оборонных предприятиях, связываются с отрядами поисковиков.

Около «Галереи героев» проходят уроки мужества, где ребята рассказывают щемящие сердце истории подвигов своих родственников. Эти факты необычайно радуют и вдохновляют на дальнейшую работу по сохранению памяти и воспитанию патриотизма у школьников: в семьях есть желание изучать, исследовать, популяризировать свою семейную историю, а значит, и славную историю России.

Школа № 1293 г. Москвы осуществляет тесное сотрудничество с Музеем Победы на Поклонной горе, благодаря которому десятки семей смогли внести сведения о героях во Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы» [4]. Это крупнейший архив – цифровой банк данных, фотографий и личных историй миллионов людей, которые в годы Великой Отечественной войны боролись с нацизмом.

Активность ребят и их серьезное отношение к патриотической акции «Бессмертный полк» побудили педагогов школы и обучающихся объединения «Музееведение» к созданию иммерсивного спектакля прямо на фоне портретной галереи в фойе школы [5]. Мероприятие не требовало актового зала, с громким произнесением формальных речей. Нужна была обстановка полного погружения. На нас смотрели лица фронтовиков: они, свидетели и судьи той войны, хотели знать, какой урок мы вынесли, имея опыт мирной жизни длиною в 79 лет благодаря добытой ими Победе.

«Чтобы помнили… Чтобы поняли…» – такими словами начинается спектакль, подготовленный учениками 8-х классов по произведению Бориса Васильева «А зори здесь тихие», повествующего о трагических судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц во время Великой Отечественной войны [6].

Расстояние между зрителями и выступающими – минимальное. В этом и есть секрет иммерсивной постановки. Так легко дотянуться до Риты Осяниной, которая вдохновенно вспоминает школьный вечер, где она познакомилась с будущем мужем-пограничником, убитым на второй день войны… Женя Комелькова – дочь красного командира – рассказывает  ребятам о своей яркой юности со скачками на лошадях, ездой на мотоцикле и очередью из ухажеров… Нет у нее больше никого! Семья расстреляна…

Зрители с трудом сдерживали слезы.

«Реквием» Роберта Рождественского в исполнении ребят, явился кульминацией памятного события:

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны! [7]

Как много ценного для воспитания патриотизма несет в себе время репетиций! Учитель помогает ребятам проанализировать исторический период, отдельные события, ситуации и внутренние ощущения каждого героя, пошагово комментирует их слова и поступки. А ребята пропускают трагические судьбы героев через себя, через собственное сердце, сравнивают с судьбами юных, но рано повзрослевших жителей Донбасса, у которых война забрала детство… Соотносят с судьбами современных российских солдат и офицеров, среди которых немало девушек-героев Специальной военной операции.

Участники боевых действий по борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе в конце 90-х – начале 2000-х гг., участники Специальной военной операции – наши современники! Часто это родители наших школьников…Контакт с бойцами, побывавшими на передовой, с медиками, спасающими раненых за ленточкой и в госпиталях, с волонтерами, доставляющими помощь военным и мирному населению Донбасса, помогает школьникам понять, что значит быть патриотом России, иметь активную гражданскую позицию, быть сопричастным к героическому прошлому и настоящему нашего государства, а значит, и приблизить победу России в войне с современным нацизмом.

В заключение подчеркнем, что патриотизм – базовая национальная ценность в духовно-нравственном развитии личности гражданина России, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения и сегодня является приоритетной. Но ее решение – это усилия всех, кто находится рядом с детьми, это взаимодействие семьи и школы в организации и проведении конкретных педагогических действий, мероприятий и событий. Именно такое взаимодействие дает положительный результат. А основная роль педагога заключается в активизации семьи, в педагогическом просвещении родителей и вовлечении их в совместную социально значимую деятельность.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: семья, школа, наше героическое прошлое, не менее героическое и очень сложное настоящее играют огромную, неоценимую роль в формировании у подрастающего поколения патриотических чувств.

Только на основе таких возвышающих чувств, только перед портретами героев и рядом с национальными святынями укрепляется любовь к Родине, возникает чувство гордости за свою страну, формируется чувство ответственности за ее могущество и независимость, появляется желание сохранять и приумножать материальные и духовные ценности.

Список источников:

1. Агранович Е.Д. От героев былых времен не осталось порой имен: Стихотворение. – URL: https://rustih.ru/evgenij-agranovich-ot-geroev-bylyx-vremen-ne-ostalos-poroj-imen/ (дата обращения: 16.04.2024).

2. Бессмертный полк. – URL: https://www.moypolk.ru/ (дата обращения: 02.04.2024).

3. Проект «Память народа».  URL:  https://pamyat-naroda.ru/?device=desktop (дата обращения: 05.11.2023).

4. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие: Сборник. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 383 с.

5. Всенародный исторический депозитарий Музея Победы «Лица Победы». – URL: https://historydepositarium.ru/ (дата обращения: 24.12.2023).

6. Никифорова А.А., Воронова Н.И. Иммерсивные практики в современном культурном пространстве: мировой и отечественный опыт // Философия и культура. – 2023. – № 5. – С. 60–73. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40731 (дата обращения: 18.04.2024).

7. Рожественский Р.И. Мгновения, мгновения, мгновения. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.

8. Сафонова Т.В., Волкова О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи // Вестник Удмуртского университета. – (Философия. Психология. Педагогика). – 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi (дата обращения: 11.06.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: