Патриотическое воспитание в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шлюпочные отряды Детской морской флотилии МДЦ «Артек»

В статье представлен анализ опыта работы с временным детским коллективом, в котором успешно реализуются различные педагогические задачи, направленные, в том числе, на патриотическое воспитание.

Особое внимание автор статьи отводит роли педагога при реализации задач программы «Шлюпочные отряды Детской морской флотилии МДЦ «Артек».

А.Ю. Красиловская,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек»,
Республика Крым

Воспитанию как неотъемлемой части социума уделяется огромное внимание и реализуется оно практически во всех сферах нашей жизни. Программа «Шлюпочные отряды Детской морской Флотилии» «Артек», одной из основных целей которой является патриотическое воспитание, реализуется в Международном Детском Центре «Артек» с 1989 года.

Программа была разработана для того, чтобы дети, приехавшие на отдых к морю, смогли максимально познакомиться с этой стихией. Программа предполагает изучение морского дела посредством самостоятельного хождения на пластиковых весельных шлюпках, изучения морских узлов и различных способов связи и общения судов. Она знакомит детей с основными морскими понятиями, с приметами и суевериями, морскими обычаями и величайшими подвигами.

Основной целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шлюпочные отряды ДМФ» является способствование достижению высокого уровня гражданско-патриотического воспитания детей, увлечению их романтикой морских профессий и оказание каждому ребенку помощи в становлении его как личности и осознанном выборе своего жизненного пути.

Для реализации цели программы педагоги ставят перед детьми конкретные задачи: изучить устройство шлюпки, ее вооружение, командные слова, научить каждого ребенка грести, научить детей приемам передачи и приема текстов посредством флажного семафора, научить вязать и применять на практике 14 морских узлов, ознакомить с историческими и природными памятниками Южного берега Крыма, воспитать чувство сопереживания и товарищества, воспитать бережное отношение к окружающей среде, воспитать чувство патриотизма.

Вся перечисленная работа проводится с детьми в возрасте от 14-ти до 17-ти лет, которые определены администрацией лагерей в морские отряды. Дети попадают в такой профильный отряд, в первую очередь, по желанию. Таким образом, каждый ребенок с удовольствием подходит к изучению новых профессий, к знакомству с морем и тесным общением с ним. Отсюда — задача педагога — не разочаровать ребенка и сделать его пребывание в профильном отряде полезным и запоминающимся.

В начале смены дети знакомятся с местом, где они будут обучаться, с тем, чему за смену им предстоит обучиться. Педагог проводит теоретическое занятие по устройству шлюпки, на которой они будут работать в море, и рассказывает обо всех ее деталях, которые каждому надо запомнить. То есть мы подводим ребят к тому, что придется изучить множество непонятных, на первый взгляд, терминов, и, чтобы им легче и проще далось обучение, педагог использует игровую и интерактивную деятельность, необходимые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Успешная реализация планов и задач на занятиях говорит об умении организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей.

Во время проведения практических занятий используются современные здоровьесберегающие технологии, поскольку физическая активность — это неотъемлемая часть образовательной деятельности, которой мы занимаемся. Практические занятия по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе способствуют развитию самостоятельности, инициативности, мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: море учит детей быстро принимать правильные решения, независимые и, в то же время, продуманные. Морской отряд учит поступаться своими интересами для пользы всего коллектива, используя логику и вырабатывая разнообразные аргументы. Педагог показывает детям, что у них есть неограниченные возможности учиться и создавать для себя и окружающих ситуацию успеха.

Применяемые педагогами личностный и дифференцированный подходы обеспечивают комфортные и бесконфликтные условия для развития личности в морском направлении. Технологии по средствам общения позволяют познакомиться и изучить личностные возрастные особенности каждого ребенка. А это изучение способствует успешной реализации образовательной деятельности по данной дополнительной программе ДМФ.

Поскольку данная программа осуществляется в Международном детском центре «Артек», то педагогам приходилось неоднократно сталкиваться с работой в море и с группами детей иностранных делегаций, у которых разная культура, разный язык, и далеко не каждый ребенок владеет русской речью и понимает ее. С программой Детской морской флотилии были познакомлены представители Королевства Бахрейн, Германии, Южно-Африканской республики, Нидерландов, Монголии. В тех случаях, когда словесный барьер не удавалось ликвидировать, прибегали к проявлению творчества и сообразительности, визуальным приемам и методам демонстрации в практической работе. Дети очень умные, они все понимают и запоминают, надо просто проявить уважение к ним и терпение. Последовательно методом от простого к сложному, путем логического мышления с обеих сторон мы достигали больших успехов.

Основная цель на выходах в море — это обучение гребле, совершенствование и закрепление умений, применение на практике знаний, полученных на берегу. Здесь важно равномерно распределять внимание педагога на всех членов экипажа, чтобы каждый ребенок на каждом выходе обучался чему-то новому. Наша главная задача — научить каждого ребенка грести, а рулевую научить управлять шлюпкой и всем экипажем. Для достижения поставленных задач мы проявляем умения совершенствовать и развивать методы и средства обучения, общения с детьми. Ведь в процессе работы в море у каждого ребенка неизбежно возникают определенные трудности, увидев и поняв которые, можно откорректировать и исправить, улучшить работу. При этом замечания, которые делаются в шлюпке, должны быть очень корректные и конкретные, чтобы не ущемить никого в глазах сверстников.

Выход на шлюпках в море — это командный вид спорта, поэтому непременно акцент делается на то, чтобы сплотить экипаж. Такой результат достигается путем деятельности, напоминающей работу единого механизма. Экипаж учится слаженно грести, подсказывая товарищам и помогая друг другу в сложных или неловких ситуациях, учится подчиняться рулевой и доверять ей в управлении шлюпкой. Это очень сложная задача и для педагога, но мы с ней справляемся.

Неотъемлемой составляющей морского дела является освоение флажного семафора (флажная семафорная азбука) и такелажа (вязание морских узлов).

Наши педагоги осуществляют обучение детей для овладения этими знаниями. Находя различные области применения узлов, способствуют закреплению этих знаний и пониманию их необходимости. Я считаю, что любая новая теоретическая информация должна быть использована в практической деятельности.

Флажный семафор — это удобный способ общения на дальних расстояниях. Дети осознают уникальность своих знаний, когда сталкиваются с тем, что никто кроме их отряда не владеет таким опытом. Но, зная сами, они могут научить других, что, в свою очередь, способствует повышению самооценки подростков, формируется позитивный опыт.

При организации непосредственно образовательной деятельности по обучению подростков, уделяется большое внимание тому, чтобы у детей был положительный эмоциональный настрой. В море неизбежно появляется утомляемость, с которой детям всю смену приходится бороться. Гребля — это, отчасти, монотонная сложная работа. Считаю необходимым отвлекать детей на различные темы общения. Очень эффективным отвлечением является рассмотрение достопримечательностей, которые встречаются на пути следования шлюпки, и рассказ о них. И чем уникальнее эта информация, тем легче детям отвлечься от усталости. И, конечно, просто общение на различные отвлеченные темы: с шутками, с рассказами и случаями из собственного опыта, пояснениями и объяснениями их перспектив.

Умение организовать подростков и поддержать учебную дисциплину — неотъемлемая часть данной работы. Ведь важную роль в море играет дисциплина. Это дети, но дети старшего школьного возраста, которые, отчасти благодаря дисциплине, понимают всю серьезность данной образовательной деятельности. Они с уважением начинают относиться к морю, к флоту, тем самым, в них воспитывается патриотизм и любовь к природе.

После того, как каждый ребенок освоится в отряде, выучит теоретический материал, программа предусматривает Вечер открытия навигации, на котором морякам вручается морская форма. На этом, традиционном для Детской морской флотилии вечере, подростки принимают форму, а с ней и большую ответственность, поскольку форма — символ Черноморского флота. А флот — это дисциплина и выносливость, это умение терпеть и ждать и ответственность за каждое слово и жест. Принимая форму, дети начинают по-другому относиться и к истории военно-морского флота, поскольку они в какой-то мере становятся её частью. Помимо вручения формы, вожатые на этом вечере возлагают венок в море как память обо всех моряках, погибших во всех морях и океанах за нашу Родину, за честь Андреевского флага. Этот вечер дети считают особенно важным, ведь теперь они — часть морской семьи со своими традициями и устоями. У многих меняется отношение к морскому делу, изменяются установки, ставятся приоритеты, повышается уважение к своей Родине.

Также в рамках патриотического воспитания подростков мы проводим интерактивные презентации по истории Русского флота. Каждая шлюпка, на которых ходят дети в море, носит имя героя, выдающегося флотоводца, капитана или корабля, совершившего выдающийся поступок. Тем самым мы формируем у детей чувство гордости за свою Родину, сопереживание за поражения и восторг от доблестных поступков.

Рассказывая об этих подвигах, обучающиеся не только расширяют свой кругозор, но и начинают уважать историю, флот, моряков за храбрость и преданность своей Родине.

А поскольку морская флотилия ставит такие высокие рамки в воспитании, невольно педагог становится примером, поэтому каждый педагог обязан соблюдать права и свободы обучающихся, уважать их человеческое достоинство, честь и репутацию.

В рамках празднования Дня военно-морского флота Детская морская флотилия проводит «Морской бал». Это также весьма значимая деталь в воспитании подрастающего поколения. Благодаря знакомству с правилами этикета и привлечению детей к традициям балов мы формируем в них важные культурные качества: порядочность, вежливость, элегантность, умение общаться с противоположным полом. Детям не очень нравилась идея репетировать танцы, приходилось прикладывать много сил. Однако им очень понравился результат — торжественность и праздничная атмосфера самого бала, которая способствовала получению новых эмоций и впечатлений.

Итогом смены являются общеартековские соревнования по Морскому многоборью, где каждый профильный морской отряд показывает то, чему научился за время пребывания в лагере. Да, победитель в состязании только один, но каждый увезет с собой безграничный опыт и память на долгие годы. И, как говорит методист Детской морской флотилии, «если дети хотят приехать еще, значит, мы своей цели достигли!».

Периодически мы проводим анкетирование с детьми для определения уровня значимости и усвоения программы. Исследования подтверждают высокий уровень удовлетворённости морским профилем. У детей морских отрядов присутствует желание испытать свои силы в этом профиле снова. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шлюпочные отряды Детской морской флотилии» способствует росту интеллектуального развития ребенка, формированию его личности, раскрытию его потенциала, а также гарантирует получение новых знаний, которые могут пригодиться ему в жизни. Важно, что большая часть детей хотела бы продолжить заниматься морским делом дома. Таким образом, программа Детской морской флотилии способствует пробуждению в детях интереса к морскому направлению, к приобщению к морю. А поскольку это цели программы, то данные результаты подтверждают успешность реализации образовательной деятельности.

И ведь мы говорим всего лишь о короткой смене длинной в 21 день, когда дети попадают в новую среду, обучаются абсолютно новым знаниям и качествам. В процессе смены они осознают свои слабости, сталкиваются с необходимостью преодолеть лень, с недопониманием, со сложностью в освоении физических нагрузок. Поэтому те качества, которые многие из них в себе раскрывают — это большая ценность, ведь целеустремленность, умение уступить, взаимоподдержка, сопереживание, умение совладать со своими эмоциями — это важные качества для жизни.

И каждый раз педагог дополнительного образования обязан создать условия для успешного пребывания детей в морском отряде, для получения новых знаний, для демонстрации этих знаний в необычных условиях. Следует учитывать желание и стремление детей к совершенствованию при раскрытии их потенциала. Мы раскрываем в детях возможности при работе в коллективе и способствуем раскрытию их талантов и личностных качеств.

Таким образом, Детская морская флотилия со своими морскими программами демонстрирует реализацию множества воспитательных задач, способствующих формированию всесторонне развитой личности, которая будет с честью и достоинством относиться к людям, находящимся рядом, к окружающей среде, к морским профессиям, к истории.

Литература

  1. Авраамов Н.Ю. Шлюпочное дело. — М.: Военно-морское изд. Военно-морского министерства Союза ССР, 1951.
  2. Копп М.М. Курс подготовки старшин шлюпок. — М.: Изд. ДОСААФ, 1988.
  3. Пикуль В. Мальчики с бантиками. — М.: Аст, 2005.
  4. Соболев Л. Морская душа. — М.: Вече, 2015.

Добавить комментарий

Войти с помощью: