Предпосылки формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста: влияние семьи и социума
Формирование правосознания у детей – это, с одной стороны, сложный и многоаспектный процесс, а с другой, комплексная задача, решение которой критически важно для будущего правового государства и гражданского общества. В статье основное внимание уделено факторам, влияющим на развитие правосознания ребенка: семейным условиям, безопасной и развивающей среде детского сада, школы и социального окружения, а также сотрудничеству семьи и образовательных учреждений, ориентированному на формирование у детей уважения к закону и правовым нормам.
А.А. Буслаева,
магистрант,
Институт педагогики и психологии образования,
Московский городской педагогический университет
г. Москва
Старший дошкольный возраст – это период интенсивного социального развития ребенка, формирования у него первичных представлений о мире, о нормах и правилах поведения в обществе. Именно в этом возрасте закладываются основы правосознания личности, формируется отношение к праву как к важнейшему регулятору общественных отношений. Поэтому особую значимость приобретает исследование факторов и условий, влияющих на становление правовой культуры ребенка.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста правосознания, как и любого другого сложного психического новообразования, не является спонтанным процессом. Оно формируется под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, оказывающих воздействие на личность ребенка.
Важнейшую роль в процессе становления правосознания играет социальное окружение ребенка, и прежде всего его семья. Как справедливо отмечает Э.И. Атагимова, «именно разрушение родительской семьи, негативное влияние СМИ существенно влияют на рост преступности несовершеннолетних» [3, с. 19]. Семья является первичным институтом социализации, в рамках которого ребенок получает первые представления о нравственных ценностях, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Именно в семье закладываются основы уважения к закону, понимания важности его соблюдения, формируется опыт правомерного поведения, который становится фундаментом для дальнейшего развития правосознания личности (Т.В. Есикова) [5].
Благоприятный микроклимат в семье, основанный на принципах взаимного уважения, доверия и любви, создает необходимые условия для формирования у ребенка чувства защищенности, эмоциональной устойчивости, что делает его менее уязвимым перед негативным влиянием извне. В такой семье родители выступают для ребенка в качестве образца для подражания, их поведение, их отношение к закону и правовым нормам формируют у него модели правомерного поведения, которые он усваивает и интериоризирует в процессе социализации (Т.Д. Красова, Ж.В. Чуйкова) [6]. Не менее важно оградить ребенка от негативного влияния социума, создать вокруг него безопасную и развивающую среду, способствующую формированию просоциальных установок и ценностей.
К сожалению, современная социальная действительность характеризуется рядом негативных тенденций, оказывающих деструктивное влияние на развитие правосознания у детей. Как отмечает Е.П. Масесьянц, «в обществе господствует правовой нигилизм, когда абсолютное большинство населения не знает и не считает нужным соблюдать действующее законодательство» [7, с. 67]. Это отсутствие уважения к праву, распространение асоциальных установок и ориентаций создают благоприятную почву для роста правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних. Дети, растущие в условиях правового нигилизма, не имеют возможности сформировать адекватные представления о правовых нормах и ценностях, что существенно затрудняет процесс их правовой социализации.
Особую опасность представляет проблема насилия над детьми в семье. Некорректные формы воспитания, унижение человеческого достоинства ребенка, психическое и физическое насилие являются основной причиной совершения несовершеннолетними противоправных поступков (Э.И. Атагимова) [3]. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения, часто имеют устойчивые отклонения в эмоционально-волевой сфере, испытывают серьезные трудности в социальной адаптации, что делает их более склонными к противоправному поведению. Травматический опыт, полученный в семье, может стать причиной формирования у ребенка искаженных представлений о праве и законе, неверия в справедливость и возможность защиты своих интересов законными способами.
Кроме семьи, значительное влияние на формирование правосознания оказывает и более широкое социальное окружение ребенка – детский сад, школа, группы сверстников. Позитивный опыт взаимодействия со сверстниками, участие в совместных играх и деятельности, основанной на принципах справедливости и взаимоуважения, способствуют формированию у детей просоциальных установок, понимания ценности сотрудничества и взаимопомощи. В процессе общения и совместной деятельности дети усваивают нормы и правила поведения, учатся разрешать конфликты мирным путем, уважать права и интересы других людей. Педагоги должны не только давать детям знания о праве, но и формировать у них эмоционально-ценностное отношение к правовым явлениям, развивать навыки правомерного поведения в различных жизненных ситуациях. Все это создает необходимые предпосылки для развития правосознания и формирования правовой культуры личности.
В правовом воспитании дошкольников оптимальными будут:
- игровые методы (например, ролевые игры, где дети могут примерять на себя различные роли, помогающие им понять правовые нормы взаимодействия в обществе);
- творческие задания (рисунки, поделки и другие виды творчества, которые могут быть направлены на обсуждение прав детей, например, права на образование, игру и защиту);
- беседы и обсуждения прав ребенка, правил и норм общественной жизни.
Все это будет способствовать формированию у дошкольников умений мыслить критически и обсуждать важные вопросы. При этом необходимо подбирать актуальные темы и интегрировать их в занятия по окружающему миру или развитию речи.
Однако негативные явления, присутствующие в социуме, такие как агрессия, насилие, пренебрежение правовыми нормами, могут оказывать деструктивное влияние на процесс правовой социализации ребенка. Дети, растущие в неблагополучных районах, в условиях криминализации общественной жизни, подвергаются повышенному риску вовлечения в противоправную деятельность. Отсутствие позитивных образцов для подражания, доступность негативной информации, романтизация криминального образа жизни в массовой культуре становятся серьезными препятствиями для формирования правосознания у подрастающего поколения. Поэтому создание предпосылок формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложную задачу, решение которой требует комплексного подхода, учитывающего влияние различных факторов.
Важным является взаимодействие образовательных учреждений с семьей. Необходимо вовлекать родителей в процесс правового воспитания детей, проводить с ними просветительскую и консультативную работу, помогать в решении проблемных ситуаций. Необходимо проведение совместных мероприятий, на которых родители могут также обсудить важные аспекты правового воспитания. Это могут быть семинары, тренинги или круглые столы с обсуждением прав и обязанностей детей и взрослых, информационные материалы для родителей, например, буклеты или видеоролики о том, как грамотно защищать свои права и права своего ребенка.
В правовом воспитании обучающихся дошкольного учреждения используются разнообразные формы и методы работы. Чтение сказок или рассказов, в которых затрагиваются правовые аспекты (например, о дружбе, честности или справедливости), может быть отправной точкой для обсуждения с дошкольниками правовых вопросов и проблем, для их самостоятельного анализа действий персонажей и их последствий.
Еще один из важных и доступных методов – прямой инструктаж: педагог может провести занятия, направленные на разъяснение детям их основных прав и обязанностей, что позволяет донести информацию доступным для дошкольников языком и ответить на их вопросы.
Важную роль в формировании правосознания у детей играют технологии решения проблемных правовых ситуаций с использованием ролевых игр, основанных на ситуациях отстаивания ребенком своих прав (например, права на образование), и последующее обсуждение этих ситуаций со всей группой. Использование различных методов помогает создавать в детском коллективе безопасную и поддерживающую образовательную среду, способствующую развитию у дошкольников навыков взаимодействия и понимания правовых норм.
Перспективным направлением работы является также использование потенциала детской субкультуры, организация правового воспитания в рамках детских общественных объединений и организаций (И.С. Бубнова, Э.Б. Адигамова) [4]. Опыт педагогической работы по правовому воспитанию детей-дошкольников с использованием ресурсов детской субкультуры может быть весьма эффективным, поскольку включает в себя понятные и близкие детям формы взаимодействия. Детская субкультура, включая музыку, кино, игры, популярные интернет-тренды и другие формы самовыражения, предоставляет множество возможностей для формирования правового сознания. Например, использование мультфильмов и фильмов, сюжеты которых поднимают морально-нравственные и правовые вопросы (дружба и вражда, честность и нечестность, ответственность и безответственность, соблюдение прав других и пренебрежение ими), и их обсуждение после просмотра позволит педагогу задать детям старшего дошкольного возраста вопросы о том, как герои соблюдают или нарушают права друг друга.
Важную роль в правовом воспитании играет создание групп по интересам, кружков или клубов, участие дошкольников в доступной для них форме в социально значимой деятельности, основанной на принципах морали и права. Это помогает детям приобрести первый опыт правового взаимодействия, а педагогам – сформировать у обучающихся первичные элементы активной гражданской позиции.
Особое внимание следует уделять работе с детьми из неблагополучных семей, с теми, кто уже в раннем возрасте имеет негативный опыт столкновения с правовыми нормами. Для этих детей особенно важно создать условия для позитивной социализации, сформировать у них доверие к миру и людям, веру в справедливость и возможность защиты своих прав законными способами. Вот некоторые из них: индивидуальный подход, создание безопасной и поддерживающей среды (организация пространства, где дети могут чувствовать себя комфортно и безопасно), способствующей формированию у них открытости и готовности взаимодействовать с другими людьми. Это может быть специально организованная среда (например, уютные комнаты для творчества), эмоциональная поддержка и понимание со стороны взрослых, психологическая поддержка, развлекательные мероприятия и дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, вовлечение в доступной форме в общественную деятельность (создание возможностей для участия детей дошкольного возраста в волонтерских проектах или общественных инициативах), арт-терапия (использование искусства как метода самовыражения помогает детям справляться с эмоциями и получать удовольствие от творчества) и спортивные активности. Применяя эти методы, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и обеспечивать ему поддержку и понимание. Это требует от педагогов не только профессионализма, но и особой чуткости и эмпатии.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что формирование правосознания у детей старшего дошкольного возраста – это комплексная задача, требующая консолидации усилий всех социальных институтов. Создав вокруг ребенка развивающую среду, основанную на ценностях морали и права, можно обеспечить становление его правосознания, заложить фундамент для формирования правовой культуры личности. Только объединив усилия семьи, детского сада, школы и общественности, можно создать эффективную систему становления у детей правосознания, обеспечить их успешную правовую социализацию, сформировать готовность к жизни в правовом государстве. Это длительный и трудоемкий процесс, но именно он является залогом построения правового государства и гражданского общества, в котором каждый человек осознает ценность права и готов следовать его нормам в своей повседневной жизни.
Список литературы:
- Агапова Е.Н., Позднякова Я.Ю. Формирование готовности к изменениям в процессе управления образовательной организацией // Вестник науки и образования. 2020. № 8. Часть 1. С. 64–66.
- Александрова И.В. Формирование представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста // Вестник науки и образования. 2020. № 8. Часть 1. С. 62–64.
- Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 18–27.
- Бубнова И.С., Адигамова Э.Б. Модель формирования правосознания у старших дошкольников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 240–247.
- Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте // Психолого-педагогические проблемы образования. 2011. № 4. С. 160–165.
- Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. Специфика правового развития детей старшего дошкольного возраста // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2019. № 3. С. 10–17.
- Масесьянц Е.П. Формирование правовой грамотности и культуры детей дошкольного возраста // Планета воспитания. 2020. № 9. С. 67–71.
- Масесьянц Е.П. Формирование правовой культуры у дошкольников // KANT. 2017. № 2. С. 52–54.