Дополнительное образование детей – действенное пространство патриотического воспитания юных граждан России

В статье рассмотрены аспекты патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования, различные виды образовательных пространств, ориентированных на формирование у обучающихся патриотических убеждений, основанных на знании народной культуры и истории, сохранении исторической памяти и организации деятельности на благо Родины. Обобщен опыт нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения юных граждан Российской Федерации средствами русской народной культуры и музейной педагогики, реализации в воспитательной работе учреждения субъектно-деятельностного и событийного подходов, оценены результаты реализации педагогического проекта «Связь времен: преемственность поколений». Статья будет интересна советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, заместителям директоров по воспитательной работе, методистам, педагогам дополнительного образования.

С.Л. Милютина,
директор, методист,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества
детей и юношества “Созвездие”»,
г. Калуга

Е.В. Ястребова,
методист,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества
детей и юношества “Созвездие”»,
г. Калуга

В «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» перед специалистами дополнительного образования поставлена важнейшая задача: «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [4]. Конечно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – общенациональное дело, ответственность за которое лежит на всех структурах общества и системы образования: семье, дошкольном, общем и дополнительном образовании, общественных организациях, телевидении, учреждениях культуры и спорта, других государственных и общественных институтах. Но именно дополнительное образование, которое охватывает детей с раннего возраста и до периода их перехода во взрослую жизнь, является свободным от стандартов, разнообразным и отражающим интересы детей и подростков, помогает в определении профессионального пути, имеет ресурсы для организации образовательных пространств формирования личности гражданина – патриота своей Родины.

В.П. Голованов отмечает преимущества дополнительного образования в вопросах формирования личности юного гражданина России: «воспитание, как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей, становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода. В дополнительном образовании детей воспитание отличается рядом особенностей, которые проявляются: в содержании – реализации дополнительных общеобразовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей; в применяемых методах и технологиях, которые формируют умения – собирать необходимую информацию, самостоятельно добывать новые знания, дают возможность проявить себя; в уровне взаимоотношений – реализация принципа взаимного сотрудничества: педагог дополнительного образования и ребенок – равные субъекты образовательной (воспитательной) деятельности» [3, с. 30].

МБОУДО «Центр развития творчества детей и юношества “Созвездие”» г. Калуги (далее – ЦРТДиЮ «Созвездие») имеет положительный опыт патриотического воспитания детей и молодежи, как обучающихся учреждения, так и учащихся общеобразовательных учреждений города. Программа воспитания ЦРТДиЮ «Созвездие» была разработана с опорой на воспитательный идеал юного гражданина России, на основе базовых для нашего общества ценностей и специфики дополнительного образования. Основная цель программы – формирование нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме; развитие способностей и одаренностей через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ.

В методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», подготовленных Федеральным агентством по делам молодежи, даны определения основных понятий в области патриотического воспитания:

  • патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства;
  • патриотическая работа – воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания и патриотического поведения граждан [5, с. 5].

В контексте данных понятий в программе воспитания ЦРТДиЮ «Созвездие» патриотическое воспитание рассматривается как процесс, который включает в себя формирование патриотического мировоззрения, нравственных идеалов, передающихся из поколения в поколение; воспитания любви к родному краю; желания сохранить и приумножить богатую культуру отчего края; осознания необходимости действий по сохранению культурного наследия, памяти о героической истории Родины; создание условий для практической деятельности детей и подростков на благо Родины.

Для системной реализации программы воспитания были условно выделены несколько «образовательных пространств» (таблица 1), которые влияют на становление личности ребенка в различных аспектах: формируют у него основы патриотических убеждений, помогают ему освоить исторические и культурные знания о России, создают условия для адаптации в современном обществе посредством практико-ориентированной деятельности, помогают ему освоить умения и навыки, необходимые для защиты Родины. Но для этого дополнительное образование должно быть «событийным процессом переживания образовательных событий, которое оно предоставляет» [6, с. 119].

Таблица 1

Виды образовательных пространств патриотического воспитания на основе ресурсов дополнительного образования

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:Воспитательные событияОбразовательные пространства школьных музеев
Туристско-краеведческой направленности Вид деятельности: исследовательская (в области краеведения)Учебные занятия: занятия-погружения; занятия в формате коллективного проекта; занятия-событияЭкспозиции школьных музеев, историко-краеведческие музейные комнаты и уголки
Социально-гуманитарной направленности Вид деятельности: социокультурная (в области культурологии, этнокультуры, обществознания, волонтерской активности)Воспитательные события городского уровня, проекты и волонтерские акцииКонкурсные мероприятия для актива школьных музеев
Естественнонаучной направленности Вид деятельности: исследовательская (в области истории, географии, биологии)Программы лагерных сменКультурно-просветительские проекты

ЦРТДиЮ «Созвездие» координирует и интегрирует воздействие данных образовательных пространств на формирование личности юных калужан, как обучающихся Центра, так и учащихся общеобразовательных учреждений города Калуги. Основу интеграции составляет культурологический подход. «В дополнительном образовании детей базовым является культурологический подход, аккумулирующий те смысловые категории культуры, которые регулируют отношения между людьми и приводят к пониманию гражданственности, гражданской позиции, гражданскому поведению на основе усвоения социокультурных ценностей (ответственность, патриотизм, толерантность и т.д.), трансформирующихся как в индивидуальное, так и социальное поведение людей» [2, с.19].

Современные дети плохо осведомлены о составляющих понятия «традиционная русская народная культура», не связывают понятие «россиянин» с тем, что раньше отличало граждан нашей страны: характерной речью, пересыпанной пословицами, поговорками, потешками; задушевными или веселыми песнями, удалыми играми; отличительными праздниками, традиции которых соблюдали не только русские, но и люди других национальностей, жившие испокон веков рядом. И во многом это не вина нынешнего молодого поколения. В мире новых технологий, компьютеризации, модернизации происходит недостаточное просвещение подрастающего поколения в области народного творчества, традиций, обрядов, ремесел и промыслов нашей огромной страны – детям почти негде узнать о них.

Значимым для нас является мнение В.П. Голованова о том, что «воспитание гражданско-нравственных чувств обучающихся в дополнительном образовании основывается на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края» [2, с. 19].

Указанные позиции актуализировали для педагогов ЦРТДиЮ «Созвездие» необходимость приобщения детей к народной культуре, полной философского смысла и душевного тепла, к созданию яркого эмоционального образа Родины, которой они будут гордиться и искренне любить. Основу этого процесса составляют:

  • дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, погружающие детей в русскую народную культуру, обряды и традиции;
  • образовательные проекты «Народный календарь», «Калужский край – душа России»;
  • просветительские игровые программы «Жили-были, хороводы водили» и многое другое.

Связующим звеном между дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами и культурно-просветительскими проектами выступают, по нашему мнению, школьные музеи, посвященные истории школы, города Калуги, русской народной культуре и быту наших предков. Для полноценной реализации образовательного ресурса школьных музеев был разработан проект «Связь времен: преемственность поколений» (далее – Проект), который позволил объединить различные школьные музейные пространства: музеи, музейные комнаты, комнаты боевой славы, тематические экспозиции в рекреациях и другие.

Концептуальной основой Проекта стала гуманистическая парадигма, целостно-смысловым ядром которой является развитие обучающегося во времени по отношению к самому себе, этносу, государству и окружающему миру. Ценностный аспект воспитательного процесса рассматривается, прежде всего, как основа формирования личности, обладающей приоритетными для общества социальными качествами и потребностями, интеллектуальными, эмпатийными и нравственными свойствами. Ценностный поход к воспитанию «отражает связь между теорией и практикой воспитания» [1, с. 37].

Еще одним направлением работы стала подготовка юных экскурсоводов: знакомство старших школьников с музейным делом, обучение детей профессии экскурсовода, создание «Ассоциации школьных музейных экскурсоводов» на базе ЦРТДиЮ «Созвездие» с дальнейшим распространением положительного опыта как пилотной площадки по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в области сохранения исторической памяти.

В настоящее время в Калуге уверенно расширяется сеть школьных музеев, которые активно используют музейное образовательное пространство для реализации проектов, организации уроков, внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности. Руководители многих школьных музеев подтверждают значимость их деятельности результативностью участия в конкурсах различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных): юных экскурсоводов, подготовленных тематических экспозиций, реализованных проектов.

В рамках реализации Проекта:

  • методистами и педагогами ЦРТДиЮ «Созвездие» были разработаны модельные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по краеведению, музейному делу и проектной деятельности;
  • проведено огромное количество мероприятий для руководителей и актива школьных музеев, конкурсов экспозиций, музейных проектов. Кроме актива школьных музеев, воспитательные события объединяют участников детского общественного и волонтерского движения, учеников кадетских классов, патриотических объединений.

Особенно популярными среди детей и подростков стали онлайн-квизы, которые были организованы в целях углубленного изучения исторических событий: «Великое стояние на Угре», «Герои и события Отечественной войны 1812 года», «Они сражались за Родину», «Честь и слава Героям Отечества», «Знаменитый и гениальный К.Э. Циолковский», «Войны священные страницы навеки в памяти людской» и др. В настоящее время учащиеся образовательных учреждений активно включились в участие в патриотических акциях «Письмо солдату», «Фронтовая открытка»; в городском патриотическом конкурсе «Своих не бросаем», проводимом общественной организацией «Боевое Братство».

Особое место в работе по патриотическому воспитанию занимает военно-полевой слет «Тропа героя», направленный на поддержку инициативы обучающихся, развитие юнармейского и кадетского движения, формирование чувства любви к Родине, гражданской ответственности, готовности защищать свое Отечество.

В процессе мониторинга процесса патриотического воспитания юных граждан города Калуги (наблюдения за деятельностью актива школьных музеев, анализа творческих работ и проектов обучающихся) был выявлен ряд положительных тенденций. Систематические целенаправленные занятия и мероприятия способствуют:

  • формированию личности обучающегося, понимающего необходимость сохранения культурного и исторического наследия, демонстрирующего свои патриотические убеждения в высказываниях, дискуссиях;
  • пониманию детьми и подростками связи между историческим наследием и современностью,
  • инициативности обучающихся в реализации проектов, направленных на сохранение исторической памяти;
  • включенности детей и подростков в деятельность на благо Родины (уход за воинскими захоронениями, реализация исследовательских проектов, разработка 3D-моделей утраченных памятников и зданий, инициирование и оформление новых экскурсионных маршрутов, тематических игр для сверстников и многое другое).

Интеграция ресурсов дополнительного образования – реализация дополнительных программ, организация событийных мероприятий и создание специальных воспитывающих пространств – позволяет включить каждого ребенка в процесс активного освоения культурных ценностей своего народа, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих идеалов в контексте формирования российской гражданской идентичности.

Список источников:

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: Учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». – Ярославль: Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского, 2020. – 367 с.
  2. Голованов В.П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – Том 5. – № 1. – С. 12–22.
  3. Голованов В.П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Том 4. – № 2. – С. 28–35.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 15.05.2024).
  5. Основы патриотического воспитания граждан Российской федерации: Методические рекомендации. – М.: Федеральное агентство по делам молодежи, 2022. – 73 с.
  6. Рожков М.И. Воспитание свободного человека. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 265 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: