Ранняя профориентация школьников

Одной из задач каждого человека является выбор его будущей профессии. Ранняя профориентация школьников, особенно в младшем школьном возрасте, – это расширение первоначальных представлений о месте труда в жизни каждого человека; детализация базовых понятий о разных профессиях; возможность погружения в различные виды деятельности посредством дополнительных образовательных занятий. В статье представлен опыт проведения дополнительных образовательных занятий по ранней профориентации младших школьников в рамках проекта «Заглянем в мир профессий».

С.В. Авакова,
педагог-психолог,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 629»,
г. Москва

Е.В. Апичина,
воспитатель,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 629»,
г. Москва

О.В. Семушкина,
учитель английского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 629»,
г. Москва

Одним из важных этапов в жизни каждого человека является выбор будущей профессии. Сделать правильный осознанный выбор уже на этапе общего образования поможет специально организованная работа по профориентации.

Сегодня одной из приоритетных задач начального общего образования является подготовка младших школьников к обоснованному выбору профессионального пути. По мнению М.В. Антоновой [1, с. 7–12], И.А. Килиной [4, с. 13–14] и др., именно на данной ступени образования у учащихся закладываются основы знаний о профессиях. Необходимость «выстраивать современную профориентацию» с участием университетов, научных коллективов, успешных компаний обозначил в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2018 году [5, с. 2–3].

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования [10, с. 6–8] решение задач ранней профориентации школьников на ступени начального общего образования предусмотрено Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства. Во исполнение данного указа и с целью развития региональной системы профориентации в марте 2018 года стартовал долгосрочный межведомственный профориентационный проект «Сто дорог – одна моя» [9, с. 7–9]. Проект направлен на организацию непрерывной профориентационной работы и формирование интереса младших школьников к миру профессий, межведомственное взаимодействие педагогических работников школ и специалистов центров занятости населения, родителей (законных представителей) обучающихся, социальных партнеров. В проекте раскрываются вопросы организации ранней профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями, ориентированной на формирование интереса младших школьников к миру профессий и профессионального становления [9, с. 10–15].

Ранняя профориентация младших школьников – это:

  • форма организации занятий, ориентированная на углубленное изучение профессий и практическое погружение в различные виды профессиональной деятельности, посильной для младших школьников (Сахарова В.И.) [7,
     с. 18–21]);
  • научно обоснованная система форм, способствующих развитию профессионально значимых качеств и надпрофессиональных компетенций обучающихся, формированию индивидуальной образовательной траектории, необходимой для осуществления осознанного выбора будущей профессиональной деятельности (Семенова Е.А.) [8, с. 20–24];
  • система мероприятий, направленных на ознакомление младших школьников с профессиями и раннее проявление у них интересов и склонностей к конкретной профессии, формирование навыка труда, воспитание уважительного отношения к труду взрослых разных профессий (Сахарова В.И.) [7, с. 10–14];
  • расширение первоначальных представлений о месте труда в жизни каждого человека; детализация базовых понятий о разных профессиях; возможность погружения в различные виды деятельности (И.А. Килина) [4,
     с. 12].

Профориентация, по мнению М.В. Антоновой [1, с. 15–19], решает следующие задачи:

  1. расширяет первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  2. детализирует базовые понятия о разных профессиях;
  3. формирует осознанное представление о профессиях;
  4. формирует понимание роли профессий в жизни общества;
  5. формирует положительное отношение к труду;
  6. развивает интерес к профессиям родителей и окружения.

Основные формы ранней профориентации младших школьников, по мнению М.В. Вечер [2, с. 85–105], следующие:

– профессиональное просвещение;

– определение склонности к определенному роду профессий;

– привлечение к непосредственной трудовой деятельности;

– привлечение к хозяйственно-бытовому труду;

– использование при знакомстве с профессией игрового метода, проблемной ситуации, нетрадиционных уроков, экскурсий, квест-технологий и пр.

В Федеральной образовательной программе начального общего образования [10, с. 16–18], указано, что процесс ранней профориентации школьников на ступени начального общего образования педагог должен проводить посредством дополнительных образовательных занятий. Для качественного проведения ранней профориентации младших школьников педагогами ГБОУ «Школа № 629» был разработан и реализован проект «Заглянем в мир профессий».

Цель проекта – ранняя профориентация, формирование интереса и положительного отношения к труду, расширение знаний о мире профессий.

Актуальность проекта обусловлена его практической значимостью: он не только помогает младшим школьникам накопить определенную сумму знаний и систему соответствующих умений и навыков, но и перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и реализации.

Задачи проекта:

  • предоставление младшим школьникам возможности погрузиться в различные профессии, относящиеся к категориям «человек – знак», «человек – художественный образ», «человек – человек», «человек – техника» через игровые ситуации;
  • развитие интереса к различным профессиям;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду;
  • развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий.

В ходе каждого занятия используются разнообразные методы (игра «Азбука профессий», виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику, квест-игра «Мир профессий», игра-путешествие, викторина «Сказочные профессии», тематический мастер-класс «Школьный пекарь», беседа «Какие бывают современные профессии?»). Для младших школьников важно, чтобы занятие проходило интересно, поэтому преобладающий метод – игра. Игровая деятельность привлекает внимание обучающихся к изучению нового материала, а также располагает к наиболее быстрому запоминанию информации.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная и групповая. Наиболее часто используется индивидуальная и фронтальная формы.

Рассмотрим подробнее содержание и реализацию каждого модуля проекта.

Первый модуль «В мире профессий» состоит из трех занятий.

На первом занятии ребята знакомятся с профессиями своих родителей (близких родственников) и профессиями родителей одноклассников. Занятие проходит в форме беседы с элементами игры. Каждый обучающийся готовит дома мини-проект, задача которого рассказать о профессии своего родителя и, возможно, принести атрибуты профессии для более точного понимания, чем занимается данная специальность. Дети рассказывают о таких профессиях, как: пожарный, водитель, бариста, полицейский, кассир, воспитатель, железнодорожный работник, строитель, электрик и др.

Следующее занятие проходит в форме игры. Обучающиеся отгадывают загадки и решают филворд «Азбука профессий» (рисунок 1), где на каждую букву алфавита приходится профессия. Целью данного занятия является ознакомление с новыми и повторение ранее изученных профессий. Дети отгадывают такие профессии, как: летчик, учитель, столяр, врач, космонавт, моряк, менеджер, боцман, жокей, клоун, сторож, машинист и др.

Рисунок 1. Стимульный материал к филворду «Азбука профессий»

На третьем занятии обучающимся предстоит виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику French Kiss (https://frenchkiss-events.ru/?ysclid=lwdx9yw1ci65610638), где младшие школьники увидят производство шоколадной продукции. Цель этой экскурсии – познакомить обучающихся с новыми профессиями: оператор, инженер, технолог, специалист отдела качества, наладчик оборудования.

Второй модуль «Заглядываем в мир профессий» также состоит из трех занятий.

Младшим школьникам предлагается пройти квест по профориентации «Мир профессий». Данное задание представляет собой игру «Кругосветка»: обучающимся нужно разделиться на 2 группы и пройти 6 станций, на каждой из которых они должны выполнить различные задания: отгадать загадки, решить головоломки, показать пантомиму, написать рассказ о профессии и др. Дети вспоминают знакомые им профессии, а также узнают новые. Например: ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, журналист, архитектор и др.

Затем младшим школьникам предстоит аналогичная игра-путешествие в мир профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус», где обучающиеся делятся на 2 команды, каждая из которых проходит несколько станций – «Разные профессии», «Детективы», «Профессионалы», «Бюро находок», «Лишний инструмент».

Далее детям предлагается пройти викторину «Сказочные профессии». Задача викторины – вспомнить профессии героев литературных произведений. Детям показывают персонаж из мультфильма, и они должны вспомнить профессию данного героя.

Третий модуль «Кем я хочу стать» состоит из двух занятий.

Первое занятие – игра «Группы профессий». Обучающимся предлагается разделить все профессии (а их более 40 тысяч) на 5 больших групп в зависимости от того, с кем или с чем имеет дело человек в своей работе. За 7 минут надо распределить карточки с названием профессий в данные 5 групп, объяснив при этом свой выбор.

Второе занятие проходит в форме мастер-класса «Я – кондитер» в школьной столовой. Обучающимся предлагается попробовать себя в роли школьного пекаря. В процессе занятия они учатся делать изделия из теста, такие как крендельки, пирожки и т.п.

Завершающим занятием является беседа «Какие бывают современные профессии?». Дети узнают о современных профессиях, таких как: бренд-менеджер, ассистент, мерчендайзер, девелопер, аналитик, комьюнити-менеджер, копирайтер, медиапланнер, землеустроитель, дилер, джоббер, сейлз-менеджер, грумер и др.

Приведем пример беседы «Какие бывают современные профессии?». Беседа сопровождается презентацией.

– В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии меняют названия, «прикидываясь» современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина. Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась. В современном мире много и новых профессий, о которых вы, может быть, даже не слышали. Назовите, какие новые профессии вы знаете.

Ответы детей.

– Теперь я буду называть профессию, а вы говорить, что она собой представляет.

Ответы детей.

Затем педагог показывает слайд с названием и описанием профессии и отвечает на вопросы, которые дети задают о профессии дополнительно.

– Назовите новые профессии, о которых вы узнали сегодня в ходе нашей беседы.

Результаты реализации проекта «Заглянем в мир профессий»:

  • ранняя профориентация младших школьников;
  • повышение уровня их знаний о профессиях, относящихся к категориям «человек – знак», «человек – художественный образ», «человек – человек», «человек – техника» через игровые ситуации;
  • развитие интереса к различным профессиям;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду;
  • развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий.

Список источников:

  1. Антонова М.В. Профессиональная ориентация младших школьников: состояние, противоречия и пути развития. Саранск: ГБУ ДПО «Мордовский респ. ин-т образования», 2018. 323 с.
  2. Вечер М.В. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: интегративная педагогическая система для детей 5–12 лет с нормативным развитием и ОВЗ: учебно-методическое пособие. М.: Парадигма, 2023. 244 с.
  3. Дейч Б.А. Дополнительное образование детей: история и современность: Учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 239 с.
  4. Килина И.А., Доренбуш Е.А., Осипова Н.В., Понамарева Е.В. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями: Методические рекомендации. Кемерово: КРИРПО, 2019. 107 с.
  5. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/ (дата обращения 19.05.2024).
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/?ysclid=lwdvpdmk71587294525 (дата обращения 19.05.2024).
  7. Сахарова В.И. Профессиональная ориентация младших школьников: Учебное пособие. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2020. 123 с.
  8. Семенова Е.А., Левашова Е.Н., Сундеева И.Н. Современная профориентационная работа в системе дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. Липецк: ООО «Позитив Л» 2020. 100 с.
  9. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения 19.05.2024).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: письма и приказы Минобрнауки / Сост. Т.В. Цветкова. М.: Творческий центр «Сфера», 2024. 96 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: