Профильная смена как одна из форм образовательной практики «Каникулы с семьей»
В статье рассматривается одна из форм образовательной практики «Каникулы с семьей» – профильная смена. Раскрыты цели, задачи, сущность и результаты профильной смены как эффективного способа решения проблемы взаимоотношений родителей и детей. Статья будет интересна организаторам каникулярного отдыха детей и подростков, административным и педагогическим работникам учреждений дополнительного образования.
А.А. Зарипов,
педагог дополнительного образования
А.И. Васильева,
заведующая военно-спортивным отделом
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования
“Алые паруса”»
г. Новосибирск
В настоящее время актуальность вечной проблемы взаимоотношений детей и родителей («отцов и детей») не снижается: многие в своей жизни сталкивались с отсутствием внимания и понимания, с дефицитом общения и уважения в семье, с завышенными ожиданиями родителей и беспомощностью детей. А при этом основную роль в формировании личности, бесспорно, играет семья. Именно в семье закладывается базовый набор качеств человека, создается или разрушается личность, укрепляется или подрывается психическое здоровье, поощряются одни интересы и запрещаются другие, удовлетворяются или пресекаются личные потребности и влечения. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности и интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе и вне школы, являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.
От проблемы к идее
Отдых с семьей является для ребенка неотъемлемой частью жизни: в современном мире, где каждый день наполнен работой, обязанностями и стрессом, проведение времени с близкими становится особенно важным. Рассмотрим несколько причин, почему отдых с семьей имеет столь высокую ценность.
Во-первых, отдых с семьей способствует укреплению семейных уз и созданию крепкой семейной связи. В течение рабочей недели каждый член семьи занят своими делами и времени для общения и взаимодействия часто бывает мало. Каникулы и отпуск предоставляют возможность детям и родителям провести больше времени вместе, наслаждаясь обществом друг друга. Это время можно провести за играми, прогулками, обсуждением интересных тем или просто отдыхая вместе. Такие моменты способствуют укреплению взаимопонимания, доверия и любви внутри семьи.
Во-вторых, отдых с семьей помогает снять накопившийся стресс и напряжение: работа, учеба, финансовые проблемы – все это может негативно сказываться на физическом и эмоциональном состоянии детей и взрослых. Досуг, проведенный с близкими, позволяет им отвлечься от повседневных проблем, полностью посвятить себя семье и наслаждаться качественным отдыхом.
В-третьих, отдых с семьей способствует развитию детей: во время совместного отдыха дети получают больше внимания и заботы со стороны родителей, что способствует их эмоциональному и психологическому развитию.
Чтобы ребенок изменился к лучшему – стал сильной успешной и благородной личностью, патриотом своей страны, – родителям, в первую очередь, нужно выработать свою устойчивую стратегию воспитании ребенка и научиться придерживаться ее. Для решения этой проблемы была организована профильная смена «Под небом сибирским, под флагом российским» (далее – Смена).
Профильная смена как способ решения проблемы
Смена построена на едином увлекательном сюжете, состоящем из теоретических и практических занятий по военно-прикладной и физической подготовке, туристической подготовке, истории, финансовой грамотности, ситуативной журналистике, а также из военно-спортивных, познавательных, сюжетно-ролевых игр, тематических встреч для детей и их родителей [2].
Взаимодействие участников Смены базируется на трех основных принципах:
- любить ближнего;
- жить по совести;
- трудиться на благо каждого.
Ценности, смыслы и цели образовательной практики «Каникулы с семьей»
Под образовательной практикой понимается образовательная действительность в целом, включающая образовательную деятельность и условия, ее обеспечивающие: основные дидактические подходы, теоретические положения, нормирующие ее, совокупность социальных институтов, субъектов практики – педагогов, обучающихся, родителей, работодателей, представителей социума [3].
Концептуальной основой образовательной практики «Каникулы с семьей» (далее – Практика) являются основные направления развития воспитания – «расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время» [4, с. 36].
Целью Практики является содействие развитию личностного потенциала каждого ребенка, формированию у него качеств патриота, гражданина Отечества.
Задачи Практики:
- создание стратегии воспитания, которая поможет вырастить ребенка как счастливого, успешного взрослого;
- создание условий для формирования гражданско-патриотической компетентности детей, формирования у мальчиков-подростков положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, стимулирование у подростков познавательных интересов в области военно-культурного, героического и исторического наследия России;
- расширение позитивного социального опыта подростков, развитие у них навыков работы в команде, формирование социально значимых ценностей через включение в разнообразную социально значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе;
- улучшение общей физической подготовки и подготовки по основам военной службы через систему мероприятий по военно-прикладным видам спорта и проведение профильных часов, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- раскрытие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей каждого ребенка, создание условий для достижения им ситуации успеха;
- формирование у детей активной жизненной позиции, лидерских качеств, развитие у них стратегического мышления, стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- ориентирование детей на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
От идеи к механизму реализации
Жизнедеятельность участников Смены отличалась своеобразием, определяемым военно-дисциплинарной составляющей. Это:
- деление участников на отделения, использование военизированных норм и ритуалов (строевая выправка, дежурство, ежедневный утренний подъем Государственного флага Российской Федерации с соблюдением всех необходимых норм поведения);
- включение в распорядок дня в качестве режимных элементов утренней физической зарядки, утреннего осмотра, вечерней прогулки и поверки, установление особых правил поведения;
- проведение мероприятий в рамках ежедневного тематического игрового сюжета: тематический календарь позволял каждый день посвящать определенной теме и иметь свой распорядок дня.
Кроме этого, программа Смены (помимо собственно образовательной составляющей) включала целый ряд особых ритуалов и мероприятий.
Для поднятия флага каждый день выбирался новый семейный коллектив, чтобы повысить уровень патриотического воспитания и каждому дать возможность соприкоснуться с важным ритуалом.
В дни проведения открытия и закрытия Смены, а также государственных праздников утренний подъем флага проводился на общелагерной торжественной церемонии.
Мероприятия, направленные на оздоровление всех членов семьи:
- ежедневные утренние зарядки, бег;
- закаливание.
Мероприятия, направленные на организацию отдыха и досуга:
- интеллектуальные и творческие мероприятия и конкурсы;
- беседы о важном;
- просмотр фильмов;
- игровые виды деятельности.
Мероприятия, связанные с военно-прикладной подготовкой.
Летний биатлон «Разведчик» – эстафета масс-старт: участники отделения по очереди с автоматом АК-74 (учебный), преодолевают этапы эстафеты в пешем порядке (эстафета передается автоматом АК-74). Первый и второй огневой рубеж – стрельба из пневматической винтовки.
Тактическая игра на местности: участники должны уметь преодолевать препятствия (забор, завал, ров, лаз, крутые спуски, подъемы) с помощью веревок, по бревнам; болото – по кочкам и по жердям; устанавливать палатку, оборудовать укрытия из плащ-палаток, разжигать костер; надевать противогаз на себя и на «пораженного», оказывать ему первую медицинскую помощь при ранениях и переломах (накладывать жгут, различные повязки, шины), изготавливать из подручных предметов средства транспортировки (носилки с помощью жердей и плащ-палаток, жердей и штормовок, курток) и применять их; преодолевать «зараженные» участки местности; правильно снимать средства защиты; стрелять из пневматической винтовки по падающим целям с дистанции 5–7 м, метать гранату в вертикальную (танк) и горизонтальную (окоп) цели с дистанции 25 м, разбирать и собирать АК, снаряжать к нему магазины; ориентироваться при помощи компаса, передвигаться на местности ускоренным шагом и бегом, перебежками и переползанием, преодолевать минно-взрывные заграждения, атаковать «противника».
Лично-командные соревнования – многоборье, включающее несколько видов:
- Огневая подготовка: соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, снаряжению магазина АК-30 патронами, разборке и сборке автомата на время;
- Выполнение нормативов по воздушно-десантной подготовке (полевая сборка парашюта);
- Общая физическая подготовка: соревнования по метанию гранаты на дальность, бегу на 100 и 1000 метров, подтягиванию на перекладине (максимум), сгибанию, разгибанию рук в упоре лежа (за 1 минуту), подъему туловища из положения лежа, руки за головой (за 1 минуту);
- Перетягивание каната.
Конкурсная программа:
- Конкурс представлений команд («визитные карточки»);
- Конкурс стенгазет «Боевой листок»;
- Сценический номер для сводного концерта (вне зачета, с награждением).
Результат (социальный эффект) Смены:
Подводя итоги, можно отметить, что тематическая системно организованная работа с детьми и их родителями в условиях летнего оздоровительного лагеря является актуальной и необходимой: вовлечение детей и подростков в разнообразную социально значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе способствует формированию качеств патриота, гражданина Отечества.
Отдых с семьей играет важную роль в жизни детей и взрослых, создает воспоминания, которые остаются с человеком на всю жизнь. Семейные поездки и приключения наполняют всех членов семьи новыми впечатлениями и знаниями, расширяют кругозор, создают прочные связи внутри семьи, помогают снять стресс и не дают развиться конфликту, способствуют духовно-нравственному развитию личности и формируют семейные ценности.
Список литературы:
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- Под небом сибирским, под флагом российским: Программа профильной смены: утверждена МБУ ДО «ЦДО «Алые паруса». Новосибирск: [б.и.], 2023. 19 с.
- Под небом сибирским, под флагом российским: План-сетка идеи. Новосибирск: [б.и.], 2023. 4 с.