Художественное слово как средство формирования духовно-нравственных ориентиров детей и подростков

В статье представлен авторский опыт формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся посредством художественного слова. Подчеркивается значимость классической литературы, народного творчества в воспитании доброты, сострадания, гражданственности и патриотизма. Автор делится методикой организации работы в рамках литературного объединения, описывает подходы к выбору репертуара и проведения мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся и их эстетического восприятия, уделяет внимание взаимодействию с семьей.

Г.Л. Арчибасова,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Воробьевы горы»
г. Москва

Школьное детство — важнейший этап человеческой жизни. Именно в этот период закладываются духовно-нравственные основы личности, формируются базовые умения, усваиваются нормы поведения, устанавливаются ценности [4]. По мнению многих психологов, ведущая роль в воспитании духовности личности принадлежит ценностным ориентирам. Формирование духовно-нравственных ориентиров — многогранный, сложный процесс, который длится всю жизнь человека, но его основы закладываются в детстве [2].

Духовно-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессии по отношению друг другу. Поэтому особая роль в формировании духовно-нравственных ориентиров сегодня принадлежит педагогу. Каждый педагог мечтает вырастить хороших детей! И у большинства это получается, хотя каждый воспитывает их по-своему.

Как показывает опыт, одним из эффективных средств нравственного воспитания обучающихся являются литературные объединения: в развитии моральных качеств личности, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру особенное значение имеют литературные произведения. Ресурсом этического воздействия литературы на детей и подростков является богатство идей и значений образов, более глубинное проникновение в действительность, более широкая связь с духовными и социальными проблемами времени [1].

Одно из литературных объединений — студия «Художественное слово» (далее — Студия) — создано более девяти лет назад в Центре искусств «Моцарт» ГБОУ «Воробьевы горы» (Московский дворец пионеров). Здесь дети учатся риторике, ораторскому искусству и художественному чтению литературных произведений, поэтому очень важно выбрать исполнительский репертуар с учетом высокой художественности и воспитательного характера каждого произведения. Ведь хорошо подобранный репертуар не только повышает исполнительское мастерство и культуру слова обучающихся, но и способствует их духовно-нравственному развитию.

Наиболее сильное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей оказывает литературная классика. Читая классические произведения, обучающиеся размышляют на самые важные темы морали, чести, совести, служения Отечеству. Именно поэтому в репертуаре Студии появились концертные программы, посвященные юбилеям русских и советских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, С.В. Михалкова и других. Со сцены звучат стихи, отрывки из сказок, поэм и прозаических произведений.

Патриотическое воспитание в сегодняшних реалиях приобретает особую актуальность и значимость. Современная действительность требует пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к своей Родине, чувство ответственности перед будущим [4]. Ответом на вызовы времени стали концертные программы, посвященные величию России и столицы нашей Родины — Москвы, Победе в Великой Отечественной войне. Для обучающихся это стало не только замечательной возможностью продемонстрировать свои творческие способности, но и ощутить причастность к историческим событиям страны. Для прочтения были отобраны самые серьезные и патриотические стихотворения, что способствовало формированию у обучающихся активной гражданской позиции, ощущению себя гражданами Великой страны.

Очень много поэтических концертных программ Студии посвящено пейзажной лирике. Ежегодно проходят концерты «Времена Года», составленные из произведений классиков. Подготовка программ по этой теме создает условия для целостного и глубокого эстетического восприятия обучающимися пейзажной лирики, формирования у них любви к родной природе и к высокому поэтическому слову, воспевающему ее красоту.

Для формирования личности ребенка младшего школьного возраста особое значение имеет народная художественная культура, которая является средоточием этничности, отражением национального самосознания, национальных традиций, особенностей мировосприятия и поведенческой составляющей русского народа. Выступая в качестве педагогического средства, она способствует усвоению обучающимися нравственно-эстетических ценностей, которые составляют мировоззренческую основу личности. Посредством освоения народной художественной культуры младшие школьники учатся хранить национальные традиции, обычаи и обряды, уважать культуру своих предков, их мудрость.

Особое значение для развития личности, формирования толерантного отношения к другим культурам и способности идентифицировать себя с многонациональной Россией имеет в этом возрасте устное народное творчество (сказки, сказания, былины, легенды) [6]. Сказка, в которой передается мировосприятие того или иного народа, запечатлено национальное самосознание, является образно-символическим отражением народной художественной культуры, ее национальных, этнических особенностей. С помощью народных сказок обучающиеся получают представление о жизненных ценностях различных народов. Сказка развивает творчество ребенка, стимулирует его к деятельности, одной из первых знакомит с принципами морали. Велико значение сказок и в эмоциональном развитии ребенка. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники нуждаются в чувстве защищенности и безопасности, которое отражается в содержании сказок, несущих жизнеутверждающие идеи, где добро всегда побеждает зло, где даже в самой трудной ситуации все заканчивается хорошо. В процессе становления личности ребенка народная сказка выступает в качестве мощного средства духовно-нравственного воспитания [7]. Сказочный репертуар для исполнения обучающимися Студии младшего школьного возраста ориентирован на формирование у них непреходящих общечеловеческих духовных ценностей — добра, красоты, любви. «Мы разные, но мы вместе, мы похожи» — девиз в воспитании духовности посредством сказки.

Приоритет, в течение многих лет отдававшийся воспитанию качеств личности, диктуемых прагматичным временем, не замедлил дать свои всходы. В последние годы наблюдается дефицит (либо полное отсутствие) таких качеств личности, как доброта, доброжелательность, сопереживание сострадание. Неслучайно все отчетливее проявляет себя тенденция повышения внимания к издержкам воспитания и к необходимости его существенной корректировки в сторону высших человеческих качеств. В обществе все чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых и о выпуске новых фильмов, учащих детей добру, чаще стали вспоминать добрые стихи и песни для детей, да и сами слова «доброта», «добрый», «доброжелательность» стали звучать чаще, ведь проблема воспитания новых поколений добросердечных и сострадательных граждан нашей страны заслуживает того, чтобы обратить на нее внимание.

Воспитание доброты вряд ли можно свести к отдельным педагогическим процессам: воспитание души должно пронизывать собой весь образовательный процесс. Особое место в воспитании добрых чувств к людям занимает личность педагога [8]. Может ли дойти до ребенка доброе слово недоброго педагога? Конечно, нет. В каждом слове педагога должны содержаться доброжелательные нотки, доброе начало должно пронизывать всю область воспитания, доброе отношение к детям должно стать одним из важнейших критериев педагогической целесообразности при выборе мер воздействия на обучающихся. Гуманистическое направление в воспитании требует от педагога чрезвычайной осторожности, гибкости, умения проектировать конечный результат и подходить к оценке результата педагогического воздействия с позиции нравственных критериев.

Воспитанию доброго отношения к людям может служить целый ряд литературных произведений. Среди них: А.Л. Барто «Всё на всех», С.Я. Маршак «Последний сонет», И. Северянин «Поэза сострадания», С.А. Есенин «Шел Господь пытать людей в любови…», А.Д. Дементьев «Мир держится на добрых людях», «Никогда ни о чем не жалейте», Ю.В. Друнина «Доброта», Е.А. Евтушенко «Просека» и другие.

Духовно-нравственное воспитание ребенка происходит в тесном взаимодействие педагога с семьей. В индивидуальных беседах с родителями обучающихся Студии поднимаются вопросы о важности семейного чтения, рекомендуются произведения для чтения вслух. Ведь именно семья помогает воспитывать в ребенке интерес к чтению. Вместе с родителями обсуждается сценический образ обучающегося: внешний вид чтеца литературных произведений очень важен — он задает тон исполнения и настрой исполнителя.

Обобщение многолетнего опыта работы студии «Художественное слово» позволяет констатировать, что главным в работе педагога дополнительного образования является:

  • создание в детском коллективе атмосферы радости;
  • обучение детей умению замечать все доброе и светлое в жизни;
  • формирование у них умения понимать окружающих, сочувствовать им;
  • стимулирование у обучающихся стремления поддерживать культурные традиции нашей Родины;
  • воспитание у обучающихся потребности приумножать свет, тепло и радость в своей душе и в мире.

Время показало: как бы ни сложилась судьба выпускников Студии в дальнейшем, они всегда имеют ту нравственную и духовную опору, которая помогает им активно жить, а не проживать свою жизнь.

Список источников:

  1. Бочкова Н.Н., Григорьева И.А. Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта // Молодой ученый. 2017. № 34. С. 4–7.
  2. Илюхина Т.Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 38. [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45696/ (дата обращения: 03.12.2024).
  3. Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3. С. 51–54.
  4. Моисеенко М.В. Роль истории в формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи: социальное развитие и духовно-нравственный мир современной личности: Сборник статей. М.: Изд-во «Планета», 2022. С. 107–110.
  5. Приобщение школьников к традиционным российским ценностям средствами внеурочной деятельности: Аналитический отчет по результатам мониторинга / под ред. О.В. Гукаленко, А.Г. Бермус, И.В. Вагнер [и др.]. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 94 с.
  6. Толкачева Ю.Р., Попова Т.И. К проблеме духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С. 10–17.
  7. Фоменко Н.В. Значение русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2021. № 1. С. 81–89.

Добавить комментарий

Войти с помощью: