От авторской программы к авторскому учебному пособию. Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальный английский» в детском музыкальном театре «Домисолька»
В статье описан опыт работы педагога дополнительного образования по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальный английский» в Детском музыкальном театре «Домисолька»: отражены особенности использования авторских рабочих тетрадей в обучении детей 5–6 лет, делающих первые шаги в изучении английского языка; представлена рабочая тетрадь № 4, которая содержит изучаемый лексический материал, практические задания и песни, способствующие отработке и закреплению программного материала. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, реализующим программы языковой подготовки, методистам по дополнительному образованию.
Е.А. Говорова,
педагог дополнительного образования,
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский музыкальный театр “Домисолька”»,
автор дополнительной общеразвивающей программы
«Музыкальный английский»,
г. Москва
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
A.A. Гин
Современный образовательный контекст подразумевает использование интерактивных мультимедийных ресурсов, взаимопроникновение сред (офлайн- и онлайн-пространств) и мультимодальную педагогику, позволяющую адаптировать учебные материалы к опыту и культуре конкретного учащегося [5], реализацию наряду со стандартными педагогическими практиками инновационных, предлагающих различные подходы в обучении, в том числе иностранному языку.
Несмотря на существующее на образовательном рынке разнообразие учебной и методической литературы, молодые педагоги зачастую стоят перед выбором, какой технологией воспользоваться в своей педагогической практике, а более опытные специалисты нередко подвергаются профессиональному «выгоранию», годами используя материалы выбранного ими или их образовательным учреждением учебно-методического комплекса. Такая ситуация далеко не самым лучшим образом влияет на образовательный процесс и на заинтересованность обучающихся в изучении определенного предмета.
Основная цель профессиональной деятельности педагога – формирование и сохранение интереса обучающихся к познанию нового. Однако достижение этой цели возможно лишь при наличии педагогической мотивации, постановке конкретных задач, использовании адекватных приемов, видении результатов своей работы. Именно педагоги дополнительного образования, не «зажатые» в рамки ФГОС, успешно достигают этой цели, работая по собственным дополнительным общеразвивающим программам, используя на занятиях авторские разработки, выстраивая образовательный процесс в соответствии с принципами креативности, гуманизма и педагогической поддержки.
Данная статья – возможность поделиться с коллегами опытом работы по дополнительной общеразвивающей программе «Музыкальный английский» (далее – программа «Музыкальный английский», программа) и представить разработанное к программе интерактивное мультимедийное пособие «Музыкальный английский».
«Музыкальный английский» – одна из дисциплин, изучаемых в детском музыкальном театре «Домисолька» наряду с сольфеджио, основами театра, хоровым пением, танцем и народным вокалом. Особенность музыкального английского заключается в возможном синтезе всех вышеперечисленных дисциплин. Музыка (песни), ритм (рифмовки), актерское мастерство, элементы сценической речи (скороговорки) – неотъемлемая составляющая занятий, одновременно предмет и средство обучения.
Содержание программы составляют типичные для обучающихся 5–8 лет темы: семья, игрушки, цвета, животные, фразы этикетного характера, язык бытового общения. Однако в основе методики работы с обучающимися по программе «Музыкальный английский» лежат детально продуманные наиболее эффективные способы подачи учебного материала:
- Подключение всех уместных каналов воздействия. Язык, как известно, – средство общения, и не всегда только вербального, поэтому общение на занятии происходит не только с помощью слов, но и с помощью мимики, жестов, интонации. Ритмически оформленный языковой материал (песни, рифмовки, скороговорки, стихи) может являться ведущим средством в обучении английскому языку, что делает процесс обучения легким, эмоциональным, а запоминание лексики и грамматики – эффективным.
- Хоровая работа как возможность максимально «прозвучать» на занятии. Дефицит учебного времени естественен при обучении любому языку, поэтому важно использовать время занятия максимально эффективно для того, чтобы каждый обучающийся имел возможность говорить на языке и быть постоянно включенным в учебный процесс. Именно поэтому на стадии «тренировки» учебного материала, используется хоровая работа как возможность обучающимся говорить большее количество времени и звучать более уверенно.
- Элементы неожиданности, сюрприза или противоречия. Например, радуга может иметь непривычные цвета, мышка Молли – персонаж, сопровождающий ребенка на страницах рабочих тетрадей интерактивного мультимедийного пособия «Музыкальный английский», – вдруг становится героем видеосюжета или гостем занятия. Для облегчения процесса запоминания и повышения мотивации к обучению как при объяснении нового материала, так и на любой другой стадии занятия используются различные элементы. Система, порядок, к которому привыкают дети, без сомнения, являются важными факторами, тем не менее иногда важно «сломать» привычный ход занятия. На фоне новых эмоций процесс запоминания материла станет более эффективным, ведь «ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное» (А.А. Гин) [1, с. 32].
- Продуманный и понятный алгоритм выполнения домашнего задания. Продумывая домашнее задание, следует не только учесть его содержание, но и детально представить возможные способы и вариации его выполнения, опираясь как на возможности конкретной группы, так и на индивидуальные особенности каждого обучающегося. Домашнее задание должно вызывать интерес, а процесс его выполнения – быть максимально понятным.
- Сотворчество. Современное интерактивное обучение построено на взаимодействии не только педагога и обучающегося, но и обучающихся друг с другом. Рожденный в совместном творчестве учебный продукт обладает особой ценностью, делая обучение более эффективным. «Группа не на словах, а на деле приверженная принципам сотрудничества, – возможно, самый совершенный и надежный инструмент из всех, какими владеет современная педагогика» (Д. Джонсон) [4, с. 63]. В нашем случае у обучающихся есть возможность быть причастными к созданию интерактивного мультимедийного пособия «Музыкальный английский»: рассказы детей, сказки, которые они сочинили, выполняемые ими учебные упражнения, рисунки, поделки становятся содержанием рабочих тетрадей, включенных в пособие.
- Эстетическое оформление кабинета и учебных материалов. Главным принципом при организации деятельности детей 5–8 лет является принцип наглядности, поскольку в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Именно поэтому большое внимание уделено оформлению учебного пространства, пособий и раздаточных материалов, используемых в учебном процессе: они должны быть эстетически привлекательными, не должны иметь отвлекающих деталей. Использование разнообразного иллюстративного материала позволяет педагогу быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным [5, с. 22].
- Процесс общения и обучения должен проходить в доброжелательной обстановке. Не всегда на занятии уместны элементы соревнования, к которому, казалось бы, так склонны дети. Важнее создать обстановку радости и взаимной поддержки, сопутствующую желанию детей учиться. «Сотрудничество с одноклассниками и бережное отношение к этому сотрудничеству, умение дорожить им гораздо надежнее, чем конкуренция или индивидуальный труд, гарантируют ребенку психическое здоровье, формируют у него навыки, необходимые для жизни в обществе, и чувство собственного достоинства» (Д. Джонсон) [4, с. 57].
Режим занятий по программе «Музыкальный английский» – 1 раз в неделю по 1 часу: для изучения иностранного языка этого, несомненно, недостаточно. Выход из ситуации видится автору статьи в создании условий для интенсификации обучения за счет самостоятельной работы обучающихся с изученным материалом. С этой целью и было разработано интерактивное мультимедийное пособие «Музыкальный английский» для обучающихся первого года обучения. Его основу составили материалы учебных пособий российских и британских авторов – песни, анимация, сказки, которые были переработаны, систематизированы и визуализированы (рисунок 1).
Интерактивное мультимедийное пособие (далее – пособие) состоит из пяти рабочих тетрадей, посвященных разделам программы первого года обучения, которые носят соответствующие им названия: Hello, Numbers, Toys, Colours и Animals. Формат подачи материала в пособии учитывает возрастные особенности обучающихся: дети отправляются в увлекательное квест-путешествие вместе с персонажем учебника, мышкой Молли. В конце путешествия обучающиеся получают награды и грамоты за успешное изучение темы, что значительно повышает их мотивацию к продолжению обучения по программе. Дорожная карта – обязательное приложение к каждой тетради – помогает определить, на каком этапе прохождения программы находится обучающийся (рисунок 2).
Содержание пособия выстроено по принципу интеграции традиционных форм обучения и цифровых технологий (электронных образовательных ресурсов). Новый материал «зашит» в картинки, которые при желании можно «оживить» при помощи наведения камеры смартфона на QR-код. Отметим, что QR-коды сопровождают значительную часть заданий. Благодаря этому обучающиеся имеют возможность не только услышать английскую речь и прослушать песенку или другое музыкальное произведение, но и посмотреть видеосюжет по теме программы. Тексты всех песен, стихов, скороговорок расположены в виде приложения в заключительной части каждой тетради.
Постоянные рубрики, четко сформулированные задания и наглядные примеры с возможностью выхода в интернет через QR-код делают процесс работы понятным. «Отработать» и применить полученные знания можно, выполняя традиционные практические упражнения. Для этой цели предусмотрены отдельные страницы пособия (рисунки 3 и 4).
Цифровые учебные материалы систематически обновляются, дополняются и видоизменяются. Таким образом, пособие не потеряет своей актуальности на протяжении долгого времени. Все задания сопровождаются короткими, понятными для ребенка комментариями, что дает ему возможность самостоятельно выполнить работу.
В начале каждой тетради представлены планируемые результаты и ожидания, а в конце тетради расположен список достижений. Таким образом, родители могут увидеть, на каком этапе изучения английского языка находится их ребенок. А дети имеют возможность провести самоанализ, сделать вывод об усвоении ими учебного материала, о приобретении того или иного языкового навыка. Это даст им возможность более осознанно отнестись к процессу и результату обучения (рисунок 5).
В данном комплекте рабочих тетрадей использован еще один из названных выше приемов – подключение всех уместных каналов воздействия. Он нашел свое воплощение в разнообразии заданий и способах их выполнения: смастерить поделку, сочинить сказку, изобразить настроение, решить примеры, спеть песню, раскрасить картинку, рассказать скороговорку и даже нарисовать диктант.
В Приложении к статье представлена Рабочая тетрадь 4 по Музыкальному английскому. 1-й год обучения (тема «Цвета»).
Комплект рабочих тетрадей и опыт работы с ними были представлены педагогическому сообществу других образовательных учреждений на территории России и за ее пределами. Разработанное учебное пособие было высоко оценено педагогическим сообществом на профессиональном конкурсе мультимедийных учебно-методических разработок «Радость онлайн»[1] в 2023 и 2024 годах, на совместном проекте ИИТО ЮНЕСКО и китайской ИТ-компании NetDragon[2] «Реализация потенциала учителей» в 2023 году, что подтверждают дипломы и сертификаты (рисунки 6 и 7).
Опыт работы с интерактивным мультимедийным пособием также был представлен педагогическому сообществу на Московском фестивале дополнительного образования «Конфест-2023» и получил положительные отзывы от коллег.
Повышение заинтересованности детей в изучении английского языка с применением интерактивного мультимедийного пособия отметили родители обучающихся.
«…Раньше я думала, что изучение иностранного языка маленькими детьми – это лишнее. А когда дочка начала заниматься у Екатерины Алексеевны, поняла, как это здорово. Какие интересные, несложные, но в то же время увлекательные занятия! Стихи, песни, скороговорки на английском – просто чудесные. Дочка просит их постоянно ставить. И получается, что, играя, она с легкостью осваивает иностранный язык и это никак не мешает изучению других предметов» (мама обучающейся из группы «Секунда»).
«Хочу сказать огромное спасибо. Дети за 2 месяца занятий с Вами стали иначе относиться к иностранному языку. Чувствуется их увлеченность, им стало интересно выполнять домашние задания в тетрадях. Они начали говорить и даже в игре использовать английские слова» (мама обучающейся из группы «Септима»).
С целью обеспечения преемственности в обучении и поддержания интереса к изучению английского языка в настоящее время разрабатывается интерактивный мультимедийный комплект тетрадей для обучающихся по программе 2-го и 3-го годов обучения.
В заключение отметим, что применение в дополнительном образовании цифровых технологий, интерактивных мультимедийных пособий предоставляет неограниченные возможности для совершенствования содержания, методов и средств обучения английскому языку, способствуют повышению уровня и качества дополнительного образования в целом.
Список источников:
- Гин А.A. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. 18-е изд. М. Вита-Пресс, 2022. 114 с.
- Говорова Е.A. Проживая сказку: музыкальный английский // Учительская газета. УГ – Москва. № 50 от 13.12.2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://ug.ru/prozhivaya-skazku/ (дата обращения: 04.11.2024).
- Дашковская О. Педагогика сотрудничества: уходящая натура или урок для будущего? // Учительская газета. 2021. № 42 [Электронный ресурс]. – URL: https://ug.ru/pedagogika-sotrudnichestva/ (дата обращения: 04.11.2024).
- Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения: обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 251 с.
- Мировые тренды образования в современном контексте – 2024. // Higher School of Economics. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024/ (дата обращения: 04.11.2024).
- Институт реализации государственной политики и профессионального развития работников образования [Электронный ресурс]. – URL: https://apkpro.ru/upload/iblock/25f/93dds7e7kmksf6qwzcpnwtyx65hh3bq0.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
[1] «Радость онлайн» – открытый конкурс мультимедийных учебно-методических разработок в дополнительном музыкально-эстетическом и художественном образовании. Проводится в рамках Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы».
[2] «Электронная библиотека для учителей» – открытая образовательная платформа, разработанная ИИТО ЮНЕСКО при поддержке ведущего мирового создателя интернет-сообществ NetDragon Websoft Holdings (Китай).
Приложение