Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста
Раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста, поиск общих путей предупреждения интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном быстро меняющимся обществе, позволит предотвратить и исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и в дальнейшем даст возможность более широкого выбора типа школьного обучения, будет способствовать гармоничному развитию ребенка, его полноценной социализации. Статья будет полезна родителям, специалистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования детей.
А.В. Лактионова,
учитель-логопед
А.В. Терзи,
воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, сенсорного, психического и речевого развития ребенка проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медицинского персонала, педагогов дошкольного образования (логопедов, дефектологов, воспитателей групп) и педагогов дополнительного образования. Это не случайно, ведь ранний возраст является уникальным, стратегически значимым для всего последующего умственного, сенсорного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Ранний возраст – это период формирования высших функций коры головного мозга, которые развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, а также в непосредственном общении детей с родителями. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формировать процессы восприятия, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития ребенка.
В жизни ребенка очень важна роль родителей: совместная деятельность родителей и детей, начиная с первого года жизни, их тесная эмоциональная связь – главные факторы развития ребенка. Родители показывают ребенку социальное пространство, в котором они живут. А соприкосновение родителей с детским миром помогает им не только посмотреть на своего ребенка другими глазами, но и целенаправленно и систематически заниматься его развитием.
В современном детском саду актуальны следующие направления работы с семьей.
- Познавательное: общие, групповые и индивидуальные собрания и беседы, выставки детских работ, совместное участие детей и родителей в мероприятиях, пеших и выездных экскурсиях. Цель – ознакомление родителей с психологическими и возрастными особенностями воспитания детей раннего возраста, формирование у них необходимых практических навыков и расширение теоретических знаний по вопросам воспитания.
- Информационно-аналитическое, способствующее выявлению (посредством тестирования и анкетирования) и совершенствованию ориентации родителей в первоочередных педагогических потребностях семьи. Цель – определение и выявление интересов, запросов и потребностей родителей, установление уровня их педагогической грамотности и эмоционального контакта с собственными детьми и педагогами образовательного учреждения.
- Наглядно-информационное: организация в рамках образовательного учреждения информационного уголка, в котором размещается вся необходимая родителям информация по вопросам воспитания детей. Цель – донесение до родителей в доступной форме информации о родительских обязанностях по воспитанию детей.
- Досуговое: организация различных совместных мероприятий, таких как семейный туризм, походы, соревнования, праздники (например, народные); создание, поддержка и развитие здоровых культурных традиций в семье как основы воспитывающей среды; возрождение старых традиций России, служивших духовной консолидации семьи (народные и религиозные праздники); развитие семейного творчества (поделки на различную тематику, элементы декоративно-прикладного творчества и др.). Цель – установление доверительных взаимоотношений и эмоционального контакта между детьми и родителями, между родителями и педагогами.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи выступает как одно из важных условий воспитания и развития гармоничной личности ребенка раннего дошкольного возраста, дающее отличные результаты. Сопровождение семьи на уровне межличностных отношений работает как прочная реально действующая взаимосвязь, взаимозависимость между субъектами отношений, способствующая формированию полного взаимопонимания и сотрудничества, направленного на решение совместно поставленных задач.
Сотрудничество с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения носит характер партнерского взаимодействия, где каждый из участников процесса выполняет часть своей работы и все они стремятся к единой цели – воспитанию ребенка на основе обсуждения его развития и роста. В этом случае в отношениях с семьей необходим диалог: совместные коллективные формы деятельности (краткосрочные и долгосрочные проекты, занятия), а также индивидуальные формы работы (беседы, консультации по результатам психолого-педагогической диагностики и др). Следует отметить, что диагностика детей раннего возраста учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом проводится только с согласия родителей (законных представителей).
На сегодняшний день детский сад является единственной образовательной организацией, которая регулярно взаимодействует с семьей на этапе ее раннего формирования. Тогда как школа, колледж или вуз ведут работу с родителями в условиях уже сформированных отношений в системе «ребенок – семья – педагог». Поэтому именно в детском дошкольном образовательном учреждении возможна поддержка семьи, создающая оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта, а также объединение усилий специалистов, ведущих процесс сопровождения.
На данный момент психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как совокупность технологий, направленных на помощь семье, как особая культура поддержки ребенка, его социализации, воспитания и обучения [4]. Определим ряд аспектов, на которые стоит обратить внимание педагогам дошкольного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
- Адаптация к детскому саду: в первый месяц посещения ребенком детского сада нужно ежедневно отслеживать его поведение, эмоциональное состояние и состояние здоровья.
- Организация работы: педагог-психолог совместно с воспитателями заполняет «Лист адаптации», в котором учитывается множество характеристик-показателей адаптивности ребенка к детскому саду (пол ребенка, возраст; сон и бодрствование; аппетит; заболевания; индивидуальные показатели и др.), на основе которого определяется индивидуальный режим адаптационного периода (например, сокращение времени пребывания в детском саду, фрагментарное присутствие родителей в группе), что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.
Контроль развития ребенка – оценка ведущих сфер развития (например, на втором году жизни – понимание и активная речь, сенсорное развитие, игра и действия с предметами, развитие общих движений и формирование навыков самостоятельности).
- Организация благоприятной развивающей среды: естественная, комфортабельная, уютная обстановка, положительный микроклимат в группах, музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни оказывают позитивное влияние на ребенка и способствуют более быстрой его адаптации. Родителям рекомендуется создать спокойную и бесконфликтную атмосферу дома. Чаще обнимать ребенка, гладить его, говорить ласковые слова, отмечать успехи и улучшение в поведении. Больше хвалить, чем ругать. Быть терпимее к капризам, поскольку они возникают из-за перегрузки нервной системы. В первый месяц посещения не оставлять ребенка в детском саду на целый день, забирать его как можно раньше домой. Узнать режим дня детского сада и приблизить к нему домашний режим ребенка. Обеспечить ребенка комфортной одеждой и обувью, чтобы он сам мог переодеться на прогулку, в группу, на спортивное занятие. Поощрять самостоятельность ребенка: терпеливо ждать, пока он сам поест, оденется, обуется, соберет игрушки. Если родителей беспокоят сильные изменения в поведении ребенка, связанные с адаптационным периодом, рекомендуется обратиться за помощью к педагогу-психологу.
- Индивидуальный подход: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направлено лично на него. Также важно учитывать, что дети раннего возраста еще плохо понимают слова, поэтому любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными.
- Просветительская работа с родителями (например, о роли игры в развитии психических функций в раннем возрасте). Родителям можно объяснить, что игры в раннем возрасте играют важную роль в развитии психических процессов у ребенка:
- восприятие развивается в процессе игры с незнакомыми предметами: ребенок получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз;
- внимание в раннем возрасте развивается при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи, а задача родителей – заинтересовать ребенка, так как от умения быть внимательным зависит его дальнейшее умственное развитие (например, когда ребенок разглядывает что-то, можно заострить его внимание на деталях предмета);
- память в процессе игры обогащается, поэтому возрастают объем и прочность сохранения материала;
- воображение в игре развивается через разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, что делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения;
- мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами: самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки.
Для развития всех психических процессов нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру не только в детском саду, но и дома вместе с родителями.
Ранняя целенаправленная, просветительская работа педагогов с родителями способствует также предотвращению негативно сказывающихся на ребенке отклонений в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые могут проявиться в раннем детстве и отрицательно влиять на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являясь причиной вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Следует отметить, что психическое развитие в раннем возрасте определяется развитием восприятия. Для ребенка раннего возраста мыслить – значит разбираться в видимых связях (думать на уровне восприятия). Сенсомоторный интеллект в концепции Ж. Пиаже – первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями [1].
В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения ребенком значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выражение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам использования предметов. Его возрастающий интерес к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться к взрослому и получить необходимую помощь он может, только овладев речевым общением. Родителям необходимо знать, что у детей раннего возраста интенсивно происходит:
- восприятие сенсорных операций;
- развитие двигательных структур;
- освоение речи;
- формирование первых навыков.
Важно в раннем возрасте прививать малышу умение разбираться с предметами и группировать их. Это произойдет в любом случае, но опоздание в освоении (например, при дефиците воспитания) приводит к задержке мышления на других стадиях [2].
Также следует знать, что в раннем возрасте у ребенка появляются ориентировки типа: что это? (восприятие предметов); что делает? (восприятие функционального назначения предметов); почему такой? (восприятие свойств и качеств предметов). Все это рождает предметную деятельность – форму целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, направленную на овладение социальными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.д.
В приложении к данной статье авторы предлагают несколько практических примеров взаимодействия с детьми, способствующего их развитию.
Подводя некоторые итоги, можно констатировать: раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста, поиск общих путей предупреждения интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном быстро меняющимся обществе позволит предотвратить и исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и в дальнейшем даст возможность более широкого выбора типа школьного обучения, будет способствовать гармоничному развитию ребенка, его полноценной социализации.
Список источников:
- Банди А., Мейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. М.: Теревинф, 2021. 768 с.
- Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2021. 361 с.
- Ивановская О.Г., Шулекина Ю.А. Психолингвистика для дефектологов: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2024. 279 с. (Серия «Высшее образование»).
- Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. – URL: http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31393 (дата обращения: 20.11.2024).
- Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2019. 352 с.
- Носко И.В., Пальченко А.П., Погорская В.А. Психолого-педагогическая диагностика детского развития: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2021. 97 с.
- Хилтунен Е.А., Корочарова Н. Коллекция монтессори-материалов русской учительницы Юлии Ивановны Фаусек: Исторический альбом / под ред. Е.А. Хилтунен. Открытое (электронное) издательство «Народная книга», 2024. 100 с.
Приложение
Несколько практических примеров взаимодействия с детьми
Педагоги и родители детей с нормальным психическим развитием и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, могут начинать совместную развивающую работу, исходя из общих закономерностей развития детей дошкольного возраста:
- общие направления (линии) развития ребенка;
- общие этапы и периоды развития;
- наличие сензитивных периодов в развитии;
- роль речи в развитии высших психических процессов;
- роль ведущего вида деятельности в развитии психических процессов и личности;
- роль опережающей направленности обучения.
В работе с ребенком, можно использовать принцип последовательности формирования новых представлений.
- Выполнение сенсорного действия по подражанию и образцу. Перед ребенком находится 2 предмета (кубик и мячик). Взрослый берет в руки свой кубик и говорит ребенку: «Дай такой, как у меня». Ребенок выбирает один предмет из двух. Взрослый хвалит ребенка.
- Установление связи между предметом (качественным или количественным признаком) и его названием. Ребенок держит в руках кубик. Взрослый говорит ребенку: «Это кубик».
- Выделение ребенком предмета (качественного или количественного признака) по слову педагога: «Дай мне кубик». Введение нового слова в пассивный словарь.
- Называние ребенком предмета (качественного или количественного признака): «Что это?». Пассивный словарь становится активным.
- Включение предмета в практическую деятельность.
Далее ребенок может сложить предметы в коробку одной рукой, поставить кубик на кубик. Такое упражнение способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, тактильно-двигательной чувствительности, слухового и зрительного внимания, обогащает сенсорный опыт: цвет, форма, величина [7].

Игры по сенсорному воспитанию
Игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста включают в себя следующие разделы: конструирование предметов, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, кинестетическое и кинетическое развитие, тактильно-двигательное восприятие, развитие слухового восприятия, слуховой памяти, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти [1, с. 274].
Мы предлагаем родителям варианты игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Дидактическая игра на зрительное внимание «Поймай рыбку»
Возраст детей – 2 года.
Задачи: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.
Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки (рисунок 2).
Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так, лови рыбу, сачок, поймал, помоги.
Ход игры:
1 вариант игры:
Педагог предлагает детям поиграть.
Инструкция: «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме», – педагог предлагает детям сачком перенести рыбку, например, из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами.
2 вариант игры:
Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).
Дидактическая игра на восприятие цвета «Пирамидка»
Возраст детей – 2 года.
Задачи: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка (рисунок 3).

Ход игры:
Педагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом (рисунок 3). Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать то же самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», – по возможности назвав цвет колечка.
Игра «Разноцветные мячики»
Возраст детей – 2 года.
Цель: расширять активный словарь за счет слов действий и прилагательных.
Задачи:
- формировать умение произносить звуки, обозначаемые буквами О, У, И, Е, Ю, Я, Е, Ы;
- ввести в активную речь глаголы повелительного наклонения (сиди, кати, лови, иди);
- формировать умение произносить парные звуки [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т] и другие.
Оборудование: вязанные мячики основных цветов.
Содержание:
1 вариант.
Воспитатель предлагает малышам поиграть с мячиками на полу (рисунок 4). Каждый ребенок выбирает понравившийся ему мячик. Педагог прокатывает мячик и поет: «А-а-а-а…», дети ловят мячик и поют: «А-а-а-а…». Также можно петь звуки, обозначаемые буквами О, У, И, Е, Ю, Я, Е, Ы.
2 вариант.
Воспитатель предлагает поиграть на полу. Широко расставив ноги, воспитатель катит мячик к малышам со словами: «Давай поиграем! Лови мячик, лови!», – выделяя интонацией глагол «лови». Ребенок катит мяч и говорит в ответ: «Лови». То же самое педагог проделывает, катая мячик: «Кати мячик, кати!». Ребенок повторяет действие и слова педагога. Воспитатель говорит: «Сиди, Маша, сиди!». Ребенок отвечает: «Сиди, тетя, сиди». После окончания игры педагог произносит: «Иди, Оля, иди». Дети выполняют действие и говорят «иди».

3 вариант.
Педагог катает мяч и одновременно произносит парные звуки. Ребенок возвращает мяч произнося пары звуков: [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т], [г]-[к], [ж]-[ш], [з]-[с].