Повышение педагогической культуры родителей – инвестиция в будущее детей короткие «заметки на полях» педагогической практики)
Авторы статьи рассматривают важность роли родителей в воспитании детей в современном обществе, педагогическую культуру родителей как систему знаний и навыков, необходимых для создания позитивной атмосферы в семье, успешного взаимодействия с детьми и формирования партнерских отношений с педагогами. Авторы акцентируют значимость регулярного обмена опытом и знаниями между родителями и педагогами, подчеркивая, что инвестиция в педагогическую культуру родителей – это инвестиция в будущее детей.
А.В. Терзи,
воспитатель
А.Н. Жемойко,
воспитатель
Н.А. Семенчук,
воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
В современном обществе роль родителей в воспитании и обучении детей становится все более значимой. И переоценить эту роль невозможно: ведь именно от родителей зависит, как ребенок воспринимает окружающий мир, как формирует свои взгляды, как развиваются его личностные качества. Поэтому для формирования гармоничной личности ребенка и его успешной социализации все более актуальным становится повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – это система знаний, умений и навыков, которые помогают им эффективно взаимодействовать с детьми и выстраивать партнерские отношения с педагогами. Педагогическая культура включает осознание родителями своей роли в образовании детей: не просто поддержки учебного процесса, но и активного участия в жизни ребенка, понимание его потребностей и интересов. Уровень педагогической культуры родителей влияет на то, как дети воспринимают учебу, как формируют свое отношение к знаниям и как развивают свои социальные навыки. Родители, обладающие высоким уровнем педагогической культуры, способны создать дома атмосферу, способствующую развитию у детей любознательности и стремления к обучению.
Одним из аспектов повышения педагогической культуры родителей обучающихся общеобразовательного учреждения является информирование их о новых подходах в образовании, о современных методах воспитания и обучения, о психолого-педагогических приемах создания благоприятной атмосферы в семье. Эмоционально комфортная домашняя среда способствует более открытому общению между родителями и детьми, что, в свою очередь, помогает ребенку развивать уверенность в себе и своих способностях. Важно, чтобы родители могли открыто обсуждать с детьми их страхи и переживания, показывая, что они всегда готовы поддержать и помочь.
Важным компонентом повышения педагогической культуры родителей является стимулирование их эмоционального развития: ведь понимание своих эмоций и умение управлять ими помогают родителям лучше справляться с трудностями, возникающими в процессе воспитания. Одной из наиболее эффективных форм работы здесь стали мастер-классы по эмоциональному интеллекту, помогающие родителям освоить приемы поддержки своих детей в стрессовых ситуациях и развития их эмоциональной устойчивости. Умение оказать ребенку эмоциональную поддержку особенно актуально современном мире, где стрессы и напряжение становятся частью повседневной жизни.
В процессе повышения уровня педагогической культуры родителей важно понимание ими влияния собственного примера: родители должны осознавать, что их поведение, отношение к учебе и жизни в целом формирует у детей представление о ценностях и приоритетах. Поэтому необходимо не только получение родителями психолого-педагогических знаний, но и изменение ими собственного поведения и отношения к жизни. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, демонстрируя своим детям, что учиться интересно и полезно. А дети, наблюдая за активной жизненной позицией родителей, будут более мотивированы к обучению и развитию.
Необходимо также обратить внимание на роль родителей в культурном обогащении детей: совместные занятия, такие как чтение книг, посещение театров, музеев и выставок не только развивает кругозор детей, но и укрепляет семейные связи. Педагоги как помощники и организаторы таких совместных мероприятий предоставляют родителям советы и ресурсы для организации семейного досуга, например: списки книг, которые стоит прочитать вместе с детьми, или совместные выезды на природу, которые станут отличной возможностью для общения и укрепления детско-родительских отношений.
Работа с родителями по повышению уровня их педагогической культуры должна быть системной и регулярной: важно не только проводить одноразовые мероприятия, но и создавать условия для постоянного обмена опытом и знаниями между педагогами и родителями, а также в родительском сообществе. Педагоги дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 629» располагают целым арсеналом разнообразных форм работы с родителями, позволяющим им охватить широкую аудиторию и сделать информацию доступной для всех заинтересованных. Это родительские собрания, группы поддержки, тематические клубы, онлайн-платформы, семинары, тренинги и консультации в очном или в онлайн-форматах. Современные технологии (например, создание закрытых групп в социальных сетях) позволяют легко организовать онлайн-пространство, в котором можно обсуждать различные темы, делиться полезными ссылками и ресурсами, задавать вопросы и получать ответы на них, делиться личным опытом и получать поддержку в любое время.
В перспективе планируется:
– расширение форматов обучения для родителей, включая онлайн-курсы, вебинары и интерактивные семинары;
– увеличение числа мероприятий, направленных на культурное обогащение детей и родителей, таких как совместные экскурсии, выездные мероприятия и тематические праздники;
– организация групп поддержки для родителей, где они могут делиться опытом и получать советы от профессионалов и друг друга;
– создание онлайн-платформ для обмена информацией и ресурсами между родителями и педагогами.
Анализ опыта работы с родителями позволяет сделать некоторые выводы:
- во-первых, педагогическая культура родителей как ключевой элемент образования детей требует постоянного развития, основанного на совместных усилиях и партнерских отношениях педагогов и родителей;
- во-вторых, повышение педагогической культуры требует от родителей постоянного обучения и открытости к новым знаниям, сформированности критического мышления и постоянного эмоционального развития;
- в-третьих, создание среды, в которой родители могут расти и развиваться как личности, – это долгосрочный процесс, требующий от педагогов терпения и настойчивости, но результат стоит всех усилий: образованное и поддерживающее родительство является залогом успешного и счастливого детства, а также формирования ответственных и активных граждан в будущем.
Инвестируя в педагогическую культуру родителей, мы инвестируем в будущее наших детей!
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества. М.: Издательство Московского университета, 2019.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2021. 352 с.
- Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребенок: психологические прописи для родителей. М.: Самокат, 2020. 496 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2019. 277 с.
- Петрановская Л.В. Что делать, если… М.: АСТ, 2019. 144 с.
- Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 2023. 416 с.