Роль семьи при участии в чемпионате «Мастерята» семейной категории в профориентации ребенка среднего школьного возраста

В соответствии с положением Московского детского чемпионата «Мастретята» участники, представляющие учреждения, делятся на категории 1–2 класс, 3–4 класс и 5–8 класс семейной категории «Семья мастеров». В данной категории родитель выступает как полноценный участник команды, разделяя и выполняя все условия для участников конкурса. Участие родителя в чемпионате становится одним из рычагов создания условий для профессионального пространства и профессиональной ориентации детей среднего школьного возраста (5–8 классы).

А.А. Салахетдинова,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
г. Москва

Российская педагогическая энциклопедия определяет термин «профессиональная ориентация» как информационно-практическую деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессий с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда [5, с. 197].

В 2022 году президент России В.В. Путин поручил актуализировать программы профориентации школьников. Глава государства считает, что они должны быть сверстаны с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий. «Обеспечить актуализацию программ профессиональной ориентации школьников с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий», – говорится в пункте списка поручений В.В. Путина [4].

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий [6].

Ведущий отечественный специалист в области психологии труда профессор Е.А. Климова среди восьми факторов выбора профессии на первое место ставит позицию старших членов семьи. «Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии» [1; 3].

Изучению роли родителей по содействию ребенку в выборе профессий отечественные специалисты стали уделять особое внимание. Так, в исследовании А.Т. Нысанова рассматриваются варианты влияния семейных отношений на профессиональный выбор детей. Согласно первому варианту родители настаивают на выборе профессии или определенного учебного заведения без учета мнения ребенка. Это приводит его к неосознанному выбору, без учета собственных интересов и способностей. Во втором случае родители вообще не участвуют в процессе профессионального самоопределения ребенка. Это приводит к его психологической неготовности к определенной профессии. Третий вариант предполагает совместное прохождение родителей с ребенком всех этапов профессионального ориентирования и самоопределения, при этом родители реализуют как психологическую, так и ресурсную поддержку. Последний вариант межличностных отношений в семье является оптимальным для профессиональной ориентации ребенка [2, с. 41–42].

Большой интерес при изучении вопросов профессионального самоопределения и профессиональной ориентации представляют конкурсы, чемпионаты, фестивали, проекты, в которых создается профессиональное пространство, где участники могут получат первый опыт профессии.

«Мастерята» – ежегодный московский чемпионат профессионального мастерства среди школьников младших и средних классов (далее – Чемпионат), на котором ребята погружаются в профессии, проверяются и формируются актуальные знания и умения участников.

Чемпионат направлен на создание условий для формирования ранней профориентации и профессиональных навыков на основе совместной деятельности детей, наставников и родителей.

В 2023 году проходит пятый по счету ежегодный чемпионат рабочих профессий в Москве для детей младшего и среднего школьного возраста. Ребята могут поучаствовать в 45 компетенциях в следующих возрастных категориях: 1–2 класс, 3–4 класс и «Семья мастеров» – 5–8 класс, где наравне с ребенком в качестве одного из участников выступает родитель.

Все компетенции предусматривают командное участие. Команда состоит из двух конкурсантов и одного наставника – человека, подготовившего команду для участия в Чемпионате и сопровождающего ее на всех этапах соревнований. Наставник представляет интересы участников команды на Московском детском чемпионате «Мастерята», отвечает за их жизнь и здоровье.

Этапы проведения Чемпионата 2023/2024 учебного года:

  • профориентационная работа в образовательных организациях и выбор компетенции для участия;
  • дистанционная предчемпионатная подготовка, которая проводится экспертами чемпионата согласно расписанию;
  • внутренний отбор в образовательной организации кандидатов для участия в Чемпионате (условия внутреннего отбора устанавливаются образовательной организацией самостоятельно);
  • команды выполняют конкурсное задание дистанционного этапа, опубликованное на сайте Чемпионата, и размещают видеоматериалы в личных кабинетах;
  • в финал проходят 40 команд по каждой компетенции, набравшие наибольшее количество баллов по решению жюри;
  • команды, прошедшие в финал, проходят очную подготовку (по желанию) в соответствии с расписанием, опубликованным на сайте Чемпионата, на соответствующих площадках проведения Чемпионата по предварительной записи;
  • финал включает в себя выполнение участниками команд практических модулей по выбранной компетенции (длительность выполнения практических модулей – один день: возрастные категории 1–2 класс и 3–4 класс – до 2 часов; «Семья мастеров» 5–8 класс – до 4 часов);
  • результаты команд по итогам финала публикуются на сайте Чемпионата после объявления официальных результатов на церемонии закрытия [7].

Рассматривая роль родителя как полноценного участника Московского детского чемпионата профессионального мастерства «Мастерята», мы выделяем включенность, заинтересованность, практическую и совместную деятельность родителя по выбранной ребенком компетенции.

В 2022/2023 учебном году в компетенции «Поварское дело: Семья мастеров» Московского детского чемпионата «Мастерята» от ГБУОДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара приняла участие семья Алиевых. На дистанционном этапе чемпионата команда выполняла конкурсное задание – сняла ролик по приготовлению 1 порции панкейков с карамельным сиропом в авторской подаче. При приготовлении блюда большое значение для экспертной оценки имела командная работа. Распределение обязанностей, авторский подход, креативная подача, совместное приготовление блюда, когда родитель наравне с ребенком полностью включен в процесс.

После победы на дистанционном этапе, команда проходила совместное практическое очное обучение в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Пищевой колледж № 33» под руководством и наставничеством главного эксперта Чемпионата. Участники команды смогли поработать в учебно-производственном комплексе колледжа, узнать у профессиональных поваров об особенностях работы с продуктами, условиях хранения в холодильнике, технологии приготовления конкурсных заданий финала Чемпионата.

Финал Чемпионата проходил на площадке ГБПОУ «Пищевой колледж № 33», семья приготовила 3 конкурсных блюда за 3 часа. Это были крем-суп из тыквы с креативным декором, куриный рулет в авторской подаче и панкейки с карамельным сиропом. Сплоченность команды, безусловная родительская поддержка ребенка, полное погружение в процесс приготовления блюд помогли одержать победу и завоевать I место в компетенции «Поварское дело: Семья мастеров». В планах команды дальнейшее участие в компетенциях Чемпионата и поступление обучающегося в пищевой колледж города Москвы.

Таким образом, родители ребенка – их интерес, включенность, погружение в профессию – стали одним из основных образовательных и профориентационных ресурсов ребенка.

 

Список источников:

  1. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Новое в жизни, науке, технике. № 2. М.: Знание, 1983. 96 с. (Серия «Педагогика и психология»).
  2. Нысанов, А.Т. Развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии системы дополнительного образования. Диссертация кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006. Челябинск, 2017.
  3. Трушковская, И.А. Семья как профориентационный ресурс обучающихся / И.А. Трушковская. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 6 (111.6). С. 238–240. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/111/27843/ (дата обращения: 01.11.2024).
  4. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 29.04.2023 № ПР-872 [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/71074 (дата обращения: 01.11.2024).
  5. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / А.П. Горкин // М: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2001. 778 с.
  6. Юсупова, Б.С. Понятие и сущность профессионального самоопределения / Б.С. Юсупова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 315–317.
  7. Московский детский чемпионат «Мастерята» официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://kid.mcrpo.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: