Родительская поддержка как один из ключевых факторов успешности дополнительного образования детей
В статье рассматривается роль родителей в дополнительном образовании детей на примере кружка технической направленности «Авиамоделирование», а также формы работы с родителями, способствующие повышению эффективности образовательной деятельности Станции юных техников Устиновского района города Ижевска. Статья будет интересна родителям, педагогическим работникам и руководителям учреждений дополнительного образования.
А.С. Рябчикова,
методист
О.Г. Васильева,
директор
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников
Устиновского района»,
г. Ижевск
Авиамоделирование – это не только увлекательное хобби, но и важная ступень в техническом образовании детей. Кружок «Авиамоделирование» Станции юных техников Устиновского района города Ижевска (далее, соответственно, – Кружок, Станция) является не только учебным объединением технической направленности, но и площадкой для реализации творческого потенциала юных авиамоделистов. Одним из ключевых факторов успеха образовательной деятельности Кружка является активное вовлечение в нее родителей, что делает процесс обучения более эффективным и продуктивным [1].
Поддержка родителей играет решающую роль в развитии увлечения детей авиамоделированием. И это не только моральная поддержка, но и активное участие в создании модели самолета, вертолета или другого летательного аппарата, а также в организационных аспектах – от закупки необходимых материалов до подготовки к соревнованиям.
Не менее важным является взаимодействие между педагогом Кружка и родителями обучающихся по созданию атмосферы единства и сотрудничества, что позволяет детям чувствовать уверенность и мотивацию [2]. В процессе работы используются различные методы вовлечения родителей в создание моделей. Вот несколько наиболее распространенных:
- проектный метод: самостоятельное создание обучающимся модели от начала до конца, начиная с проектирования и заканчивая сборкой и тестированием; родители могут помогать ребенку на каждом этапе проекта, напоминая принципы аэродинамики, правила сборки и техники безопасности;
- метод «рука об руку»: родитель активно участвует в процессе создания модели вместе с ребенком, помогая ему в освоении новых навыков пользования инструментами, техники сборки деталей и др.;
- обучение через игру: родители вместе с детьми участвуют в игровых соревнованиях моделей, испытаниях на дальность полета или точность посадки.
Ежегодно обучающиеся Кружка становятся победителями конкурсов на городском, республиканском и всероссийском уровнях. Эти достижения – результат совместной работы детей, педагога и родителей.
Так, одна из команд, состоящая из обучающегося Льва Чувашова и его отца Юрия Чувашова, заняла призовое место на Международном открытом научно-техническом Фестивале робототехники «Калашников-Технофест: Метательные авиамодели».

на соревнованиях по авиамодельному спорту
Но наиболее ярким достижением педагогов Станции стала целая семья авиамоделистов. Максим Мезрин, обучающийся Станции, начал посещать Кружок в возрасте девяти лет и за восемь лет занятий достиг значительных успехов, получив спортивный разряд и став кандидатом в мастера спорта. Также дважды он становился обладателем денежного гранта главы города Ижевска за выдающиеся успехи в различных областях, включая спорт, науку и искусство. Успех обучающегося был бы невозможен без активного участия его отца, который поддерживал Максима, помогал ему в подготовке моделей, участвовал в соревнованиях и делился своим опытом. А сейчас младший брат Максима, Саша, также посещает занятия Кружка, демонстрируя хорошие результаты. Такое взаимодействие между родителями и детьми создает условия для полноценного раскрытия потенциала каждого ребенка и способствует достижению высоких результатов в выбранной сфере деятельности.

в кружке «Авиамоделирование»
Истории успеха юных авиамоделистов вдохновляют не только их сверстников, но и родителей: именно родительская поддержка обучающихся Кружка – это ключ к успеху. Вовлечение родителей в процесс обучения, их активное участие в совместных мероприятиях и обмен опытом создают уникальную атмосферу, способствующую развитию юных талантов. Благодаря такому сотрудничеству Кружок продолжает развиваться и привлекать новых участников, а также вдохновлять их на достижения в области техники и творчества.
Станция юных техников активно организует мероприятия, где родители могут обмениваться опытом:
- во время открытых занятий родители могут увидеть, какие навыки осваивают их дети, и задать педагогу вопросы о процессе обучения;
- в ходе практических мастер-классов, где дети и родители учатся работать с различными материалами и инструментами (например, резка, склеивание, покраска и другие процессы), более опытные моделисты делятся своими знаниями и умениями с менее опытными.
Все это позволяет родителям не только углубить свои навыки, но и создать крепкую дружескую связь в сообществе. Такие встречи становятся не только обучающими, но и социальными событиями, где обсуждаются общие трудности и успехи детей.
Вышеперечисленные методы и формы помогают не только развивать у обучающихся Кружка технические умения и навыки, но и укреплять отношения между родителями и детьми, создавая общие интересы и увлечения. У них появляется предмет для совместного обсуждения и планирования (родитель может предложить свои мысли, а ребенок – поделиться своими идеями), что помогает развивать у обучающихся критическое мышление и учит их принимать самостоятельные решения.
Другим примером организации взаимодействия и вовлечения родителей в образовательный процесс является ежегодный Городской фестиваль «Мастерим вместе с папой» (далее – Фестиваль), который проводится для всех обучающихся Станции в преддверии Дня защитника Отечества.
Фестиваль ориентирован на решение нескольких важных задач:
- укрепление семейных связей: совместная работа над творческими проектами помогает родителям и детям лучше понять друг друга, укрепить доверие и взаимопонимание;
- развитие творчества: участие в мастер-классах Фестиваля позволяет детям развивать свои творческие способности, а родителям – демонстрировать своим детям навыки, которые могут стать источником вдохновения;
- обмен опытом: Фестиваль предоставляет платформу для обсуждения идей и методов, где взрослые (папы) могут делиться своим опытом, а дети – учиться у них.
Программа Фестиваля включает:
- творческие мастер-классы: от рисования до создания поделок из дерева и других материалов, что способствует развитию у детей креативности и дает возможность родителям показать свои умения;
- технические задания: создание моделей или конструкций, где папы могут научить детей основам проектирования и работы с инструментами;
- конкурсы: участие в конкурсах на лучшее изделие не только развивает дух соперничества, но и позволяет всем участникам проявить свои навыки и творческие способности.
Участие в Фестивале оказывает значительное влияние на развитие детей: когда папы активно вовлечены в процесс, дети чувствуют их поддержку и заинтересованность, что способствует повышению их уверенности в себе, формированию позитивной самооценки. Кроме того, участие в таких мероприятиях позволяет родителям лучше понять интересы и потребности своих детей, а также повысить свою вовлеченность в образовательный процесс [3].

Ежегодно количество участников Фестиваля увеличивается, что свидетельствует о растущем интересе к этому мероприятию и готовности принимать в нем участие. Со стороны организаторов Фестиваля ежегодно продолжается работа по его совершенствованию:
- условия конкурса максимально просты и доступны – есть четкий перечень материалов, которые могут понадобиться, представлены варианты тем для творчества и др.;
- используются социальные сети и мессенджеры (современные родители ими активно пользуются) – создается группа, где публикуются новости о Фестивале/конкурсе, идеи для выполнения конкурсных работ, советы педагогов и примеры работ участников, что помогает поддерживать интерес к Фестивалю и обеспечивает обратную связь;
- привлекаются профессиональные эксперты для оценки конкурсных работ – известные мастера, художники или дизайнеры, – что придает Фестивалю «дополнительный вес» и привлекает внимание родителей;
- перед началом каждого конкурса организуются мастер-классы, чтобы папы могли получить новые навыки и вдохновение;
- делается акцент на командной работе: организаторы Фестиваля объясняют родителям, что главное – не победа, а процесс создания изделия вместе с ребенком, это позволяет избежать излишнего соперничества и сосредоточиться на положительных эмоциях.
Городской фестиваль «Мастерим вместе с папой» является ярким примером эффективного вовлечения родителей в дополнительное образование детей. Он создает пространство для совместной деятельности, обмена опытом и укрепления семейных связей, способствует развитию творчества детей и родителей, формируют у детей уверенность в своих способностях. Но главное, участие в Фестивале создает уникальные моменты общения детей и родителей, которые запоминаются на всю жизнь!
Список источников:
- Захарова Е.И. Роль родителей в развитии творческих способностей детей в условиях дополнительного образования // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 53–61.
- Думский Вестник: теория и практика дополнительного образования // Думский вестник. 2019. №1 (13) [Электронный источник]. – URL: https://dumspb.ru/files/files/%D0%94%D0%A3%D0%9C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_13.pdf?ysclid=m9gzbhpqpg298150417 (дата обращения: 02.04.2025).
- Маркова О.В. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в условиях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 2. С. 20–28.
- Библиотека и семья: Сборник информационно-методических материалов в двух частях / сост. Н.В. Андриенко, М.А. Хабарова. – Барнаул: Алтайская краевая универсальная науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, 2008. Ч. 1. 2008. 136 с.
- Яфарова Ю.И. Эффективные стратегии вовлечения родителей в образовательный процесс [Электронный источник]. – URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/effektivnye-strategii-vovlecheniya-roditeley-v-obrazovatelnyy-protsess/ (дата обращения: 02.04.2025).