Перспективы клубной деятельности в системе дополнительного образования

В статье представлены результаты социологического опроса обучающихся, родителей, педагогов и выпускников учебных объединений ГБПОУ «Воробьевы горы», проводившегося с целью оценки перспектив клубной деятельности в системе дополнительного образования. Проанализирован запрос участников образовательных отношений на организацию совместной культурно-досуговой деятельности, определены её наиболее востребованные формы и содержание. Материалы статьи могут быть использованы педагогами, методистами, организаторами дополнительного образования.

Е.Я. Паромова,
методист;
А.А. Бажинова,
педагог дополнительного образования;
А.Д. Белёва,
педагог дополнительного образования;
М.Н. Золотарёва,
старший педагог дополнительного образования
А.Н. Ткач,
педагог-организатор
О.В. Чернышова,
педагог дополнительного образования.
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Москва

Для дополнительного образования характерен постоянный поиск востребованных форм и направлений работы с обучающимися. Эффективными решениями этой задачи могут быть как инновационные формы организации обучения и воспитания, так и наполнение традиционных форм работы новым актуальным содержанием [1].

Одной из традиционных форм организации внеурочной деятельности являются клубные объединения. История клубов как формы организации досуговой деятельности детей и молодежи в России берет начало на рубеже XIX-XX вв. На I Всероссийском съезде по вопросам образования (1914 г.) клубы были признаны необходимой общественно-педагогической организацией, отмечалось их большое значение в борьбе с влиянием улиц [3].

Одним из первых клубных объединений, обществом «Сетлемент», были заложены традиции клубной деятельности, которые обеспечили её успех в дальнейшем [3]. Это ориентация на разностороннее развитие личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, поддержка инициативы, свобода в определении содержания своей деятельности, самостоятельность и самоуправление. К традициям клубной деятельности также следует отнести добровольность членства, совместную деятельность, атмосферу содружества и сотворчества [4].

Историческое развитие клубной работы в России осуществлялось в рамках системы образования. В Московском дворце пионеров  – крупнейшем учреждении дополнительного образования страны – клубы существовали в двух формах: 1) сообщества по интересам объединяли кружковцев Дворца, 2) тематические клубы, такие как Московское общество юных историков, были ориентированы на детей города [2, 5].

За свою более чем вековую историю клубная деятельность в России переживала и времена большой популярности, и периоды упадка. В системе дополнительного образования клубы существуют и сейчас. В настоящее время в ГБПОУ «Воробьевы горы» ведут работу клубы «Москвоходы», «Юный десантник», спортивно-туристский клуб и др. Деятельность этих клубов имеет узкую тематическую направленность и осуществляется в комплексе с реализацией дополнительной общеразвивающей программы.

А была бы клубная деятельность востребованной, если бы она вышла за рамки определенной тематики? Интересна ли вообще современным детям какая-либо организованная совместная деятельность за рамками учебы? Ответы на эти вопросы позволят понять, может ли сегодня быть актуальной такая традиционная форма внеурочной работы как клубное объединение.

С целью оценить перспективы клубной деятельности в системе дополнительного образования группой сотрудников ГБПОУ «Воробьевы горы» в декабре 2022 года был проведен социологический опрос.

Опрос охватил всех участников образовательных отношений: обучающихся ГБПОУ «Воробьевы горы», выпускников учебных объединений Дворца, родителей обучающихся и педагогических работников. Всего в опросе приняли участие 336 человек.

Социологический опрос проводился в форме массового заочного анкетирования. Анкета включала 35 вопросов, из них: по форме – 19 закрытых и 16 полузакрытых вопросов, по конструкции – 21 альтернативный и 14 поливариантных вопроса.

Пять общих вопросов были адресованы всем респондентам, остальные вопросы были предназначены только определенной группе опрашиваемых: 12 вопросов – обучающимся, 6 вопросов – родителям, 6 вопросов – выпускникам, 8 вопросов – педагогам.

Опрос показал, что и для детей, и для взрослых актуален вопрос, чем заняться в свободное время. Обучающиеся и их родители заинтересованы в общем досуге. Обучающиеся и выпускники – в дальнейшем участии в жизни своего учебного коллектива после окончания обучения. Педагоги – в совместной деятельности с обучающимися за рамками образовательной программы. Это позволяет говорить о том, что потенциальной целевой аудиторией клубной деятельности в системе дополнительного образования являются все участники образовательных отношений. Ниже мы рассмотрим результаты опроса по отдельным категориям респондентов.

Родители обучающихся. Только 21% родителей довольны совместным досугом с детьми. Более половины родителей (53%) хотели бы разнообразить семейный досуг, еще 22,5% – проводить больше времени вместе с детьми. Только некоторые респонденты имеют точное представление о том, что бы они хотели изменить в совместном досуге с детьми, а именно заниматься каким-либо спортом или видом творчества. Для остальных родителей важен совместный досуг с детьми вне зависимости от его содержания.

Несмотря на огромное предложение как со стороны индустрии отдыха и развлечений, так и со стороны других образовательных организаций, родители высоко оценивают потенциал Московского дворца пионеров как места для семейного досуга. Идея совместного организованного досуга во Дворце интересна 73,6% родителей и 68,9% обучающихся.

Среди форм совместного досуга в Московском дворце пионеров наибольший интерес у родителей вызывают экскурсии и туристические поездки (86,8%), лекции и мастер-классы (65,4%). Также родители хотели бы принимать вместе с детьми участие в спортивных мероприятиях (43,4%), концертах и праздниках (36,8%), волонтерских проектах и добровольческой деятельности (35,2%).

Каких результатов ожидают родители от совместной деятельности с детьми? Подавляющее большинство (93,4%) ждут новых эмоций, впечатлений и воспоминаний. Почти половина (48,9%) считает, что они сблизятся с детьми и будут лучше понимать друг друга. Часть родителей полагают, что семейная жизнь станет более осмысленной и содержательной (33%) и взаимоотношения в семье улучшатся (29,1%). Для 4,4% как результат совместной деятельности важен постоянный контроль за ребенком.

Обучающиеся. Только 22% обучающихся довольны тем, как они проводят свое свободное время. Более половины обучающихся хотели бы быть более активными, принимать участие в каких-либо мероприятиях (55,8%) и попробовать новые занятия (54,5%).  Еще 44,2% – больше времени проводить с друзьями, а 22,1% – с родителями.

Кроме занятий в кружках обучающимся были бы интересны следующие совместные занятия с другими ребятами в Московском дворце пионеров: игры, квесты и т.п. (59,7%), экскурсии, туристические поездки (53,2%), обычные встречи и разговоры обо всём, что интересно (53,2%), праздники (51,9%), общие научные, творческие, изобретательские проекты (49,4%). Менее интересно участие в волонтерской деятельности (27,3%) и спортивных мероприятиях (26%) (Рис.1).

От совместной деятельности с другими ребятами и родителями в Московском дворце пионеров обучающиеся ожидают, что они будут весело и интересно проводить время (74%) и у них появятся новые друзья (63,6%). Некоторые респонденты полагают, что смогут помогать людям (28,6%), станут с родителями одной командой (23,4%) и их свободное время будет заполнено (22,1%) (Рис. 2).

Выпускники. 58,4% обучающихся и 76,9% выпускников хотели бы продолжать участвовать в деятельности своего учебного объединения после окончания обучения. Принимать участие в традиционных общих мероприятиях выразили желание 77,8% обучающихся и 80% выпускников. Помогать новеньким готовы 48,9% обучающихся. Выпускники более конкретны в этом вопросе: 80% могли бы предложить свою помощь в выполнении практических заданий и 50% – в подготовке к участию в конкурсных мероприятиях. Продолжать работу над своими проектами хотели бы 60% обучающихся и 50% выпускников.

По мнению выпускников, дальнейшее участие в деятельности учебного объединения позволит им продолжать заниматься любимым делом (80%), находиться в обществе людей, которые разделяют их интересы (80%), общаться с друзьями (70%) и поделиться своими знаниями и опытом с другими (70%).

Педагоги. Опрос показал, что более половины педагогов (56,1%) ведут работу с обучающимися помимо совместной деятельности в рамках реализации образовательной программы. Наиболее востребованными формами такой работы являются: организация и проведение тематических праздников и мероприятий (67,6%), посещение выставок, концертов и других мероприятий по профилю деятельности (64,9%), празднование дней рождений, проведение чаепитий (62,2%). Педагоги совместно с обучающимися ездят на экскурсии, в туристические поездки (29,7%), организуют и проводят спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе и т.п. (24,3%), участвуют в волонтерской деятельности (16,2%).

Педагоги полагают, что востребованными формами совместной деятельности всех участников образовательного процесса, включая выпускников учебных объединений, могли бы стать: лекции и мастер-классы (62,1%), живое неформальное общение (54,5%), экскурсии и туристические поездки (54,5%), концерты и праздники (51,5%), общие научные, творческие, изобретательские проекты (48,5%), игры, квесты и т.п. (43,9 %), волонтерские проекты и добровольческая деятельность (34,8%), спортивные мероприятия (34,8%) (Рис. 3).

Главными результатами такой совместной деятельности педагоги считают социализацию детей (77,3%), расширение круга общения и социального взаимодействия взрослых (69,7%), полезный и содержательный семейный досуг (54,5%), профилактику неблагополучия детей и юношества (54,5%), популяризацию активного образа жизни (53%) и укрепление семейных отношений (50%). Часть педагогов полагает, что важным итогом этой работы может стать формирование представления о физической активности как об обязательном компоненте гармоничной полноценной жизни (33,3%).

Проведенный социологический опрос показал, что существует запрос со стороны обучающихся и их родителей на организацию совместного досуга, со стороны обучающихся и выпускников – на участие в деятельности учебного объединения после окончания обучения, со стороны педагогов – на содержательное взаимодействие с обучающимися за рамками образовательной программы. Эти социальные запросы обуславливают востребованность клубов как формы взаимодействия всех участников образовательных отношений в системе дополнительного образования. В содержании работы клубов наибольший интерес представляют совместные активности, неформальное общение, проектная деятельность, приобретение новых знаний и опыта.

Исходя из данных опроса, можно сделать вывод о том, что наиболее перспективной в настоящее время является модель клуба как открытого культурно-образовательного пространства, объединяющего обучающихся, их родителей, выпускников учебных объединений и педагогов для общения, сотворчества, а также совместной досуговой, спортивно-оздоровительной и социально значимой деятельности.  

Список литературы:

  1. Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи  // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49-55.
  2. Город детства на Воробьевы горах. Альбом. М., 2013.
  3. Мирошкина М.Р. Клубная деятельность в образовании и воспитании // Школьные технологии. 2013. № 6. С. 91-100.
  4. Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен // Педагогический вестник. 2022. № 4. С. 1-12.
  5. Педагогическое наследие Московского Дворца пионеров. М., 2017.

Добавить комментарий

Войти с помощью: