Живое наследие: воспитание и обучение через музейную среду (на примере музея детского музыкального театра «Домисолька»)

Музеи, открытые на площадках образовательных организаций – уникальное явление, особая культурно-образовательная среда. Они играют важную роль не только в патриотическом воспитании детей и подростков, содействуя формированию интереса к истории Отечества, но и в музыкально-театральном образовании, помогая подрастающему поколению знакомиться с культурным и историческим наследием России. Статья посвящена организации работы музея Детского музыкального театра «Домисолька», его специфике и перспективам развития.

Е.Н. Пешкова,
заместитель директора
Ю.В. Малова,
методист
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский музыкальный театр Домисолька»,
г. Москва

Воспитание подрастающего поколения в единстве с обучением является неотъемлемой составляющей деятельности образовательной организации. Современная государственная политика делает акцент на первостепенности именно воспитания в процессе образования. Воспитание детей, в том числе духовно-нравственное, рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эту позицию подтверждают такие документы стратегического характера, как:

– Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» [2], направленный на усиление роли воспитания в образовании детей и молодежи, будущих специалистов с целью формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], который устанавливает общие требования к организации воспитания обучающихся;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, обновленный вариант (до 2030 года)[1] которой в настоящее время находится на общественно-профессиональном обсуждении [5];

новый национальный проект «Молодежь и дети», направленный на создание благоприятной среды для развития талантов и самореализации молодежи в возрасте от 14 до 35 лет и определяющий приоритеты государственной политики и комплекс действий в области социализации детей и молодежи не только с учетом их особенностей и потребностей, но и адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны [4].

Напомним, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» уточняется понятие «воспитание», под которым понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде [1, ст. 2].

Также закон устанавливает:

  • принцип единства обучения и воспитания,
  • предоставление свободы педагогическим работникам в выборе форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Кроме этого, одной из актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит обучающегося за границы современного пространства и цивилизации в мир культуры, дает возможность погрузиться в историю своей страны, своего народа, ощутить себя его частью.

Осознание нашей культурной самобытности, важности и ценности культурного наследия, завещанного нам предками, приходит через музей, который является воплощением «живой сути культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему» [10].

Именно музей с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом [7] становится площадкой, формирующей культурно-исторические ценности у подрастающего поколения.

Можно сказать, что с самого начала своего существования музеи выполняли образовательно-воспитательную функцию. Впервые педагогический аспект деятельности музея обозначил в 1658 году Ян Амос Каменский в связи с «кабинетами раритетов и коллекциями диковинок, которые служили целям познания» [9]. А в 1718 году указом Петра I в России был учрежден естественнонаучный музей «для назидания взрослым, обучения юношей» [9]. Таким образом, постепенно сформировалось понимание музейного пространства как источника знаний, передачи культурного опыта поколений. Сама музейная деятельность тесно связана с образовательной миссией.

В дореволюционной России система внешкольного образования формировалась на базе учреждений культуры – музеев, библиотек, кинотеатров. Они активно способствовали пробуждению интереса к обучению и саморазвитию. Музеи конца XIX – начала XX вв. взяли на себя культурно-просветительскую функцию. В уставах дореволюционных музеев даже была статья о необходимости просвещения населения путем организаций бесед, лекций, экскурсий, выставок, знакомства с историческими, экономическими и географическими знаниями, получаемыми из памятников истории и культуры [9].

Современные музеи продолжают эту традицию, стремясь не только сохранять и передавать материальные и нематериальные свидетельства опыта творческой деятельности, но и создавать художественно-временнóе пространство, в котором можно «не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты» [8].

Закономерно, что развитие музеев получило особую поддержку на государственном уровне и руководство страны поставило задачу активнее интегрировать музеи в образовательный процесс [3]. Согласно поручению Президента России В.В. Путина, к концу 2024 года музеи должны быть созданы в каждой школе страны. Также в п. 2 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, которые обеспечивают осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Это могут быть филиалы, центры, учебные театры, выставочные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи [1].

В сотрудничестве музеев и образовательных организаций имеется ряд очевидных преимуществ для всех участников [6]:

  • для учащихся возможность получать удовольствие и практическую пользу от посещения музеев, взаимодействовать с объектами культуры, участвовать в проектах и исследованиях.
  • для образовательной организации расширение учебного материала за счет музейного контента, формирование у обучающихся потребности посещать музеи и культуры их посещения.
  • для музея – привлечение детей и молодежи к участию в музейных проектах, увеличение аудитории, формирование круга будущих посетителей.

Примером успешной реализации данной инициативы служит Детский музыкальный театр «Домисолька» – учреждение дополнительного образования города Москвы, в котором занимается более тысячи талантливых детей в возрасте от 4 до 18 лет.

В 2025 году театр отмечает 35-летие со дня своего основания. Для большого коллектива это не просто дата, а целая эпоха, насыщенная творческими достижениями и личными историями. За годы существования театра был накоплен ценный опыт в области творческой и педагогической деятельности, сложились устойчивые театральные традиции. Все это стало хорошим поводом для идеи создания музея.

Цель создания музея Детского музыкального театра «Домисолька» – формирование уникального культурно-образовательного пространства, направленного на сохранение, изучение и популяризацию истории и традиций данного учреждения.

В 2025/2026 учебном году состоится открытие нового здания театра, в котором будет располагаться музей «Домисольки». Пространство музея будет выстроено на основе историко-культурной экспозиции, включающей четыре ключевых тематических раздела.

Первый раздел «Как все начиналось» посвящен истории становления и развития театра «Домисолька» с момента его основания до настоящего времени.

В этой части экспозиции будут представлены:

видеозаписи телевизионных передач с участием театра «Домисолька» 1990-х годов ХХ века;

документы о создании Детского музыкального театра «Домисолька»;

информация о художественных руководителях и педагогах театра;

рукопись первой образовательной программы;

архивные фото- и видеоматериалы;

сведения о выпускниках, добившихся успехов в профессиональной сфере.

Этот раздел музейной экспозиции позволит посетителям проследить путь развития театра, узнать о его первых шагах, ключевых событиях и людях, стоявших у его истоков.

«Жизнь театра» второй раздел экспозиции, посвященный повседневной деятельности коллектива. Посетители смогут познакомиться с учебными занятиями, репетициями, подготовкой концертов и спектаклей всем тем, что составляет внутреннюю жизнь театра. Экспозиция демонстрирует, как творческая атмосфера, педагогическая поддержка и сотрудничество способствуют развитию способностей детей, формированию коллективных навыков и достижению значимых результатов.

Третий раздел «Громче аплодисменты» представляет результаты творческой и образовательной деятельности театра. Здесь собраны фотографии, видеозаписи, аудиоматериалы, отражающие яркие концерты, проекты и выставки. Также представлены награды, дипломы и памятные подарки, свидетельствующие о признании успехов коллектива. Содержательный контент данного раздела музейной экспозиции подчеркивает значимость совместного труда педагогов, детей и родителей и демонстрирует высокие достижения, ставшие итогом многолетней целенаправленной работы.

Заключительный раздел экспозиции посвящен будущему театра. Здесь посетители могут познакомиться с перспективными направлениями развития «Домисольки»: новыми образовательными программами, творческими проектами, планами по расширению культурного взаимодействия в городском пространстве. Также в этой части экспозиции предусмотрено и участие самих посетителей. Каждый желающий может оставить свои пожелания, идеи или теплые воспоминания в специальной книге, на интерактивном экране или в формате видеосообщения.

Интеграция музея в учебно-воспитательное пространство театра будет осуществляться на основе социокультурного подхода, который предполагает разнообразную творческую и социальную активность в сфере культуры, сопряженную с обучением в контексте городского пространства и включает в себя родной язык, ценности, традиции, людей [6]. Процесс получения знаний сопровождается чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, которые неизбежно будут сопровождать посетителей, прикоснувшихся к истории «Домисольки». Таким образом, деятельность музея и образовательный процесс Детского музыкального театра будут достаточно органично взаимодополнять друг друга. Уникальное пространство музея позволит работать с различными возрастными и социальными группами, ведь музей Детского музыкального театра «Домисолька» будет открыт для всех желающих и вызовет интерес как у маленьких «домисолек», только начинающих обучение в театре, так и у взрослых – родителей, бабушек и дедушек обучающихся.

Одним из основных направлений в деятельности музея Детского музыкального театра «Домисолька» является образовательная деятельность, для которой технологический прогресс открывает новые горизонты. Разнообразие способов воздействия на аудиторию и применение в работе музея как традиционных, так и современных технологий позволяет посетителям активно взаимодействовать с экспонатами и материалами.

Вот некоторые из них.

  • Тематические квесты и игры.

Музейные квесты – популярная форма проведения игр в музее. Они представляют собой интерактивные мероприятия, где участники выполняют задания и проходят через различные испытания, чтобы разгадать загадку и достичь цели. Музейные квесты помогают посетителям больше узнать об экспонатах, а также способствуют развитию логического мышления, внимательности и командного духа.

Например, квест «По следам звука» знакомит посетителей с разными звукозаписывающими устройствами и их развитием. Участники проходят через эпохи аудиотехнологий, узнают об эволюции звукозаписи от первых фонографов до современных цифровых носителей.

Викторина «Знаток “Домисольки”» позволяет каждому участнику проверить свои знания об истории Детского музыкального театра «Домисолька». Отвечая на вопросы викторины, посетители не только расширяют свои знания, но и знакомятся с культурным наследием театра.

  • Интерактивные панели и экраны

Интерактивные панели и экраны – это мультимедийные устройства, которые позволяют посетителям взаимодействовать с выставочными образцами и получать дополнительную информацию о представленных экспонатах.

Так, интерактивная карта гастролей Детского музыкального театра «Домисолька» предоставляет посетителям ознакомиться с городами и странами, где выступал театр. Они могут просматривать фотографии и видеоматериалы концертных мероприятий, а также слушать уникальные аудиозаписи выступлений.

  • Тематические мастер-классы

Тематические мастер-классы в музее планируется проводить в форме интерактивных занятий, что позволит детям познакомиться с различными аспектами музыки и театра в творческой и познавательной атмосфере. На таких мастер-классах дети могут: создать собственную афишу спектакля, используя разнообразные художественные техники; разработать и воплотить в жизнь оригинальные декорации, получая знания о сценографии; попробовать себя в роли звукорежиссера или звукооператора.

Интерактивные технологии, широко применяемые в современных музеях, превращают процесс посещения музея и получения знаний в захватывающее приключение, где дети становятся исследователями. Это способствует более глубокому усвоению материала и раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения.

Помимо интерактивных технологий мы планируем использовать в деятельности музея и традиционные, такие как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, лекции и семинары. Так, дополнительная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод» позволит детям познакомиться с основами экскурсионного дела и даст возможность дальнейшего самостоятельного проведения экскурсий по музею. Ведь экскурсии были и остаются одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев, именно они создают наиболее благоприятные условия для усвоения информации, заложенной в музейной экспозиции. И музей Детского музыкального театра  «Домисолька» не является исключением. При проведении экскурсий для детей планируется применение вопросно-ответного метода, игровых технологий, театрализации. Проведение экскурсии с включением активных методов приводит к тому, что у детей формируется положительное отношение к музеям, уважение к истории нашей страны, развивается внимание, зрительная память.

Воспитательная функция музея, по справедливому замечанию А.О. Таушкановой, состоит в том, что музей формирует у обучающихся целостное отношение к культурно-историческому наследию и представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности [10].

В заключение обратим ваше внимание на следующие перспективы развития музея Детского музыкального театра «Домисолька». В наших планах:

во-первых, создание виртуального тура по музею, что позволит не только расширить аудиторию, но и сделать музей доступным для жителей других городов; откроет новые возможности для сотрудничества с другими образовательными учреждениями и музеями; будет способствовать обмену опытом, развитию и запуску совместных проектов;

во-вторых, наш музей – это не просто хранилище экспонатов, а динамичный культурный институт, активно участвующий в жизни общества,живое культурно-образовательное пространство, в котором история, искусство и воспитание обретают единство; такой подход позволяет нам расширить границы традиционного музейного опыта, расширив использование современных средств и технологий в музейной работе: аудиогиды, мультимедийные инсталляции, цифровые архивы, виртуальные выставки, онлайн-экскурсии и т.п.;

в-третьих, музейная концепция, основанная на интеграции традиционных и инновационных форм, превращает музей в активного участника образовательного процесса, где каждый ребенок может не только прикоснуться к истории детского музыкального театра, но и стать соучастником творческого действия, раскрыть свои таланты, прикоснуться к большому культурному наследию; в структуре музея мы планируем создать выставки, сменяющие друг друга, клубы по интересам, детские образовательные и художественные центры, лекторий, арт-кафе, издательский и информационный центр, научные лаборатории.

Таким образом, музей образовательной организации – это уникальное воспитательное пространство, где пересекаются все нити времени: прошлое, настоящее и будущее. Именно в музее как нигде чувствуется духовная связь поколений и формируется историческая память. А благодаря интерактивности, эмоциональной вовлеченности и многообразию современных и традиционных форм работы музей «Домисольки» становится моделью современного воспитательного пространства, где рождаются осознанное уважение к культуре, патриотизм и интерес к искусству.

          Список источников:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 28.02.2025) [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 27.03.2025).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». Принят Государственной Думой 22.07.2020 [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/acts/files/1202007310075.pdf (дата обращения: 27.03.2025).
  3. Поручение президента РФ по итогам встречи со школьниками во ВДЦ Орленок от 24.09.2021 № ПР-1806 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66781 (дата обращения: 27.03.2025).
  4. Национальный проект «Молодежь и дети» [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/914/about/ (дата обращения: 27.03.2025).
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года (Проект) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tspk-mo.ru/storage/app/uploads/public/677/f92/32d/677f9232dbf5d315262788.pdf (дата обращения: 27.03.2025).
  6. Асонова Е.А., Киктева К.С., Россинская А.Н. «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 1 (15) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-kulturu-opyt-integratsii-resursov-muzeev-v-obrazovatelnyy-protsess/viewer (дата обращения: 26.05.2025).
  7. Бугаев А. Школьные музеи – это воспитательные и образовательные пространства [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/7761/aleksandr-bugaev-shkolnye-muzei-eto-vospitatelnye-i-obrazovatelnye-prostranstva/ (дата обращения: 27.03.2025).
  8. Мариничева М.Е. Особенности «Музейного предмета» в вузовском пространстве // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzeynogo-predmeta-v-vuzovskom-prostranstve (дата обращения: 04.04.2025).
  9. Мышева Т.П. Историко-педагогический анализ и тенденции развития музея как социального института. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pedagogicheskiy-analiz-i-tendentsii-razvitiya-muzeya-kak-sotsialnogo-instituta/viewer (дата обращения: 04.04.2025).
  10. Таушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 04.04.2025).

[1]                    Воспитание, просвещение, знание: в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта Стратегии развития воспитания в РФ до 2030 года [Электронный ресурс].  – URL: https://sh53-ryazan-r62.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti-minprosvescheniya-rossii/novosti_717.html (дата обращения: 27.03.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: