Опыт реализации методического кейса «МетаВаренье» по оцениванию метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся 7-10 лет в организации дополнительного образования

В статье рассматриваются актуальные вопросы оценивания метапредметных и личностных результатов обучающихся в системе дополнительного образования на примере реализации методического кейса «МетаВаренье», разработанного педагогическим коллективом Центра дополнительного образования «Спектр».

М.В. Шапкина,
директор

Г.Ф. Скулина,
методист

МАОУ ДО ЦДО «Спектр»,
Красноярск

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование призвано всесторонне удовлетворять потребность человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. Следуя данной логике, под дополнительным образованием следует понимать формирование у детей социокультурных навыков и умений, их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Законодательством государственные образовательные стандарты для дополнительного образования не установлены. Следовательно, системе дополнительного образования, в отличие от системы общего образования, предоставлено право самостоятельно задавать определенные стандарты обучения и требования результативности, которые определяются направленностью, характеристиками и условиями реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В этом смысле дополнительное образование достаточно гибкая и социально открытая система, позволяющая обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в образовательной деятельности, которую ребенок выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Ценность дополнительного образования определяется направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребенком образования по актуальным для него направлениям.

Вместе с тем, тенденцией современного образования является необходимость фиксации и рефлексии уровня достижения определенного, как правило, заданного результата обучающимися с возможностью в дальнейшем либо развить сформировавшуюся компетенцию, либо совместно с ребенком определить вектор развития в другом направлении. Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что наиболее ценным результатом образования является не просто трансляция знаний, а комплексное — познавательное и личностное — развитие ребенка.

Программы дополнительного образования направлены на подготовку образованных, предприимчивых и высококвалифицированных людей будущего, способных принимать ответственные решения, адаптироваться в быстро меняющемся мире, находящихся в процессе постоянного самообразования.

Ориентация на качественные и считываемые результаты обучения — главный посыл современного образования.

Проблема отслеживания результативности в дополнительном образовании достаточно новая и актуальная, так как затрагивает интересы буквально каждого работника данной сферы. Этот интерес связан, прежде всего, с тем, что организации дополнительного образования стали подвергаться внешнему оцениванию в различных формах, в частности, это связано с аттестацией кадров, лицензированием, а в целом — с оценкой качества образования учредителем и потребителями услуг.

С другой стороны, новые требования к качеству образования и возросшая конкуренция в сфере дополнительного образования требуют пересмотра системы «изнутри»: изменение отношения педагога к процессу обучения, актуализация и обновление содержания образования, изменение статуса обучающегося и т.д.

При формировании системы оценивания возникает ряд вопросов, которые необходимо решить в каждой отдельно взятой организации дополнительного образования, так как данный аспект является основополагающим фактором формирования оценки качества всего образовательного процесса организации. Под качеством в этом смысле следует понимать ценность, систему, процесс, результат, а также показатель успеха организации.

Предметом оценивания выступает образовательный результат — это то, какие знания и практические навыки по завершении процесса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе обучающийся для себя почерпнул, понял, осмыслил и сумеет применить в дальнейшем. Как эти ожидания превратить в измеряемый результат, каким образом обучающийся сможет продемонстрировать свои достижения?

Для этого центром дополнительного образования «Спектр» (город Красноярск) был разработан и опробирован образовательный проект под названием «МетаВаренье».

Целью проекта является разработка методического кейса (комплекса различных «мероприятий», оценочного инструментария и диагностических процедур), выраженного в конкретно обозначенных образовательных результатах (метапредметных и личностных) через включение обучающихся посредством игровой технологии в активную творческую и личностно-значимую деятельность.

Задачи проекта:

  • позиционировать образовательное пространство как содружество детей и взрослых для саморазвития, самореализации, самоорганизации, творчества детей и обеспечения преемственности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • расширить спектр дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и продолжить доработку существующих программ с учетом ожидаемых метапредметных и личностных результатов, обозначенных в проекте «МетаВаренье»;
  • выявить сформированность отдельных качеств личности обучающегося и определить факторы, которые в большей или меньшей степени влияют на развитие личности ребенка, его образовательный уровень и творческий потенциал;
  • формировать культуру общения;
  • создать условия, помогающие в профессиональном самоопределении ребенка.

Основные этапы реализации проекта:

  1. Первым основным этапом в данном проекте является разработка Карт оценивания для каждой возрастной группы обучающихся и соответствующего им Листа оценивания образовательных результатов. Во время проведения занятий — «контрольных точек» — экспертам предлагается наблюдать за поведением детей в процессе учебной деятельности и проводить их оценивание по определенным критериям.

Ниже показана Карта оценивания конкретных ожидаемых личностных и метапредметных результатов обучающихся 7-10 лет:

Уровни Критерии сформированности ожидаемых результатов Баллы
Высокий 1. Способен свободно выступать перед любой аудиторией.

2. Самостоятельно воспроизводит образ.

3. Умеет самостоятельно сопоставлять свои действия и полученный результат.

4. Внимательно слушает партнера, относится к нему с уважением, умеет вести диалог по заданной теме.

5. Способен самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу.

6. Активно взаимодействует в группе.

7. В конфликт не вступает, соблюдает правила поведения при работе со сверстниками.

3
Достаточный 1. Способен выступать перед знакомой аудиторией.

2. Воспроизводит образ с частичной помощью педагога.

3. Частично умеет самостоятельно сопоставлять свои действия и полученный результат.

4. Прислушивается к партнеру, но настаивает на своей позиции по заданной теме.

5. Способен формулировать и удерживать учебную задачу с помощью педагога.

6. Частично включался в групповую работу.

7. Участник конфликта, готов уступить.

2
Низкий 1. Не способен выступать перед аудиторией.

2. Воспроизводит по заданному образцу.

3. Сопоставляет свои действия и полученный результат с помощью педагога.

4. Не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера.

5. Не способен формулировать и удерживать учебную задачу.

6. Не включался в групповую работу.

7. Участник конфликта, не готов уступить.

1

Результат: умеет выступать перед аудиторией.

Оценивание: готовность к выступлению перед аудиторией.

Результат: умеет воспроизводить предмет по его образу и подобию.

Оценивание: воспроизведение образа, сохранившегося в памяти.

Результат: умеет самостоятельно оценивать свои действия, обосновать правильность или ошибочность результатов в соответствии с заданным алгоритмом действий.

Оценивание: умение оценивать учебные действия.

Результат: сформированы навыки конструктивного общения и взаимопонимания, умеет уступать, убеждать.

Оценивание: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Результат: способен принимать и удерживать цели, предполагающие промежуточные требования.

Оценивание: овладение способностью принимать и сохранять цели.

Результат: умеет работать в группах.

Оценивание: групповое взаимодействие.

Результат: умеет не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Оценивание: конфликты и их разрешение.

  1. В течение учебного года проводятся занятия — «контрольные точки» — по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для обучающихся разновозрастных групп в формате «нетрадиционного занятия»:
  • занятие-аукцион,
  • занятие-КВН,
  • занятие-инсценировка,
  • занятие -викторина,
  • занятие-деловая игра (ролевая игра),
  • занятие-экскурсия,
  • занятие-конкурс,
  • занятие-исследование,
  • занятие-путешествие.

Они направлены на формирование конкретных личностных и метапредметных результатов:

  • коммуникативных — умение работать в команде, умение формулировать собственные мысли и обосновывать свою точку зрения, соблюдение правил вербального поведения,
  • регулятивных — умение планировать, умение воспроизводить образ по его образцу и подобию, умение выступать перед аудиторией.

Для детей нетрадиционное занятие — это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, новые обязанности и ответственность. Для педагогов проведение таких занятий позволяет успешно оценить степень сформированности конкретных личностных и метапредметных результатов обучающихся.

  1. Далее мы определили форму проведения итогового мероприятия по оцениванию конкретных ожидаемых результатов, которые служат для демонстрации достижений обучающихся, а также для подведения итогов обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: участие в конкурсных испытаниях на игре-квесте «Зельеваренье», где эти результаты демонстрируются в особой, отличной от других видов оценивания, системе координат. Стоит также отметить, что одной из особенностей этой формы является командное участие и групповая работа на общий результат.

Мероприятие «Зельеваренье» имеет развивающий и воспитательный характер. Работая с группой детей на станции, каждый педагог фактически организовывает работу детей, исходя из условия «от личности к коллективу», пробуждает в них интерес, пытается раскрыть каждого ребенка, организовывает совместную познавательную и творческую деятельность.

Задачи

Оценить:

  • способность осуществлять планирование;
  • соблюдение правил вербального поведения;
  • готовность к выступлению перед аудиторией;
  • умение воспроизводить образ, сохранившийся в памяти;
  • способность формулирования высказываний;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Планируемый результат: составление методических рекомендаций для практической деятельности педагогов организации дополнительного образования.

Данные анализа мероприятия — это основа для определения педагогами Центра приоритетных аспектов, специфики работы с конкретным обучающимся, конкретной группой. Также можно просматривать динамику развития конкретных метапредметных результатов каждого обучающегося.

Одним из основных шагов в проведении такого мероприятия — это разработка соответствующего Листа оценивания образовательных результатов. Данный документ предоставляется каждому члену экспертной группы, в задачи которой входит внешнее наблюдение за действиями и поведением детей в рамках прохождения каждой из локаций мероприятия.

Ход работы экспертной группы (на одну группу детей предполагается по два эксперта): наблюдение осуществляется за группой детей из 8-ми человек, оценивание происходит только на станциях, без учета вводной части мероприятия.

Во время проведения мероприятия экспертам предлагается наблюдать за поведением детей в процессе практической деятельности при прохождении станций и оценивать их деятельность по определенным критериям.

Стоит обратить внимание на то, что за ограниченный ресурс времени явно все увидеть будет сложно, поэтому эксперт учитывает даже намеки на наличие того или иного навыка у ребенка в процессе игровой деятельности:

  • планирование — эксперт смотрит, насколько ребенок определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляет план и последовательность действий;
  • готовность к выступлению перед аудиторией — эксперт смотрит на умение выступать перед любой аудиторией;
  • соблюдение правил вербального поведения — эксперт смотрит, насколько ребенок доброжелательно относится к собеседнику, избегает ли он негативных оценок его личности, внимательно ли выслушивает говорящего, не перебивает собеседника, толерантен ли он к чужому мнению;
  • формулирование высказываний — эксперт смотрит, как ребенок формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;
  • осуществление совместной деятельности — эксперт смотрит, насколько ребенок способен осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных цели и задач;
  • воспроизведение образа, сохранившегося в памяти, — эксперт смотрит на умение ребенка воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти при проведении игры, соответствие объясненного воспроизведения с заданным образом.

Таким образом, используемые способы мотивации на занятиях — «контрольных точках» — и итоговом мероприятии «Зельеваренье» позволяют обеспечить высокий уровень активности детей на протяжении проведения данного ряда мероприятий, а разработанные игровые и дидактические материалы направлены на совместную познавательную и творческую деятельность детей и проявление их инициативности. Работая с группой детей на данных мероприятиях, каждый педагог занимает партнерскую позицию и демонстрирует умение слышать детей.

Еще раз стоит отметить, что полученные данные анализа могут стать основой для определения педагогами Центра приоритетных аспектов, специфики работы с конкретным обучающимся, конкретной группой. А учителя школ-партнеров могут работать с этими данными со своим контингентом.

Механизм реализации проекта:

  • сбор, обработка, анализ информации о состоянии содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и их обновление с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, предлагающих образовательный маршрут обучающимся в ходе занятий — «контрольных точек» — и итогового мероприятия «Зельеваренье»;
  • отработка инструментария пошагового алгоритма оценивания ожидаемых метапредметных результатов (сформированность у детей конкретных регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий):
  1. овладение способностью принимать и сохранять цели, учебные действия;
  2. готовность к выступлению перед аудиторией;
  3. умение воспроизводить образ, сохранившийся в памяти;
  4. групповое взаимодействие;
  5. конфликты и их разрешение;
  6. готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • проведение диагностики, направленной на оценку уровня сформированности конкретных личностных результатов (в начале учебного года — входное тестирование, середина — «точечная» диагностика и конец учебного года — итоговое тестирование);
  • составление методических рекомендаций (технологические карты занятий, нетрадиционные форматы занятий — «контрольных точек») для практической деятельности педагогов Центра;
  • обобщение итогов, накопление и распространение положительного опыта реализации проекта.

Возможные риски:

  • отсутствие комфортных условий (творческой среды) в образовательной организации для педагогических работников: без мотивации педагогов к инновационной деятельности и развитию методической компетентности по использованию современных образовательных технологий, без положительной настроенности к данному проекту невозможно будет эффективно его реализовать;
  • каждая образовательная организация на данный момент уже должна иметь свою собственную наработанную систему оценки образовательных результатов, поэтому они могут столкнуться с существенными трудностями в реализации данного проекта, однако отдельные элементы методического кейса могут использовать в своей образовательной деятельности.

Предполагаемые образовательные результаты, эффекты:

  • обновление и совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования, направленных на рост личных достижений различных категорий участников образовательного процесса;
  • приобретение обучающимися специальных навыков, позволяющих в будущем самостоятельно применять полученные знания и умения в различных сферах своей деятельности, включая конкурсную;
  • формирование социальной компетентности обучающегося, выражающейся в мотивации к активной социальной жизни;
  • создание системы анализа педагогических средств и подходов, отражающих уровень и результаты реализации проекта «МетаВаренье»;
  • обновление содержания образовательного процесса при тесном сотрудничестве со школами-партнерами для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития детей.

Конечным продуктом (результатом) реализации данного проекта должно стать создание учебно-методического комплекса из опыта работы педагогических кадров, банка методических и оценочных материалов проекта в практике дополнительного образования.

Таким образом, реализуемая в Центре модель системы оценки образовательных достижений обучающихся 7-10 лет ориентирована, во-первых, на стимулирование стремления детей к объективной оценке собственных достижений, во-вторых, на индивидуальный прогресс в процессе развития, в итоге — на соответствие достигнутых метапредметных и личностных результатов результатам, запланированным в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Литература

  1. Адамский А.И. Современные результаты и качество образования // Внешняя оценка образования. Требования к содержанию и процедурам оценки качества образования с учетом опыта субъектов Российской федерации”. — М., 2017.
  2. Байбородова Л.В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: монография / Л В. Байбородова, А.В. Золотарева, Л.Н. Серебренников. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. — 220 с.
  3. Данильченко С.Л. Комплексная система оценки качества образования как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов // Международный журнал экспериментального образования. — .№ 32, 2017. URL:http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=1128
  4. Казиева З.М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственно-педагогического университета, 2017.

Добавить комментарий

Войти с помощью: