В стране музыкальных инструментов: творческий проект как новая форма взаимодействия с семьей в условиях дополнительного образования детей

В статье представлен опыт реализации творческого музыкального проекта, объективно доказывающий, что проектная технология наиболее эффективна в работе с семьей, так как она позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению участников образовательной деятельности. Статья может быть интересна педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям и педагогам-организаторам, методистами и руководителям учреждений дополнительного образования.

О.С. Просвирнина,
музыкальный руководитель,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»,
Москва

На современном этапе развития системы образования Российской Федерации дополнительное образование приобретает все большее значение, выполняя уникальную роль в формировании всесторонне развитой личности [3].

Переход России на современные инновационные технологии обучения существенно повлиял на систему дополнительного образования детей, ставя перед ней новые цели и задачи. Сегодня особенно остро встает вопрос интеграции инновационных технологий в образовательный процесс, где в качестве наиболее перспективных можно выделить следующие:

  • игровые технологии, повышающие уровень вовлеченности детей в учебный процесс и стимулирующие желание заниматься дальше;
  • информационно-коммуникационные технологии (интерактивные платформы, мультимедийные презентации и онлайн-ресурсы), которые расширяют границы традиционного занятия, делают его нагляднее и интереснее;
  • проектные технологии, позволяющие включать детей в активный творческий процесс, вдохновляя их на исследование и экспериментирование, предоставляя простор для фантазии и свободу выбора;
  • арт-терапевтические технологии, которые помогают детям выразить эмоции, снизить тревожность и стресс, научиться управлять своим внутренним состоянием.

Особую значимость в условиях дополнительного образования сегодня приобретает взаимодействие с семьей, которое играет ключевую роль в формировании личности ребенка и в обеспечении условий для его всестороннего развития. Такое взаимодействие способствует:

  • повышению мотивации ребенка к занятиям;
  • созданию условий для комфортного развития его личности;
  • своевременному выявлению и устранению возможных трудностей в обучении и воспитании;
  • установлению партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей;
  • развитию творческих способностей, познавательной активности и эмоционального благополучия ребенка;
  • повышению уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Родители, в свою очередь, получают возможность наблюдать за успехами своего ребенка, лучше понимать процессы его внутреннего развития и поддерживать начинания, направленные на формирование традиционных социально-значимых ценностей и культурных предпочтений.

Основными формами взаимодействия образовательного учреждения с родителями являются открытые занятия, мастер-классы, консультации для родителей и совместные досуговые мероприятия. Но наиболее эффективной и развивающей технологией, интересной как для взрослых, так и для детей (в конкретном случае дошкольного возраста), является проектная деятельность. Именно творческий проект позволяет объединить всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.

Преимущества проектной деятельности особенно ярко проявляются в эстетических дисциплинах. Работая над проектами, такими как постановка кукольных спектаклей, создание экспозиций рисунков или организация фестивалей народного танца, дети глубоко погружаются в тему, развивая одновременно художественно-эстетические, организаторские и социальные компетенции.

В данной статье представлен пример одного из видов проектной деятельности – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В стране музыкальных инструментов».

Вид проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: обучающиеся старшего дошкольного возраста (5–7 лет), родители (законные представители) обучающихся.

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Содержание совместной деятельности: самостоятельное изготовление музыкальных инструментов из бросовых материалов.

Формы реализации проекта: мастерские, музыкальные гостиные, праздники, развлечения.

Продукт проектной деятельности: шумовые музыкальные инструменты.

Форма презентации проекта: выставка шумовых музыкальных инструментов.

Цель проекта: вовлечение обучающихся и их родителей (законных представителей) в создание коллекции самодельных шумовых музыкальных инструментов для дальнейшего использования их при музицировании.

Задачи проекта

Педагогические:

  1. Познакомить участников проекта с видами шумовых музыкальных инструментов.
  2. Создать оркестр шумовых инструментов и организовать выступление на концерте.
  3. Обучить детей приемам игры на шумовых музыкальных инструментах.
  4. Развивать у обучающихся интерес к музицированию, фантазию и творческие способности.
  5. Через приобщение обучающихся к традиционной музыкальной культуре русского народа воспитывать у них патриотизм.

Познавательные:

  1. Придумать, какие инструменты и из каких материалов можно сделать самостоятельно в домашних условиях.
  2. Изготовить музыкальные инструменты совместно с родителями.

Планируемые результаты реализации проекта

В ходе творческого проекта обучающиеся-дошкольники:

  1. Расширят свой общий музыкальный кругозор.
  2. Повысят уровень своей музыкальной восприимчивости и проявления инициативы в музыкальной деятельности.
  3. Получат опыт изготовления шумовых музыкальных инструментов в совместной со взрослыми деятельности.
  4. Научатся играть на шумовых музыкальных инструментах в ансамбле.
  5. Получат опыт творческой деятельности.
  6. Приобщатся к традиционной русской музыкальной культуре, познакомятся с русскими народными инструментами.

В ходе творческого проекта педагог:

  1. Повысит свою компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников.
  2. Укрепит взаимосвязь с родителями обучающихся.

В ходе творческого проекта родители:

  1. Приобщатся к традиционному русскому музыкальному искусству.
  2. Повысят уровень своей вовлеченности в жизнь и занятия детей.
  3. Укрепят отношения с детьми.
  4. Укрепят взаимосвязь с образовательной организацией.

Формы проектной работы:

  • Игры-занятия («Путешествие в мир музыки»).
  • Практическая работа по изготовлению шумовых музыкальных инструментов.
  • Концерты и представления с привлечением детей и родителей.
  • Интерактивные занятия («Кто спрятался за звуком?»).
  • Мини-спектакли и постановки, включающие музыкальные номера.

Материалы и оборудование для реализации проекта:

  • Картинки и иллюстрации музыкальных инструментов.
  • Наборы музыкальных инструментов (гармошка, гитара, барабан, ложки, свистки).
  • Игрушечные копии музыкальных инструментов.
  • Записи классической и народной музыки.
  • Методическое пособие для воспитателей и родителей.

Информационная поддержка проекта: страничка в сети «Интернет» или чат в социальных сетях, где будет размещаться вся информация о проекте.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • Определение целей и задач проекта.
  • Подбор материалов и оборудования.
  • Консультации с родителями и привлечение их к участию в проекте.

Подготовительный этап проекта начался с информирования родителей. Для этого был создан буклет, отражающий, чему научатся дети, участвуя в данном проекте, и его краткая аннотация, в которой коротко рассказывалось о разнообразии в мире звуков и о способах их извлечения, а также об  актуальности такой формы работы, как проект.

          Основной этап:

  • Проведение вводного занятия (знакомство с темой проекта).
  • Посещение (просмотр) концерта детских коллективов с использованием различных музыкальных инструментов.
  • Мастер-классы по изготовлению простых шумовых музыкальных инструментов своими руками.
  • Совместные выступления детей и родителей с использованием разных инструментов.
  • Игра-конкурс «Узнай инструмент по звуку».
  • Праздник-концерт «Музыкальная страна».

Основной этап проекта включал три основных шага.

1-й шаг. Знакомство всех участников проекта с его планом, в котором описаны все этапы и их названия, сроки исполнения и итоговый продукт на каждом этапе проекта.

2-й шаг. Стартовая презентация проекта, музыкальная викторина – знакомство обучающихся с музыкальными инструментами народов мира в игровой форме.

3-й шаг. Организация мастерских по изготовлению музыкальных инструментов: мастер-классы по изготовлению инструментов, вебинары для ответов на вопросы по технологии их изготовления.

Итоговый этап – подведение итогов и презентация результатов проекта:

  • Анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проведенных мероприятий.
  • Выставка поделок «В стране музыкальных инструментов», где дети и взрослые могут не только посмотреть изготовленные инструменты, но и поиграть на них, услышать необычное звучание каждого.
  • Создание оркестра шумовых музыкальных инструментов и выступление на концерте с музыкальным номером.
  • Создание коллективной презентации по итогу проекта с размещением изображений музыкальных инструментов, изготовленных участниками проекта.
  • Подготовка фотоотчета и размещение его на школьном сайте.

По завершении проекта была проведена рефлексия и награждение победителей и участников проекта.

Также взрослым участникам проекта было предложено заполнить анкету, что позволило педагогу получить обратную связь и учесть это в дальнейшей работе.

По итогам реализации проекта можно сделать некоторые выводы. Желание к совместному музицированию есть у всех дошкольников. У некоторых оно становится детским воспоминанием, а у кого-то перерастает в профессиональное занятие музыкой. Дети с радостью и волнением регулярно участвуют и побеждают в музыкальных конкурсах различных уровней, принимают активное участие в концертах и праздниках. Приятно осознавать, что старшие дошкольники, переходя в школу, с удовольствием продолжают посещать вокальные и хоровые кружки, записываются в музыкальные школы и студии.

Хочется верить, что началом этому увлечению являются музыкальные занятия и творческие проекты в дошкольном возрасте. Проект «В стране музыкальных инструментов» стал прекрасным дополнением таких занятий, открыв детям новый удивительный мир звуков и вдохновляя их на дальнейшее познание прекрасного!

Важно отметить, что после участия в проекте родители стали проявлять  больше инициативы при подготовке к праздникам и развлечениям в образовательной организации. Мамы и папы принимают активное участие в создании декораций и атрибутов к праздникам и концертам, выказывают искренний интерес к выступлениям детей, поддерживают их и более эмоционально радуются достижениям.

          Литература:

  1. Бородкина Э.Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2013. № 3. С. 50–57.
  2. Иванова И.В. II Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 6. С. 3–9.
  3. Сотникова А.А., Бочарова Д.В., Сухарева Е.А. Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2024. № 6 (505). С. 272–275.

Добавить комментарий

Войти с помощью: