Концерт-лекция как одна из форм музыкального образования детей

В статье представлен опыт и технология подготовки и проведения концерта-лекции в условиях профильного учреждения дополнительного образования детей. Материалы статьи будут полезны педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.

О.В. Россошанская,
почетный работник образования РФ,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский музыкальный театр “Домисолька”»,
г. Москва

Современные реалии жизни поколений детей, перегруженных учебой и зависимых от гаджетов, интернета и искусственного интеллекта актуализируют для педагогов дополнительного образования необходимость поиска и внедрения в свою профессиональную деятельность креативных и инновационных подходов.

Как современного ребенка погрузить в мир классической музыки, заинтересовать обучением на музыкальных инструментах? Как привить ему любовь к хорошей, качественной музыке? Ответ очевиден: только удивляя, вызывая интерес новыми подходами, методами, яркими занятиями, демонстрируя своим примером, что такое увлеченность музыкой и любовь к инструменту. Эту идею можно с успехом воплотить в реальность, продумывая выступления в необычном формате при подготовке концертов с оригинальным сценарием.

Детский музыкальный театр «Домисолька» (далее – ДМТ «Домисолька») – уникальная образовательная платформа, где каждый ребенок может всесторонне творчески развиваться. Это стало возможным благодаря комплексной авторской программе обучения юных артистов от 4 до 17 лет, созданной руководителями театра И.Н. Жигановым и О.Л. Юдахиной. В эту программу входят более 30 изучаемых дисциплин, таких как вокал (соло, ансамбль, народный, джаз), хореография (классика и современная), сольфеджио, степ, хип-хоп, сценическое мастерство, хоровое искусство, изобразительное искусство, основы теле- и киномонтажа. Помимо основных предметов, юные артисты могут осваивать исполнение на разных музыкальных инструментах (фортепиано, труба, саксофон, гитара, ударные).

В развитии музыкального слуха обучение на инструментах имеет огромное значение. Для артиста музыкального театра это не только еще один способ реализации своих творческих возможностей, но и приобретение целого спектра уникальных навыков, которые помогают каждому обучающемуся развить память и речь, расширить свой кругозор, научиться концентрироваться, быть собранным, аккуратным и организованным.

Обучение игре на фортепиано в ДМТ «Домисолька» осуществляется в структуре фортепианно-теоретического отдела. На протяжении всего учебного года дети-пианисты принимают участие в открытых уроках, класс-концертах, городских и общероссийских фортепианных конкурсах. А также пробуют свои возможности в эксклюзивном проекте «Классика без границ», в рамках которого у детей, прошедших отбор, есть уникальная возможность исполнить выученное произведение с музыкантами симфонического оркестра. В 2023 и 2024 году наши обучающиеся выступали с музыкантами Государственного симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.

В ДМТ «Домисолька» используются различные формы презентации результатов обучения игре на музыкальных инструментах – открытые занятия, итоговые занятия и класс-концерты. И надо отметить, что подведение итогов обучения в форме увлекательного тематического концерта – это отличный способ представить свою работу и исполнить выученную программу.

Участие обучающихся в подобных концертах отчасти снимает волнение и позволяет им эмоционально раскрыться при исполнении музыкального произведения. Это происходит благодаря теплой, доброжелательной атмосфере в зале, где в качестве зрителей сидят не педагоги, принимающие экзамен, а родители и друзья. Сценарий, в котором сквозной темой проходит музыкальная познавательная история, не только помогает отвлечься от боязни выступления, но и обогащает знания о классической музыке и композиторах.

Форматы концертов по фортепиано в ДМТ «Домисолька»:

  1. отчетный концерт фортепианно-теоретического отдела (проводится один раз в год, и в нем принимают участие дети разных педагогов отдела);
  2. класс-концерт (проводится 1–2 раза в год, и в нем принимают участие дети, которые учатся у одного педагога);
  3. тематический концерт, приуроченный к событиям или праздникам (проводится в соответствии с календарем знаменательных дат, и в нем принимают участие дети разных педагогов отдела);
  4. концерт-лекция, посвященный одному композитору (проводится в соответствии с календарем знаменательных дат, обучающимся рассказывают о личности музыканта и знакомят с интересными фактами его биографии, а сами обучающиеся исполняют произведения этого композитора) или одной музыкальной теме (обучающимся показывают взаимосвязь музыки с различными областями культуры или сферами жизни человека, а сами обучающиеся исполняют музыкальные произведения, отражающие заданную тему);
  5. театрализованный концерт, в основе сценария которого лежит сюжет, и дети не только исполняют произведения, но и играют роли.

В рамках данной статьи мы рассмотрим подготовку и проведение концерта-лекции:

  1. выбор темы концерта-лекции;
  2. выбор и разучивание репертуара, связанного с темой концерта-лекции;
  3. подготовка сценария концерта-лекции, подбор дополнительного тематического и демонстрационного материала;
  4. выбор ведущих концерта-лекции и работа над конферансом;
  5. подбор видеоряда для каждого номера;
  6. изготовление афиши, проведение репетиций, подготовка и тематическое оформление зала;
  7. проведение концерта-лекции.

Идея темы концерта-лекции «Музыка в цвете» появилась не случайно. На одном из занятий мы с детьми заговорили феномене «цветной слух», и тема вызвала у них удивление и интерес. Вопросов было очень много. Мы всегда обсуждали характеры и образы исполняемого произведения, но дети никогда не сравнивали музыкальные звуки и тональности с цветом. Именно тогда и возникла идея раскрыть эту тему на концерте-лекции по фортепиано (далее – концерт).

Дети-пианисты, их родители и гости концерта узнали ответы на многие вопросы:

  • Что такое цветной слух?
  • Какие композиторы обладали цветным слухом?
  • Кто из художников сравнивал музыкальные инструменты с цветом?
  • Какие музыкальные произведения вдохновляли художников на создание картин?
  • Были ли случаи создания музыкальных произведений после просмотра картин?

Ведущие концерта постепенно погружали слушателей в заявленную тему и в увлекательной форме провели экскурс от Древней Греции до наших дней.

Раскрывая явление синопсии (цветного слуха), мы рассказали о выдающихся композиторах, обладающих уникальным даром: Ф. Листе, Р. Вагнере, Г. Берлиозе. Ведущие концерта остановили внимание зрителей на двух великих композиторах: А.Н. Скрябине и Н.А. Римском-Корсакове. Вниманию зрителей была представлена сравнительная таблица музыкально-цветовых ассоциаций, где была возможность сравнить свои цветовые представления, например, в тональности До-мажор.

Необычным ходом в проведении концерта было обращение к зрительному залу и исполнителям. Мы провели небольшой музыкальный эксперимент и в интерактивном режиме задавали вопросы о прослушанном произведении. После исполнения классической романтической элегии А.Г.  Рубинштейна «Мелодия» все зрители с удовольствием делились своими цветовыми ощущениями. А юный музыкант, исполнивший произведение, рассказал о собственных образах и цветах, помогающих раскрыть музыкальное содержание пьесы.

Музыка и живопись – это два величайших вида искусства, которые не могли не соприкоснуться и во все времена дополняли и вдохновляли друг друга. Исполняя произведения русских композиторов XIX века А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, мы вспомнили и М.П. Мусоргского, который создал свою знаменитую фортепианную сюиту «Картинки с выставки» именно под впечатлением картин своего друга и художника В.А. Гартмана.

Возможность гармоничного соединения цвета и звука интересовала не только композиторов, но и художников. При подготовке к концерту нам удалось найти картину художника С. Савицкого, которую он написал под впечатлением песни «Тонкая рябина» на слова И.З. Сурикова. И у зрителей появилась возможность послушать красивые вариации на тему песни «Тонкая рябина», а прекрасным фоном для них стала картина художника. С полной версией сценария концерта-лекции «Музыка в цвете» можно ознакомиться в приложении.

В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что подобные мероприятия развивают музыкально-творческий потенциал ребенка и расширяют его кругозор. Такие концерты запоминаются – поскольку они носят не только просветительский характер и популяризируют классическую музыку, но и помогают в воспитании юного музыканта, учат его добру.

          Литература:

  1. Зильберквит М. Мир музыки. М.: Детская литература, 1988. 335 с.
  2. Книга о музыке: популярные очерки / сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1988. 220 с.
  3. Музыканты о музыке: век XX. СПб.: Союз художников, 2005. 156 с.
  4. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. 447 с.
  5. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

Приложение

Сценарий концерта-лекции по фортепиано «Музыка в цвете»

Звучит классическая музыка. Зрители собираются в театральном зале и занимают свои места. На экране афиша концерта-лекции (рис. 1).

Звучат торжественные фанфары и на сцену выходят ведущие.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые зрители!

Ведущий 2: Здравствуйте! Мы рады видеть вас в уютном зале Детского музыкального театра «Домисолька»!

Ведущий 1: Сегодня мы подготовили для вас весенний концерт-лекцию «Музыка в цвете»!

Ведущий 2: И на сцене выступят юные пианисты класса педагога Ольги Владимировны Россошанской.

Ведущий 1: В этом году несколько ребят выйдут на сцену впервые. Обязательно поддержите наших дебютантов горячими аплодисментами.

Ведущий 1 (обращаясь к ведущему 2): А почему тема концерта – «Музыка в цвете»?

Ведущий 2: Мы обязательно расскажем об этом. А пока… немного сохраним интригу и пригласим на сцену первого участника!

Ведущий 1: Открывает наш концерт Арина Еремеева! Виктор Игнатьев «Песенка-марш Барбоса».

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Спасибо, Арина! Если бы я выбирала цвет этого произведения, то, без сомнения, это были бы все краски лета! Да, кстати (обращаясь к ведущему 2), ты обещала рассказать о музыке в цвете.

Ведущий 2: Желание связать музыку и цвет столь же древнее, сколь и стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость. Еще Аристотель, древнегреческий философ, сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками и аккордами.

Ведущий 1: Вспомнила! А Ньютон утверждал, что все цвета радуги связаны с гаммой звуков.

Ведущий 2: Давайте пригласим на сцену следующего участника и попробуем представить… цвет этого произведения. Пьер Бастьен «Got the blues». За фортепиано Анастасия Демская!

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Я представила этот блюз в зеленом цвете.

Ведущий 2: А я – в синем!

Ведущий 1: Стоп, стоп! Кажется, сейчас у нас с тобой будет спор!

Ведущий 2: Нет, спора не будет. Просто у каждого человека свое цветовое восприятие музыки.

Ведущий 1: Подумаю над этим…. А пока… давайте послушаем следующего участника: Екатерина Щербакова исполнит «Клоунов» Дмитрия Кабалевского.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Ты знаешь, я недавно прочитала о феномене «цветной музыкальный слух».

Ведущий 2: Цветной слух? А такое бывает?

Ведущий1: Да! Несколько известных композиторов слышали ноты и тональности в цвете: Александр Скрябин, Николай Римский-Корсаков, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз.

Ведущий 2: Как интересно! А какого цвета был у них До мажор?

Ведущий 1: У Римского-Корсакова – белого цвета, а у Скрябина – красного.

Ведущий 2: Вот видишь, мое предположение оказалось верным. У каждого свое цветовое восприятие музыки.

А сейчас мы окунемся в удивительную музыку, созданную Вильямом Гиллоком, «В старой Вене». За фортепиано Юлиана Приклонская.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: В следующий блок нашего концерта мы добавим новых красок.

Ведущий 2: Сейчас для вас прозвучат фортепианные ансамбли!

Ведущий 1: Как ты думаешь, какой известный художник мог бы нарисовать картину к следующему произведению?

Ведущий 2: Я представляю русских художников: Шишкина, Саврасова…

Ведущий 1: Оказывается, у художника Сергея Савицкого есть картина к этой песне.

Ведущий 2: На сцену приглашается Маргарита Шакирова. Русская народная песня «Тонкая рябина» в переложении для фортепиано в 4 руки.

На экране фон с композитором и названием произведения (рис. 5).  

Ведущий 1: «Мелодия» Антона Григорьевича Рубинштейна – одно из самых популярных и часто исполняемых произведений классической музыки. Ее называют классической романтической элегией.

Ведущий 2: А давай проведем небольшой эксперимент и после прослушивания спросим у наших зрителей, какой цвет или картину они представили.

Ведущий 1: Отличная идея! Антон Рубинштейн «Мелодия» в переложении для фортепиано в 4 руки.

Ведущий 2: Исполняет Анастасия Демская в ансамбле с педагогом!

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1 (обращаясь к исполнителю): Настя, а что ты представляла, когда учила это произведение? (Слушают ответ.)

Ведущий 2: Уважаемые зрители! А какие образы и цвета возникли у вас?

Ведущие спускаются в зал для небольшого интерактива со зрителями.

Слушатели отвечают на вопрос и делятся своими впечатлениями.

Ведущий 1: Спасибо за прекрасные ответы!

Произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского –любимый репертуар всех пианистов. Сегодня «Сладкая греза» прозвучит в исполнении Ирины Кузовкиной в ансамбле с педагогом.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Интересно, а были ли случаи создания музыки после просмотра картин?

Ведущий 2: Да! Композитор Модест Петрович Мусоргский создал свой знаменитый цикл «Картинки с выставки» именно под впечатлением картин своего друга, художника Виктора Гартмана.

Ведущий 1: Произведение следующего автора до сих пор вдохновляет художников на создание картин и иллюстраций.

Ведущий 2: На сцену приглашается Екатерина Щербакова. Карл Мария фон Вебер «Вальс из оперы “Волшебный стрелок”» в переложении для фортепиано в 4 руки.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 2: Живопись и музыка во все времена дополняли и вдохновляли друг друга. Художник Василий Кандинский сравнивал цвет с тембрами музыкальных инструментов: флейта – голубой цвет, труба – красный, виолончель – синий.

Ведущий 1: А душа, говорил Кандинский, многострунный рояль.

Красочную программу нашего концерта дополнит еще одно джазовое произведение.

Ведущий 2: Только давай напомним нашим зрителям, что джаз родился в бедных кварталах Нового Орлеана в начале ХХ века и быстро распространился по всему миру.

Ведущий 1: Сигер «Блюз пустого кармана». Исполняют Виктория Савина и Маргарита Шакирова.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: В этом учебном году мы добавили к нашим любимым произведениям оркестровых красок.

Ведущий 2: Учащиеся фортепианного отделения приняли участие в проекте «Концерт для “Домисольки” с оркестром».

Ведущий 1: И нашими партнерами на сцене стал знаменитый коллектив – Госоркестр России имени Евгения Светланова.

Ведущий 2: Один из ярких блоков этого концерта был посвящен знаменитой опере Жоржа Бизе «Кармен».

Ведущий 1: Думаю, что краски и образы в этих номерах совпадут у всех зрителей!

Ведущий 2: Жорж Бизе «Хабанера из оперы “Кармен”».

Ведущий 1: За фортепиано Вероника Ключникова и Диана Кондыбаева.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 2: В финале нашего концерта прозвучит еще один известный фрагмент из оперы «Кармен». Жорж Бизе «Хор мальчиков». На сцене Виктория Савина в ансамбле с педагогом.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Наш концерт подошел к концу.

Ведущий 2: Это было удивительное путешествие в мир музыки и цвета. Просим всех участников концерта подняться на сцену!

Звучит классическая музыка. Все участники концерта поднимаются на сцену для вручения памятных подарков и финальной фотографии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: