Техника визуализации учебной информации «Интерактивный плакат» как цифровое средство обучения
В статье современная техника визуализации учебной информации «Интерактивный плакат» представлена как цифровое средство обучения, актуальный цифровой ресурс, расширяющий возможности образовательного процесса за счет сочетания визуальных и мультимедийных компонентов.Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
Современное поколение детей с самого рождения живет в цифровом мире – хорошо структурированном, упорядоченном, и вполне объяснимо, что и в своей учебной деятельности оно нуждается в столь же четкой структуре и порядке [6].
«Интерактивный плакат» – это современная техника, позволяющая адаптировать образовательный процесс под запросы нового поколения обучающихся (далее – интерактивный плакат). К особенностям восприятия информации современными детьми относятся:
- клиповое мышление – короткий фокус внимания (8–12 секунд) и привычка к быстрому потреблению информации; следовательно, учебный материал должен подаваться динамично, небольшими блоками, с акцентом на визуальные элементы;
- цифровая социализация – использование гаджетов, социальных сетей и мессенджеров с раннего возраста, онлайн-общение для современных детей так же естественно, как и офлайн; это предполагает активное внедрение цифровых инструментов и элементов геймификации;
- потребность в интерактивности – отказ от пассивного слушания лекций и ожидание вовлеченности, игровых элементов; значит, эффективными становятся задания с обратной связью, квизы, симуляции;
- персонализация в обучении – разный темп усвоения материала и интерес к выбору таких форматов, как видео, подкасты, инфографика; что предопределяет необходимость использования адаптивных технологий и индивидуальных образовательных траекторий.
Использование интерактивного плаката позволяет учесть все эти аспекты, сделать подачу учебного материала более наглядной и результативной. К тому же, данная технология применима не только на учебных занятиях, но и при выступлениях, в процессе публичной презентации проектов и исследований.
Практика применения интерактивных плакатов была успешно опробована и внедрена в работу детских объединений Дворца творчества детей и молодежи города Томска (объединение «Дошкольная академия», хоровая студия мальчиков и юношей «Глория» (в рамках изучения теоретических дисциплин), а также в деятельности методической службы учреждения.
Кроме того, технология визуализации «Интерактивный плакат» была представлена и эффективно использована участниками Всероссийского педагогического форума «Нескучное воспитание. Воспитательный потенциал развития субъектности личности», проходившего в мае 2025 года в городе Томске.
Что такое интерактивный плакат
| Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, игры, опросы, а также текст, картинки, графики, таблицы, и другое. |
Интерактивные плакаты – это новая форма учебных плакатов, которые наглядно передают любую информацию в виде статичных или динамических изображений и могут использоваться в качестве дополнительных ресурсов в процессе обучения. Данная форма подачи информации позволяет организовать как индивидуальное обучение – с использованием персонального компьютера, так и массовое – с использованием проектора или интерактивной доски.
От обычной презентации интерактивный плакат отличает нелинейный способ подачи материала – получение нужной информации по клику на ссылку. Автор определяет содержимое и объем информации, разбивает его на части (разделы), выбирает фоновое изображение, создает гиперссылки на разделы. Гиперссылку можно присвоить любому объекту на плакате: заголовку, картинке, тексту, слову, иконке. Вход в каждый раздел возможен только из центральной заставки плаката.
Виды интерактивных плакатов
С учетом содержания и формы интерактивные плакаты бывают двух видов:
- одноуровневые, имеющие единую платформу с набором требуемых интерактивных элементов;
- многоуровневые, где основная платформа первого уровня объединяется с плакатами нижних уровней (такая конструкция может нести в себе еще больший, чем в первом случае, объем информации).
Преимущества использования интерактивных плакатов
Использование интерактивных плакатов в образовательной деятельности имеет целый ряд преимуществ:
- подача материала становится более наглядной и доступной: текст, изображения, графики, аудио- и видеоматериалы объединяются в единую структуру, что облегчает обучающимся восприятие и помогает лучше запоминать информацию, а педагогам визуализация помогает проще объяснять сложные темы;
- активизируется познавательная деятельность и повышается учебная мотивация обучающихся: благодаря гиперссылкам, «горячим точкам», опросам и игровым элементам обучение становится интерактивным, динамичный формат делает обучение интересным и увлекательным, а использование цифровых технологий помогает вовлечь обучающихся в учебный процесс;
- каждый обучающийся получает возможность изучать материал в удобном для себя темпе;
- повышается вариативность форматов обучения: плакаты можно использовать как на очных занятиях, так и дистанционно, такой инструмент одинаково эффективен и при индивидуальном, и при групповом обучении, что делает его универсальным;
- содержательный контент легко обновляется и дополняется, что позволяет экономить время педагогов (ведь один и тот же плакат можно применять многократно);
- развиваются цифровые компетенции обучающихся: они учатся работать с мультимедиа и анализировать информацию в разных форматах.
Основные принципы визуализации учебной информации
Визуализация учебного материала с помощью интерактивных плакатов должна быть не только эстетически привлекательной, но и функциональной, чтобы эффективно доносить информацию. Для этот необходимо соблюдать несколько ключевых принципов:
1. четкость и простота
- информация должна быть структурирована и подана лаконично;
- следует избегать перегрузки текстовой информацией (краткие тезисы), лучше дополнить схемы, диаграммы;
- шрифты должны быть читаемыми, а цветовая гамма – контрастной;
2. логичность и структурированность
- материал должен быть разделен на смысловые блоки (разделы, подтемы);
- следует использовать иерархию информации (заголовки, подзаголовки, списки);
- навигация по плакату должна быть интуитивно понятной;
3. интерактивность
- включение элементов, с которыми можно взаимодействовать (гиперссылки, всплывающие подсказки, аудио- и видеовставки);
- использование интерактивных тестов, опросов, игр для закрепления материала;
4. мультимедийность
- следует сочетать разные форматы информации (текст, изображения, графики, анимацию, видео, аудио);
- визуальные элементы должны дополнять текст, а не дублировать его;
5. наглядность
- сложные понятия лучше подавать через схемы, инфографику, сравнительные таблицы;
- следует использовать метафоры и аналогии в иллюстрациях для лучшего запоминания;
6. единство стиля
- следует выдерживать единую цветовую палитру, шрифты и дизайн элементов;
- нужно избегать хаотичного расположения объектов, то есть соблюдать выравнивание и пропорции;
7. адаптивность
- плакат должен быть удобен для просмотра на разных устройствах (компьютер, планшет, проектор);
- следует учитывать особенности восприятия информации разными возрастными группами обучающихся/аудитории участников;
8. ориентированность на целевую аудиторию
- уровень сложности и подача материала должны соответствовать возрасту и подготовке обучающихся/аудитории участников (например, для детей младшего возраста нужно использовать больше графики и анимации, для старших – больше аналитических схем и интерактивных заданий).
Соблюдение этих принципов поможет создать эффективный интерактивный плакат, который не только привлечет внимание, но и облегчит усвоение материала, повысит вовлеченность и мотивацию обучающихся/участников мероприятия.
Этапы разработки интерактивного плаката
Процесс разработки интерактивного плаката рационально разделить на несколько этапов:
1. определение цели и темы
- четко сформулируйте цель создания плаката (обучение, презентация, представление проекта и так далее);
- выберите тему, которая будет раскрыта на плакате;
2. сбор и анализ информации
- подготовьте учебный или информационный материал, включая текст, изображения, графики, аудио- и видеоматериалы;
- определите ключевые разделы и структуру плаката;
3. выберите инструмент для создания плаката
- решите, в какой программе или сервисе будет создаваться плакат (например, PowerPoint, Genially, «Удоба», Interacty);
4. разработка структуры плаката
- создайте основное изображение (фон) плаката;
- разделите информацию на уровни (одноуровневый или многоуровневый плакат);
- определите интерактивные элементы (гиперссылки, «горячие точки», аудио, видео и так далее).
5. добавление интерактивных элементов
- разместите на плакате тексты, изображения, графики и другие статичные элементы;
- добавьте гиперссылки на дополнительные материалы (веб-ресурсы, документы, мультимедийные объекты);
- включите, при необходимости, аудио- и видеоматериалы, анимации, опросы или игры;
6. тестирование и корректировка
- проверьте работоспособность всех интерактивных элементов;
- убедитесь, что информация подана логично и доступно;
- по результатам тестирования внесите исправления и дополнения;
7. внедрение в образовательный процесс
- продумайте методику использования плаката на учебных занятиях, в ходе публичных презентаций/выступлений или других мероприятиях;
- адаптируйте плакат под различные формы обучения/публичного выступления (очная, дистанционная);
8. оценка эффективности
- получите обратную связь от учащихся или коллег;
- проанализируйте, насколько плакат способствует достижению поставленных целей;
- при необходимости доработайте плакат.
Эти этапы помогут создать качественный интерактивный плакат, который будет полезным и эффективным инструментом в работе педагога.
Стоит отметить, что использование такого средства обучения позволяет создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, обеспечивая комфортные условия познавательной деятельности, что делает образовательный процесс наиболее продуктивным [8].
Таким образом, эффективность техники визуализации учебной информации «Интерактивный плакат» объясняется ее соответствием особенностям восприятия современных детей разного возраста, для которых важны визуализация, интерактивность и возможность самостоятельного изучения материала. Интерактивный плакат – гибкий инструмент образовательного процесса, который:
- помогает педагогам создавать динамичную образовательную среду, в которой повышается интерес обучающихся к изучаемому предмету и формируется устойчивая мотивация к обучению;
- выступает универсальным средством поддержки обучающихся, обеспечивая максимальную наглядность, вовлекая их в активную познавательную деятельность в удобном для них темпе;
- предоставляет возможность структурировать большой объем информации в удобной для понимания форме, что позволяет быстро и в полном объеме ее усвоить, практически применить знания, закрепить их и провести самоконтроль.
Интерактивный плакат успешно используется для визуализации учебно-познавательной информации, при демонстрации результатов творческих работ, презентации проектов и проведении публичных выступлений, поскольку визуализация – это мощный инструмент максимальной наглядности информации, визуального донесения мыслей и идей, помощник в восприятии и анализе информации, а следовательно, эффективный способ повышения качества образовательного процесса.
Примеры различных форм интерактивных плакатов представлены в приложениях к статье.
Список источников:
- Дидактор: Педагогическая практика [сайт]. – URL: http://didaktor.ru (дата обращения: 27.09.2025).
- Киселевич В.М., Бойцова О.И. Использование интерактивного плаката в процессе обучения // НАУКА. Образование. Технологии: Тенденции современного развития: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Петрозаводск, 08 января 2025 года). Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2025. С. 123–127.
- Короповская В.П. Визуализация информации с использованием интерактивных плакатов // Информационные технологии в образовании: Материалы V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Саратов, 08–09 ноября 2013 года). Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2013. С. 135–136.
- Короповская В.П. Методика создания интерактивного плаката средствами редактора PowerPoint: использование интерактивных плакатов в образовательной деятельности: Учебно-методическое пособие. Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. 44 с.
- Полушкина Г.Ф., Кокина Е.С. Ресурс Genially как средство создания визуальной коммуникации // Образование в Кировской области. 2021. № 2 (58). С. 75–78.
- Русанова Н.Л. От Z до Альфа: что делать? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора // Информационно-методический журнал Про_ДОД. № 3 (57). 2025 [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Pro_DOD_june_2025_270625_itog-3.pdf (дата обращения: 27.09.2025).
- Хожанов А.Р., Нурабаева Г.У. Создание интерактивных плакатов с помощью MS PowerPoint // Наука и образование в жизни современного общества: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 30 апреля 2015 года). В 14 томах. Том 7. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 150–153.
- Яковлева Е.В. Интерактивный плакат как цифровое средство обучения // Журавлевские чтения «Взаимосвязь педагогической науки и практики»: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Журавлева Василия Ивановича (Москва, 11 февраля 2021 года). Москва: Московский государственный областной университет, 2021. С. 295–302.
Приложение 1
Видеоинструкции по созданию интерактивного плаката (из опыта работы авторов статьи)

Приложение 2
Примеры использования интерактивных плакатов на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам


Приложение 3
Пример использования интерактивных плакатов на занятиях с дошкольниками

Приложение 4
Пример использования интерактивных плакатов в методическом сопровождении педагогов дополнительного образования

