Как выявить потребности школьников в дополнительном образовании?

Непременным условием эффективного функционирования школьной системы дополнительных образовательных услуг является ее выстраивание в соответствии с социальным заказом. Между тем, сложившаяся практика работы многих образовательных организаций показывает, что предоставляемые ими услуги в сфере дополнительного образования формируются чаще всего, исходя из имеющегося кадрового потенциала и возможностей самого учреждения, без должного учета потребностей и интересов потребителей этих услуг – детей и их родителей. Это создает диспропорции между различными направлениями дополнительного образования, тормозит развитие его приоритетных направлений.

На вопрос “Как выявить потребности школьников в дополнительном образовании?” предприняли попытку ответить авторы статьи.

Л.Н. Буйлова,
научный руководитель Межрегиональной ассоциации
педагогов дополнительного образования,
к.п.н., доцент

Н.В. Кленова,
эксперт “Актион-МЦФЭР”,
к.ф.н., доцент

Ориентированность школы на социальный заказ в адрес дополнительного образования дает, с одной стороны, возможность реально оценивать востребованность уже существующих образовательных и социокультурных услуг, а с другой стороны, выявлять еще не освоенные, но соответствующие новым социальным требованиям запросы детей и их родителей.

Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены системе дополнительного образования детей различными социальными субъектами.

Структура социального заказа на дополнительное образование детей включает в себя:

  • государственный заказ в лице органов управления образованием (министерство, правительство); выражен в нормативных документах федерального уровня;
  • общественный заказ (заказ социума) в лице региональных органов власти (законодательных и исполнительных); муниципальных органов власти (органов местного самоуправления); образовательных учреждений, учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественных организаций, жителей соответствующей территории. Общественный заказ характеризуется как конкретная территориальная потребность в услугах дополнительного образования детей. Через общественный заказ общегосударственные запросы адаптируются к конкретным условиям, требованиям, характерным для конкретных территорий;
  • заказ личности – в лице учащихся и их родителей; выражен в конкретных запросах, образовательных потребностях со стороны детей, родителей относительно деятельности в сфере дополнительного образования (по организации содержательного досуга и общения, разностороннему развитию личности, творческому самовыражению, самоопределению и др.).

Организаторы дополнительного образования в школе, являясь коллективным посредником между государством и ребенком, должны выполнять заказ государства и при этом удовлетворять конкретные потребности и запросы детей и их родителей, понимать государственные планы и в то же время знать смыслы и мотивы тех, кто непосредственно включен в сферу дополнительного образования.

Поэтому субъектам школьного дополнительного образования необходимо, с одной стороны, тщательно изучать нормативные документы федерального и регионального уровня, с другой стороны, проводить систематический анализ реальных потребностей детей и их родителей. Этой цели служат регулярные (два раза в год – в начале, при записи, и в конце учебного года) социологические исследования потребностей и интересов учащихся и их родителей. Такие исследования позволяют:

  • изучить реальный и потенциальный контингент обучающихся, дифференцировать заказчиков по возрасту и полу;
  • определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети;
  • понять, какие из этих видов деятельности вызывают наибольший интерес среди мальчиков или девочек;
  • выявить оценку удовлетворенности занятиями в детских объединениях и разобраться, по какой причине происходит отсев записавшихся детей, а также выяснить, какими видами деятельности учащиеся хотели бы заниматься в дальнейшем.

Исследования позволяют не только изучать, но и целенаправленно формировать образовательные и социокультурные потребности детей. Грамотно выполненный анализ запросов потребителей дополнительных образовательных услуг позволяет правильно выстроить работу педагогов по развитию способностей детей и, тем самым, создать дополнительные условия для повышения конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг.

Что представляет собой социологическое исследование, направленное на изучение образовательных потребностей и интересов детей и их родителей? Процесс исследования разбивается на несколько этапов: разработка программы исследования (постановка цели, задач, определение методов, сроков и этапов работы), создание инструментария, проведение измерения, интерпретация результатов, подготовка рекомендаций.

Цель такого исследования – выявление основных тенденций и приоритетов развития дополнительного образования в конкретной школе на основе изучения структуры образовательных потребностей и интересов детей и родителей.

В числе задач исследования могут быть:

  • изучение структуры образовательных потребностей и интересов учащихся данной школы;
  • выявление особенностей, присущих образовательным потребностям и интересам детей различных возрастных групп (включая дошкольников, посещающих детские объединения школьного дополнительного образования).
  • определение гендерных предпочтений детей (видов деятельности, более популярных у мальчиков и у девочек);
  • изучение структуры образовательных потребностей родителей, установление совпадений и различий со структурой образовательных потребностей детей;
  • выявление наиболее востребованных и перспективных направлений деятельности школы в сфере дополнительного образования.

Методы исследования. Для сбора первичной социологической информации целесообразно использовать метод опроса: дети дошкольного и младшего школьного возраста могут быть опрошены на основе интервью; учащиеся 5-9-х и 10-11-х классов – на основе полуформализованного анкетного опроса (при сочетании закрытых и открытых вопросов); родители – при помощи анкетного и телефонного опроса.

Чтобы учесть возрастные особенности респондентов, необходимо разработать три вида анкет: 1) анкету для дошкольников и учащихся 1-4 классов; 2 анкету для учащихся 5-9 и 10-11 классов; 3) анкету для родителей. При этом важно помнить, что анкета создается по определенным правилам, имеет структуру, отражает цель и задачи исследования (примеры анкет – Приложение 1).

Сколько детей необходимо опросить, чтобы получить достоверную информацию, отражающую реальное мнение учащихся школы по изучаемым вопросам? Качество результатов опроса во многом зависит от репрезентативности и надежности выборки. Выборка должна точно отражать категорию лиц, для которых предназначен инструментарий, а также быть достаточно объемной.

Наиболее часто при изучении потребностей и интересов определенных социальных групп, в том числе и при изучении потребностей и интересов детей, применяется метод квотной выборки. Это метод отбора участников для выборочного исследования, который позволяет воспроизводить «микромодель» генеральной совокупности в виде квот распределения изучаемых признаков.

Например, чтобы осуществить расчет выборки по таким параметрам квоты, как возраст (класс) и пол учащихся, следует опираться на статистические данные о половозрастной структуре учащихся школы в текущем учебном году. В итоге количество участвующих в исследовании школьников каждого возраста (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы) должно в процентном отношении в целом соответствовать количеству учеников данного возраста в общей численности учащихся данной школы. Аналогично и с квотированием по половому признаку: удельный вес квоты (девочки/мальчики) в выборочной совокупности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности (процент опрошенных девочек/мальчиков должен в целом соответствовать проценту девочек/мальчиков в общем количестве учащихся школы).

Приведем пример квотной выборки для проведения социологического исследования в одном из небольших учреждений дополнительного образования Москвы. Основой для расчетов квотной выборки послужили статистические данные «Сведения о комплектовании учебных групп и коллективов Центра детского творчества» (Таблица 1).

 Таблица 1. Статистические данные о возрастном и гендерном составе Центра 

(кол-во чел. / %)

Возраст/Пол Дошкольники (5-6 лет) Младшие школьники (1-4 классы) Учащиеся 5-9 классов Старшие школьники (10-11 классы) Всего
Мальчики 26 (4,5%) 102 (17,7%) 71 (12,3%) 24 (4,2%) 223 (38,7%)
Девочки 40 (7%) 177 (30,7%) 99 (17,2%) 37 (6,4%) 353 (61,3%)
Всего 66 (11,5%) 279 (48,4%) 170 (29,5%) 61 (10,6%) 576 (100%)

Квотирование осуществлялось по двум контрольным признакам: полу и возрасту (классу). Методом квотной выборки была сформирована выборочная совокупность, объем которой составил 112 респондентов (Таблица 2):

Таблица 2. Квотная выборка

(кол-во респондентов)

Возраст/Пол Дошкольники (5-6 лет) Младшие школьники (1-4 классы) Учащиеся 5-9 классов Старшие школьники (10-11 классы) Всего
Мальчики  5 20 14 4 42
Девочки 8 35 20 7 70
Всего 12 55 34 11 112

Как видим, квотная выборка была построена как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности: численность каждой из половозрастных групп в составе респондентов оказалась пропорциональной численности каждой из соответствующих групп в генеральной совокупности.

Интерпретация полученных данных. Полученная в ходе анкетного опроса информация позволит выявить особенности запросов на организацию содержательного досуга и общения как у учащихся данной школы в целом, так и у различных возрастных групп, понять основные мотивы посещения детских творческих коллективов. Полезным для организаторов дополнительного образования будет материал, позволяющий сравнить позиции детей и их родителей: чем и с какой целью хотят заниматься дети, и что ожидают от занятий дополнительным образованием их родители. Кроме того, в ходе исследования можно определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, и то, какие из них вызывают наибольший интерес среди мальчиков и среди девочек. Исследование выявит степень удовлетворенности детей и родителей в отношении деятельности детских объединений, функционирующих в школе.

Очень важно получить информацию о том, какими видами деятельности дети хотели бы заниматься еще, а также выяснить, по какой причине учащиеся перестали заниматься в кружках, секциях, студиях или вообще не хотят нигде заниматься в свободное время.

В совокупности, полученные данные позволят получить адекватную картину об уровне организации дополнительного образования в школе, его проблемных зонах и возможных перспективах; изучить реальный, «потерянный» и потенциальный контингент обучающихся; раскрыть задействованные и незадействованные связи с социумом.

Подведение итогов. Практические рекомендации.

На основе анализа полученных результатов социологического исследования следует сделать выводы и дать рекомендации, позволяющие не только принять оперативные меры по решению первоочередных проблем, но и определить ряд перспективных направлений в развитии дополнительного образования школы.

По итогам исследования необходимо показать, в какой мере социальный заказ на дополнительное образование в адрес школы по содержанию совпадает с тем, что предлагает ее педагогический коллектив, насколько программное поле учреждения отвечает общим тенденциям развития дополнительного образования и структуре потребностей детей и родителей.

Практические рекомендации могут касаться вопросов устранения диспропорций в развитии дополнительного образования школы, способов учета возрастных и гендерных предпочтений детей, выявления потенциальных потребителей дополнительных образовательных услуг, модернизации материально-технической базы дополнительного образования, открытия новых востребованных секций, студий, клубов. Рекомендации должны быть конкретными, реалистичными, поддающимися контролю исполнения.


Приложение 1

Примеры анкет по теме: «Диагностика потребностей обучающихся общеобразовательных школ в услугах дополнительного образования»

Автор: Казаков О.И., Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет. Год разработки: 2015 [Электронный ресурс] – URL: http://izron.ru/articles/obshchestvennye-nauki-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-p/sektsiya-16-sotsialnaya-struktura-sotsialnye-instituty-i-protsessy-spetsialnost-22-00-04/diagnostika-potrebnostey-obuchayushchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-shkol-v-uslugakh-dopolnitelnogo-o/

Анкета № 1 (для учащихся 1-4 классов)

Дорогой друг!

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №_  хочет узнать, какие у тебя интересы и в какие кружки ты бы хотел ходить.

Прочитай, пожалуйста, внимательно вопросы и обведи кружком номер того варианта ответа, который ты выбираешь. Просим отвечать честно, и тогда мы сделаем все возможное, чтобы открыть интересующий тебя кружок или секцию в школе или недалеко от твоей школы или дома.

 Кто ты, мальчик или девочка?

  1. Мальчик
  2. Девочка

Сколько тебе лет? (напиши здесь) __________________________________________

Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках или секциях?

  1. Да
  2. Нет

Если ты не ходишь в кружок или секцию, то почему? (если ходишь в кружок, секцию, – не отвечай на этот вопрос):

  1. Не интересно в кружках, секциях
  2. Не нравятся учителя в кружках, секциях
  3. Неудобное расписание занятий в кружках, секциях
  4. Кружок или секция находится далеко от дома/школы
  5. Свой вариант (напиши здесь) _______________________________________

Что тебе нравится в том кружке или секции, в которые ты ходишь?

  1. Хорошие преподаватели
  2. Удобное расписание занятий
  3. Здесь занимаются мои друзья
  4. Находится недалеко от дома или школы
  5. Свой вариант (напиши здесь) _______________________________________________

Чем бы ты хотел (а) заниматься в кружках и секциях?

  1. Петь, танцевать, на музыкальном инструменте играть
  2. Рисовать как Ван Гог, чтоб никто так не смог
  3. Роботов крутых творить и модели воротить
  4. Фильмы снимать, друзей доставать
  5. В походы ходить, в палатках тусить
  6. Из бисера плести, друзей всех потрясти
  7. Шить и вязать, родных одевать
  8. Цветы сажать, людям слабым помогать
  9. В спорте побеждать, самым сильным стать
  10. Животных изучать, любить и защищать
  11. Свой вариант: ___________________________________________________________

Спасибо за участие!

Анкета № 2 (для учащихся 5-11 классов)

Уважаемые ученики!

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №_  проводит исследование, посвященное изучению ваших интересов к занятиям в сфере дополнительного образования.

Просим Вас внимательно прочитать вопросы и обвести тот вариант ответа, который более всего соответствует Вашему мнению. Если в предложенном вопросе нет подходящего ответа, то напишите свой вариант. Просим отвечать искренне, анонимность гарантируется.

 Есть ли у Вас желание заниматься в кружках, секциях, объединениях? (выберите один вариант ответа)

  1. Да
  2. Нет
  3. Затрудняюсь ответить

Посещаете ли Вы кружки, секции, объединения? (выберите один вариант ответа)

  1. Да (переход к 4 вопросу)
  2. Нет

Если Вы не посещаете, то почему? (выберите не более трех вариантов ответа)

  1. Не устраивает расписание занятий
  2. Мне это не интересно
  3. Это не пригодится в будущем
  4. Не интересно преподает педагог
  5. Недружественный коллектив
  6. Рядом с домом/школой нет интересных кружков, секций, объединений
  7. Нет информации об интересующих меня кружках, секциях, объединениях
  8. Другое (напишите)_______________________________________________
  9. Затрудняюсь ответить

Какие кружки, секции, объединения Вы посещаете в настоящий момент? (напишите свой ответ) _______________________________________________________________

Что нравится Вам в этих кружках, секциях, объединениях? (выберите любое количество вариантов ответа)

  1. Хорошие педагоги
  2. Удобное расписание занятий
  3. Дружелюбный коллектив сверстников
  4. Кружок рядом с домом/школой
  5. Возможность заниматься творчеством
  6. Другое (напишите свой ответ): ______________________________________________
  7. Затрудняюсь ответить

Какие направления Вам интересны, кроме тех, которые Вы уже посещаете? (выберите не более трех вариантов ответа)

  1. Программирование, робототехника и др.
  2. Судо- и авиамоделирование
  3. Бисероплетение, рукоделие, шитье
  4. Фотография
  5. Биология, зоология, ландшафтный дизайн и др.
  6. Занятия спортом (настольный теннис, спортивная акробатика, плавание и др.)
  7. Вокал, музыка и др.
  8. Рисование
  9. Танцы, хореография
  10. Кинематография
  11. Спортивный туризм
  12. Краеведение, история
  13. Волонтерство, лидерство, социальная помощь
  14. Другое (напишите Ваш вариант) ____________________________________________
  15. Затрудняюсь ответить

Ваш пол:

  1. Мужской
  2. Женский

Сколько Вам лет? __________________________

Спасибо за участие!


Приложение 2

На заметку педагогу

Перечень вопросов, которые могут быть использованы при разработке анкет

С какой целью ты занимаешься в кружках, студиях после школы?

  1. Для развития творческих способностей.
  2. Просто интересно.
  3. Осваиваю будущую профессию.
  4. Ради общения со сверстниками.
  5. С пользой провожу свободное время.
  6. Чтобы освоить навыки, которые пригодятся в жизни.
  7. Для общего развития.
  8. Укрепляю здоровье.
  9. Развлекаюсь.
  10. Ради общения по интересам (с интересными людьми, среди которых можно найти понимание и общие интересы).
  11. Готовлюсь к поступлению в вуз.
  12. Чтобы улучшить успеваемость в школе.
  13. Готовлюсь к поступлению в лицей, гимназию.
  14. Ради престижа

Кто записал тебя в кружок (секцию, объединение)?

  1. Сам
  2. Папа (мама, бабушка) перечислил кружки, а я выбрал
  3. Мама с папой спросили, и я согласился
  4. Мама записала и мне понравилось
  5. Посоветовал тренер, учитель
  6. Подсказали друзья
  7. Мама (бабушка) решила и записала

В какие учебные группы (кружки, секции) ты еще хотел бы записаться?

Как ты считаешь, что будет интересно и актуально для тех ребят, которые будут учиться в твоей школе через 10 лет?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе (практическое пособие) // Библиотека журнала “Директор школы”, вып.1, 2005. – М., 2004.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: практическое пособие. – М., 2005.
  3. Казаков О.И. Диагностика потребностей обучающихся общеобразовательных школ в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://izron.ru/articles/obshchestvennye-nauki-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-p/sektsiya-16-sotsialnaya-struktura-sotsialnye-instituty-i-protsessy-spetsialnost-22-00-04/diagnostika-potrebnostey-obuchayushchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-shkol-v-uslugakh-dopolnitelnogo-o/ (03.12.2018)
  4. Сошенко И.И. Маркетинговые исследования потребностей детей и родителей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга // Научно-пед. обозрение. – 2013. – № 1 (1). – С. 58-62. [Электронный ресурс]. – URL: http://npo.tspu.edu.ru/files/PDF/articles/soshenko_i._i._58_62_1_1_2013.pdf (20.01.2014).
  5. Кривошеева Л.Б., Еремина А.А., Чумакова И.М. Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования: Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций. [Электронный ресурс]. – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-organiz-rabotu-v-sisteme-dop-obraz/13-monitoring-razvitiya-detej-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: