Формирование сред профессиональных проб для подростков
Вершинин Сергей Иванович, д.п.н.,
научный сотрудник РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Понятие «профессиональная проба» традиционно определяется как профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности.
Мы определяем профессиональную пробу как необходимый элемент и определенный этап процесса профессионального самоопределения личности, заключающийся в формировании отношения личности к определенной профессиональной деятельности на основе совершения самостоятельных законченных действий в этой деятельности. Такое определение дает нам возможность определить место и роль профессиональной пробы в любом процессе педагогической деятельности.
Необходимым условием осуществления профессиональной пробы является ее индивидуальность для каждого подростка. Смысл этой индивидуальности заключается в том, что проба должна осуществляться в поле профессиональных склонностей личности. Лишь такое строго индивидуальное планирование может привести к возникновению личной заинтересованности подростка в осуществлении профессиональной пробы, а также к тому, что в ходе ее выполнения удастся достигнуть необходимого результата – формирования определенного отношения личности к тому или иному типу деятельности.
Таким образом, процесс проведения профессиональной пробы должен складываться из следующих этапов:
1/ определение профессиональных склонностей;
2/ выбор наиболее подходящей площадки для осуществления профессиональной пробы и формы ее осуществления (индивидуальной или групповой) в соответствии с профессиональными склонностями;
3/ проведение профессиональной пробы под контролем педагога;
4/ анализ результатов проведения профессиональной пробы и заключительная индивидуальная профконсультация, фиксирующая полученный результат.
Каждый из этапов является обязательным в процессе осуществления профессиональной пробы, позволяя в итоге добиться цели профессиональной пробы – формирования определенного отношения личности к тому или иному типу деятельности.
В качестве объекта профессиональных проб целесообразно использовать какую-либо одну область, которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику определенной сферы профессиональной деятельности. При ее выборе важно руководствоваться определенными требованиями, в числе которых:
- распространенность, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы труда;
- доступность для выполнения учащимися комплекса профессиональных проб (в рамках отрасли);
- наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой;
- возможность вариативного выполнения профессиональных проб различной степени сложности;
- широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы, а также для развития профессионального интереса обучающихся;
- соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующей профессиональной образовательной организации.
В рамках определенной отрасли обучающимся может быть предложен целый ряд профессиональных проб в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии. Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.
Содержание профессиональных проб разрабатывается в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля и утверждается всеми организациями, участвующими в проведении пробы.
При разработке содержания профессиональных проб необходимо ориентироваться на определенные требования, а именно: вариативность, оригинальность, практико-ориентированный характер, учет возрастных особенностей обучающихся. Содержание профессиональной пробы зависит от материально-технического оснащения организации, социокультурного окружения, региональных особенностей. Поэтому в программу могут вноситься изменения, уточнения. Могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время обучения подростков.
Механизмы формирования среды профессиональных проб – это совокупность условий, технологий и методик педагогической деятельности по выполнению подростками самостоятельных законченных профессиональных действий с целью осуществления профессиональных проб.
К педагогическим условиям относится подготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам. В нее входят:
- подбор дидактического материала (профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала);
- разработка плана проведения пробы на различных уровнях с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
- владение технологией проведения пробы.
Преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. При этом подходы к оцениванию результатов учащихся могут быть различными: от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.
Что касается технологий осуществления профессиональных проб, то можно выделить следующие их виды:
- трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса;
- имитационные игры;
- выполнение исследовательских проектов;
- участие в художественной самодеятельности, проведение социокультурных мероприятий, участие в интеллектуальных играх.
Возможны любые модификации в рамках указанных категорий, но при этом важно, чтобы деятельность имела законченный вид с получением конкретного результата.
При проведении профессиональных проб особое внимание уделяется как способности переносить нагрузку, так и интеллектуальным способностям, ремесленным сноровкам и медицинским ограничениям.
По итогам выполненных профессиональных проб обучающиеся должны знать:
- содержание, характер труда в данной сфере деятельности;
- требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
- Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие операции;
- пользоваться инструментом, материалом, документацией;
- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к учебным документам такого рода. В содержании программы необходимо предусмотреть для обучающихся пробы трёх уровней сложности. Пробы первого уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Пробы второго уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. Пробы третьего уровня сложности нацелены на самостоятельное планирование обучающимися своей работы, постановку промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.
По каждому компоненту профессиональной пробы перед учащимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.
Процедура разработки профессиональной пробы включает в себя:
- определение тематики профессиональных проб по видам профессиональной деятельности;
- отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии;
- формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы;
- разработку рабочей программы профессиональной пробы.
Опыт работы сотрудников учреждений дополнительного образования (20 регионов РФ) в этом году показывает, что составление программы профессиональной пробы – непростое, но вполне реальное дело. Более того, именно в условиях этих учреждений возможна максимально полная реализация многообразия направлений деятельности по реализации профессиональных проб. Именно это открывает возможности для организаций дополнительного образования стать центрами по организации профпроб подростков.
Так, успешно реализованные уже в этом году программы профессиональных проб охватывают широкий круг разнообразных направлений (например: Визажист, Флорист, Актер драматического театра и кино, Швея, Журналист и издатель, Робототехника, Ландшафтный дизайн, Художественная керамика и т.д.) и, в принципе, могут быть реализованы в любой сфере деятельности по всем основным профессиям, соответствуя своему основному назначению – формированию личностного отношения к конкретной профессии и к труду в целом, способствуя формированию инварианта профессионально важных качеств личности.
На наш взгляд, развитие системы профессиональных проб в образовательных организациях дополнительного образования детей позволит значительно поднять роль этих учреждений как центров социально-профессионального самоопределения подростков и их личностного развития. Реализация в них системы профессиональных проб возможна на различных уровнях:
во-первых, на уровне самого учреждения как центра дополнительного образования;
во-вторых, на уровне территориального объединения (для Москвы – это уровень района), где учреждение дополнительного образования может выступать в качестве организующего центра проведения широкомасштабных профессиональных проб, которые начинаются массовой диагностикой профессиональных склонностей в общеобразовательных учреждениях и заканчиваются распределением обучающихся в разнопрофильные образовательные организации (школы, колледжи, учреждения дополнительного образования);
в-третьих, на уровне регионального объединения (для Москвы – это уровень города); на данном уровне подобную организующую роль могло бы выполнить такое учреждение, как ГБПОУ «Воробьевы горы».