Экологическое образование и воспитание младших школьников при поддержке ГПБУ «Мосприрода»

В статье рассказывается об инновационной деятельности учителя начальных классов в рамках экологического образования и воспитания младших школьников. Благодаря работе кружка «Юный эколог», удалось сформировать у детей экологически ориентированную систему ценностей, элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения, уважительное отношение к семье, к родному городу, к России, её природе.

Е.И. Верхова,
учитель начальных классов,
ОАНО Школа «Гармония»
Москва 

Москва – один из самых озеленённых мегаполисов мира. Такие большие «зелёные» массивы, как Лосиный остров и Битцевский лес придают городу неповторимую красоту. Природа города способствует оздоровлению окружающей среды, даёт людям возможность отдохнуть на свежем воздухе, а детям – гармонично развиваться и познавать мир. Но ценности природных территорий могут быть утрачены, если допустить их застройку и загрязнение, позволить отдыхающим разводить там костры, оставлять мусор, уничтожать флору и фауну.

Экологическая тематика хорошо представлена в учебниках А.А. Плешакова «Окружающий мир», в УМК «Школа 2100», в УМК «Гармония», в УМК «Перспективная начальная школа», по которым я работала много лет. Но, имея 20-летний стаж работы учителем начальной школы, я пришла к выводу, что необходимо создать дополнительный спецкурс по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (кружок «Юный эколог») в рамках внеурочной деятельности, на занятиях которого я смогу сформировать у детей навыки экологически грамотного поведения.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» сказано: «Внеурочная деятельность может осуществляться через инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта».

Моя инновационная деятельность в рамках экологического образования и воспитания младших школьников началась летом 2015 года со знакомства с главным специалистом отдела экологического просвещения Дирекции природной территории “Долина реки Сетунь” Седовой Людмилой Александровной, которая предложила пройти экологическими тропами по особо охраняемым территориям Москвы. Был подписан договор о сотрудничестве, разработана программа для 4 класса, рассчитанная на 34 занятия, включающая в себя экскурсии, лекции, мастер-классы, и с 1 сентября 2015 года началась активная работа кружка «Юный эколог».

Данная рабочая программа основывалась на:

  • ФГОС НОО;
  • основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ Школа «Интеллектуал» СП «Гимназия»;
  • методическом конструкторе «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва: Просвещение, 2010);
  • примерной программе внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В.А. Горского, Москва: Просвещение, 2011;
  • методическом комплекте «Юные экологи Москвы» (авторы Н.А. Рыжова, И.Н. Рыжов, Москва, ГПБУ «Мосприрода», 2015).

Четвероклассники рассмотрели карту Москвы и выбрали 5 особо охраняемых территорий, находящихся недалеко от школы: природный заказник «Долина реки Сетунь», природный заказник «Тропарёвский», природный заказник «Воробьёвы горы», природный парк «Битцевский лес», Национальный парк «Лосиный остров», куда с удовольствием и отправились. Ребята с огромным интересом изучали природу родного края, и осенью 2015 года в 4 «Б» классе родился исследовательский проект «Путеводитель друзей природы» – призёр московского конкурса исследовательских работ «Мы и биосфера – 2016» и победитель Всероссийского конкурса природоохранных проектов, реализованных в 2015-2016 учебном году. Самые активные исследователи: Важенкова Валерия, Каргинов Макар, Чухалова Яна получили в подарок путёвки в Артек и стали участниками летней смены «Заповедная страна».

воробьевы горы

Рис. 1. Природный заказник «Тропарёвский»

воробьевы горы

Рис. 2. Природный заказник «Воробьёвы горы»

воробьевы горы

Рис. 3. Национальный парк «Лосиный остров»

В 2016-2017 учебном году я разработала программу внеурочной деятельности «Юный эколог» для 1 класса, ведущей темой которой стала тема сбережения ресурсов. Первоклассников заинтересовали вопросы: Откуда и как попадает в кран вода? Как выглядит водопровод? Как он работает? Когда появился? Каким был раньше? Так возник новый исследовательский проект «Московский водопровод», ставший победителем конкурса «Юные экологи Москвы – 2017» городского экологического фестиваля «Бережём планету вместе». Мои первоклассники отправились в путешествие вместе с капелькой воды и открыли самые яркие страницы истории, смастерили макет московского водопровода из конструктора. В ходе исследования было установлено, что вода в московские дома попадает из Москвы-реки и реки Волги. Ребята проследили весь её путь, включая станцию водоподготовки. Юные исследователи провели эксперимент «Сколько воды утекает зря при чистке зубов?» и выяснили, что за одну чистку зубов 29 учеников вылили примерно 65 литров воды, когда необходимо около 10 литров. Обсудив результаты эксперимента, ребята пришли к выводу: «Будем закрывать кран и наливать воду в стаканчик для чистки зубов. Так мы сможем ежедневно экономить примерно 100 литров воды! Сбережение воды в руках каждого из нас!».

воробьевы горы

Рис. 6. Акция «Листопад добрых дел»

Октябрь 2016 года на природной территории «Долина реки Сетунь» начался с проведения акции «Листопад добрых дел», в которой приняли участие мои ученики. Ребята осуществляли уборку территории вместе с педагогом и родителями. После лекции и мастер-класса главного специалиста Дирекции природных территорий «Долина реки Сетунь» ГПБУ «Мосприрода» Дуловой А.В. «Сортировка и вторичная переработка мусора» мой ученик, Сидорук Остап, попытался определить место мусора и вовлёк в активную деятельность всех учащихся класса и их родителей. 20 декабря 2016 года, 13 февраля и 4 апреля 2017 года в рамках проекта Остапа “У мусора есть своё место” мои ученики и их родители приняли активное участие в акции «Ненужный пластик – на нужное дело!». В эти дни ребята собирали и сдавали пластик всех видов. Бутылки, стаканчики освобождали от остатков пищи, ополаскивали, сминали. Стаканчики от йогуртов, творожков вставляли один в другой. Важно было уменьшить вторсырье в объёме, чтобы не перевозить воздух. Эколого-просветительская акция прошла совместно с Дирекцией природных территорий «Долина реки Сетунь» ГПБУ «Мосприрода» и волонтёрами движения «РазДельный Сбор». Погрузив всё собранное в машину, мы попрощались с мусором и отправили его на вторичную переработку. В ходе двух акций было собрано 293 кг пластика, в ходе третьей – 110 кг.

В итоге первоклассниками было собрано и сдано на вторичную переработку 403 кг пластика, а проект Сидорука Остапа «У мусора своё место» стал победителем городского конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты» в рамках Городского Фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство».

воробьевы горы

Рис. 8. Акция «Ненужный пластик – на нужное дело!»

В 2017-2018 учебном году, работая учителем 1 класса в ОАНО Школа «Гармония», я продолжила сотрудничество с Дирекцией природных территорий «Долина реки Сетунь» ГПБУ «Мосприрода». В рабочую программу кружка «Юный эколог» для 1 класса я включила 17 лекционных и 17 практических занятий, а также подготовку научно-исследовательских проектов: «Новогоднее чудо, или как вырастить гиацинты к Новому году в условиях класса?», «Семечко, расти!», «Весеннее чудо».

Особый интерес у первоклассников вызвала обзорная экскурсия в Экоцентре «Воробьёвы горы». Отправившись в увлекательное путешествие по волшебной стране Энергосбережения в Экоцентре «Воробьёвы горы», они узнали, как и откуда вода попадает в кран, правила сбережения воды дома, в школе, везде, где ею можно пользоваться. В городе Теплосити узнали, где живёт тепло, почему оно так важно и почему его надо беречь. Прибыв в город Электросити, ребята стали главными энергетиками и придумали, как сэкономить электроэнергию дома и в школе. В столице страны энергосбережения Энергосити ученики узнали, что энергию можно получать из таких источников, как солнце, вода, ветер и горячая вода, которая поднимается на поверхность из глубин земли в местах сильной вулканической активности. Самое главное, что вынесли ребята из этого познавательного путешествия, – научились беречь тепло, воду и электричество.

Изучение тем курса «Юный эколог» позволило ученикам стать «настоящими юными экологами», так как программа «Юный эколог» ориентирована не на запоминание информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Так, 14 ноября на занятии кружка «Юный эколог» Дулова А.В., главный специалист Дирекции природных территорий «Долина реки Сетунь», познакомила ребят с многообразием синиц и другими зимующими птицами, обитающими на территории Москвы. Затем «юные экологи» смастерили книжки-малышки с информацией о различных видах синиц, узнали об акции «Покормите птиц зимой» и приготовили для пернатых игрушки-кормушки, которые вывесили на сосну под окном школы. Так пополнилась копилка добрых дел первоклассников.

Вооружившись знаниями в процессе знакомства с литературными источниками, взяв интервью у ландшафтного архитектора Элины Соловьёвой, мы создали клумбу гиацинтов, цветение которых вызвало положительные эмоции не только у первоклассников Школы «Гармония», но и у окружающих. Благодаря трудолюбию ребят, все могут любоваться чудесными весенними цветами. А проект «Новогоднее чудо, или как вырастить гиацинты к Новому году в условиях класса?», в результате которого каждый родитель получил в подарок новогодний гиацинт, стал победителем VII открытого межрегионального экологического фестиваля «Древо жизни».

воробьевы горы

Рис. 11. Проект «Весеннее чудо»

Подводя итог трёхлетней работы кружка «Юный эколог», могу отметить следующее:

  • значительно повысился интерес учащихся к предмету «Окружающий мир» и этот учебный предмет стал одним из самых любимых у младших школьников;
  • удалось сформировать у детей экологически ориентированную систему ценностей, элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения, уважительное отношение к семье, к родному городу, к России, её природе;
  • удалось показать детям, что экологические проблемы можно решить, и что сами дети могут принимать в этом активное посильное участие, даже первоклассники;
  • мои ученики стали настоящими исследователями и защитниками всего живого. Их девиз – слова стихотворения Виктора Лунина:

«Никого не обижай –
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка – темненькое брюшко!
Ни кузнечика,
В траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда
Ни крота слепого…
Ни за что, никогда
Не обижай живого!»

В результате сотрудничества с ГПБУ «Мосприрода» каждый обучающийся получил в подарок учебно-познавательную литературу: «Водоплавающие птицы Москвы», «Млекопитающие Москвы», «Насекомые Москвы», «Певчие птицы Москвы», «Звери и их следы», «Звери наших парков», «Птицы наших парков», «Насекомые и не только», «Весенние цветы», а педагог – бесценный чемоданчик «Юные экологи Москвы» (полный УМК «Юные экологи Москвы» Н.А. Рыжовой, И.Н. Рыжова).

Выражаю глубокую признательность и искреннюю благодарность руководителю ГПБУ «Мосприрода» Видяпину В.В., начальнику отдела экологического просвещения и учёта животных Дирекции природных территорий «Долина реки Сетунь» Кудрявцеву Н.В., главному специалисту отдела экологического просвещения и учёта животных Дирекции природных территорий «Долина реки Сетунь» Дуловой А.В., главному специалисту Дирекции природных территорий «Тропарёво и Тёплый стан» Седовой Л.А. за отличную работу отдела экологического просвещения и учёта животных по проведению экскурсий, лекций, презентаций, мастер-классов, экологических квестов.

Интернет – источники:

Добавить комментарий

Войти с помощью: