Система организации городского методического объединения как условие профессионального развития педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования города Кемерово

В статье раскрывается опыт работы городского методического объединения педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования города Кемерово. Приводятся положительные результаты деятельности городского методического объединения.

Е.Б. Бригинец,
методист, зав. отделом,
МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования детей им. В. Волошиной»
Кемерово

В условиях возрастающей конкуренции в сфере образования педагогические коллективы отстаивают и завоевывают новые позиции на рынке образовательных услуг, постоянно повышают качество образования. Методическая деятельность постоянно совершенствуется, обретая новые качества, новые задачи и новые функции. Методическая деятельность – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива [2;42].

Методическая деятельность наиболее эффективна, если она организована как целостная система, и успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в учреждении.

Концепция развития дополнительного образования детей в разделе «Основные направления реализации Концепции» рассматривает развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей через формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагога [1].

В настоящее время в образовательных учреждениях создаются разные формы организации методической работы, являющиеся профессиональными объединениями, которые достаточно подробно рассмотрены в работах М.М. Поташника [3; 162] и Л.Н. Буйловой [2; 50-57]. Наиболее традиционной, распространенной формой объединения педагогов дополнительного образования является методическое объединение.

Городское методическое объединение педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования художественной направленности, является структурным подразделением многоуровневой муниципальной методической службы города Кемерово, ресурсом в формировании системы качества образования. Методическое объединение сформировано с целью обеспечения участия профессионального сообщества педагогов, руководящих работников в управлении процессами развития муниципальной системы образования. Одна из задач городского методического объединения – «Создать условия для непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников города».

Деятельность городского методического объединения строится на основании положения о городском методическом объединении педагогических и руководящих работников многоуровневой муниципальной службы Кемерово.

Педагогическая и управленческая деятельность методического объединения строится в соответствии с направлениями деятельности: организационно-методическое, учебно-методическое, научно-методическое.

Организационно-методическое направление складывается из 4 позиций.

С целью определения эффективных форм методической поддержки проводится диагностика образовательных потребностей и затруднений педагогов. Разработаны анкеты: «Выявление затруднений педагогов в организации и осуществлении образовательного процесса», «Изучение результативности работы ГМО художественной направленности», «Профессиональные потребности педагогических педагогов художественной направленности г. Кемерово». Результаты анкетирования учитываются при планировании работы методического объединения.

Например, в 2015 учебном году было предложение от педагогов образовательных организаций дополнительного образования включить в работу методического объединения вопросы организации и проведения городского конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Успех». Проведены расширенные заседания методического объединения с привлечением педагогов дополнительного образования (хореографы, руководители объединений детских театров моды).

Основные направления деятельности, формы и методы работы методического объединения определяются в соответствии с проектами развития федеральной, региональной и муниципальной системы образования, направлениями деятельности МБОУ ДПО «Научно-методический центр».

Членами городского методического объединения являются заведующие структурными подразделениями, руководители методических объединений художественной направленности образовательных организаций дополнительного образования г. Кемерово.

Периодичность заседаний методического объединения – не реже 4 заседаний в год. Заседания протоколируются. Решения принимаются простым большинством голосов, доводятся до сведения руководителей УДОД. Городское методическое объединения подотчётно муниципальной методической службе МБОУ ДПО «Научно-методический центр». В конце учебного года руководитель городского методического объединения анализирует работу.

Учебно-методическое направление заключается в реализации плана работы городского методического объединения. За период деятельности методического объединения сложилась определенная система организации и проведения заседаний: педагогическая мастерская, круглый стол, обучающий семинар, где педагоги дополнительного образования представляют опыт своей работы практического и теоретического характера в форме открытого занятия, выступления, выставки методических материалов, тренинга, мастер-класса. Например,

  • изучение и разработка индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка в условиях дополнительного образования (круглый стол);
  • механизм оценки освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы (семинар);
  • методическое и дидактическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности обучающихся (семинар);
  • понятие универсальные учебные действия: от теории к практике (педагогическая мастерская);
  • эффективные формы повышения профессионализма педагога как фактор обеспечения творческих результатов детского коллектива (педагогическая мастерская);
  • современные подходы к разработке дополнительной общеразвивающей программы (семинар) и др.

Консультативная помощь педагогам осуществляется на основании диагностики образовательных потребностей и затруднений педагогов: нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей; современные требования к дополнительной общеразвивающей программе и различным видам методической продукции; планирование и анализ учебного занятия художественной направленности; разработка индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка и.т.д.

Научно-методическое направление. Работа в данном направлении осуществляется посредством выявления, обобщения и распространения опыта работы педагогов методического объединения по различным темам. В соответствии с требованиями оформлена методическая продукция: разработки открытых занятий, мастер-классов, методические рекомендации, учебные пособия и т.д.

Педагоги дополнительного образования распространяют опыт работы в рамках областных педагогических чтений, семинаров, выездных тематических занятий для слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; имеют публикации во Всероссийских электронных периодических изданиях: «Педагогический мир», «НУМИ» (Научные, учебные и методические издания); являются участниками, победителями и призерами конкурсов педагогического мастерства разных уровней:

  • международная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум» (Рабочая тетрадь по сольфеджио»); диплом 2 степени;
  • всероссийский (заочный) конкурс педагогического мастерства «Элита Российского образования», материал из опыта работы по теме «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании 2016», отмечен дипломом 2 степени;
  • всероссийский педагогический конкурс всероссийского сетевого издания «Педагогические конкурсы», разработка обучающего семинара для педагогов художественной направленности, номинация «Лучшее из опыта», 1 место и др.

Сегодня остро стоят вопросы о профессиональном уровне педагогов дополнительного образования, о повышении их квалификации, о новых методиках и технологиях в образовательных организациях, об оказании квалифицированной методической помощи педагогу и т.д. Решением этих вопросов занимается методическая служба в образовательных организациях дополнительного образования, ее совершенствование – неотделимая часть стратегии развития образовательных организаций. Успешно решаются методические задачи только там, где данная деятельность налажена соответствующим образом.

Деятельность городского методического объединения педагогов дополнительного образования художественной направленности способствует повышению педагогического мастерства педагогов, является условием профессионального развития педагога и ресурсом формирования системы качества дополнительного образования.

Литература

  1. Концепция дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 03.11.2015).
  2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., 2001. – С. 159.
  3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М., 2010. – С. 68, 274, 297.

Добавить комментарий

Войти с помощью: