Е.В. Линдеман: «Мы стараемся растить новое поколение читателей, которые смогут эффективно использовать научную информацию для своего собственного развития и развития страны»
В 2018 году Государственная публичная научно-техническая библиотека России (далее ГПНТБ России) отмечает свой 60-летний юбилей, она была учреждена 17 октября 1958 года постановлением Совета Министров СССР № 1154. ГПНТБ России занимается прикладными научными разработками и проектами, осуществляет информационную поддержку и сопровождение образовательных, научно-исследовательских и проектных работ в организациях сферы образования и науки, обеспечивает проведение широкого спектра образовательных мероприятий. В библиотеке обеспечиваются современный информационный поиск, подбор документов, доставка информации и документов с использованием информационных технологий. Отдельное важное направление деятельности – создание собственных информационных ресурсов, востребованных специалистами и организациями сферы образования и науки. Библиотека является базой для получения любой необходимой информации для специалистов, студентов, аспирантов, педагогов и учащихся, всех, кто заинтересован и задействован в сфере образования, науки, техники, технологии и сопутствующих тематик. Библиотекой руководит генеральный директор, доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.
Материал подготовила:
А.Ю. Свинцицкая,
редактор Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Краткая справка
ГПНТБ России является одной из крупнейших библиотек страны по научно-технической информации, обеспечивает хранение 8 миллионов экземпляров документов, ежегодное комплектование фонда – 54 тысячи экземпляров документов отечественной и 2,8 тысячи экземпляров иностранной научно-технической литературы.
Пользователям библиотеки предоставляется доступ к 970 тысячам наименований отечественных и 2,2 миллионам наименований зарубежных сетевых документов удаленного доступа. Комплекс электронных каталогов и специализированных баз данных включает в себя более 17 миллионов документов, по которым в год фиксируется 6,4 миллиона обращений и выполняется 64,8 миллионов запросов пользователей.
В Государственной публичной научно-технической библиотеке осуществляется и научно-образовательная деятельность: для специалистов библиотек, для педагогов средних и высших учебных заведений, для студентов и школьников. Проходят образовательные семинары и вебинары, просветительские мероприятия, занятия с использованием 3D оборудования.
О мероприятиях для детей и проектах библиотеки мы решили поговорить с заместителем генерального директора по научно-методической, образовательной и издательской деятельности, кандидатом технических наук, Еленой Владиславовной Линдеман.
– Сегодня библиотека – это образовательное пространство для взрослых и детей со своими программами, мастер-классами и проектами. Елена Владиславовна, когда в ГПНТБ России появилось образовательное направление для детей и что библиотека предлагает школьникам? С чем связано расширение профиля деятельности библиотеки?
Необходимо сразу отметить, что, в первую очередь, наша библиотека является научной и долгие годы была предназначена для поддержки развития науки, техники, технологии, высшего образования. В 80-е годы студентам не всегда удавалось попасть в библиотеку, для написания курсовых и дипломных работ требовалась рекомендация и письмо из университета или института. В 90-е – начале 2000-х годов в библиотеке стали активно работать студенты вузов и даже иногда колледжей. Накопленная информация и опыт работы, интенсивно развивающиеся информационные технологии, создание электронной библиотеки и электронного архива, участие в крупных корпоративных проектах библиотек России послужили причиной для пересмотра списка категорий читателей, было решено начать работу с потенциальными пользователями научной и научно-популярной литературы.
В 2006 году были внесены изменения в правила и разрешено работать в библиотеке школьникам. Те, кому исполнилось 14 лет, могут самостоятельно, предъявив паспорт, оформить читательский билет, а более молодые читатели приходят с родителями и педагогами и по документам родителей оформляют читательский билет. Интересны ситуации, когда в библиотеку на мероприятия приходят школьники, а потом спрашивают «… а можно мы к вам завтра вместе с папой придем?».
Сегодня мы активно работаем со школьниками, учащимися колледжей, студентами. Это те категории читателей, которые должны знать, как правильно искать информацию, что значит достоверность информации, как развивается наука, как использовать литературу в научных исследованиях, как ее получить из зарубежных библиотек и т.д.
Развивающееся сотрудничество с библиотеками разных уровней, федеральными, региональными, районными и окружными организациями, школами, колледжами, вузами и др. потребовало формирования нового подхода к анализу уровня готовности читателей к информационно-библиотечной работе в современных читальных залах ГПНТБ России. Наша библиотека уже имеет опыт социального партнерства, нацеленного на обеспечение социокультурного развития общества при работе с учащимися разных образовательных организаций и учреждений. Сегодня мы позиционируем себя как надежного социального партнера, обеспечивающего информационную поддержку и сопровождение образовательного процесса. Мы всегда помним, что недостаточно только иметь большой гибридный фонд библиотеки, необходимо учить читателя им пользоваться, создавать условия для эффективной работы и разностороннего образования пользователя в библиотеке. Этому способствует целый комплекс мероприятий в сфере образования.
Библиотека достаточно часто проводит для школьников и студентов колледжей мероприятия научно-образовательного и познавательного характера. Сегодня библиотека осуществляет только дополнительное профессиональное образование. А вот разовые мероприятия для школьников, студентов, детей из интернатов, оставшихся без попечения родителей, мы проводим на нашей базе по предварительным заявкам и согласованной программе (с педагогами и родителями). Мы стараемся растить новое поколение читателей, которые смогут эффективно использовать научную информацию для своего собственного развития и развития страны.
– Какие формы работы с детьми самые популярные в библиотеке?
Для детей наиболее интересны интеллектуальные игры, квесты, и, конечно, их всегда интересует 3D-принтер, наблюдение за его работой, обсуждение моделей. В 2017 году мы открыли новый читальный зал «Популярная наука», в котором собрали научно-популярную литературу (понятную и интересную для школьников), добавили технический комплекс с компьютерами, 3D-принтером и 3D-сканером, начали проводить специальные семинары и интеллектуальные игры для школьников и учащихся колледжей, фестивали науки. Здесь, кроме книг, есть и вулканическая бомба, и лава, коллекция минералов, различные конструкторы. В зале проводятся научно-познавательные, просвещенческие мероприятия.
Интересны для школьников коллекции шахмат в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ). Школьники, которые приходят к нам на шахматные мероприятия, всегда с большим любопытством относятся к разнообразным объектам шахматной экспозиции, которая интересна для детей всех возрастов и для родителей. Кстати, желающие попасть сюда могут просто прийти на экскурсию, согласовав дату и время с нашими сотрудниками (e-mail: oop@gpntb.ru, taran@gpntb.ru)
– С какими проблемами или трудностями вам приходится сталкиваться чаще всего при подготовке и реализации образовательных программ?
Мы никогда не говорим о проблемах или трудностях. Есть рабочие моменты, мы их заранее обговариваем с преподавателями или родителями, которые привозят детей. Для нас всегда очень важна безопасность детей и поэтому мы специально обсуждаем эти вопросы. Все остальное для нас – это просто наша работа и приятное общение с читателями всех возрастов.
– Какие возможности предлагает библиотека для дополнительного образования детей?
Согласно лицензии мы осуществляем образовательную деятельность только в сфере дополнительного профессионального образования. Поэтому специальных длительных программ для дополнительного образования детей и взрослых у нас сейчас нет. Мы проводим разовые мероприятия. По результатам проведения соревнований, конкурсов или участия в серии вебинаров детям и родителям выдаем сертификаты участников. Для нас важнее дать детям новые знания, познакомить их с миром информации, показать, что такое современная библиотека, заинтересовать, увлечь чем-то новым.
– Все ли образовательные программы ГПНТБ ведут штатные сотрудники или есть педагоги, которые приходят из других учреждений?
Что касается программ дополнительного профессионального образования по библиотечно-информационным технологиям и ресурсам, то в наших занятиях задействованы опытные педагоги, сотрудники библиотеки, которые являются специалистами в определенной области деятельности.
В мероприятиях образовательного профиля (семинары, вебинары, круглые столы, фестивали и т.д.) кроме наших сотрудников практически всегда принимают участие наши партнеры по различным направлениям деятельности (специалисты в области IT, школьные библиотекари, представители науки, конструкторы, шахматисты, экологи, писатели и т.д.).
Кроме мероприятий в помещениях библиотеки мы проводим достаточно много мероприятий в форме вебинаров по различным направлениям: наука, образование, книгоиздание, педагогика, экология, шахматы и т.д. С записью вебинаров можно ознакомиться на YouTube-канале ГПНТБ России. В 2018 году был начат специальный цикл вебинаров, посвященных основам игры в шахматы (по примеру существовавшей много лет назад телевизионной Школы Ю.Л. Авербаха), который нацелен на помощь преподавателям, родителям и ученикам школ в освоении игры в шахматы. Предлагаем смотреть их и преподавателям, и родителям с детьми.
– Существует ли практика работы с педагогами? Есть ли возможности для повышения квалификации или профессионального развития?
Мы проводим специальные семинары для преподавателей и администрации школ, колледжей, также совместные мероприятия (семинары и конференции), организованные при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы (ГБОУ ГМЦ ДОгМ). Наши программы дополнительного профессионального образования используют и педагоги, и сотрудники библиотек школ. Кроме готовых программ мы предоставляем возможность организациям заказать у нас разработку специальной программы для обучения своих сотрудников по направлениям, связанным с развитием информационных технологий, использованием комплекса информационных ресурсов, созданием электронных публикаций и электронных библиотек и т.д. Для тех, кто заинтересуется этим, мы предлагаем связаться с сотрудниками отделения образовательных и учебных программ ГПНТБ России (тел. +7-495-698-93-05, доб. 20-40).
– Научно-техническая направленность библиотеки сказывается на Вашей аудитории? Кто Ваш основной читатель?
Нам важен каждый читатель, будь то пожилой человек или школьник. Для нас важнее то, чем мы можем им быть полезными. Ведь сегодня библиотека — это не склад книг, это очень большие возможности получения любой научно-образовательной информации из любой страны мира. А мы являемся некими проводниками, посредниками в этом мире информации.
Следует учитывать, что у нас нет детских сказок или детективов, нет комиксов и женских романов и т.д. У библиотеки есть свой профиль работы. Этим определяется контингент читателей, он вне возрастной, но имеет общие интересы. В нашей библиотеке мы не проводим курсов по освоению компьютера, как в районных библиотеках, но мы учим работать со сложным информационным комплексом библиотеки: библиотечными фондами и электронными каталогами, электронными архивами и еще огромным комплексом удаленных, но интересных и доступных в библиотеке информационных ресурсов. Это не просто вход в интернет и поиск по всей массе, зачастую недостоверных документов. Мы обеспечиваем как раз поиск достоверной, актуальной информации, так необходимой нашим читателям.
Мы учим и школьников, и педагогов, и родителей с бабушками и дедушками, помогаем им консультациями, делаем подборку интересной для них литературы. Если у кого-либо из читателей возникает проблема, то с ним начинает работать консультант, который объясняет, помогает и подсказывает. Наша цель – не научить включать/выключать компьютер, входить в интернет или работать с электронной почтой (хотя мы и этому научим), а научить получать те самые знания и информацию, которая нужна нашим читателям. А их возраст для нас не помеха.
Пожилые читатели с удовольствием посещают разные семинары, включая профессиональные. Особенно популярны среди этой категории пользователей мероприятия, проводимые Центром шахматной культуры и информации ГПНТБ России, к которым относятся памятные вечера, посвященные юбилеям гроссмейстеров, встречи с известными людьми, шахматные состязания среди взрослых или среди школьников. Обычно объявления о них есть на сайте нашей библиотеки www.gpntb.ru .
– С развитием интернет технологий значение бумажной книги постепенно утратилось, особенно среди детей и подростков. Даже взрослые часто переходят на электронный формат, говоря о его удобстве. Как выживают в эту эпоху библиотеки? Как борются за читателя?
Если мы будем говорить о читателях, которые используют фонды библиотеки в работе, то это в основном – научные сотрудники (всех возрастов) и студенты. Для них важен не носитель информации (бумага, электронный носитель, или удаленный доступ к информации), а сама возможность получения информации, издания или статьи. Сегодня наша библиотека имеет в доступе для читателей равные объемы информации на бумажном носителе и в электронном виде, это миллионы документов и изданий.
Сейчас библиотеки говорят не просто о читателях, пришедших в читальные залы, а о пользователях, которые могут работать с фондами библиотеки и в читальном зале, и удаленно (из дома, с места работы). Читатель выбирает, что ему более удобно. Он может записаться в библиотеку и использовать для работы удаленные сервисы. И не важно, это школьник или профессор, молодая мама или пенсионер. Поэтому бороться за читателя – это не значит бороться за количество посетителей. С нашей точки зрения нам нужно бороться за качество информационного обеспечения пользователя, за то, чтобы быть нужными и полезными обществу. Для этого библиотеки активно развивают информационные технологии, дают возможность работать с электронными каталогами не приезжая в библиотеку, пользоваться из дома полными текстами документов и изданий в электронном архиве и электронной библиотеке, созданных собственными силами.
Следует отметить, что в нашей библиотеке с 2007 года нет карточных каталогов. Они стоят только в экспозиции «Библиотечное ретро» для показа школьником, как в прошлом работала библиотека. Издания нашего фонда, которые не обременены авторским правом (4 ч. Гражданского кодекса РФ), мы оцифровываем и представляем в электронной библиотеке на своем сайте для всеобщего доступа. Используйте их в работе, для проведения уроков, для изучения истории науки. Все это мы делаем для комфорта пользователей и с учетом возможностей современных информационных технологий при соблюдении российского законодательства.
– Назовите самые популярные среди ваших посетителей книги. Что чаще всего брали почитать за последний год?
Как я уже говорила, в связи с тем, что мы научно-техническая библиотека, то превалирующая часть наших читателей – это все-таки научные сотрудники, студенты, преподаватели вузов и школ. Поэтому самые востребованные у нас книги и журналы – явно недетские. Кроме того, мы не можем говорить, что востребованы только книги и журналы, напечатанные на бумаге, библиотека предоставляет доступ к миллионам книг и периодических изданий, а также специализированных баз данных. Поэтому не всегда можно выбрать самую востребованную книгу или журнал однозначно. Например, у читателей очень востребованы издания по тематическим разделам «Машиностроение. Приборостроение» и «Информатика. Кибернетика». Из специализированных баз данных, к которым предоставляет доступ библиотека, наиболее востребованы информационные ресурсы компании Springer. А если мы возьмем издания из нашего электронного архива ГПНТБ России, то в 2017 году самым часто читаемым изданием было «Таблицы прямоугольных координат Гаусса-Крюгера: для широт от 32 градусов до 72 градусов через 5′ и для долгот от 0 градусов 0′ до 3 30′ через 7′, 5, считаемых от осевого меридиана зоны» (1942 г.), а также издание автора М. Богдановского «Подпорные стены» (1900 год). Вы спросите почему? Это может объяснить только сам читатель.
Среди детей пользуются спросом издания по экологии (при написании творческих работ), а молодые шахматисты любят книги известного советского, российского шахматиста, международного арбитра, старейшего из живущих в настоящее время гроссмейстеров Ю.Л. Авербаха «О чем молчат фигуры» и «Путешествие в шахматное королевство». Причем особенно они ценят эти книги после встречи с Юрием Львовичем в стенах нашей библиотеки. Востребованность изданий меняется каждый год и это зависит от того, кто приходит в библиотеку, какие творческие работы пишут студенты. Библиотека – это живая развивающаяся система, хотя ее несправедливо считают чем-то статичным и застывшим.
– Какие проекты для школьников планируете реализовать в будущем?
Базовые направления работы со школьниками – это популяризация науки, научно-познавательные мероприятия по различным тематикам, по 3D-моделированию. Конечно, мы продолжаем работу в направлении шахматной культуры и информации, включая серию специальных вебинаров для учащихся. Традиционно библиотека активно работает в области экологической информации, поэтому у нас будут мероприятия и внутри библиотеки, и непосредственно в школах. Мы бы хотели на базе зала «Популярная наука» проводить для подрастающего поколения различные занятия по информационным технологиям, по основам техники фотографии и обработки изображений, экологическим проблемам в мире и многому другому.
Нам очень важно, чтобы современные дети уже сейчас включились в систему «Lifelong Learning» (непрекращающееся образование на протяжении всей жизни). И чем больше они узнают о природе и социуме, космосе и звездах, вулканах и гейзерах, мостостроении и двигателях, экономике и праве, шахматах и математике, химии и физике, экологии и биологии и т.д. в детстве, чем раньше они научатся получать удовольствие от познания нового и учиться постоянно, тем больше мы будем содействовать развитию науки и образования в нашем обществе. А это именно то, для чего мы работаем.