Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей
В статье рассказывается о новой модели сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей. Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам.
М.В. Спиридонова,
старший методист,
педагог дополнительного образования
М.Г. Евдокимова,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+»
Невского района Санкт-Петербурга
В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействует процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно – использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования детей. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких мониторинговых средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».
Предлагаемая модель сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей отражает основные идеи Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года, Регионального проекта «Доступное дополнительное образование детей Санкт-Петербурга на 2017-2020 гг.», утвержденной распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 27.07.2017 года, а также основные идеи «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию», утвержденных распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 года и Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.01.2014 года (с изменениями от 12.05.2014 и 01.06.2015) «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО».
Ключевой идеей указанных документов является обеспечение качества дополнительного образования, понимаемой как «сущностная характеристика самой системы образования, отражающей ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл».
Представляется, что ключевым моментом обеспечения качества образования является обеспечение целостности образовательного процесса, сущность которого в том, что разработка, реализация и оценивание результатов дополнительных общеразвивающих программ будет осуществляться на единой методологической основе. Иными словами, будет обеспечена смысловая связь и соответствие всех элементов модели, приведенных на рис.1.
Наличие единых критериев, отбора содержания, технологического оснащения и оценки образовательных результатов выступает показателем договорённости педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении. Вот почему мы предлагаем единый подход в разработке реализации и диагностики результатов обучения и личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.
Новизна предлагаемой модели состоит в том, что она позволяет не только обеспечить целостность образовательного процесса на всех этапах от разработки и утверждения дополнительной общеразвивающей программы, до мониторинга и оценки результатов ее реализации, но и обеспечить реальное управление качеством дополнительного образования на трех взаимосвязанных уровнях:
- стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы;
- тактическом: работа директора и его заместителей по обеспечению условий для эффективной разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также оценки их результатов;
- оперативном: включение, наряду с руководителями, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.
Соответственно, управленческая деятельность претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности педагога.
Рис. 1. Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ
Реализация указанной модели осуществляется в рамках следующих этапов:
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, проектирование идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
Алгоритм реализации модели
- Прогнозирование ожидаемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), соотнесенных с целью и задачами реализации программы (обучающих, воспитательных и развивающих). При этом предметные результаты определяются как совокупность:
- Теоретической подготовки ребенка: теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы); владение специальной терминологией по тематике программы;
- Практической подготовки ребенка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы); владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.
Метапредметные результаты:
- Учебно-интеллектуальные умения: умение подбирать и анализировать специальную литературу; умение пользоваться компьютерными источниками информации; умение осуществлять проектную и исследовательскую работу;
- Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение выступать перед аудиторией; умение вести полемику, участвовать в дискуссии;
- Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее (учебное) место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; умение аккуратно выполнять работу.
Личностные результаты:
- Организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль;
- Ориентационные качества: самооценка, интерес к занятиям в детском объединении;
- Поведенческие качества: конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения).
- Определение содержания образования, обеспечивающего достижение каждого из указанных результатов.
- Определение технологического оснащения образовательного процесса (технологии, методы, методики, формы организации занятий), обеспечивающих достижение указанных результатов.
- Определение дескрипторов – индикаторов (конкретных, верифицируемых и проверяемых) достижения каждого из результатов. Дескрипторы должны быть сформулированы предельно конкретно (способен назвать…, способен выполнить конкретное действие…)
- Определение контрольно-измерительных материалов, позволяющих осуществить диагностику достижения заявленных результатов.
- 6. Определение шкал, позволяющих оценить выявленные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и перевести полученный результат в качественную (высокий, средний, низкий) или количественную (% усвоения) оценку.
Диагностика результатов обучения является обязательным компонентом образовательного процесса. Она позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого учащегося.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов. Именно поэтому реализация указанных этапов и алгоритма основывается на построении диагностической системы.
Рис. 2 Модель диагностической системы
Диагностическая система включает в себя:
- Прогнозируемые результаты (исходим из целей и задач);
- Дескрипторы, раскрывающие конкретные индикаторы достижения тех или иных результатов;
- Измерительные инструменты определения результативности критерии, показатели;
- Способы отслеживания и оценки результатов (методики педагогической диагностики);
- Шкалы и критерии оценивания полученных результатов.
Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитательных, развивающих, сформулированных в дополнительной общеразвивающей программе. Исходя из воспитательных и развивающих задач конкретной дополнительной общеразвивающей программы формулируем существенные (возможно многокомпонентные) аспекты личностного развития ребёнка.
Таким образом, проводим диагностирование по 2-м направлениям:
1) уровня обученности
2) уровня личностного развития
- Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объёма и качества знаний, умений и навыков.
- Основная задача диагностирования уровня личностного развития детей – оценка влияния занятости выбранным видом деятельности на их личностное развитие с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Как правило, есть тяга педагогов к выделению как можно большего количества воспитательных задач и сформированных личностных качеств, полагая, что в этом случае диагностирование будет более полным. Это отнимает много времени, и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо провести ранжирование задач и ожидаемых результатов по степени важности:
- При решении обучающих задач: выделение теоретического (что учащийся должен знать) и практического (что учащийся должен уметь) аспектов;
- При решении воспитательных и развивающих задач: выделение основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, нравственных ценностей, навыков поведения,
Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ и другие.
Алгоритм оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы
1 уровень – педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися во всех учебных группах.
- Критерии оценки (образования, развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой.
- Инструмент оценки результатов: диагностические задания, итоговые творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой деятельности и др.
- Фиксация результатов – таблицы результатов по группам оформляются в формате MicrosoftE
- Форма обобщения – сводная таблица усвоения дополнительных общеразвивающих программ по всем группам, экспозе (отчет) в карту эффективности педагога.
Таким образом, формируется обобщение 1 уровня.
2 уровень – заведующий отделом – оценка качества усвоения дополнительных общеразвивающих программ всех педагогов отдела.
- Критерий оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в отделе.
- Инструмент оценки результатов – изучение карт эффективности, таблиц, диаграмм, отчетов педагогов отдела.
- Фиксация результатов – сводная таблица данных всех педагогов отдела.
- Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности руководителя отдела, аналитическая справка.
Таким образом, формируется обобщение 2 уровня.
3 уровень – заместитель директора – оценка качества результатов реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых во всех отделах и структурных подразделениях учреждения.
- Критерии оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в учреждении.
- Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карта эффективности руководителя отдела.
- Фиксация результатов – сводная таблица показателей по учреждению.
- Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности заместителя директора, аналитическая справка, проведение самообследования, подготовка материалов для публичного доклада.
Таким образом, формируется обобщение 3 уровня.
4 уровень – директор – оценка качества результатов усвоения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении.
- Критерии оценки – соответствие уровня усвоения дополнительных общеразвивающих программ государственному заданию.
- Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карты эффективности заместителей директора по УВР, НМР.
- Фиксация результатов – карта эффективности руководителя ОУ, приказы об утверждении отчетов и анализов деятельности.
- Форма обобщения информации – публичный доклад на педагогическом совете, размещение отчетных документов о результатах образовательной деятельности за учебный год в открытом доступе через сайт учреждения.
Представленная модель внедрена в ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и имеет положительные результаты:
- стабильность и положительную динамику высокого уровня и качества освоения дополнительных общеразвивающих программ учащимися;
- подтверждение высоких результатов в ходе внутреннего контроля;
- свидетельства, подтверждающие общественное признание высоких учебных результатов местным сообществом;
- позитивная динамика и эффективность участия учащихся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (высокие достижения (первые и призовые места) в образовательных мероприятиях (в конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, концертах и др.) различного уровня (районного, городского, всероссийского и международного);
- личное участие педагогов дополнительного образования в городском конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- эффективность деятельности педагогов по включению учащихся в реализацию социально значимых проектов, востребованных в социуме;
- общественная оценка значимости и активности учащихся в социальных проектах (в СМИ, на сайте ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга – старт-плюс.рф и др.);
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и т.д.
Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации образовательной программы, но и позволяет четко увязать в целостную систему цели и задачи программы, ее содержание, технологии осуществления, ожидаемые результаты, методы диагностики и оценки. Представленная модель может служить основанием для построения внутренней системы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей.
Модель является универсальной и вариативной, так как предложенные принципы, идеи подходы и алгоритмы носят рамочный характер и могут быть легко адаптированы для дополнительных общеразвивающих программ любой направленности.
Предлагаемая модель является максимально сопряженной с существующими педагогическими мониторингами, не требует дополнительных затрат для встраивания в существующую систему методического сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования. Таким образом, предлагаемая модель является тиражируемой и может быть реализована в любом учреждении дополнительного образования детей.