Педагог… Это моё призвание?

Я верю в судьбу… И я верю в предназначение… В предназначение каждого человека в мире. И в выбор… Мыслей, действий, поступков, людей, возможностей… Выбор, который делает каждый из нас, – ежедневно, ежесекундно… Бессознательно или осознанно. Результат – здесь и сейчас. Нравится он или нет – это результат выбора, который был сделан когда-то…

А. И. Григорова,
педагог дополнительного образования,
Дворец творчества детей и молодёжи,
Томск

«Тыэто то, что ты делаешь. Ты – это твой выбор. Тот, в кого себя превратишь»

Джонатан Летем «Хозяин снов» 

Хотя, думаю, свой выбор, я сделала ещё раньше.

Когда-то, в классе четвёртом, восхищённо взирая на любимую учительницу по литературе и русскому языку, я мечтала быстрее вырасти, и стать такой же – милой, молодой, энергичной, весёлой, столь же любимой детьми! Также разбираться в литературе и знать все-все-все о русском языке… Быть учительницей!

Велик и богат русский язык, – размышляла я стихами в свои 10-11 лет, – В своей красоте, непременно.

Но, чтобы выучить наш язык

Нужно немало терпенья…

Я переписывала свои первые неопытные стихи в тетрадочку, показывала их любимой учительнице, и она поддерживала мои «порывы творчества», по-взрослому, заботливо разбирая, огрехи стихосложения. Ей за это не платили… Это был пример. Пример профессионализма и великодушия для меня … На всю жизнь!

Хотя, думаю, свой выбор, я сделала ещё раньше. Слушая пластинки «на немецком», когда мама готовилась к своим урокам, читая, вместе с ней письма от её учеников, я выбирала делать то, что делает мама… Быть учительницей!

Но став подростком, достаточно своенравной и упрямой особой, я увлеклась музыкой, сценой и благополучно распрощалась с идеей об учительстве. Кто бы мог подумать, что спустя время, уже отучившись в институте, и, казалось, найдя своё дело жизни – актёрство, театр и только сцена, – вновь станет вопрос… выбора. Только теперь в сторону учительства, преподавания! Но не русского и литературы, как мечталось в детстве, а актёрских дисциплин. В итоге – совместить, на всю жизнь, два любимых занятия – сцену и преподавание – всё-таки получилось!

Когда-то администрация школы, в которой я училась, написала мне, как лидеру, члену комитета комсомола, единогласно и настоятельно, «рекомендацию о выборе педагогической профессии». Но тогда, я категорично отвергла даже саму мысль… Ведь тогда, в 17, уже вперёд звала Новая Мечта – о сцене! Спустя время, мечта о сцене сбылась. Много и с удовольствием!.. Главные роли, гастроли… Но от предназначения, видимо, не скрыться было, не уйти.

«Там, где ты должна быть – ты все равно будешь! Куда ни беги…Господи, с какой стороны заехать-то?» – подумала я, когда мне впервые предложили поработать с детьми в Детской Театральной Школе Волгодонска. Как говорится: «Ты его в дверь гонишь, а он в окно лезет!» Да, да, да… То есть, педагогика  уже сама меня выбирала! А если серьёзно: какой-то момент необходимо просто поверить и принять: то, чем ты сейчас занимаешься, в конечном итоге, будет иметь смысл и может иметь благие последствия для всех. А дальше – опыт, опыт, опыт…

Всё будет только так, как быть должно. И истина светла и неизменна…

Оглядываясь назад, думаю, правильно ли сделала выбор? А может всё давно было предрешено? Ведь не раз пыталась уйти из профессии, каждый раз говоря: устала, не могу, хватит… Уходила, но всегда возвращалась.

Их будет МЕНЯТЬ одно присутствие рядом этого ЧЕЛОВЕКА.

Мне всегда везло на людей умных, талантливых, неординарных. Слова одного из них я почему-то запомнила на всю жизнь: «Понимаешь, некоторым людям необходимо находиться рядом с ДЕТЬМИ. Эти люди могут, казалось бы, особо ничего и не делать с ними – просто общаться, разговаривать о мире, о себе и просто БЫТЬ. Но дети, находясь РЯДОМ с ними, будут меняться, раскрываться и преобразовываться. Их будет МЕНЯТЬ даже одно присутствие рядом этого ЧЕЛОВЕКА. Это путь истинного учительства, миссии». Я их помню всегда, и когда иду к детям – мысленно повторяю…

Чтобы наполнить стакан, в него не надо пытаться вливать всё ведро!

Сейчас не самые лёгкие времена для нашего российского образования. Многие ведущие педагоги, ученые, психологи России – Амонашвили, Асмолов, Черниговская, Курпатов и другие – бьют тревогу. Что произошло? Почему дети, в большинстве своём, разучились думать, излагать свои мысли, проводить причинно-следственные связи, работать и думать системно? Потому что появился лёгкий доступ к огромному полю информации! Не стало самой необходимости запоминать, думать. Потому что в образовании стал процветать бизнес, и он стал в приоритете. После в повсеместного внедрения ЕГЭ Ященко и К, на смену системному и логичному образованию, начиная с учебников, и заканчивая самой системой ЕГЭ, пришла «окрошка», «галочки», выдергивание информации. И как следствие – клиповое мышление, «потребительство», зависимости, отсутствие абстрактного мышления в головах, прежде всего, детей, плюс вялое внимание, гиперактивность, импульсивность и бездумность в поступках… Даже появился термин «информационная псевдодебильность». «Псевдодебильность (псевдо-ложная) – результат нежелания быть умным, развивать и тренировать свой мозг, складывать сложные интеллектуальные объекты. При этом фактически патологий развития мозга у человека нет. Таким образом, индивид сам, добровольно, идет к отуплению, дебильности, впадая в зависимость от цифровых информационных технологий» – так озвучивает проблему сегодняшнего дня профессор С.В. Савельев.

Делается ли это кем-то сознательно? Думаю, что – да. Ибо одни хотят власти, а людьми с таким «набором» проще управлять. Огромный поток «информационного фаствуда» обрушивается лавиной в головы и противостоять ему очень сложно не то что детям, даже взрослым. Информация навязчиво лезет со всех сторон. Её столько и не запрашивают, а она лезет… Но ведь чтобы наполнить стакан, в него не надо пытаться вливать всё ведро! Важно ЧЕМ наполнять! Как объяснить детям, что это огромные корпорации бьются за их внимание, богатеют на этом? Дети ещё очень слабы, чтобы осознанно противостоять, ставить границы, фильтровать, наконец, говорить «стоп» этому огромному потоку информации, созданному и выбранному не ими. Поэтому страдают, сами не осознавая этого. Что с этим делать нам, педагогам, как помочь и уберечь наших детей?

Нам необходимо мягко показать детям АЛЬТЕРНАТИВУ «цифровому потребительству»!

Необходимо ли развивать информационные технологии? Несомненно. Это мировая тенденция. Без этого уже никак. Глупо отрицать и не понимать, сколько возможностей открываются, благодаря IT. И, на мой взгляд, они уже так крепко вошли в нашу жизнь, что хотим мы или нет, они будет развиваться даже без наших желаний или усилий. Это лавина, которая все равно будет двигаться вперёд… С развитием IT многие функции и даже профессии роботизируются, заменяя человека. Но есть сферы и компетенции, которые требуют участия только человека. Я уверена, что именно на их развитие нам, педагогам, и стоит обратить внимание, прежде всего, работая с детьми.

К сожалению, современная школа – не лучший помощник в освоении новых компетенций, так как зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). На мой взгляд, у нас, педагогов дополнительного образования, в этом плане есть гораздо больше шансов и свобод, чем у коллег в школе: мы можем, вернее, нам необходимо мягко показать детям АЛЬТЕРНАТИВУ «цифровому потребительству»! Научить их открывать самих себя! Через искусство, созидание, творчество! Развитие компетенции будущего – это ли не задача номер один?! Это одновременно и свобода, и ответственность. Что будем иметь «на выходе», с какими компетенциями дети шагнут после нас во «взрослую жизнь»?

Более двенадцати лет я являюсь руководителем Театра-студии «Синтез» ДТДиМ. На данный момент 65 человек! Дети от 8 до 18. Разные. Но! Они объединены желанием и интересом создавать вместе творческие проекты, спектакли, программы. Объединены вместе создавать ситуации успеха! И я чувствую к этому большую причастность. Мы в ответе за тех, кого приручили! В моих силах показать моим студийцам альтернативу цифровому миру: мир себя самого, главного действующего лица своей жизни. Живой игры и общения, открытия в себе новых возможностей и талантов, применения их в жизни, мир, где «я делаю», в отличие от «за меня делают» – увлекателен и многообразен… Любой «гаджет» – лишь приспособление, помощник, а не замена всего мира в целом! IT и живое искусство могут сотрудничать, дополнять, помогать друг другу, а не взаимоисключать: красочные электронные декорации, которые мы используем в своей работе – лучшее тому доказательство. На занятиях и тренингах я беру упражнения с ярко выраженной эмоционально партитурой и стараюсь брать в работу качественную драматургию (ведь на этом они учатся хорошему вкусу в искусстве) с интересной внутренней жизнью героев (а мы все, в принципе, сложные герои) и их поступками. Чтобы детям было интересно погружаться в «предлагаемые обстоятельства», изучать эпоху, культуру разных стран, этикет, разбирать «задачи героев» а с ними и «сверхзадачу» спектакля, а через них открывать и себя… Да, мы – люди театра, но мы живём в обществе, поэтому всегда в приоритете моей деятельности, как педагога, развитие компетенций для их будущей жизни – это основа основ, в этом даже нет сомнений.

Анализируя поступки и действия героев в пьесе, разбирая и обсуждая свои этюды, работы, роли, мы тренируем Critical thinking – критическое мышление. То есть такой способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки. В будущем – очень полезное дело.

Создавая собственные этюды по законам композиции, формируя собственные задачи в процессе реализации, мы тренируем Creativity – креативность, творчество. Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет. «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его», – Микеланджело о создании статуи Давида.

Организуя самостоятельно процесс реализации этюда, отрывка пьесы, произведения, подбирая себе «партнеров», то есть, по сути, режиссируя, распределяя действия и задачи между героями, мы тренируем навыки People management – управление людьми.

Учась договариваться, распределяться по командам во время тренинга, репетируя со своими «партнерами» по заданию роли, наблюдая за «жизнью» других людей, можно натренировать Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия. Развитие Emotional intelligence – эмоционального интеллекта, эмпатии, то есть способности понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей через актёрскую деятельность – также в первых рядах. Пригодится в дальнейшей жизни? Несомненно!

Принимая на себя ответственность об участии со спектаклями в крупных международных проектах – фестивалях, мы тренируем компетенции Judgment and decision-making – суждения и принятие решений. Иногда это непросто – взвесить все «за и против» и принять решение. Особенно старшим ребятам, я считаю, чрезвычайно важно – уметь брать на себя ответственность. Уметь отвечать за свой выбор. За роль. За спектакль. За качество исполнения и т.д. За 6 лет более 25 «выходов» на разные по уровню конкурсы-фестивали подтвердил это. И всегда – призовые места. И всё это от веры в себя, в свои силы! Формула работает: взяли ответственность – создали ситуацию успеха – победили!

И ещё чрезвычайно важная компетенция будущего – Cognitive flexibility – когнитивная гибкость, то есть способность быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько объектов одновременно. По иному – многозадачность. И это про нас. Юный актёр учится одновременно держать внимание в разных объектах, следить за своей речью, положением тела, действовать в роли, наблюдать и взаимодействовать с партнёром, оценивать и воздействовать на него, выбирать выразительные средства… И всё это, в большей части, осознанно!

И бесконечное количество раз делать выбор – выбор в сторону детей!

Таким образом, я убеждена, что самые важные навыки находятся либо в сфере взаимоотношений, либо зависят от способности быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые идеи. Мне важно донести до детей, что нужно изучать людей и их потребности, тренировать свой мозг для решения сложных задач. Я им говорю: «Кем бы вы стали, какую бы профессию ни выбрали, вы должны быть готовы».

И они мне верят. А это уже их выбор! Не только мы тренируем детей. На самом деле – это они, ещё в большей мере, тренируют нас.

Педагог… Это призвание? Если исходить от слова «призыв» – да. Педагог – тот, кто ведёт за собой. А чтобы вести – надо самой соответствовать! И бесконечное количество раз делать выбор – выбор в сторону детей. А иначе стоило ли начинать?

Не жалею ли я? Нет, я не жалею, что стала педагогом. Это благодарная профессия! Это результативная профессия! У меня есть возможность быть полезной огромному количеству людей. Есть возможность, даже если это смелое заявление, влиять на детей, на их взгляды и даже на их будущее. Это зона моей ответственности!

Одна моя выпускница студии как-то в компании таких же выпускников, сказала: «Если бы не театралка (так они ласково между собой зовут студию), мы были бы совсем другими людьми». Все подтвердили: «Да, согласны». Это ли не лучший комплимент делу, которому служишь?! И как любит говорить мой один очень хороший друг: «Так победим!»

Добавить комментарий

Войти с помощью: