Индивидуальные образовательные маршруты по стандартам WorldSkills

Уже в августе Казань примет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «WorldSkills» — Олимпиада в мире рабочих профессий. Вместо спортивных дисциплин здесь компетенции в 56 профессиональных областях, в которых будут соревноваться лучшие молодые специалисты из 67 стран мира. Как учить ребенка, чтобы он оказался в числе этих мастеров, самых востребованных специалистов? В данной статье сертифицированный эксперт WorldSkills Russia Михаил Вячеславович Сухарев поделится опытом работы с детьми по дополнительным общеразвивающим программам с использованием индивидуальных образовательных маршрутов по стандартам WorldSkills.​

Сухарев М.В.,
педагог дополнительного образования
Центра технического образования,
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва


Краткая справка:

Сухарев Михаил Вячеславович

В 1984 г. окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-системотехник».

В 2018 г. прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: педагог дополнительного образования».

В 2019 г. прошел профессиональную переподготовку по программе «Управление образовательной организацией в системе дополнительного образования».

В июне 2019 г. окончил магистратуру МГПУ по направлению «Педагогический дизайн» и получил диплом магистра педагогических наук.

Является сертифицированным экспертом WorldSkills Russia по компетенции «Программные решения для бизнеса».

С 2019 г. выступает в качестве эксперта демонстрационного экзамена по направлению «Программирование».


Главная задача современного образования — раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентной в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с самого раннего детства.

Для новой экономики требуются специалисты нового типа, в связи с чем система образования и профессиональной подготовки нуждается в кардинальной трансформации — система подготовки кадров должна из «догоняющей» стать «опережающей». Нужна новая организация образования, как процесса предоставления ребёнку разных образовательных возможностей и организации его выбора из разных предложений своего индивидуального направления образования в области научно-технического творчества и способа его получения в условиях динамических и качественных изменений информационно-технологической среды в которой предполагается реализовывать индивидуальный образовательный маршрут. Образовательные программы должны ориентироваться на мировые, общепризнанные стандарты, такие как стандарты движения WorldSkills, чтобы элементы, собранные в рамках соревновательной зоны, были использованы в системной подготовке.

Аналитики Оксфордского университета утверждают, что в течение ближайших 15 лет исчезнут до 50% рабочих мест. Об этом говорится в их исследовании «Future Of Employment».

Исследования Bloomberg в этой же области утверждают, что мир находится на грани намного более масштабных изменений: перемен, сравнимых с глобальной индустриальной революцией восемнадцатого и девятнадцатого столетий.

Банк Англии прогнозирует, что в Великобритании автоматизация может уничтожить около 15 миллионов рабочих мест. Изменения произойдут преимущественно в сфере услуг.

И хотя, по данным McKinsey Global Institute, сегодня могут быть полностью автоматизированы менее 5% профессий, аналитики McKinsey прогнозируют, что в дальнейшем роботы смогут в совершенстве исполнять около одной трети задач, включенных в 60% профессий.

Многие относятся к таким угрозам скептически, полагая, что развитие искусственного интеллекта может пойти по пути автоматизации отдельных задач, а не целых профессий, тем самым улучшая работу человека, а не заменяя его.

С зарубежными исследователями солидарны и их российские коллеги. Несмотря на то, что российский рынок труда имеет свою специфику, автоматизация и развитие новых технологий диктуют свои правила и в нашей стране, утверждают создатели «Атласа новых профессий», исследования, выполненного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления Сколково.

Создатели «Атласа» прогнозируют, что около 90% существующих профессий сохранят названия, но при этом выполняемые специалистами задачи претерпят кардинальные изменения. Всего же до 2030 года появятся 186 новых профессий, а 57 профессий полностью исчезнут.

Нынешним и будущим профессионалам приходится осваивать междисциплинарные навыки, советуют составители «Атласа». В числе приоритетных — системное мышление, знание нескольких иностранных языков, умение работать в условиях неопределенности, экологическое сознание и целый ряд других.

Для этого потребуется либо получать дополнительное образование, либо постоянно следить за тенденциями, которые развивают профессиональную компетентность.

Проблема разработки стандартов «профессий будущего» лежит в основе исследовательской части проекта Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» — Future Skills. Он направлен на разработку компетенций, которые будут массово востребованы в будущем, но актуальны уже сейчас.

Международное движение WorldSkills International стремительно набирает обороты в России. С 2012 года к чемпионату WorldSkills Russia присоединились практически все регионы РФ. 30 декабря 2014 года было зарегистрировано «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», что послужило ещё одним стимулом для развития профобразования.

На чемпионатах WorldSkills проводятся конкурсы профессионального мастерства с участием студентов и молодых специалистов до 22 лет. Основная цель движения — показать престижность рабочих профессий, дать возможность молодым работникам получить практические навыки и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда.

Если в 2012 году, в начале зарождения движения в нашей стране, его поддержали только 2 региона, то в 2018 году к движению WorldSkills Russia присоединились уже 80. Среди основных достижений движения:

  • проведено 4 Национальных и 156 региональных чемпионатов;
  • более 20 000 студентов и молодых специалистов приняли участие в конкурсах;
  • организовано взаимодействие с 25 000 экспертов;
  • больше 1 000 000 зрителей посетило мероприятия WorldSkills Russia.

WorldSkills даёт возможность молодым людям, которые ещё не до конца определились с выбором профессии, по-новому взглянуть на рабочие профессии и в полной мере раскрыть их потенциал.

Одной из задач Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для российских детей» является реализация образовательных программ нового качества, современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые соответствуют интересам детей и запросам их родителей, и потребностям социально-экономического и технологического развития страны и столичного региона.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, построением индивидуальных образовательных маршрутов, ценность которых состоит в том, что они позволяют каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений.

При этом наиболее удачной образовательной средой для реализации этих планов нам видится именно дополнительное образование, которое, в сравнении с общеобразовательной средой, обладает рядом безусловных конкурентных преимуществ, о которых говорится в «Концепции развития дополнительного образования детей»: «свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям».

В условиях дополнительного образования применение технологии построения индивидуального образовательного маршрута может быть использовано не только в целях поощрения и развития способностей одаренных детей, но также и для той части детей, которая не получает необходимого объема или качества образования в семье и в организациях общего образования, и для детей таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

При этом, результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют констатировать, что несмотря на значительный объем исследований по проблемам педагогического проектирования и ранней профориентации обучающихся вопрос о педагогическом проектировании индивидуальной траектории профессионального развития обучающихся с заранее планируемым результатом в образовательном процессе организации дополнительного образования в научной литературе специально не ставился и до настоящего времени теоретико-методологические и научно-методические основы данного процесса не разработаны.

Потребовалась разработка и реализация образовательных программ нового качества, основанных на компетентностном подходе. При этом новым программам, новым методикам обучения и диагностике образовательных результатов сориентированным на мировой, общепризнанный уровень компетенций, каковым является уровень WorldSkills и JuniorSkills. Итогом освоения таких программ должно было стать участие обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам в демонстрационном экзамене и успешная его сдача.

Для решения этой задачи в Центре технического образования Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы» в 2017 году было проведено исследование, которое показало, что на этот момент в Центре было реализовано 120 программ дополнительного образования разного уровня обучения для детей в возрасте от 6 до 17 лет. Из них программ, поддерживающих научно-техническое творчество обучающихся с использованием компьютерных технологий, — 93. При этом, значительная их часть относилась к разделам «Робототехника» и «Электроника», а программ, которые соответствовали бы разделу «Программирование» или «Компьютерные технологии» и могли бы быть использованы как база для построения индивидуальных образовательных маршрутов в направлении «Программирование», в этой компетенции было выявлено только 5.

Для решения этих и иных, сопутствующих им проблем, в течение 2017-2019 гг. были разработаны, утверждены и внедрены новые программы:

  • в целях развития навыков и знаний в направлении общих принципов программирования, а также формирования представлений о проектной деятельности для обучающихся с 9-10 лет — программа «Мастерская Scratch»;
  • для закрепления знаний по основам и логике программирования, а также получения навыков и опыта разработки мобильных приложений — «Разработка мобильных приложений»;
  • для формирования навыков программирования по современным стандартам с использованием специализированных библиотек и применения приемов объектно-ориентированного программирования — «Основы программирования на языке Python» и «Программирование на языке JAVA»;
  • в целях интеграции полученных знаний о WEB-технологиях, базах данных, приемах и методах программирования, администрирования и сопровождения систем, а также современных требований к дизайну и модульности разрабатываемых приложений — программы «IT-практика» и «Создание программных решений на языке С++».

В результате разработки, утверждения и внедрения указанных программ выявлено следующее:

  • каждая из программ давала знания и вырабатывала навыки, ориентированные на компетенции и стандарты WorldSkills в направлении «Программирование», при этом дополняя отсутствующие в ранее освоенных программах знания и навыки или усиливая и развивая уже полученные на более ранних этапах обучения;
  • с появлением программы «Мастерская Scratch» появилось предложение для обучающихся в возрасте от 9 лет, которое являлось «мостом» между получением элементарных навыков по работе с компьютером и получением специальных профессионально-ориентированных знаний в компетенции «Программирование»;
  • с появлением программы «Разработка мобильных приложений» у обучающихся появилась возможность получать знания и развивать навыки, необходимые для компетенции WorldSkills Juniour «F6J Mobile application development» («Разработка мобильных приложений»);
  • спектр изучаемых языков программирования был расширен за счет появления программ «Программирование на языке Python» и «Программирование на языке JAVA», а существовавшая ранее программа «Программирование на языке С++» получила свое продолжение, более ориентированное на профессиональную и практическую часть, в виде программы «Создание программных решений на языке С++»;
  • в задачи каждой из программ входила, в том числе, и необходимость выработки определенных навыков, и получение знаний, ориентированных на профстандарты и компетенции мирового уровня в направлении «Программирование» в соответствии со спецификацией стандартов компетенций WorldSkills WSSS (WorldSkills Standards Specifications — перечень умений и навыков, которыми должен обладать специалист по соответствующей компетенции, с указанием процентного соотношения их использования и важности).

Результатом проделанной работы явилось то, что новые и существовавшие ранее программы составили базис, на котором было возможно выстроить процесс образования, как непрерывную систему для детей всех возрастов от 8 до 17 лет, как непрерывный процесс получения необходимых знаний и навыков, что в итоге позволило сформировать предложения по организации индивидуальных образовательных маршрутов, приводящих к гарантированному и требуемому результату, ориентированному на общепринятые мировые профстандарты (таблица 1).

Базовые программы для построения индивидуальных образовательных маршрутов

Таблица 1. Базовые программы для построения индивидуальных образовательных маршрутов (структурировано во возрасту)

Были разработаны 4 индивидуальных образовательных маршрута.

Маршрут № 1, который может быть рекомендован тем обучающимся, кто заинтересован в изучении программирования, но еще не определился с конкретным направлением. Поэтому, например, предлагается программа «Web-дизайн», развивающая достаточно общие навыки, а не конкретная «Компьютерная графика». Также — в качестве языков программирования — предлагается Python, как наиболее легкий для изучения и усвоения по сравнению с иными вариантами.

Маршрут № 2, который может быть рекомендован тем обучающимся, которые проявляют интерес к созданию прикладных программ и потенциально нацелены на развитие своих навыков в направлении «Интернет вещей» или «Программные решения для бизнеса» или даже в закреплении и развитии своих навыков в иных направлениях (например, в направлении «Робототехника»). Поэтому предлагается программа, поддерживающая развитие навыков в создании профессиональных интерфейсов «Компьютерная графика», а в качестве языка программирования предлагается Java, как наиболее популярный язык именно у разработчиков прикладных программ.

Маршрут № 3, который может быть рекомендован тем обучающимся, кто, помимо интереса к программированию, активно демонстрирует интерес и к художественному творчеству, нацелен на создание картин, анимаций, 2D и 3D моделей, мечтает стать компьютерным художником или дизайнером. Поэтому в состав данного маршрута входят программы «Компьютерная графика» и «Промышленный дизайн». Предполагалось, с точки зрения ожидаемого результата, что наибольшее количество баллов будет набрано по компетенции WorldSkills «Программные решения для бизнеса».

Маршрут № 4, который может быть рекомендован тем обучающимся, кто проявляет интерес в создании программных продуктов углубленного (системного) уровня, видит себя в будущем профессиональным программистом. Им так же, как и другим, предлагается программа, поддерживающая развитие навыков в создании профессиональных интерфейсов «Компьютерная графика», однако в качестве языка программирования предлагается С++, наиболее популярный именно у системных разработчиков.

Расчет потенциальной эффективности построенного маршрута строился по следующей методике:

  • Предполагалось, что по мере прохождения маршрута обучающийся приобретает некоторый набор знаний и умений, которые при повторении суммируются и закрепляются. Итоговые суммы подсчитывались для каждого маршрута.
  • «Полезность» накопленных знаний и умений с точки зрения их оценки по критериям WorldSkills рассчитывалась умножением полученных сумм по каждому из направлений на «весовые коэффициенты» WSSS и последующему их суммированию по каждой из выбранных компетенций WorldSkills. Максимальное количество набранных баллов служило основанием для рекомендаций по дальнейшему профессиональному самоопределению обучающихся или корректировки маршрута на более раннем этапе его прохождения.

В целях объективной диагностики достигнутых результатов обучающиеся, принявшие для себя решение участвовать в прохождении по одному из разработанных индивидуальных образовательных маршрутов, имели возможность на каждом этапе обучения демонстрировать эффективность полученных и усвоенных знаний и навыков участием в профильных городских и региональных конкурсах и соревнованиях, таких как «24 Бит», «Поиск-НИТ», «Робостарт» и им подобных.

В рамках проводимого эксперимента в 2017-2018 учебном году Маршрут № 1 был предложен группе младших школьников в возрасте 10-11 лет, обучающихся в Центре технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы»; маршрут № 2 — группе средних школьников в возрасте 12 лет; маршрут № 3 — группе средних школьников в возрасте 13 лет и маршрут № 4 — группе старших школьников в возрасте 14 лет. Ото всех участников эксперимента требовалось обязательное участие в профильных конкурсах, соревнованиях и испытаниях. Особое внимание уделялось группе, проходящей обучение в рамках маршрута № 4, так как в силу возрастных причин они могли и должны были участвовать в таких финализирующих испытаниях по стандартам WorldSkills, как DigitalSkills и демонстрационный экзамен для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня.

В итоге, в течение 2018-2019 учебного года участники маршрута № 1 стали победителями в ряде профильных соревнований городского и всесоюзного уровня, таких как Всероссийский конкурс медиатворчества и программирования среди учащихся «24 bit» (2018), Конкурс инновационных проектов обучающихся общеобразовательных организаций города Москвы «ТЕХНОСТАРТ» в рамках городского открытого инновационного научно-образовательного фестиваля «Технологический старт» (2019), городская конкурсная программа «Новые вершины» «Техническое творчество» (2019).

Участники маршрута № 2 заняли 2 место в Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WordSkills Russia (2018) и завоевали золотую медаль в Национальных соревнованиях профессионального мастерства в сфере информационных технологий «DigitalSkills» (г.Казань, 2018) в компетенции «Программные решения для бизнеса».

Участники маршрута № 3 стали призерами и победителями во Всероссийском творческом конкурсе «Юный Art-инженер» (2018) в номинациях «Цифровое производство», «ART-инженерия» и «Цифровая графика», получили приз в номинации «Лучший дизайн мобильного приложения» в конкурсе «Школьный Хакатон», завоевали Диплом 1-й степени в Открытом городском конкурсе «Наука, искусство, технология (Science-Art)» (2018) и 1-е место в городском конкурсе инновационных проектов «ТЕХНОСТАРТ» (2019) в номинации «Искусство и технология ArtTech».

Участники маршрута № 4 стали финалистами Международного молодежного турнира «Zero Robotics» по программированию автономных космических аппаратов (2018), прошли сертификационные испытания Microsoft и получили сертификаты международного образца 98-361.MTA: Software Development Fundamentals (C#) «Основы Разработки Программного Обеспечения на языке C#». (2018), получили золотую медаль на «DigitalSkills» в компетенции «Разработка мобильных приложений» и показали высочайшие результаты на демонстрационном экзамене для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня по направлению «Программирование» (2019). Отметим, что в 2018-2019 учебном году это направление было заявлено впервые за трехлетнюю историю демонстрационного экзамена. Двое из участников эксперимента единственные из всех участников, заявившихся на это направление, набрали 300 баллов из 300 возможных.

Небольшой срок исследования и практической апробации (1 год) не позволяет говорить об абсолютной эффективности и применимости данной методики, рассчитанной на 5-8 лет, однако предварительные результаты уже позволяют рассчитывать на успех.

Список литературы и Интернет-ресурсы

  1. «Атлас новых профессий». Исследование Агентства стратегических инициатив и Московской школой управления Сколково. — Режим доступа: https://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf
  2. «Будущее профессий» The Future of Jobs / Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution// Wolrd Economic Forum, Jan 2016. — Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf
  3. «Использование автоматизаций в будущем, которые сработают» Аналитическое исследование McKinsey Global Institute — Режим доступа:
  4. «Обучение в течение всей жизни в 2040г.» Lifelong Learning in 2040// Jacqueline Smith, Michael Meaney / The Roosevelt Institute (rooseveltinstitute.org), 31.08.2016 — Режим доступа: http://rooseveltinstitute.org/lifelong-learning-2040/
  5. «Противостояние вызовам завтрашнего мира». Аналитическое исследование Банка Англии”Confronting The Challenges Of Tomorrows World” — 2015г. Режим доступа: https://www.bankofengland.co.uk/speech/2015/confronting-the-challenges-of-tomorrows-world
  6. «Риски автоматизации труда» Исследования Bloomberg «Jobs Automation Risk» — 2017г. — Режим доступа: https://www.bloomberg.com/graphics/2017-jobs-automation-risk/
  7. «Трудоустройство в будущем», Аналитическое исследование Оксфордского университета «Future Of Employment» — Режим доступа: https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_Future_of_Employment.pdf, https://www.mckinsey.com/featured-insights/digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works
  8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.№ 1726-р.);
  10. Опрос Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). — Режим доступа: https://www.hse.ru/expresspolls/results/10694601.html
  11. Положение о демонстрационном экзамене 2019г. — Режим доступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html
  12. Приказ № 29.10.2018 −1 от 29 октября 2018 года Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Актуальный перечень компетенций. — Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs//29.10.2018-1.pdf
  13. Справочник WSSS (WorldSkills Standards Specifications) на 2018-2019 гг. — Режим доступа: https://worldskills.org/what/projects/wsss/
  14. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).

Добавить комментарий

Войти с помощью: