Интеграция коллективов педагогов, учеников и родителей в образовательных комплексах города Москвы
Л.Н. Буйлова,
зав.кафедрой воспитания и ДОД
ГАОУ ВО МИОО,
проф., к.п.н.
Ключевой задачей государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)» является «комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья». В этой связи стимулом к созданию крупных образовательных комплексов Москвы послужило стремление школ максимально удовлетворить потребности московских семей в доступном качественном образовании: современная система финансирования, активное участие родителей и педагогов в жизни школы, открытость и прозрачность работы образовательного учреждения и многое другое[1].
В организации деятельности комплекса участвуют разные специалисты (руководители, педагоги, психологи, юристы, экономисты, др.), а также иные носители социальных ролей (учащиеся, родители и пр.).
Дети, родители, педагоги – члены одного коллектива: их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия и их взаимоотношений.
Интеграция коллективов педагогов, учащихся и родителей в образовательных комплексах – один из методов организации его жизнедеятельности и стимулирования его развития.
Крупный образовательный комплекс Москвы[2] следует рассматривать как образовательную организацию, способную обеспечить жителям микрорайона весь спектр услуг, который нужен потребителям. Это образовательная организация, в которой:
деятельность строится в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения.
происходит интеграция материально-технических, кадровых и других ресурсов всех объединенных образовательных учреждений;
педагогический, ученический и родительский коллективы интегрируются в единый коллектив для осознанного совершенствования образовательного процесса и подготовки учащихся к труду и жизни.
Интеграция коллективов – это объединение общими целями, формирование приверженности образовательной организации таким образом, чтобы педагоги, учащиеся и родители максимально реализовали свой творческий потенциал на общее благо.
Интеграция коллективов образовательного комплекса становится одним из механизмов согласования их интересов и целей менеджеров (руководителей).
Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей[3] обусловлено следующими обстоятельствами:
-единым объектом (субъектом) воспитания, то есть ребенком;
-общими целями и задачами воспитания ребенка;
-возможностью всестороннего изучения ученика и координации влияний на его развитие;
-необходимостью согласованности действий педагога и родителей;
-возможностью объединения усилий педагога и семьи в решении проблем ребенка;
-возможностью взаимного интеллектуального обогащения семей, классного коллектива, каждого участника взаимодействия.
Интеграция возникает в том случае, если имеются ранее в чем-то разобщенные объекты и есть объективные причины их объединения; объединение осуществляется с помощью синтеза и в результате такого объединения возникает новая система, обладающая свойством единства и целостности. Интеграция предполагает формирование коллектива субъектов социально-педагогической деятельности как общности, объединенной духовными и (или) социально возвышенными ценностями и гуманными целями, организованную для совместной профессиональной деятельности и способную к качественному ее выполнению, обеспечивающую каждому члену общности возможности для профессионального развития, а также удовлетворяющую социальные ожидания потребителей.[4].
Цели интеграции:
– полноценное, взаимовыгодное сотрудничество педагогов, учащихся и родителей;
– максимальное сближение интересов педагогов, учеников и родителей, направленное на создание социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания учащихся в ситуации школьного взаимодействия;
– создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения учащихся;
– единение, сплочение коллектива комплекса, установление взаимопонимания родителей и детей, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в школе и семье.
Успешная реализация поставленной цели возможна, если в основе педагогического процесса заложена идея сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
Для организации сотруднических отношений между участниками педагогического процесса важно представлять коллектив образовательного комплекса как единое целое (большую семью), где все участники сплачиваются и интересно живут, участвуют в совместной деятельности, ставят общие цели и достигают совместными усилиями запланированных результатов. В связи с этим полезно возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Интеграция коллективов образовательного комплекса, возникающее в нем внутреннее единство обнаруживается в типичных для коллективных отношений явлениях: коллективистской идентификации[5], сплоченности как ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.
Высшим уровнем интеграции коллективов педагогов, учащихся и родителей является сотрудничество, которое характеризуется следующими показателями[6]:
–по взаимопознанию – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше понять и узнать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
–по взаимопониманию – понимание общей цели взаимодействия, общность и единство задач, стоящих перед педагогами, учащимися и родителями; понимание и уважение трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
–по взаимоотношениям – проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей и родителей;
–по взаимным действиям – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
– по взаимовлиянию – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменений способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.
Примерные направления интеграции коллективов:
- Социально-педагогическая интеграция
позитивная социализация учащихся;
адаптация в общество, в систему социальных отношений;
межличностное общение и др.
- Духовно-нравственная интеграция
духовно-нравственное развитие, совершенствование нравственных качеств;
создание благоприятной психологической атмосферы;
оказание помощи родителям в семейном воспитании и др.
- Профориентационная интеграция
подготовка к осознанному выбору профессии;
правовое просвещение педагогов, детей и родителей;
система работы по организации здорового образа жизни;
комплексная безопасность:
– профилактика наркомании, алкоголизма и др.;
– профилактика правонарушений;
– профилактика терроризма и экстремизма;
психологическая безопасность и др.
Результатом интеграции становится совместимость всех субъектов друг с другом в общении и деятельности.
Привлекать родителей к организации образовательного процесса необходимо по следующим причинам[7]:
- учащиеся значительную часть времени проводят в школе, и родителям важно знать условия обучения и воспитания своих детей, положение ребенка в системе отношений коллектива, его контакты со сверстниками. Это возможно, если родители становятся участниками школьной жизни, очевидцами главных событий в жизни ребенка.
- педагог не может при всем желании организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого. В связи с этим каждый родитель мог бы взять на себя организацию конкретной работы в классе в соответствии со своими возможностями, индивидуальными особенностями, увлечениями.
- совместная деятельность родителей и детей повышает интерес к учебе, развивает мотивацию учащихся, отношения в семье. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации образовательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию своего ребенка и, в целом, ученического коллектива.
Успешность интеграции коллективов педагогов, учеников и родителей в образовательных комплексах зависит от степени реализации следующих принципов[8]:
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ученику предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
– осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, мотивированность на предстоящую работу;
– включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности, овладение способами проектирования деятельности ребенка;
– предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
– ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
– привлечение родителей и детей к анализу достижений результатов коллективной деятельности, организация рефлексии.
- Организация совместного творчества педагогов, учащихся и их родителей, что предполагает:
– формирование положительной установки на совместную работу у взаимодействующих сторон;
– осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
– объединение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
– использование методики организации коллективной творческой деятельности.
- Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
– выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
– опору на положительные стороны родителей и детей;
– раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
– доверие по отношению к ребенку и родителям;
– принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
– подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
– принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
– восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
– заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
– обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
– содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
– заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
– создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Реализация этого принципа требует:
– обеспечения взаимной информированности педагога и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;
– определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия учителя и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
– с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой – распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между учителем, родителями, детьми;
– совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
– соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений между участниками педагогического процесса;
– согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива, педагогов и родителей;
– проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей, ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и на организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
– постоянной согласованности педагогических действий учителя и родителей.
- Управление взаимодействием детей и родителей.
Этот принцип означает:
– изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей в семье;
– определение трудностей, проблем взаимодействия в семьях и отбор педагогических средств его регулирования;
– выявление, изучение и обобщение передового опыта взаимодействия детей и родителей в семье;
– пропаганду положительного опыта взаимодействия в семье, родителей и детей;
– подготовку учащихся и родителей к совместной деятельности;
– создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
– оказание методической помощи родителям в развитии взаимодействия в семье;
– стимулирование взаимодействия взрослых и детей в семье.
Многообразная деятельность образовательного комплекса располагает большими возможностями для развития отношений между педагогами, родителями и учащимися. Значимость учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным.
Механизмы интеграции коллективов:
В современной социально-педагогической практике, пишет В.С. Безрукова, используется проектировочно-модельный уровень представлений об интеграции – уровень конструирования технологий интеграций, формирования соответствующих управленческо-организационных практик.
Этапы данного процесса[9]:
1-й подготовительный: диагностика и выявление индивидуальности объекта; формулирование социально-педагогической проблемы человека; социально-педагогическое прогнозирование; моделирование; разработка или выбор технологии и способа реализации; планирование социально-педагогической деятельности.
2-й непосредственно деятельности (реализация социально-педагогической технологии): апробация социально-педагогической технологии; включение объекта в процесс саморазвития.
3-й итоговый: предварительная оценка действенности социально-педагогической технологии; анализ проделанной работы[10].
В таком процессе участвует не только социальный педагог, но и другие субъекты социально-педагогической деятельности педагогической системы школы, имеющие единую цель, на основе которой ставятся задачи работы в соответствии с функциями субъектов, координируются содержание, средства, формы социально-педагогической работы с её объектами.
Интеграционные процессы включают в себя комплекс мер, направленных на усиление позитивных тенденций и на сглаживание негативных последствий отчуждения педагогов, учащихся и родителей, выраженных либо в пассивном поведении, либо в протесте против существующих условий деятельности организации:
– учебная деятельность школьников
– внеучебная совместная деятельность
– организация работы совместных информационных ресурсов (сайты, сети, др.)
Порядок организации взаимодействия коллективов педагогов, учащихся и родителей[11].
1.Необходимо познакомить родителей с содержанием обучения, учебным планом по предмету, требованиями к изучению предметов, возможными трудностями и путями их преодоления. Эту информацию родители получают в устной или письменной форме. Педагог может предложить памятки для родителей, советы и рекомендации по изучению предмета, пригласив родителей на одно из первых занятий.
2.На родительском собрании педагог предлагает перечень возможных дел, видов деятельности в классе, которые могут организовать родители:
– совместные мероприятия в классе и за его пределами;
– экскурсии в музеи, учреждения, на предприятия;
– ведение кружков, работа с проблемными и творческими группами;
– проектная деятельность;
– встречи со специалистами;
– подготовка методических материалов к уроку и др.
На основе этих предложений родители определяют дела, в которых они могли бы быть организаторами.
3.Целесообразно участие родителей в организации учебных занятий: выступление на уроке, проведение фрагмента занятия, интервью, сбор материалов к уроку, оценка, анализ учебной деятельности детей.
Педагогу важно предусмотреть задания учащимся, выполнение которых предполагает взаимодействие детей и родителей, например:
-творческие домашние задания (оформление стенгазет, фотоальбомов, книжек-малышек, написание статей и др.);
-семейные домашние конкурсы (конкурс на лучший семейный кроссворд по теме, конкурс знатоков по какой-либо проблеме);
-обсуждение в семье проблемных вопросов, общественных событий, спорных фактов и представление мнений на занятии;
-проведение детьми интервью с родителями по историческим и современным общественным событиям;
-подготовка семейных презентаций, раскрывающих актуальную тему или проблему;
-выполнение учебных проектов с привлечением родителей, родственников.
4.Целесообразно участие родителей в организации внеучебных занятий: организация конкурсов между родителями и детьми или семейными командами, выставки-ярмарки семейных работ, защита проектов.
Главным средством привлечения родителей является организация совместной деятельности детей и родителей. К сожалению, не все родители готовы принять в ней участие. Педагогу следует начинать работу с теми, кто желает с ним сотрудничать. Постепенно таких родителей станет больше, если проявлять заинтересованность в развитии каждого ребенка, желание поддержать его, помочь ему проявить себя. Также важно стимулировать родителей, поощрять их за проведение дел в классе, за участие в жизни коллектива, за совместную работу с детьми. С этой целью можно:
– делать поощрительные записи в дневнике ученика;
-оформлять благодарственные письма самым активным родителям;
-представлять результаты семейного труда;
-знакомить с лучшими достижениями семей и результатами их совместного труда через школьную печать, местную газету;
-проводить конкурсы по итогам учебного года «самая активная семья», «самый активный родитель», «самая дружная семья».
Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами школы. В то же время их реальное участие в обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий учителя по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогу необходимо проанализировать содержание учебного материала, изучить возможности родителей, семей и в тематическом планировании указать возможное участие родителей в учебном процессе, формы совместной деятельности детей и родителей при изучении предмета.
Очевидно, что активное взаимодействие педагогов, родителей и учащихся повышает эффективность обучения и воспитания детей, развивает отношения между детьми и взрослыми, сплачивает семью. От такого сотрудничества выигрывают все взаимодействующие стороны:
-педагоги повышают свой авторитет среди родителей, детей, реализуют творческий подход к обучению;
-родители занимаются самообразованием, узнают детей с новых сторон, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, улучшают общение с детьми, учителем;
-у учащихся развиваются мотивация учения, творчество, познавательная активность, формируются предметные, надпредметные и личностные компетентности.
Образовательному комплексу, как педагогической системе, присущи специфические особенности, характерные для любой социальной системы: цели, состав (наличие элементов), структура (взаимосвязь элементов), функция (реализация системой определенной цели). Понятие образовательного комплекса как социально-педагогической системы включает в себя самые различные стороны этого сложного целостного объекта: его строение, функционирование, взаимодействие с окружающей средой, развитие и т.д.
Многоплановая и разнонаправленная деятельность образовательного комплекса представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов обучающихся, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы.
Субъектами многоплановой и разнонаправленной деятельности образовательного комплекса как педагогической системы являются педагоги, специалисты, профессиональные коллективы, учащиеся и родители.
Таким образом, интеграция педагогов, учащихся и родителей в педагогической системе образовательного комплекса
- рассматривается как становление целостности социально-педагогического процесса на основе взаимодействия его субъектов;
- представляет собой процесс качественных позитивных изменений коллективного субъекта и его профессиональной деятельности, обеспечивающий возможности для профессионального развития и саморазвития членов коллектива и создающий условия для эффективного решения социально-педагогических задач;
- является сложной системой, включающей компоненты: единые ценности, принципы, цели, задачи, содержание, средства, формы и функции.
Интеграция субъектов деятельности образовательного комплекса – это процесс, создающий условия для эффективного решения социально-педагогических задач.
Список используемой литературы
Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся во внеурочной деятельности: Каким должно быть взаимодействие педагога и семьи?// – http://yspu.org/images/9/9b/Внеурочная_деятельность.pdf
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003. – 224 с.
Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности. – 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие /под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 2012. – с.226-278.
Лесковец А.Н. Педагогические условия интеграции субъектов социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе// http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14892.pdf
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72711_full.shtml [Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации – Психология и право – 2014. № 3
Чернобай Е.В. Крупные образовательные комплексы столицы как новые возможности для достижения новых образовательных результатов // «Учительская газета-Москва». – 2013. – №07. – 12 февраля. – URL: http://www.ug.ru/archive/49836 (дата обращения 10.10.2014).
[1] Чернобай Е.В. Крупные образовательные комплексы столицы как новые возможности для достижения новых образовательных результатов // «Учительская газета-Москва». – 2013. – №07. – 12 февраля. – URL: http://www.ug.ru/archive/49836 (дата обращения 10.10.2014).
[2] Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72711_full.shtml [Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации – Психология и право – 2014. № 3
[3]Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся во внеурочной деятельности: Каким должно быть взаимодействие педагога и семьи?// – http://yspu.org/images/9/9b/Внеурочная_деятельность.pdf
[4] Лесковец А.Н. Педагогические условия интеграции субъектов социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе// http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14892.pdf
[5] Коллективистская идентификация — это особый характер мотивации поступков, когда каждый субъект, исходя из нравственных принципов, действенно относится к другим членам коллектива, как к самому себе, и к себе — как ко всем другим в своем коллективе. В коллективистской идентификации противопоставление “я” и “они” снимается понятием “мы” – http://mybiblioteka.su/4-42906.html
[6] Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся во внеурочной деятельности: Каким должно быть взаимодействие педагога и семьи?// – http://yspu.org/images/9/9b/Внеурочная_деятельность.pdf
[7] Там же
[8] Там же
[9] Лесковец А.Н. Педагогические условия интеграции субъектов социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе// http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14892.pdf
[10] Там же
[11] Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся во внеурочной деятельности: Каким должно быть взаимодействие педагога и семьи?// – http://yspu.org/images/9/9b/Внеурочная_деятельность.pdf