Эффективный имидж как способ формирования педагогического мастерства
В статье представлены: исследования по имиджелогии педагогов-хореографов, самосовершенствование в формировании имиджа, направления по развитию пластичности тела, образы «Я — концепции».
УДК 793.3
Т.Н. Мацаренко,
научный сотрудник
ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ,
к.п.н.,
Москва
Исследования, проводимые учеными по формированию имиджа личности (Л.К. Аверченко, Е.В. Егорова-Гантман, В.М. Шепель и др.), важны для целенаправленного создания имиджа педагога-хореографа. Одни исследователи считают этот процесс стихийным, другие же, напротив, высказываются за его конструирование. Западная научная литература само слово «имидж» использует в сугубо специфическом контексте, в сочетании со словом «создание», «строительство». С такой трактовкой соглашаются и многие российские специалисты в области имиджелогии. Это результат сознательной работы, так как имидж является частью профессионального успеха.
Интересна модель формирования имиджа, предложенная Л.К. Аверченко (1999): определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности; «строительство внешности»; освоение коммуникативной механики (искусство публичных выступлений, ведение переговоров и бесед, умение слушать); освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусство оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях); овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни); самосовершенствование (самообразование, самовоспитание) [1]. В основе формирования имиджа лежат принципы:
- повторения — учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому;
- непрерывного усиления воздействия — наращивание аргументов или эмоционального обращения;
- «двойного вызова» — сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием. Чтобы побудить человека к чему-либо, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к его сознанию и подсознанию.
В практике хореографического искусства, психологии хореографического образования, педагогики хореографии вопрос о целесообразности формирования имиджа однозначно решен в положительную сторону. Интересные наблюдения по построению имиджа можно встретить у руководителей хореографических объединений, руководителей центров танца и педагогов хореографии. Они активно ведут работу по формированию своего личностного имиджа и имиджа коллектива, которым управляют [7].
В имидже есть как положительные, так и отрицательные моменты, возникает дилемма: быть (т.е. обладать тем, на чем строится имидж) или казаться (т.е. просто выглядеть в соответствии с имиджем, не обладая в действительности необходимыми качествами). На первый взгляд, достаточно казаться, т.е. иметь определенную маску. Именно этот взгляд на имидж преобладает сейчас. Постепенно приходит понимание, что надо быть, т.е. иметь лицо, а не маску, надо соответствовать своему имиджу. Быть всегда труднее, чем казаться, но быть — надежнее и вернее, быть дает стабильность и уверенность (И.Г. Гуменная, Л.Е. Стровский, 1997) [4].
Как показывают результаты нашего исследования, сами педагоги-хореографы считают, что руководители хореографических центров, объединений, коллективов, да и сами педагоги-хореографы должны работать над своим имиджем. В анкетировании приняли участие 230 педагогов-хореографов (70% женщин и 30% мужчин), среди которых не только педагоги-хореографы, но и руководители хореографических коллективов, артисты балета, совмещающие сценическую и педагогическую деятельности и имеющие педагогический стаж [5].
Из 230 опрошенных 95% ответили положительно на вопрос о необходимости педагогу-хореографу работать над своим имиджем. Интересно отметить, что 88 % ответили, что сами осознанно строят свой имидж. Построение имиджа педагога-хореографа находится в движении и не может быть сформировано однажды и навсегда, так как имидж, как и сама личность, не может быть постоянным, он — динамичен, его изменения необходимо постоянно отслеживать и анализировать. Работа по формированию имиджа трудная и кропотливая, в ней нет и не должно быть мелочей, материалы опубликованы на сайте www. tatianamatsarenko.com.
В ходе эксперимента мы попытались проанализировать, каковы по мнению педагогов-хореографов составляющие имиджа.
Имидж личности во многом зависит от сформированности Я-концепции, ответили 75% опрашиваемых. Любая личность, в том числе и педагог-хореограф, ведет себя в соответствии с собственной Я — концепцией. Его поведение зависит от того, с кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с людьми, с которыми взаимодействует.
Я — концепция имеет несколько аспектов: образ «Я», самооценка и социальная ориентация. Она определяет: во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации; во-вторых, как он будет интерпретировать действия других; в-третьих, его представление о том, что должно произойти [2].
Я — концепция состоит из нескольких различающихся образов. Это — Я-образ — какими мы видим себя: идеальное Я — какими нам хотелось бы быть; зеркальное Я — какими, по нашему мнению, нас видят другие, и наше реальное Я — каковы мы в действительности. Я-образы различаются по своему характеру и роли, которую они играют в самосознании человека и окружающих её людей. Таково «фантастическое Я», «желаемое Я», «настоящее (реальное) Я», «представляемое Я» и многие другие.
Особо важное значение при формировании имиджа педагога-хореографа имеет Я-идеальное — образ того, каким он должен быть, чтобы соответствовать высоким идеалам, принятым в обществе. Правильно сформированное Я-идеальное служит условием эффективности его самовоспитания. Я-образы вносят свои коррективы при формировании имиджа педагога-хореографа. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себе окружающих и, наконец, каким видит себя в данный момент — все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, каков он на самом деле (он — реальный).
Проявление интереса к самосовершенствованию является показателем того, что опрашиваемые обладают определенным уровнем самооценки. Имидж педагога-хореографа это — прежде всего результат работы над собой. Проведенное анкетирование показало, что из 230 респондентов 72% опрашиваемых возможность самосовершенствования принимают в качестве необходимого условия своей жизни, они не ставят порог своим возможностям, желают совершенствоваться, прогнозировать творческие замыслы, моделировать собственную деятельность, выделяя условия, важные для реализации цели [6].
Самосовершенствование в формировании имиджа предполагает труд умственный и физический, соединяющий творческую, организаторскую и исследовательскую деятельность. Развитие педагога-хореографа связано с изучением приоритетных направлений в современном преподавании хореографии, предполагает освоение необходимых знаний о создании хореографического объединения, организации хореографического коллектива, условиях его функционирования, осознание собственных возможностей и возможностей обучающихся.
В последнее время появилось много современных направлений, связанных с хореографической деятельностью. Изучение техники танца педагогами-хореографами приобретает важное значение для возможности преподавания и передачи опыта обучающимся. Примерами могут служить направления по развитию пластичности тела на основе единства дыхания, движения, воображения: акробатический рок-н-ролл, джампстайл, дэнсхолл, зумба, стретчинг, сальса, меренге, экспериментальный танец, хастл, contemporary dance, C-Walk, house, High Heels и многие другие.
Имидж, который педагог-хореограф подает окружающему миру, в большинстве случаев расценивается людьми как отражение его уровня самооценки, отметили 57% респондентов. В формировании имиджа педагога-хореографа самооценка способствует осознанию сильных и слабых сторон деятельности, выраженности профессионально важных качеств, стимулирует творческий рост, работу над искоренением существующих недостатков.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений педагога-хореографа о себе является социокультурное окружение. В результате самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное.
Необходимо учитывать, что имидж воспринимается массами как позитивный лишь в том случае, когда он соотносится со стереотипами, установками, уже зафиксированными в массовом сознании, сложившейся системе ценностей, с интересами и ожиданиями масс и не противоречат им.
Эффективный имидж создается с помощью таких механизмов, как убеждение, внушение, подражание, заражение, с целью обеспечения положительного отношения социального окружения к своему образу.
Имидж — это искусство «управлять впечатлением», поэтому вербальное (словесное) впечатление играет важную роль в его формировании. Восприятие имиджа педагога-хореографа во многом зависит от богатства его языка, характеристик речи. 53% опрашиваемых акцентируют, что убеждение — элемент имиджа, посредством которого взгляды и поведение педагога-хореографа подвергаются вербальному воздействию других людей. Убеждение — это и метод воспитания, используемый педагогом-хореографом.
Существуют методы убеждения: информационный, поисковый, дискуссия, взаимное просвещение.
При формировании имиджа педагога-хореографа большую роль играет его индивидуальность, отметили 43% респондентов. Необходимо учитывать неповторимое своеобразие педагога-хореографа, совокупность только ему присущих особенностей, многообразие его переживаний, мыслей, чувств, склонностей, потребностей, привычек, желаний, способностей. От того, как педагог-хореограф сможет реализовать свои качества, зависит его будущий имидж.
Личностное качество, позволяющее осуществлять загадочное влияние, особенно в случае непосредственного контакта, французский социолог Г. Лебон назвал «обаянием», немецкий ученый М. Вебер — «харизмой» [3]. Сила харизматической личности заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями и привлекательна, притягательна для других, она имеет в себе нечто, заставляющее других считаться с мнением, прислушиваться к ней [8]. Понять и объяснить это явление пытались многие ученые, но, по утверждению специалистов в этой области, труд этот далек от завершения, тем более невозможно пока научиться конструировать это качество по своему желанию.
Анкетирование, проведенное среди 230 респондентов с целью выявить слагаемые имиджа педагога-хореографа как фактора успешности его профессиональной деятельности, показало, что 21,7% педагогов-хореографов считают, что это образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит), 7,8% отметили внешний аспект (манера, походка, жесты, мимика, одежда, прическа), 5,6% акцентируют на внутреннем аспекте (эрудиция, духовность, интересы), 3,4% уверены в процессуальном аспекте (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции), 2,6% опрошенных утверждают, главное ядро имиджа — это позиция, установка, легенда.
Хорошо когда имидж оставляет место для домысливания. Домысливая «имидж», каждый может почувствовать себя соучастником процесса конструирования имиджа. Степень свободы домысливания и воображения при формировании имиджа, как правило, строго регламентируется с тем, чтобы создаваемый имидж четко соответствовал поставленным при его создании целям и задачам.
Проблема имиджа педагога-хореографа находится в рамках проблемы педагогического мастерства и, следовательно, целостное изучение феномена имиджа позволит дополнить уже изученное по проблеме профессионального мастерства педагога-хореографа. Концептуальные теоретические положения откроют новые возможности в дополнение теории становления профессионального мастерства, и определят дальнейшие пути саморазвития и самосовершенствования. С материалами можно познакомиться на сайте www.tatianamatsarenko. com.
Список литературы:
- Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. Новосибирск, 1999. 147 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М., 1986. 414 с.
- Вебер М. Харизматическое господство. //Социологические исследования. 1988. № 5. С. 139-147.
- Гуменная И.Г. Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Учебное пособие. Екатеринбург, 1997.
- Мацаренко Т.Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. М., 2015. 132 с.
- Мацаренко Т.Н.Трудности адаптации артиста балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей/ Вестник славянских культур. № 4. М., 2012. С. 135-139.
- Мацаренко Т.Н. Этапы формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа/ В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии/ Сб. ст. по материалам XXXIII межд. научно-практ. конф. № 2 (33). Часть II. Новосибирск, 2014. С. 80- 85.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.