Музыкальные занятия для детей с ОВЗ

В статье представлен уникальный опыт работы педагога с детьми с ОВЗ по обучению музыке в учреждении дополнительно образования. Педагог раскрывает секреты мастерства в сложном музыкальном развитии детей с ОВЗ, даёт рекомендации по методической работе в данном направлении.

А.Ю. Яшина,
педагог дополнительного образования,
руководитель коллектива «Волшебная флейта»
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»,
Москва

Музыка — это удивительно гибкое и пластичное средство, способное затронуть личность любого возраста и интеллектуального развития. Она влияет на мышление, тело и эмоции и способна менять поведение слушателя или исполнителя. Музыка способствует осознанию окружающего мира, независимо от того, есть ли у человека какие-либо нарушения или нет.

Развитие духовного мира ребёнка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности.

Среди методик музыкального раннего развития детей система немецкого композитора Карла Орфа (1895- 1982) занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея Карла Орфа — самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах. Он создал специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфофский набор». Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили — колокольчики (от нем. Gloke — колокольчик).

Музыкальные занятия пением и игрой на ОРФ инструментах — это одно из специфических средств, которое способствует развитию ребёнка с аутизмом. Поскольку когнитивные нарушения, влияющие на развитие таких детей, приводят к неспособности устанавливать эмоциональные и социальные отношения с окружающим миром, ребёнок страдает от неспособности понять логику явлений, хотя он и может до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Поэтому музыкальные занятия пением и игрой на ОРФ инструментах особенно ценны для детей с аутизмом, ведь музыку можно воспринимать на конкретном уровне, без постижения каких-то абстрактных процессов.

Актуальность музыкальных занятий пением и игрой на ОРФ инструментах (ксилофон, шумовые инструменты, блокфлейта) заключается в том, что они позволяют каждому ребёнку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

На музыкальных занятиях музыка используется нами в качестве интегрирующего средства, которое объединяет эмоциональные, интеллектуальные, физические и социальные факторы, непосредственно влияющие на ребёнка.

Многочисленные исследования, в частности работы Э. Уорвик, вице-президента Британского общества музыкальных терапевтов, выделяют три главных этапа в музыкальном развитии ребёнка.

На первом этапе музыка может временно миновать когнитивный процесс и непосредственно проникнуть в те области эмоций и личностного самоощущения, где имеются нарушения. Эти аспекты музыкального опыта могут «обойти стороной» вербальный язык и удовлетворить потребность ребёнка в невербальном самовыражении.

На втором этапе у ребёнка начинает расти осознание все более тесных музыкальных и человеческих взаимоотношений, на которых строится процесс занятий.

Третий этап выявляет путь к той конкретной области, в которой ребёнок способен найти подходящие для него средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений.

Любая музыкальная деятельность контролируется, главным образом, при помощи слуха. Звуки могут вызывать эмоции и откладываться на сознательном или подсознательном уровне. Они способны снова возникать в сознании и вызывать те же чувства, которые человек испытал, услышав их впервые. Способность к запоминанию звуков и их последовательности необходима для освоения вербального и невербального разговорного языка или языка музыки.

Музыкальные занятия пением и игрой на ОРФ инструментах — это одно из специфических средств, которое способствует развитию ребёнка с аутизмом. Поскольку когнитивные нарушения, влияющие на развитие таких детей, приводят к неспособности устанавливать эмоциональные и социальные отношения с окружающим миром, ребёнок страдает от неспособности понять логику явлений, хотя он и может до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Поэтому музыкальные занятия пением и игрой на ОРФ инструментах особенно ценны для детей с аутизмом, ведь музыку можно воспринимать на конкретном уровне, без постижения каких-то абстрактных процессов.

Актуальность музыкальных занятий пением и игрой на ОРФ инструментах (ксилофон, шумовые инструменты, блокфлейта) заключается в том, что они позволяют каждому ребёнку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

На музыкальных занятиях музыка используется нами в качестве интегрирующего средства, которое объединяет эмоциональные, интеллектуальные, физические и социальные факторы, непосредственно влияющие на ребёнка.

Многочисленные исследования, в частности работы Э. Уорвик, вице-президента Британского общества музыкальных терапевтов, выделяют три главных этапа в музыкальном развитии ребёнка.

На первом этапе музыка может временно миновать когнитивный процесс и непосредственно проникнуть в те области эмоций и личностного самоощущения, где имеются нарушения. Эти аспекты музыкального опыта могут «обойти стороной» вербальный язык и удовлетворить потребность ребёнка в невербальном самовыражении.

На втором этапе у ребёнка начинает расти осознание все более тесных музыкальных и человеческих взаимоотношений, на которых строится процесс занятий.

Третий этап выявляет путь к той конкретной области, в которой ребёнок способен найти подходящие для него средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений.

Любая музыкальная деятельность контролируется, главным образом, при помощи слуха. Звуки могут вызывать эмоции и откладываться на сознательном или подсознательном уровне. Они способны снова возникать в сознании и вызывать те же чувства, которые человек испытал, услышав их впервые. Способность к запоминанию звуков и их последовательности необходима для освоения вербального и невербального разговорного языка или языка музыки.

Или понижать тон, «пропевая» гласные, такие как «А» или «У». Для того, чтобы подтолкнуть ребёнка к осознанию вокального процесса, во время пения возможно предложить ему рисовать линию, изображающую движение звука. Наблюдая за движением ручки по листу бумаги, ребёнок видит, как линия соотносится с длительностью ноты, увеличиваясь до тех пор, пока тянется звук.

Тот же метод применим и к изменениям высоты звуков. Можно усложнить задание: ребёнок следует за линией пальцем, рисует её сам во время пения. Живой контакт со звуком, который ребёнок производит сам, все ещё не требует значительного участия когнитивных процессов, так как ребёнок сразу же видит результат своих действий. Однако активизация определенной умственной деятельности становится заметной. Ребёнок начинает улавливать идею причин и следствий. Он понимает, как получить определённые звуки или подготовиться к движению, приводящему к предсказуемому результату.

Процесс пения начинается с вокализации собственного имени. «Пропевание» своего имени и имён других детей создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные способности, закрепляет интерес к музыке. Следующим этапом становится исполнение песенок-потешек, народных прибауток, скороговорок, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении.

Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления.

Активно используется пальчиковая гимнастика с проговариванием стихов (В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995). Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие.

Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения с шарами «Су-джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально — подвижные игры (программа Т. Сауко, А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши». СПб., 2001).

Речь, музыка, движения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкальные занятия пением и игрой на ОРФ инструментах являются эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ребёнку ощущать себя успешно и комфортно.

Список литературы:

  1. Алвин Дж., Уорвик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. — М., 2004.
  2. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. — Ярославль, 2008.
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. — Ярославль, 2006.
  4. Захарова И.Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика. — М., 2018.
  5. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ОВЗ. — Омск, 2010
  6. Котышева Е.Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.
  7. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком. — М., 2018.
  8. Королькова Е.А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Межд. научной конференции. — Казань, 2016.
  9. Красный Ю.В. Арт-всегда терапия. — М., 2019.
  10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.
  11. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Вып. 10. — М., 2019.

Добавить комментарий

Войти с помощью: