Духовно-нравственное воспитание подростков на занятиях в школе дзюдо

В статье представлены возможности физического воспитания (дзюдо) в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств подрастающего поколения как решение одной из первоочередных государственных задач.

Из педагогического опыта

Е.А. Овчинников,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
мастер спорта

О.Г. Соловьева,
методист
высшей квалификационной категории,

ГБОУ «Школа № 1223»,
Москва

Истинное величие состоит в том,
чтобы владеть собою.

Жан де Лафонтен

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей является первостепенной государственной задачей.

В одном из своих выступлений президент РФ В.В. Путин говорил «об огромном позитивном влиянии спорта и необходимости продвижения спортивной культуры в молодежной среде». Использование средств физического воспитания в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств — один из наиболее эффективных путей подготовки молодого поколения к последующей жизни в обществе вне школы. Сущность воздействия занятий спортом на личность подростка заключается в том, что, будучи направлена на овладение искусством движений и на укрепление тела, эта деятельность способствует совершенствованию себя на основе обратной связи.

Дзюдо — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Данная позиция подтверждает актуальность обучения дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано, мастера боевых искусств, японского общественного деятеля и педагога. Сравнивая дзюдо с популярными видами спорта того времени, такими как гимнастика, бейсбол, гребля, бег и короткие пешие походы, Дзигоро Кано пришел к выводу, что дзюдо является наиболее эффективной деятельностью для физического, психологического и духовного развития человека. Подтверждением этому явилось создание в Японии в конце XIX века известной во всем мире школы дзюдо «Кодокан» (в переводе — «путь мягкости»).

Особенностью теории дзюдо, созданной Дзигоро Кано, является смещение акцента в обучении от техники борьбы к постижению жизненного пути, развитию способности ученика к внутреннему совершенствованию.

Дзигоро Кано рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности.

Главными принципами дзюдо являются:

  • взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса;
  • наилучшее использование тела и духа;
  • «поддаться, чтобы победить».

В настоящее время данный вид единоборства привлекает детей и родителей. Рекомендуют занятия дзюдо и российские врачи, поскольку статистические данные свидетельствуют о том, что дети, занимающиеся данным видом единоборства, значительно реже болеют простудными заболеваниями. Так как учебно-тренировочные занятия проводятся босиком, то юные дзюдоисты имеют возможность закаляться естественным образом, получая массаж биологически активных точек, расположенных на подошвах ног. Занятия дзюдо развивают двигательную активность, улучшают состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, благотворно влияют на нервную систему, улучшают концентрацию, что отражается на успехах детей в учебе. Занятия данным видом единоборства способствуют осознанию собственной силы и возможностей для формирования нормальной самооценки и снижения агрессивности.

В «Школе дзюдо», созданной в системе дополнительного образования ГБОУ «Школы № 1223» города Москвы, занимаются дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет.

Важной особенностью является то, что при поступлении в «Школу дзюдо» не проводится отбора детей по какому-либо критерию. Дети разной физической подготовленности могут заниматься данным видом единоборства, постепенно совершенствуя свои способности.

Следует отметить, что занятия дзюдо, согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим нормам (СанПиН), можно проводить с детьми, достигшими 10-летнего возраста. Однако формирование разнообразных координационных и двигательных навыков, овладение умениями самостраховки, группировки, стойки, борьбы вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с 7-летнего возраста.

В течение всего образовательного процесса дети и подростки проходят несколько этапов обучения по программам:

  • ознакомительного уровня «Акробатика с элементами дзюдо» (для детей 7-10 лет, срок обучения 2 года).
  • базового уровня «Дзюдо» (для подростков 10-13 лет, срок обучения 2 года);
  • углубленного уровня «Школа мастерства. Дзюдо» (для подростков и юношей 13-15 лет, срок обучения 2 года).

Этапность обучения соответствует следующим нормативным документам и рекомендациям:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса образовательных организаций дополнительного образования;
  • приказу № 922 ДОгМ от 17.12.2014 г;
  • практическим рекомендациям по возрастной физиологии и психологии;
  • теории и методике физической культуры и спорта;
  • требованиям педагогики и гигиены.

Целью трехэтапного образовательного процесса является развитие физических и психических способностей, воспитание интеллектуальных и нравственных качеств обучающихся, укрепление здоровья и формирование понятия о здоровом образе жизни в процессе овладения основами искусства дзюдо.

Данная цель реализуется через обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. В условиях дополнительного образования развивающий и воспитывающий потенциал дзюдо приобретает особое значение. Достижение результатов, представленных в программе (присвоение ученических (кю) степеней), не является самоцелью. Это лишь значимые для подростков ориентиры на пути их личностного развития.

Процесс нравственного воспитания осуществляется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов.

В задачу нравственного воспитания детей и подростков в «Школе дзюдо» входит воспитание таких нравственных качеств, как:

  • формирование воли и характера;
  • дисциплинированность в общественных контактах, учёбе и быту;
  • коммуникативность в конфликтных ситуациях;
  • порядочность в индивидуальных контактах;
  • общественная активность;
  • уважение к старшим, товарищам;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание ответственности перед самим собой и обществом за свое поведение;
  • приобщение к мировой культуре в час­ти спортивного единоборства — дзюдо;
  • осознания наследуемых ценностей и их усвоение.

В системе нравственного воспитания в «Школе дзюдо» можно выделить такие направления, как:

  • нравственное просвещение;
  • формирование нравственного опыта в процессе занятий дзюдо;
  • нравственное стимулирование.

Направление «нравственное просвещение» предполагает ознакомление воспитанников со следующими позициями:

  • с историей возникновения дзюдо и основателем школы дзюдо «Кодокан» Дзигоро Кано;
  • с принципами боевого искусства дзюдо;
  • с историей появления и развития дзюдо в России;
  • с выдающимися дзюдоистами России и Москвы (города, в котором проживают воспитанники);
  • с поясной системой (что она обозначает, почему необходимы уважение к старшим по поясу и помощь младшим по поясу);
  • с культурой поведения; этикетом;
  • с Кодексом чести дзюдоиста.

Знание и обязательное выполнение Кодекса способствует воспитанию таких личностных качеств, как:

  • вежливость,
  • смелость,
  • честность,
  • скромность,
  • самоконтроль,
  • верность в дружбе,
  • уважение к окружающим.

Сегодня во многих школах и секциях дзюдо чаще можно встретить технику этой борьбы, чем ее дух. Дзюдо — это мир, где высшей ценностью является не только физическая сила, но и человеческие качества [3]. Автор статьи считает актуальным обучение дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано: «Дзюдо — это нечто большее, чем система самозащиты, это, прежде всего, путь к себе, к умению владеть собой».

Воспитательный процесс в «Школе дзюдо» начинается с момента входа воспитанников в спортивный зал, в котором на одной из стен висит картина с изображением японских иероглифов. Перевод иероглифов означает: «Сколько бы Вы ни отрабатывали технику, в ней всегда присутствует высшая сила». Эти слова являются своеобразным напутствием юным дзюдоистам в необходимости постоянного самосовершенствования, в непозволительности чувства превосходства над другими: «Не думай, что после нескольких тренировок, ты станешь мастером. Ты можешь им и не стать спустя много лет, ибо нет конца совершенству» [5].

Другим направлением в системе нравственного воспитания «Школы дзюдо» является формирование нравственного опыта в процессе занятий.

В дзюдо все, начиная от ритуала и заканчивая какими-то мелочами, несет в себе воспитательный момент. В воспитательном процессе в «Школе дзюдо» формирование нравственности начинается с изучения этикета, знакомства с заповедями, присущими этому виду спорта. На первых занятиях воспитанники знакомятся с элементарными правилами гигиены. У дзюдоистов нет мелочей, в которых можно было бы проявить небрежность. Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми. Поэтому воспитанники учатся содержать спортивную одежду в чистоте, осваивают умение правильно уложить кимоно и т.д.

В.В. Путин, выступая на презентации учебного пособия «Искусство дзюдо — от игры к мастерству» (одним из авторов которого является он сам) сказал: «Дзюдо — это не просто спорт, это философия. Это уважение к старшим, к противнику, там нет слабых». Уважение проявляется во всем и ко всем: «Путь боевых искусств начинается и заканчивается учтивостью. Будь всегда пристойным и искренним в своей учтивости». «…Почитай учителей, уважай соперника» [4].

Весь учебно-тренировочный процесс в данном виде единоборства проходит в тесном взаимодействии с партнером, будь то отработка бросков, изучение акробатических упражнений (один выполняет упражнение, другой страхует), выполнение упражнений в парах и т.д. Поэтому с первых шагов на татами детей приучают к таким нравственным качествам, как товарищество, уважение к сопернику, умение честно вести борьбу.

Начиная с младшего возраста, на занятиях юных дзюдоистов создаются воспитывающие ситуации:

  • при проведении эмоциональных игровых ситуаций;
  • в элементарном противоборстве;
  • при подборе разнотипных пар (по типу нервной системы);
  • определении заданий в соответствии с возрастными особенностями и данными мониторингового обследования;
  • в подготовке инвентаря для занятия;
  • в выполнении заданий по самостоятельной подготовке.

Многолетний педагогический опыт позволили автору статьи определить педагогические ситуации, которые способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств. Необходимо отметить, что воспитывающее влияние каждой ситуации имеет комплексный характер, то есть та или иная ситуация способствует формированию нескольких нравственных черт: дисциплинированности, трудолюбия, честности и т.д. [1].

Одним из видов педагогических ситуаций являются поединки, рассчитанные на соблюдение выдержки, уважения к сопернику, настойчивости, целеустремленности. Воспитывающее значение таких ситуаций заключается в том, что поединок проводится между неравными соперниками, когда присутствует преимущество у одного из соперников:

  • в технической подготовке;
  • в весе;
  • в исходном положении.

Причём одному из соперников дается шанс на победу, а другой обречен на поражение. Зная свою обреченность на поражение, дзюдоист должен проявить для достойного проигрыша не только техническое мастерство и тактическое умение, но и такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, решительность. Дзюдоист, имеющий преимущество, должен проявить уважение к сопернику, умение не расслабляться и вести поединок в полную силу, а выиграв, не радоваться легкой победе.

Такие ситуации используются во время проведения учебно-тренировочных поединков в основной части занятия. На детских аттестационных соревнованиях предусматривается подбор пар участников по возрастно-весовым показателям и с учетом владения необходимыми навыками.

Другим видом педагогических ситуаций является судейство.

Судейство поединков проводят по очереди воспитанники, занимающиеся по программе углубленного уровня (5-й, 6-й год обучения). Данная педагогическая ситуация помогает воспитанникам выучить правила соревнований, жесты и команды рефери на соревнованиях. В этой ситуации важно провести объективное судейство поединка, а дзюдоистам, ведущим поединок, уметь отличить «засуживание» от реальной оценки своих действий, соблюдать выдержку, контролировать свое поведение, не реагировать болезненно на оценки и замечания их товарища, который в данный момент исполняет обязанности рефери. Значение данной ситуации заключается в воспитании честности, принципиальности, выдержки, самообладания, целеустремленности, настойчивости. Данная ситуация готовит юных дзюдоистов к участию в соревнованиях с недостаточно объективным судейством. Ситуация используется при проведении тренировочных поединков в основной части тренировки.

Еще одним видом педагогических ситуаций является проведение эстафет, спортивных и подвижных игр, которые направлены на воспитание у учащихся дисциплинированности, настойчивости, решительности, сплочённости коллектива, формирования дружеских взаимоотношений. Для проведения данного вида педагогической ситуации используются варианты, при которых занимающиеся разбиваются на слабую и сильную команды или одна команда имеет численный перевес.

Третьим направлением нравственного воспитания юных дзюдоистов является нравственное стимулирование. Нравственное стимулирование оказывает важную роль в воспитательном процессе юных дзюдоистов. Это направление реализуется через такие стимулирующие факторы, как поощрение и наказание, позволяющие скорректировать действия детей, закрепить хорошие привычки и переформировать плохие, преодолеть свои слабости, познать свои возможности.

С целью успешного проведения воспитательного процесса автор статьи в своей практической деятельности использует следующие современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, игровые и личностно-ориентированные технологии обучения. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании, отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности ребенка.

В системе дополнительного образования существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений обучающихся. В «Школе дзюдо» формой фиксирования достижений воспитанников является Карта педагогического сопровождения [1], которая позволяет выявить существует ли положительная динамика в формировании нравственных качеств, насколько воспитательный процесс, осуществляемый по дополнительной общеобразовательной программе, способствует позитивным изменениям личности подростка. Что позволяет Карта педагогического сопровождения? Она:

  • включает учет возрастных, индивидуальных особенностей, физической и психической работоспособности;
  • отражает результаты восприимчивости к педагогическому влиянию, к решению спортивных и воспитательных задач с учетом особенностей нервной системы детей;
  • отражает сформированность опыта нравственно-волевого поведения;
  • отражает особенности поведения воспитанников во время поединков, учитывая специфику дзюдо как контактного вида спорта;
  • отражает отношение воспитанника к требованиям педагога в процессе тренировочного процесса на занятиях.

Автор статьи для ведения Карты педагогического сопровождения использует такие методы, как:

  • педагогическое наблюдение;
  • комментирование действий и поединков занимающимися;
  • анализ и изучение результатов воспитывающей деятельности.

На нравственное воспитание детей огромное влияние оказывает детский коллектив, который способствует формированию положительных качеств личности и помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм.

При формировании детского коллектива автор статьи опирается на принцип «воспитания в коллективе и через коллектив», который предполагает ответственность каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена.

Для создания дружного, сплочённого коллектива, в котором не должно быть разобщенности, вражды, любых форм антагонизма между группами или отдельными воспитанниками, педагог использует следующие методы:

  • метод наблюдения, который является основным диагностическим методом;
  • метод беседы, который является дополнением в наблюдении и изучении воспитанника и почти всегда выполняет функцию воздействия;
  • методы поощрения и наказания, которые являются методами воздействия, а также распространенными способами мотивации ребенка к деятельности, особенно в спорте;
  • метод упражнения — неотъемлемая часть методики нравственного воспитания; основной путь формирования твердых навыков и привычек, правильного поведения воспитанников. Добиться успеха в формировании привычки можно лишь при систематичности упражнений и сознательности выполнения действий.

Обязательным в работе с детским и подростковым контингентом педагог считает соблюдение максимальной объективности, педагогической этики и педагогического такта.

Для создания деловых и дружеских отношений, избегания возникновения разобщенности в коллективе и конфликтов между воспитанниками автор статьи в работе с юными дзюдоистами:

  • избегает постановки «диагнозов» (способен — не способен);
  • не выделяет из коллектива потенциально более способных дзюдоистов;
  • организует коллективные обсуждения с воспитанниками по проблемам тренировки, по поведению членов команды во время спортивных соревнований, по вопросам официального распределения обязанностей и поручений в коллективе с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого воспитанника.

Добиться успеха в воспитании можно только опираясь на поддержку сплоченного коллектива, обладающего силой воспитательного влияния, умеющего предъявлять требования к членам коллектива, тем самым оказывая помощь педагогу. С этой целью педагог использует метод параллельного действия, который заключается в том, чтобы наряду с воздействиями педагога на воспитанника в том же направлении действовал и детский коллектив, руководимый педагогом.

Для эмоциональной сплоченности детского коллектива в «Школе дзюдо» проводятся традиционные мероприятия, такие как:

  • торжественный прием в дзюдоисты;
  • поздравления воспитанников, с присвоением ученической (кю) степени;
  • награды за высокие результаты на соревнованиях.

Традиционные мероприятия создают общность интересов, переживаний, сплачивают коллектив, обогащают жизнь воспитанников «Школы дзюдо».

Одним из важных воспитательных факторов является наставничество. Воспитанники старших групп «Школы дзюдо» помогают педагогу в проведении занятий, участвуют в воспитательном процессе дзюдоистов младших групп. На личном примере старших дзюдоистов младшие учатся быть дисциплинированными, ответственными перед коллективом, доброжелательными. Наставничество способствует совершенствованию положительных личностных качеств старших дзюдоистов.

В учебно-воспитательном процессе обучающихся «Школы дзюдо» руководящая роль принадлежит педагогу. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к воспитанникам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно- нравственного воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного, гражданского и личностного поведения для обучающихся.

Обычно обучающиеся как бы «впитывают» не только личные качества педагога, но и его отношение к делу: чувство стабильности, влюбленность в работу, его энтузиазм, оптимизм, требовательное и уважительное отношение ко всем воспитанникам, уверенность в спортивных успехах своих учеников.

Патриотическое воспитание — одно из важных направлений учебно-воспитательного процесса в «Школе дзюдо». Патриотическое воспитание — это систематическая деятельность, направленная на следующие аспекты:

  • на воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • на знакомство учащихся с мировой культурой в части спортивных и прикладных единоборств и осознание наследуемых ценностей;
  • на формирование у подростков уважения к культуре, истории и традициям своей страны;
  • на воспитание чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации: Герба, Флага и другой российской символики.

Для реализации этого направления юные дзюдоисты участвуют:

  • в различных акциях ГБОУ «Школа № 1223» города Москвы;
  • знакомятся с подвигами спортсменов во время Великой Отечественной войны и на трудовом фронте на материалах школьного музея;
  • участвуют в просмотре международных спортивных соревнований по дзюдо и другим видам спорта с участием российских спортсменов;
  • являются участниками внутришкольных спортивных мероприятий, посвященных историческим датам: битве под Москвой, Дню Победы, 9 мая;
  • участвуют в просмотре видеоматериалов патриотической тематики.

На итоговом занятии в конце учебного года воспитанники «Школы дзюдо» награждаются книгами о жизни выдающихся спортсменов.

Итак, рассмотрев вопросы духовно-нравственного воспитания в «Школе дзюдо», можно сделать следующие выводы:

  1. Занятия единоборствами (дзюдо) играют важную роль в духовном становлении подрастающего поколения, в формировании человека, способного к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. У воспитанников Школы будет сформировано понимание: чтобы стать настоящим борцом-дзюдоистом, недостаточно просто овладеть приемами борьбы. Ты должен заняться собой, воспитать в себе следующий комплекс умений:
  • быть ответственным, ибо результат поединка зависит от тебя самого;
  • быть дисциплинированным, выполнять режим занятий;
  • быть упорным во время тренировок, стремиться преодолеть трудности для достижения победы;
  • быть трудолюбивым, уметь концентрироваться для преодоления трудностей, не жалеть сил для достижения цели;
  • быть сдержанным, уметь контролировать свои эмоции, даже если ты проиграл, это стимул для дальнейшего развития;
  • быть уверенным в себе, решительным, целеустремленным;
  • проявлять уважение ко всем и во всем: быть честным во время поединка и уважать соперника, внимательным к замечаниям старших, товарищам по команде; проявлять культуру поведения.
  1. На примерах советских и российских дзюдоистов у воспитанников будет сформировано чувство патриотизма и гордости за свою страну, стремление не сдаваться, не жалеть сил для достижения цели.
  2. Предлагаемая автором методика проведения спортивных занятий способствует укреплению здоровья детей, физическому, интеллектуальному и нравственному совершенствованию юных дзюдоистов, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Она прививает устойчивый интерес к изучению и овладению навыками искусства дзюдо.

Литература

  1. Зуб И.В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо: Дис. канд. пед. наук. — СПб., 2005.
  2. Кано Дзигаро. Кодокан Дзюдо. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  3. Путин В.В., Левицкий А.Г., Ротенберг А.Р., Черных Д.А. Искусство Дзюдо. От игры — к мастерству. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
  4. Методические рекомендации по проекту воспитательного процесса (Азбука каратэ) спортивных школ боевых искусств ГОУ ДОД Амурской ОСДЮСШОР. — Благовещенск, 2008.
  5. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Добавить комментарий

Войти с помощью: